Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2014 в 17:18, курсовая работа
По мере развития рыночного хозяйства возникли и обострились экономические и социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически на базе частной собственности. Появилась потребность в значительных инвестициях малорентабельных или нерентабельных с точки зрения частного капитала, но необходимых для продолжения воспроизводства в национальных масштабах; отраслевые и общехозяйственные кризисы, массовая безработица, нарушения в денежном обращении, обострившаяся конкуренция на мировых рынках требовали государственной экономической политики.
Объективная возможность проводить государственное регулирование национальной экономики появляется с достижением определенного уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. Необходимость, превращающая эту возможность в реальность, заключается в нарастании проблем, трудностей, с которыми и призвано справиться государственному регулированию национальной экономики.
Введение 3
1.Рынок и государственное регулирование 4
2. Необходимость государственного регулирования экономики 7
3. Условия и предпосылки государственного вмешательства 10
4. Механизм государственного воздействия на
предпринимательскую деятельность и экономику страны. 12
Заключение 25
Список использованной литературы 27
5.Защита конкуренции. В рыночной экономике конкуренция является одним из основных регулирующих инструментов. Она является основой прогресса во всех сферах экономики, заставляя производителей товаров и услуг внедрять все новое и передовое, улучшать качество продукции и снижать издержки на ее производство. Поэтому государство всей своей мощью должно стоять на защите конкуренции. При конкуренции покупатели – это хозяева; рынок – их агент, а предприятие – их услуга. В условиях монополии ситуация резко изменяется, и покупатель вместо хозяина превращается в слугу.
6.Разработка, принятие и организация
выполнения хозяйственного
3.Условия и предпосылки государственного вмешательства.
Государство должно вмешиваться в экономику только в том случае, если имеются на то определенные условия и предпосылки. Они могут быть как позитивными, так и негативными.
Под негативными условиями понимается появление всякого рода отрицательных явлений и тенденций в различных сферах экономики, которые могут отрицательно повлиять на предпринимательскую деятельность и экономику страны в целом. Эти тенденции и являются очень разнообразны как по сущности, так и по силе негативного их влияния на экономику.
Роль государства заключается в своевременном выявлении этих тенденций и явлений, причин их возникновения и принятия соответствующих мер по их устранению.
Условиями для вмешательства государства могут быть: требования национальной безопасности; социальная напряженность в обществе; негативные явления в экономике (спад производства, инфляция, высокий уровень безработицы, структурная несбалансированность, дефицит бюджета, неконкурентоспособность отечественной продукции на мировом рынке, инвестиционный спад и т.д.); ухудшение окружающей среды и др.
Предпосылками являются еще не явные проявления негативных условий и тенденций в экономике и других сферах деятельности. В этом случае роль государства заключается в своевременном выявлении и устранении этих предпосылок.
Под позитивными понимается появление положительных явлений и тенденций в различных сферах экономики. Роль государства в этом случае заключается в своевременном их выявлении и принятии определенных мер по их поддержанию.
Знание условий и предпосылок не достаточно для государственного вмешательства. Государство должно знать их критерии, на основании которых можно было бы произвести оценку их качественного состояния.
Безработица. Она является неотъемлемым элементом рыночной экономики. Определенный ее уровень – 4 – 6 % численности рабочей силы считается нормальным и называется естественным уровнем безработицы. Естественной считается безработица, связанная с поиском более выгодной работы, с сезонными перерывами, а так же с изменением спроса на те ил иные профессии.
Государство должно вмешиваться в регулирование безработицы только в том случае, если она начинает превышать ее естественный уровень. Таким образом, критерием для безработицы является ее уровень, скорректированный уровнем естественной безработицы.
Инфляция – это повышение общего уровня цен на товары и услуга. Инфляция характерна для всех стран мира, так как цены на товары и услуги не являются постоянными величинами. До определенного уровня инфляция не представляет серьезной опасности. Выше этого уровня инфляция может принести много бед для экономики и общества в целом, поэтому государство должно отслеживать этот процесс, чтобы инфляция не могла выйти из под контроля. Меры, принимаемые государством, зависят от уровня инфляции. Различают умеренную (когда цены растут менее 10% в года), галопирующую (рост цен находится в интервале от 20 до 200% в год) и гиперинфляцию (рост цен более 200% в год).
Различают два типа инфляции:
Дефицит бюджета – это превышение расходов государства над его доходами. Государство должно стремиться не к его сбалансированности, а к тому, чтобы он не превышал определенную величину. В качестве этого критерия выступает доля дефицита в валовом национальном продукте ил ив валовом внутреннем продукте. Поэтому задача государства заключается в том, чтобы не превысить заранее определенной и допустимой величины этого критерия.
4.Механизм государственного воздействия на
предпринимательскую деятельность и экономику страны
Различают следующие формы государственного регулирования экономики:
Осуществляя регулирование социально-экономических процессов, государство использует систему методов и инструментов, применяющихся в зависимости от содержания решаемых задач, финансовых возможностей государства, накопленного опыта регулирования. На рис. 1 представлена классификация методов государственного регулирования, принятых в мировой практике.
Государство для выполнения своих функций и регулирования экономики использует экономические, административные и правовые методы воздействия на предпринимательскую деятельность и экономику страны путем издания и корректировки соответствующих законодательных актов и постановлений, а также путем проведения определенной экономической политики. В условиях реформирования экономики, в кризисных ситуациях роль государства возрастает, в условиях стабильности и оживления – снижается. Но во всех случаях государство должно придерживаться основного правила – так воздействовать на предпринимательскую деятельность и экономику страны, чтобы не разрушать рыночные основы и не допускать кризисных явлений.
