Метод Дельфи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 16:17, контрольная работа

Краткое описание

Система управления организацией является сложной системой, созданной для сбора, анализа и переработки информации с целью получения максимального конечного результата при определённых ограничениях.
Совершенствование управления - необходимый элемент развития любой организации. Но совершенствовать управление можно по-разному – используя опыт или решая наиболее острые проблемы, которые явно тормозят развитие. Однако наибольший эффект может дать только научный подход, который подразумевает исследование объективных тенденций развития, анализ причин и факторов возникновения проблем, предвидение последствий их разрешения, распознавание «слабых сигналов» изменения обстановки, успехов и кризиса.

Содержание

Введение 3
1 Методы исследования систем управления. Процессный подход 4
2 Метод Дельфи 7
Заключение 15
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

к.р.метод Дельфи.docx

— 117.71 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

3

1

Методы исследования систем управления.  Процессный подход

4

2

Метод Дельфи

7

 

Заключение

15

 

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Система управления организацией является сложной системой, созданной для  сбора, анализа и переработки  информации с целью получения  максимального конечного результата при определённых ограничениях.

Совершенствование управления - необходимый элемент развития любой организации. Но совершенствовать управление можно по-разному – используя опыт или решая наиболее острые проблемы, которые явно тормозят развитие. Однако наибольший эффект может дать только научный подход, который подразумевает исследование объективных тенденций развития, анализ причин и факторов возникновения проблем, предвидение последствий их разрешения, распознавание «слабых сигналов» изменения обстановки, успехов и кризиса.

Исследование систем управления - это вид деятельности, направленный на развитие и совершенствование управления в соответствии с постоянно изменяющимися внешними и внутренними условиями. В условиях динамичности современно производства и общественного устройства управление должно находиться в состоянии непрерывного развития, которое сегодня невозможно обеспечить без исследования путей и возможностей этого развития, без выбора альтернативных направлений. Исследование управления осуществляется в каждодневной деятельности менеджеров и персонала, в работе специализированных аналитических групп, лабораторий, отделов.

Актуальность  темы в том, что методы исследования систем управления играют большую роль в эффективной работе любого предприятия (организации) так, как позволяют определить проблемные участки в одном из самых важных звеньев функционирования предприятия в управленческом аппарате. Достоверность и правильность полученных результатов в основном зависит от выбора нужных и правильных методов исследования.

 

 

1.Методы исследования  систем управления.  Процессный  подход

 

Коротков Э.М. дает такое определение  исследования: «Исследование – это вид деятельности человека, включающий: а) распознавание проблем и ситуаций; б) определение их происхождения; в) выявление свойств, содержания, закономерностей поведения и развития; г) установление места этих проблем и ситуаций в системе накопленных знаний; д) нахождение путей, средств и возможностей использования новых представлений или знаний о данной проблеме в практике ее разрешения»1.

Система управления как  объект исследования обладает следующими признаками: состоит из множества (по крайней мере двух) элементов, расположенных иерархически; элементы систем (подсистемы) взаимосвязаны посредством прямых и обратных связей; система — это единое и неразрывное целое, являющееся целостной системой для нижестоящих иерархических уровней, имеются фиксированные связи системы с внешней средой.

Процесс исследования осуществляется в рамках управляемой системы и управляющих  подсистем, следовательно, касается всех аспектов деятельности организации. Исследованию подлежат сильные и слабые стороны организации, процесс производства и сбыта (на предприятии), финансовое состояние, службы маркетинга, персонал, а также организационная культура.

Исследования  как составная часть менеджмента  организации - это совокупность методов  организационного и технико-экономического исследования всех указанных выше факторов и системных характеристик конкретной организации. Поиск путей и методов совершенствования системных характеристик является основной целью исследований как составной части менеджмента2.

Исследования могут  быть разными. Например, они различаются по цели (практические и научно-практические (образовательные); могут быть эмпирического характера, т.е. опираться преимущественно на накопленный опыт и ближайший, непосредственный результат; различаются исследования и по использованию ресурсов, и времени их проведения и т.д.

В практике управления встречаются  все типы исследований.

