Механизм и особенности формирования государственного долга РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2015 в 19:30, контрольная работа

Краткое описание

Целью работы является рассмотрение сущности и особенностей государственного долга, изучение его современного состояния и социально-экономического значения, механизма формирования государственного долга Российской Федерации.

Содержание

Введение ………………………………………………………………….. 3
1. Государственный (муниципальный) долг …………………………... 5
2. Механизм формирования государственного долга ……………….. 10
2.1. Этапы формирования государственного долга………………….. 14
2.2. Особенности формирования государственного долга …………..16
2.3. Принципы формирования государственного долга ……………. 19
Заключение ……………………………………………………………… 21
Список использованной литературы …………………………………. 24

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа.docx

— 84.09 Кб (Скачать файл)

- задолженность кредиторам - не членам Парижского клуба;

- задолженность бывшим  странам СЭВ.

2. Задолженность по кредитам  иностранных коммерческих банков  и фирм, в том числе коммерческая  задолженность. В данную категорию  входила задолженность кредиторам  Лондонского клуба. Но 25 января 2010 года  Министерство финансов РФ объявило  об окончательном урегулировании  остатков долга бывшего СССР  перед участниками Лондонского  клуба кредиторов на сумму  около $1 млн.

3. Задолженность перед  международными финансовыми организациями.

4. Государственные ценные  бумаги Российской Федерации, указанные  в иностранной валюте, в том  числе:

- еврооблигационные займы;

- задолженность по облигациям  внутреннего государственного валютного  займа 1999 года;

- задолженность по кредитам  Внешэкономбанка, предоставленным  Минфину России за счет средств  Центрального банка РФ.

5. Государственные гарантии  в иностранной валюте.

6. Внешний долг субъекта  РФ, в том числе:

- по кредитам иностранных  коммерческих банков и фирм;

- по кредитам международных  финансовых организаций;

- государственные ценные  бумаги субъектов РФ, указанные  в иностранной валюте.

7. Внешний долг перед  Российской Федерацией, в том  числе:

- правительств иностранных  государств;

- иностранных коммерческих  банков и фирм.

Внешние долги иностранных государств, иностранных коммерческих банков и фирм перед Российской Федерацией по государственным экспортным и коммерческим кредитам, предоставленным или гарантированным Российской Федерацией, отражается в классификации как государственные внешние активы РФ.[5]

Долговые обязательства субъекта РФ, составляющие структуру его государственного долга, могут существовать в виде следующих обязательств:

- по государственным ценным  бумагам субъекта РФ;

- бюджетным кредитам, привлеченным  в бюджет субъекта РФ от  других бюджетов бюджетной системы  РФ;

- кредитам, полученным субъектом  РФ от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций;

- государственным гарантиям  субъекта РФ.

В объем государственного долга субъекта РФ включаются номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам субъекта РФ, объем основных долгов по кредитам, полученным субъектом РФ, и по его бюджетным кредитам от других бюджетов, объем обязательств по государственным гарантиям субъекта РФ и объем иных его непогашенных долговых обязательств. В объем внутреннего долга субъекта РФ включаются суммы названных выше долговых обязательств, выраженные в национальной валюте, а в объем внешнего долга - суммы долговых обязательств субъекта РФ, выраженные в иностранной валюте. [7]

Условия и порядок прекращения государственных долговых обязательств субъекта РФ, выраженных в национальной валюте, и их списания с внутреннего долга субъекта РФ аналогичны условиям и порядку, установленным для федерального уровня.

Структура муниципального долга представляет собой следующую группировку долговых обязательств муниципального образования по их видам:

- ценные бумаги муниципального  образования;

- бюджетные кредиты, привлеченные  в местный бюджет от других бюджетов бюджетной системы РФ;

- кредиты, полученные муниципальным  образованием от кредитных организаций;

- гарантии муниципального  образования.[8]

В объем муниципального долга включаются номинальная сумма, объемы перечисленных видов муниципальных долговых обязательств, а также объем иных непогашенных долговых обязательств муниципального образования. Муниципальные обязательства могут быть только внутренними, т.е. выражаются только в рублях. Прекращение муниципальных долговых обязательств и их списание с муниципального долга осуществляются в порядке, аналогичном федеральным и региональным долговым обязательствам.[8]

Долговые обязательства Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований полностью и без условий обеспечиваются всем находящимся в их собственности имуществом, составляющим муниципальную казну, и исполняются за счет средств соответствующего бюджета. Каждый из уровней публичной власти не несет ответственности по долгам (долговым обязательствам) другого уровня власти.

БК РФ устанавливает ограничения на объем государственного долга субъекта РФ и муниципального долга. Превышение при исполнении соответствующего бюджета предельных объемов государственного долга субъектов РФ и муниципального долга является нарушением бюджетного законодательства и влечет за собой применение мер принуждения за его нарушение, предусмотренных БК РФ.

Предельный объем государственного долга Российской Федерации устанавливается Законом о федеральном бюджете на очередной  
финансовый год и плановый период. Законом (решением) о бюджете субъекта Федерации (муниципального образования) устанавливаются верхние пределы государственного внутреннего и внешнего долга субъекта РФ (муниципального долга) по состоянию на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом и каждым годом планового периода.

Таким образом, внутренний государственный долг РФ включает в себя долги по ценным бумагам, кредитам, ссудам и государственным гарантиям РФ, субъекта РФ, муниципальных образований. Внешний долг состоит из задолженностей по кредитам иностранных государств, задолженностей перед иностранными коммерческими банками, международными финансовыми организациями. Он исчисляется в иностранной валюте. Предельный объем государственного долга Российской Федерации устанавливается Законом о федеральном бюджете. [10]

 

 

 

2.1 Этапы формирования государственного долга.

В 1992 г. и начале 1993 г. Центробанк имел в своем распоряжении только денежные инструменты - целевые кредиты и обязательные резервы. После того как в апреле 1995 г. с принятием закона «О Центральном банке» ЦБ обрел независимость, стало возможным разграничить денежно-кредитную и фискальную политику и финансировать бюджетный дефицит не за счет денежной «накачки», а с помощью долговых обязательств. С 1995 г. было прекращено прямое финансирование дефицита (прямые кредиты правительству), хотя участие Центробанка в косвенном финансировании оставалось значительным.

Активно применялись ГКО и облигации федерального займа (ОФЗ). Использование в финансировании дефицита заимствований на рынке ценных бумаг положило начало резкому росту внутреннего государственного долга, который включает в себя задолженность по ГКО и ОФЗ, облигациям государственного сберегательного займа (ОГСЗ), реструктурированную задолженность по внутренним валютным облигациям, а также просроченную задолженность по централизованным кредитам сельскому хозяйству и северным регионам. Отдельно стоят обязательства государства перед вкладчиками Сбербанка, лишившимися своих сбережений в связи с инфляцией, и обязательства по чекам на автомобили в конце 80-х годов. С ростом внутреннего госдолга увеличивались расходы на его обслуживание, которые к 1998 г. превратились в одну из наиболее крупных и прогрессировавших статей расходов федерального бюджета.

Государственные заимствования требовали значительно больше ресурсов, чем были внутренние ликвидные сбережения. Дефицит государственных финансов сократить не удалось, а возможность внешних заимствований оставалась весьма ограниченной. В этой ситуации появилась необходимость допустить нерезидентов на рынок внутреннего государственного долга. Если в 1994 г. нерезидентам было разрешено приобретать до 10% номинального объема выпуска госбумаг, то с 1 января 1998 г. Центральный банк и правительство объявили о полной либерализации рынка для нерезидентов (были отменены ограничения на срок репатриации прибыли и гарантированный уровень доходности). В результате доля нерезидентов на рынке ГКО-ОФЗ неуклонно росла и к апрелю 1998 г. составила 28-30%.

Широкий доступ нерезидентов на рынок внутреннего госдолга позволил снизить процентные ставки и тем самым, во-первых, уменьшить нагрузку на бюджет в части расходов на обслуживание долга; во-вторых, облегчить получение кредитов для реального сектора. При этом резко возросла зависимость российской экономики от конъюнктуры мировых финансовых рынков.

Даже в 1998 г., когда начался финансовый кризис, сумма внутреннего и внешнего российского госдолга по международным меркам была небольшой - примерно 54% ВВП. Для сравнения: отношение совокупного долга стран ЕС к их ВВП в 1996 г. составляло 70,4%, США - 63,1%. Но дело в том, что темпы роста российской задолженности были чрезвычайно высоки. Стремительное расширение рынка ГКО-ОФЗ в 1995-1997 гг. совпало с рекордным по объему притоком иностранных капиталов на развивающиеся рынки, в том числе в Россию. Значительную часть долговых обязательств государства приобрели иностранные инвесторы. Но после вспышки «азиатского» кризиса в 1997 г. их готовность к риску сменилась осторожностью, начался отток капиталов. Тяжесть положения усугублялась тем, что более половины внутренних обязательств были краткосрочными (со сроком погашения менее года), в июне 1998 г. они почти в 4 раза превышали официальный показатель валютных резервов.

От сильного внешнего шока (из-за падения сырьевых цен на мировом рынке и оттока капиталов с развивающихся рынков) эта уязвимая долговая конструкция, основанная на постоянном рефинансировании старых долгов новыми, рухнула. К апрелю 1998 г. уже не ГКО затыкали бюджетные прорехи, а бюджет начал работать на ГКО. Накануне 17 августа 1998 г. казна выплачивала по 1 млрд долларов в неделю по старым облигациям, а покупать новые инвесторы перестали. На выплаты по ГКО-ОФЗ уходило до 70% доходов бюджета. Инструмент покрытия дефицита бюджета превратился в свою противоположность. Рефинансировать долг на финансовом рынке было невозможно, а на резкое снижение расходов бюджета не соглашалась Государственная Дума. Привлечение внешних инвесторов поначалу замедлило наступление краха ГКО, а затем их уход с российского рынка ускорил его.

Что касается части внутреннего долга, которая приходится на обязательства правительства иностранным владельцам неликвидных ГКО, девальвация рубля снизила объемы рублевых обязательств в долларовом выражении. К 2001 г. внутренний долг без учета долга Центробанку не превышал 9 млрд. долларов по сравнению с 70 млрд. до кризиса. Минфину разрешено выпустить на рынок долговые обязательства в размере, не превышающем законодательно установленные пределы внутреннего госдолга. На 1 января 2001 г. внутренний долг не должен был превышать 593,3 млрд. рублей по долговым обязательствам России и 30 млрд. рублей по целевым долговым обязательствам. В структуре внутреннего госдолга задолженность по ГКО и ОФЗ составляет 517,5 млрд. рублей (92,1%). [11]

 

2.2. Особенности формирования государственного долга

Государственный долг состоит из внутреннего и внешнего долга государства. 
Внутренний государственный долг (D) - задолженность государства домохозяйствам и фирмам данной страны, которые владеют ценными бумагами, выпущенными ее правительством.

 
Внешний государственный долг (DI) - это задолженность государства перед иностранными гражданами, фирмами, правительствами и международными финансовыми организациями.

 
Основными причинами создания и увеличения государственного долга являются:

 
• увеличение государственных расходов без соответствующего роста государственных доходов; 
• циклические спады и автоматические стабилизаторы экономики; 
• сокращение налогов в целях стимулирования экономики без соответствующей корректировки (уменьшения) государственных расходов; 
• влияние политических бизнес-циклов - чрезмерное увеличение государственных расходов накануне выборов с целью завоевания популярности избирателей и сохранения власти.

 
Существует положительная взаимосвязь между размерами бюджетного дефицита и государственного долга. Бюджетный дефицит увеличивает государственный долг, а рост долга, в свою очередь, требует дополнительных расходов бюджета на его обслуживание и тем самым увеличивает бюджетный дефицит.

 
На объема бюджетного дефицита происходят все изменения в величине государственного долга, в том числе обусловленные влиянием инфляции. Именно поэтому важно, чтобы государственная задолженность измерялась также в реальных, а не только в номинальных величинах.

 
Бюджетный дефицит усугубляется явлением квазифискальных расходов и квазифискального дефицита.

 
В общем виде можно выделить два типа квазифискальных расходов государства:

 
• обязательства государства по расходам 
• квазисубсидии центрального банка.

 
Обязательства государства по расходам - это отложенные во времени бюджетные обязательства, т.е. перенесенные на будущие расходы бюджета, которые не учитываются в текущей бюджетной отчетности. Такого рода обязательства возникают вследствие скрытого государственного субсидирования импорта или предоставления государственных гарантий с высокой вероятностью платежей по ним.

 
Квазисубсидии центрального банка - это деятельность центрального банка, которая касается бюджетных операций правительства и финансируется за счет его собственных доходов. Оно охватывает отдельные операции, связанные с государственным долгом, финансивання убытков, возникших вследствие стабилизации валютного курса, централизованные кредиты экономике, рефинансирование льготных кредитных программ и преференций.

 
Вследствие квазифискальных операций государства за пределами бюджета истинные масштабы государственных расходов и, соответственно, величины бюджетного дефицита и государственного долга занижаются.

 
Абсолютный размер государственного долга является не очень показательным макроэкономическим индикатором, поскольку долг растет по мере увеличения ВВП, и на его величину влияет инфляция. Более содержательными являются относительные показатели задолженности, а именно: 
•отношение долга к ВВП; 
• отношение суммы обслуживания долга к ВВП.

 
Относительная величина государственного долга ("долг / ВВП") зависит от таких факторов, как уровни реальной процентной ставки, которой определяется размер выплат по долгу, темп роста реального ВВП и объем первичного бюджетного дефицита. Уменьшение относительной задолженности в экономике возможно при условии, если темпы роста реальной процентной ставки будут ниже темпов роста реального ВВП, а доля первичного бюджетного излишка относительно ВВП. [12]

Информация о работе Механизм и особенности формирования государственного долга РФ