Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2014 в 17:18, курсовая работа
По мере развития рыночного хозяйства возникли и обострились экономические и социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически на базе частной собственности. Появилась потребность в значительных инвестициях малорентабельных или нерентабельных с точки зрения частного капитала, но необходимых для продолжения воспроизводства в национальных масштабах; отраслевые и общехозяйственные кризисы, массовая безработица, нарушения в денежном обращении, обострившаяся конкуренция на мировых рынках требовали государственной экономической политики.
Объективная возможность проводить государственное регулирование национальной экономики появляется с достижением определенного уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. Необходимость, превращающая эту возможность в реальность, заключается в нарастании проблем, трудностей, с которыми и призвано справиться государственному регулированию национальной экономики.
Введение 3
1.Рынок и государственное регулирование 4
2. Необходимость государственного регулирования экономики 7
3. Условия и предпосылки государственного вмешательства 10
4. Механизм государственного воздействия на
предпринимательскую деятельность и экономику страны. 12
Заключение 25
Список использованной литературы 27
В мировой практике к главным методам налогового регулирования деятельности предприятия относятся:
Разновидностью налогового регулирования деятельности предприятий является амортизационное регулирование, как правило, используемое для ускорения научно-технического прогресса в тех ил иных отраслях, регионах и др.
В условиях научно-технического прогресса, когда происходит быстрый износ производственного оборудования, закономерной тенденцией становится повышение норм амортизации и сокращение амортизационных сроков. В таких условиях важное место в активе баланса принадлежит амортизационным отчислениям, а для обновления производственного аппарата особое значение имеет политика ускоренной амортизации, позволяющая списывать стоимость основного капитала в более короткие сроки и по более высоким нормам амортизации и увеличивающая инвестиционные возможности предприятий.
Сущность политики ускоренной амортизации заключается в разрешении списывать амортизационные отчисления в масштабах, существенно превышающих реальный износ основного капитала, что выступает как своего рода налоговая субсидия предприятиям, предназначенная для последующих капиталовложений. Амортизационные отчисления включаются в себестоимость продукции и после ее реализации возвращаются владельцу. За счет увеличения себестоимости снижается (при неизменности цен на продукцию) размер налогооблагаемой прибыли и соответственно налоги, выплачиваемые предприятием.
Повышение норма амортизации и соответствующее снижение амортизационных сроков ускоряют темпы накопления капитала, что предоставляет предприятиям широкие возможности для обновления основного капитала одновременно с уменьшением массы налога на прибыль.
Действующие в настоящее время в Российской Федерации налоговые льготы можно разделить на несколько групп. Льготы первой группы распространяются на прибыль, расходуемую на инвестиции; льготы второй группы касаются прибыли, используемой на поддерживание социально-культурной сферы; льготы третьей группы могут быть получены определенными видами плательщиков.
В системе мер государственного регулирования значительное место занимает таможенное регулирование. Увеличением и уменьшением, например, импортных и экспортных таможенных сборов государство усиливает или снижает деловую активность в тех или иных отраслях промышленности за счет повышения или понижения конкурентоспособности отечественной продукции.
Рассмотрим влияние таможенной политики на примере отечественного автомобилестроения. Либерализация внешнеэкономических связей привела к проникновению на внутренний рынок России западных автомобилей, сравнимых с отечественными по уровню цен, но более высокого качества. Наиболее просты способом повышения конкурентоспособности отечественной техники оказалось повышение таможенных пошлин на ввозимые автомобили.
Так, Правительство России для поддержания конкурентоспособности российских автомобилей установило высокие импортные пошлины и тарифы на ввозимые в Россию автомобили.
Особое место в регулировании деятельности предприятий занимает кредитно-денежное регулирование. Кредит – ссуда в денежной или товарной форме, предоставленная кредитором заемщику на условиях возвратности, чаще всего с выплатой заемщиком процента за пользование ссудой. Сама природа рыночной экономики не допускает бездействия денежных средств, образующихся на определенных этапах деятельности субъектов рынка, в том числе и государства. Традиционно в условиях рыночной экономики основными источниками кредитных средств являются:
Кредит выполняет важнейшие функции в обеспечении макро- и микроэкономического равновесия. С помощью кредита осуществляется перераспределение капитала между различными отраслями и предприятиями в соответствии с меняющейся конъюнктурой рынка и необходимостью оптимизации структуры производства. Кредит осуществляет свое движение в различных формах, классическими из которых являются коммерческий и банковский кредиты.
Коммерческий кредит используется при продаже товара с отсрочкой платежа. Его объектом выступают средства в товарной форме, а целью является ускорение движения товаров, услуг и денежных средств.
Банковский кредит предоставляется владельцами денежных средств, банкам, специальными кредитными учреждениями в виде денежных ссуд. Таким образом, объектом банковского кредита является денежный капитал, заемщиком – предприниматель, государство, сектор домашних хозяйств, а кредитором – владелец денежных средств.