Эффективность исследования систем управления во многом определяется выбранными и использованными  методами исследования.

Методы  исследования представляют собой способы, приемы проведения исследований. Их грамотное применение способствует получению достоверных и полных результатов исследования возникших в организации проблем. Выбор методов исследования, интеграция различных методов при проведении исследования определяется знаниями, опытом и интуицией специалистов, проводящих исследования.

Все виды действий, совершаемых в  организации, имеет смысл рассматривать  как процессы.

Под процессами понимаются логически упорядоченные последовательности этапов, преобразующих входы в  выходы. В некотором смысле такое  понимание процессов близко к  представлению об алгоритмах. И это  не случайно.

Дело в том, что в  жизни организаций всё большую  роль играют информационные технологии, которые не понимают иного языка, чем язык алгоритмов.

Эта концепция широко применяется в настоящее время. При этом функции управления рассматриваются как взаимосвязанные. Процессный подход был впервые предложен школой административного управления, которая пыталась описать функции менеджера. Однако приверженцы административного управления считали такого рода функции не зависимыми друг от друга. Процессный подход, в противоположность административному управлению, рассматривает функции управления как взаимосвязанные, и в этом состоит их принципиальное различие.

Анри  Файоль, впервые разработавший концепцию процессного подхода, предложил пять исходных функций3.

Американские  экономисты М.Мескон, М.Альберт, Ф.Хедоури считают, что процесс управления можно свести к четырем взаимосвязанным функциям.

Рис.1 Функции управления

Планирование. Поскольку посредством планирования руководство стремится установить основные направления усилий и принятия решений, которые обеспечат единство цели для всех членов организации, можно считать, что планирование — это один из способов, с помощью которого руководство обеспечивает единое направление усилий всех членов организации к достижению ее общих целей.

Организация. В свое время промышленная революция началась с утверждения того, что любая организация работы определенным образом позволяет группе работников добиться гораздо большего, чем они могли бы сделать без должной организации.

Важным  аспектом функции организации является определение, кто именно должен выполнять каждое конкретное задание из большого числа таких заданий, существующих в рамках организации, включая работу по управлению. Руководитель подбирает людей для конкретной работы, делегируя отдельным людям задания и полномочия или права использовать ресурсы организации. Одновременно субъекты делегирования принимают на себя ответственность за выполнение своих обязанностей.

Контроль. Это процесс обеспечения того, что организация действительно достигает своих целей.

Мотивация. Задача этой функции заключается в том, чтобы сотрудники организации выполняли работу в точном соответствии с делегированными им обязанностями и сообразуясь как с общим планом организации, так и с индивидуальным заданием в рамках общего плана. Отсюда важность того, чтобы руководители осуществляли функцию мотивации своих работников.

  Связующие процессы. Все четыре управленческие функции (планирование, организация, контроль и мотивация) имеют две общие характеристики: требуют принятия решений; предусматривают коммуникацию, обмен информацией.

Таким образом, обеспечивается связь управленческих функций, которая  называется связующим процессом.

 

2.Метод Дельфи

 

Методы экспертных оценок нашли  широкое применение в прогнозировании  и перспективном планировании, там, где отсутствуют достаточно достоверные  статистические данные об изучаемом  вопросе, где имеется несколько  вариантов решений и необходим  выбор наиболее предпочтительного  из них. Также эти методы применяются  при разработке новых программ в  отраслях промышленности, подверженных сильному влиянию новых открытий в фундаментальных науках.

Из методов группового опроса используют различные модификации метода Дельфи.

Мухин В.И. отмечает, чтосущность метода Дельфи состоит в последовательном анкетировании мнений экспертов различных областей науки, техники и формировании массива информации, отражающего индивидуальные оценки экспертов, основанные на строго логическом опыте. Данный метод предполагает использование серии анкет, в каждой их которых содержатся информация и мнения, полученные из предыдущей анкеты4.

Метод  Дельфи, или метод «дельфийского оракула», первоначально был предложен О. Хелмером и его коллегами как итеративная процедура при проведении мозговой атаки, которая способствовала бы снижению влияния психологических факторов при повторении заседаний и повышении объективности результатов. Однако почти одновременно «Дельфи»-процедуры стали средством повышения объективности экспертных опросов с использованием количественных оценок при оценке «дерева цели» и при разработке «сценариев».