Рассмотрим каждый метод государственного регулирования деятельности предприятий отдельно.
Правовое регулирование заключается в установлении государством правил экономической игры для всех субъектов рынка. Система законодательных норм и правил определяет формы и права собственности, организационно-правовые формы предприятия, условия заключения контрактов и функционирования форм, взаимные обязательства в области отношений профсоюзов и работодателей и др.
Административное регулирование включает: лицензирование (выдача на определенных условиях разрешений (лицензий) на осуществление тех или иных видов деятельности); квотирование (количественное ограничение экспорта/импорта определенных видов товаров, проводимое государством в качестве меры регулирования внешнеэкономической деятельности); контингентирование (регулирование внешней торговли в форме установления экспортных и импортных квот, законодательное ограничение эмиссии банкнот и др.). с помощью системы административных мер осуществляется контроль над ценами, учетной ставкой, валютным курсом и т.п. В настоящее время в большинстве стран сфера действия административных мер ограничивается охраной окружающей среды и социальной защитой населения.
С точки зрения воздействия на экономику в целом и на субъекты рынка может осуществляться прямое и косвенное экономическое государственное регулирование. Прямое государственное регулирование включает, как правило, три основных элемента:
Государственные субсидии можно определить как безвозмездную ссуду, которая полностью или частично покрывает издержки производства ее получателя. Субсидии предоставляются, как правило, жизненно важным в экономической структуре страны отраслям, где функционирование предприятий недостаточно рентабельно или убыточно. Такая ситуация возникает вследствие установления государством лимита цен на продукцию данной отрасли из-за ее социальной значимости либо в периоды ухудшения экономической конъюнктуры, когда предприятие может обанкротиться и прекратить поставки важной для государства продукции (оборонной техники, электроэнергии и др.). государственные субсидии не исключаются (и даже необходимы) в период крупных структурных преобразований в народном хозяйстве. Как правило, на основе субсидий осуществляется поддержка некоторых научных учреждений, учреждений систем образования, подготовки кадров и т.п. Однако этот метод прямого государственного регулирования не свободен от недостатков, основным из которых является сложность эффективного централизованного контроля за использованием выделяемых субсидий.
Государственное предпринимательство включает создание и управление производственной, экономической и социальной деятельностью государственных предприятий. Государственные предприятия возникают как по политическим и идеологическим мотивам, так и вследствие недостаточной рынка в некоторых критических ситуациях (вызванных войной или стихийными бедствиями, разрушительным воздействием на отечественную промышленность зарубежных конкурентов, нехваткой капитала и предпринимательских кадров, проблемой безработицы и т.д.). государственная собственность на предприятия ряда отраслей определяется тем, что они являются естественными или неустранимыми монополиями (водо-, газо-, энергоснабжение, железные дороги, почта).
В мировой экономике выделяются две организационно-правовые формы государственных предприятий:
Государственные публичные предприятия – это юридически самостоятельные предприятия, создаваемые специальными актами законодательного органа. Их капитал не разделен на акции или доли и целиком принадлежит государству. Государство отвечает по долгам публичных предприятий, а управляющие публичных предприятий не самостоятельны и подчиняются вышестоящим органам государственного управления, ориентируясь не на решение узкокоммерческих задач, а на реализацию общественных целей. Вследствие этого публичные предприятия, как правило, имеют низкую рентабельность или убыточны.
Капитал государственных предприятий частного права делится на части (доли или акции). Предприятия частного права чаще всего представляют собой акционерные общества открытого типа (государственные корпорации). Государству могут принадлежать все акции такой корпорации (в этом случае общество фактически является закрытым) либо контрольный пакет акций. Государство отвечает по долгам предприятий частного права. В случае ухудшения их финансового положения государство, как правило, не покрывает убытки за счет бюджетных средств, а прибегает, подобно частным инвесторам, к реализации принадлежащих ему акций на фондовом рынке.
К числу важнейших элементов прямого государственного регулирования в странах с рыночной экономикой относится государственное программирование, представляющее собой механизм формирования и реализации комплекса мероприятий по решению крупной народнохозяйственной или региональной задачи через создание необходимой продукции или услуги и размещение с помощью контрактного финансирования государственных заказов на предприятиях различной формы собственности на конкурсной основе. Существуют следующие основные типы государственных экономических программ:
Планирование и реализация конкретных мероприятий по государственным программам осуществляется при помощи государственного заказа. Формирование и реализация государственного заказа подчиняются следующим принципам:
Порядок разработки государственного заказа обычно включает в себя следующие этапы:
Непосредственно к программированию как методу государственного регулирования примыкает планирование. В отличие от директивного планирования, при котором план экономического развития страны приобретает силу закона и становится обязательным для всех звеньев народного хозяйства, общегосударственного планирование в ряде стран с развитой рыночной экономикой носит индивидуальных характер. Разрабатываемые планы формально законами не являются, представляют собой государственные программы, ориентирующие и мобилизующие отдельные звенья экономической структуры на их выполнение в интересах всего общества.
Косвенное регулирование включает такие виды, как налоговое, таможенное, амортизационное, кредитно-денежное и валютное регулирование. Следует отметить, что таможенное и амортизационное регулирование являются составляющими более общей системы налогового регулирования, однако ввиду их значительного влияния на результаты деятельности предприятий они рассматриваются независимо.
Наиболее действенным методом косвенного регулирования деятельности предприятий государством является налоговое регулирование. Налоговая система выполняет, по крайней мере, три основные задачи: