Механизм социальной защиты населения в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 12:02, курсовая работа

Краткое описание

Социальная устойчивость общества обеспечивается, прежде всего, на основе социальной политики государства. Республика Беларусь – это унитарное демократическое социальное правовое государство. В нашей стране ведется активная поддержка социальной сферы, разрабатываются и совершенствуются мероприятия по социальной защите. В настоящее время уже разработана система адресной социальной помощи населению. Развитие социально–культурного комплекса в Республике Беларусь направлено на формирование духовно богатого и физически здорового человека. Предусматривается создание необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества базовых социальных услуг (прежде всего медицинского обслуживания и общего образования), расширение возможностей выбора их населением.

Содержание

Введение …………………………………………………….…………….….……..4
1 Социальная защита: понятия и критерии оценки ……….……………....….….6
2 Основные направления социальной защиты …………….………………....…..11
2.1 Основные направления социальной защиты в Республике Беларусь .....…...11
2.2 Основные направления социальной защиты в развитых странах мира ……15 3 Механизм социальной защиты населения в Республике Беларусь .……....…..19
4 Пути совершенствования социальной защиты Республики Беларусь …....….25
Заключение ……….………………………….………………….………………….30
Список использованных источников ………….………………………………….31

Вложенные файлы: 1 файл

МОЙ КУРСАЧ - соц. защита.docx

— 91.27 Кб (Скачать файл)

Рассмотрев две группы социальных выплат, осуществляемых на основе социального  страхования и социальной помощи, можно установить следующие различия между ними (рисунок  3.1).

 

 

 

 

№ п./п.

Социальное страхование

Социальная помощь

1

Осуществляется  на основе государственных законодательных  актов Республики Беларусь

Осуществляется  на основе, как государственных законодательных актов, так и нормативных правовых актов субъектов Республики Беларусь  и органов  местного самоуправления

2

Право лица основывается на участии в страховых  взносах без учета нуждаемости

Право лица основывается на уровне доходов, а также статусе соответствующих  лиц

3

Ограниченность  форм и видов социальной помощи

Разнообразие  видов социальной помощи

4

Источниками финансирования служат социальные отчисления работодателей и работников, имеющие  обязательный характер

Осуществляется  из бюджетов всех уровней и собственных  средств общественных организаций, в том числе благотворительных

5

Размер  устанавливается законодательными актами и увязывается с предшествующим уровнем оплаты труда

Допускается определенная свобода в становлении  размеров


 

Рисунок 3.1 - Различие в социальных выплатах, осуществляемых на основе

социального страхования  и социальной помощи

 

Социальное страхование представляет собой систему правовых, экономических  и организационных мер по профилактике, минимизации и компенсации отдельных видов социального риска. Социальное страхование распространяется на работников независимо от характера и длительности выполняемой работы, системы оплаты труда, а также от того, состоят они в штате предприятия или являются внештатными работниками.

Функции социального страхования  таковы:

- защитная функция социального  страхования заключается в поддержании определенного материального уровня застрахованного в случае снижения его обычного уровня доходов и при возникновении непредвиденных расходов;

- компенсирующая функция обеспечивает  возмещение ущерба в результате утраты заработка;

- воспроизводственная функция  заключается в обеспечении застрахованному покрытия расходов, необходимых для его нормальной жизнедеятельности и воспроизводства населения;

- перераспределительная функция  состоит в разделении материальной ответственности за социальные риски между всеми застрахованными; всеми работодателями; работодателями и застрахованными; застрахованными, работодателями и государством;

- стабилизирующая функция заключается  в согласовании интересов работников, работодателей и государства по уровню социальной защиты; круга лиц, подлежащих социальному страхованию; распределении финансовой нагрузки между социальными субъектами; участии в управлении социальным страхованием.

Социальное страхование основывается на предварительном выявлении и учете социальных рисков, при этом обеспечивается совместная материальная ответственность и солидарность за индивидуальный риск.

Например, риск безработицы связан с деятельностью трех субъектов: работника, работодателя и государства. Определенная доля риска и, следовательно, ответственности за него приходится на работника (он выбирает определенную профессию и имеет соответствующий уровень квалификации). Работодатель рискует при организации производства определенных товаров и услуг (может недостаточно обоснованно выбрать сферу деятельности и стратегию развития фирмы) и, наконец, государство должно также нести свою долю ответственности по риску, связанному с недостатками социально-экономической политики и законодательства.

Социальные риски (риск потери работником способности к труду из-за болезни  и старости, несчастного случая и  инвалидности и т. д.) обусловлены  социальными условиями и не зависят  от каждого отдельного человека. Каждый вид риска имеет свою природу и проявляется по-разному для различных групп населения, поэтому соответствующие им виды социального страхования имеют свою специфику и особую форму организации. Например, основная доля риска несчастного случая на производстве и ответственности за него ложится на работодателей.