Область применения метода: прогноз  развития науки и техники, будущих открытий и изобретений, для которых не имеется достаточной теоретической базы в момент составления прогноза, а также составление картины будущего мира, долгосрочного прогнозирования, изучения ряда экономических и социальных проблем. 

Сбор и обработка индивидуальных мнений экспертов о прогнозах развития объекта исследования производится исходя из следующих принципов:

  1. вопросы в анкетах ставятся таким образом, чтобы можно было дать количественную характеристику ответам экспертов;
  2. опрос экспертов проводится в несколько этапов, в ходе которых вопросы и ответы все более уточняются;
  3. все опрашиваемые эксперты знакомятся после каждого этапа с результатами опроса;
  4. эксперты обосновывают оценки и мнения, отклоняющиеся от мнения большинства;
  5. статистическая обработка ответов производится последовательно от этапа к этапу с целью получения обобщающих характеристик.

Покажем, как используется метод  при подготовке научно-технических прогнозов.

Опрос экспертов производится в  четыре этапа с промежутками в 2 месяца.

Разумеется, еще до первого этапа  должны быть проведены подготовительные мероприятия с экспертами.

Первый этап. Целью первого этапа является составление перечня событий для прогноза в определенной области науки и техники.

Первая анкета может быть полностью  бесструктурной и допускать любые ответы.

Эксперты в письменной форме  называют изобретения или научные открытия, которые, по их мнению, должны быть сделаны в последующие 50 лет (можно взять и другой период). При этом требуется доказать, что потребность в данных открытиях ощущается уже в настоящее время, поэтому их реализация должна осуществиться в течение 50 лет. В результате этого этапа эксперты называют определенное число событий (изобретений и открытий).

После того как прогнозы группы возвратились к организатору, он должен объединить их, идентифицировать и составить  перечень, который становится основой второй анкеты.

Второй этап. Экспертам направляют сводный перечень событий и просят оценить даты, когда может произойти реализация этих событий. Эксперты приводят соображения, по которым они считают свои оценки правильными, т.е. указать причины того, почему, по их мнению, то или иное событие не должно произойти раньше или позже прогнозируемой ими даты.

После того как прогнозы и оценки дат, сделанные членами группы, вернулись  к организатору, последний должен подготовить статистическую сводку мнений, упоминая аргументы и доводы в пользу того, что рассматриваемое  событие произойдет раньше или позже  «средней» оценки.

Затем аналитики производят статистическую обработки полученных оценок: уточняют перечень событий и анализируют характеристики ряда, т.е. рассчитывают медианы, моды и квартили, децили.

Под медианой понимается такое значение прогнозируемого признака (к примеру, времени реализации некоторого события), которым обладает центральный член ряда, составленного в порядке возрастания значений признака. Под модой понимается наиболее часто встречающееся в ранжированном ряду значение прогнозируемого признака. Квартилем называется значение прогнозируемого признака, которым обладают члены ряда под номером, представляющим всего ряда (нижний квартиль) и от всего ряда (верхний квартиль). Аналогично определяются децили.

 

 

Рис.1 Медиана и квартили в методе Дельфи

 

При четном числе экспертов медиана  равна среднему из значений оценок двух центральных экспертов. В нашем случае нечетное число экспертов 11, медиана будет совпадать с оценкой N6(рис. 1). Затем определяются верхний и нижний квартили, т.е. интервалы N1Q1и1111Q3.Величины этих квартилей в первом приближении равны значениям оценок ряда в интервале, равном 25% от начала и 25% от конца ряда. Таким образом, медиана и квартили образуют на оси ряда четыре интервала, среди которых два средних Q1Ме и Q3Meсчитаются наиболее предпочтительными. Полученные таким образом показатели принимаются за характеристики распределения оценок: медиана служит характеристикой группового ответа, а предпочтительный интервал квартилей -показателем разброса индивидуальных оценок.

Информация о работе Метод Дельфи