Кредитно-денежная политика государства является одним из важнейших средств централизованного регулирования и управления рыночной экономики развитых стран. Государство через систему специфических мер и инструментов кредитно-денежной политики создает максимально возможные условия стабилизации не только кредитно-финансовой и денежной систем, но и экономики в целом. Государственная кредитно-денежная политика в Российской Федерации осуществляется в двух основных направлениях: деятельностью Центрального Банка России и через эмиссию государственных ценных бумаг (проведение займов).
Основными инструментами регулирования Центральным банком экономики государства, отдельных отраслей и предприятий являются:
Ставка рефинансирования или учетная ставка представляет собой процентную ставку, используемую Центральным банком в качестве норматива регулирования отдельных банковских операций. Размер учетной ставки в значительной мере влияет на уровень ставок ссудного банковского процента и депозитных ставок. Если наблюдается рост ставки рефинансирования, то для коммерческих банков более выгодной среди всего перечня операций является выдача краткосрочных кредитов.
Рост ставки рефинансирования влечет за собой и рост процентных ставок по депозитам, что делает из более привлекательными, чем инвестиции в реальный сектор. Подобная политика проводит к сокращению отечественного промышленного производства. Предприятия начинают переориентироваться на производство продукции с малым производственным циклом, технология упрощается.
При устойчивом снижении ставки рефинансирования наблюдается обратная картина.
Важным инструментом государственного регулирования деятельности предприятия является система нормативов деятельности кредитных организаций. В соответствии с нормативными документами активы банка в зависимости от степени риска вложений и их возможного обесценивания подразделяются на несколько групп:
Таки образом, наименее рискованными считаются вложения в государственные ценные бумаги, наиболее рискованными – прочие активы банка, в том числе и кредиты предприятиям.
Изменение норм обязательного резервирования так же является одним из важнейших инструментов кредитно-денежной политики. Коммерческие банки обязаны держать свои резервы на специальных счетах в ЦБ. Макроэкономический смысл изменения норм обязательного резервирования состоит в регулировании объема банковских кредитов. Увеличивая норму обязательного резервирования ЦБ ограничивает использование в качестве кредитного ресурса средств, находящихся на счетах банков в виде вкладов. Уменьшая норму резервов – ЦБ стимулирует высвобождение средств для расширения кредитной активности коммерческих банков.
Одним из наиболее рыночных инструментов кредитно-денежной политики являются операции на открытом финансовом рынке. Эта операция заключается в купле-продаже ценных бумаг и соответственно уменьшении или увеличении банковских резервов. В условиях преимущественного развития кредитно-бумажных денег операции на открытом рынке представляют собой не только форму регулирования кредитных операций, но и важнейший способ контроля за обращающейся денежной массой.
Классическая форма контроля и управления экономикой посредством государственного кредита – выпуск государственных займов, которые только в США изымают одну треть ресурсов рынка государственного капитала. Традиционная роль государственных займов – обеспечение финансирования государственных расходов при недостатке бюджетных средств – дополняется стремлением использовать государственный кредит для проведения регулирующих мероприятий. В условиях развитой рыночной экономики выпуск займов, сроки и время их размещения определяются не столько дефицитом государственного бюджета, сколько потребностями регулирования денежного обращения.
Государство осуществляет также кредитную деятельность посредством выпуска займов для финансирования капиталовложений в государственные и смешанные предприятия, принадлежащие местным органам власти, предоставляет государственные кредиты из средств бюджета или государственных кредитных фондов. Государственные кредиты, направляются в отрасли, которые с точки зрения предпринимателя малоприбыльны или нерентабельны, но необходимы для функционирования экономики.
Еще одной формой государственного регулирования является валютное регулирование. Девальвируя или ревальвируя национальную валюту, государство тем самым делает выгодным или невыгодным экспорт или импорт продукции. Девальвация национальной валюты делает невыгодным импорт и расширяет экспортные возможности предприятий, стимулирую тем самым деловую активность отечественных производителей.
Заключение.
Реализация целей государственного регулирования экономики на практике обеспечивается с помощью различных методов (экономических приемов, форм и способов целесообразного действия). Опыт исторического развития свидетельствует о том, что спектр применяемых методов государственного регулирования экономики постоянно расширяется. Это обусловлено двумя основными причинами. Во-первых, постоянным ростом масштабов и усложнением структуры экономики как народнохозяйственного комплекса. Во-вторых, необходимостью предугадывания и адекватного реагирования на действия множества трудно предсказуемых факторов, оказывающих влияние на развитие национальной экономики. Причем само реагирование на изменение экономической ситуации должно быть по возможности опережающим. В этой связи необходимо решение двух задач:
Отдельные инструменты государственной политики могут употребляться для разных целей, в разных сочетаниях и с разной интенсивностью. В зависимости от характера целей будет меняться роль конкретного инструмента в арсенале методов государственного регулирования в определенный период времени. При выборе конкретных методов воздействия очень важно знать сущность и специфику каждого метода, структурную соподчиненность различных методов регулирования, непротиворечивость взаимодействия и т.д.
Государственное предпринимательство является сферой столкновения теоретических концепций неоклассиков, уповающих на действие рыночных сил, и государственников. Действительно, современная рыночная экономика невозможна без государственных подпорок, хотя значение последних не должно выходить за рамки необходимого. Соотношение между рынком и государственным вмешательством изменяется применительно к ситуации.