Следует подчеркнуть, что социальное страхование подразумевает не только выплаты денежных компенсаций, но и  предоставление определенных услуг по профилактике, лечению, реабилитации, причем именно профилактические меры зачастую определяют эффективность всей системы социальной защиты населения.

Классификация видов и форм организации  социального страхования такова:

1)  по видам социального риска:

- в связи с болезнью;

- из-за несчастного случая на  производстве;

- вследствие инвалидности;

- по причине достижения нетрудоспособного  возраста;

- ввиду беременности и материнства;

- по причине безработицы;

- по случаю смерти;

2) по степени добровольности:

- обязательное страхование от  определенных видов социального риска (обязательность закрепляется в государственном законодательстве);

- добровольное страхование (например, дополнительные пенсии из негосударственных пенсионных фондов);

3) по внутренней организации:

- государственное страхование;

- региональное и муниципальное  страхование;

- профессионально-отраслевое страхование;

- международное страхование;

4) по сфере действия:

- местное и частное (распространяется  на определенную часть населения  страны);

- всеобщее (охватывает всю территорию  страны и значительные массы  населения);

- международное.

Социальная помощь распространяется на такие группы населения и на такие виды обеспечения, которые  практически невозможно осуществить на принципах социального страхования. Социальная помощь  представляет собой финансирование потребностей отдельных  индивидов или категорий населения, не имеющих других источников существования. Социальная помощь носит адресный  характер и изначально предполагает проверку нуждаемости  лица, претендующего на ее получение. В отличие от социального страхования, которое основано на страховых отчислениях,  социальная помощь предоставляется независимо от уплаты  взносов, она может иметь и денежную, и натуральную (обеспечение горячим питанием, лекарствами и т.д.) формы. Она предназначена для наименее защищенных и наиболее нуждающихся категорий населения и осуществляется за счет поступлений в бюджет.

Критерий выдачи пособий — оценка нуждаемости на основе учета уровня доходов и размеров собственности  соответствующих лиц. Цель выдачи пособия  — доведения уровня доходов лица до определенного обществом минимума. Разработка программ социальной помощи предполагает решение следующих задач:

- определение критериев нуждаемости  во вспомоществовании;

- обоснование включения в программу  определенных групп населения и их  ранжирование;

- правовое оформления получения  социальной помощи;

- обоснование размеров выплат  отдельным группам граждан исходя из прожиточного минимума;

- прогноз численности населения,  нуждающегося в получении социальной помощи, и соответствующей суммы в расходной части средств на социальную помощь, анализ возможности ее обеспечения и в случае дисбаланса — корректировки размеров выплат.

Важнейшей составной частью социальной защиты являются органы социальной защиты населения. Под органом социальной защиты населения понимается созданное в установленном порядке образование, характеризующееся определенными задачами, функциями, структурными особенностями и соответствующей компетенцией (рисунок  3.2).

 

 

 

 

Механизмы социальной защиты

Формы и виды социальной защиты населения

Источники финансирования

Категории граждан

Условия предоставления

1. Социальное страхование

 

1.1 Государственное обязательное социальное страхование

1.Социальные выплаты,  в том числе:

- пенсии (трудовые);

- пособия по социальному  страхованию

-компенсационные выплаты

Внебюджетные фонды в  том числе:

- Фонд социального страхования

- Пенсионный фонд

- Фонд обязательного медицинского страхования

Застрахованные лица в  соответствии с действующим законодательством

Страхование по дифференцированным ставкам (страховой взнос)

1.2 Добровольное социальное страхование

2.Медицинские услуги и  лечение пенсии (дополнительные), медицинские  услуги и лечение

Фонды добровольного социального страхования, негосударственные пенсионные фонды

Застрахованные на добровольных основаниях

Страхование в соответствии с договором

2.Социальная помощь

1.Социальные выплаты в том числе:

- социальная пенсия;

- пособие по малообеспеченности (нуждаемости) и другие пособия;

- компенсационные выплаты;

- льготы

2.Натуральная помощь

3.Социальные услуги на основе социального обслуживания

Бюджеты всех уровней или средства общественных и благотворительных объединений (организаций)

Средства организаций

(работодателей)

 

Лица, оказавшиеся  в трудной жизненной ситуации и неспособные преодолеть ее самостоятельно

 

Малообеспеченность (нуждаемость), заявительность

3.Социальная поддержка

Аналогично социальной помощи

Бюджеты всех уровней, средства работодателей

Трудоспособные лица

Трудная жизненная ситуация


 

Рисунок  3.2 - Характеристика механизмов социальной защиты

 

 

 

В состав органов социальной защиты включаются:

 • сеть учреждений и предприятий  социальной защиты и обслуживания населения различных организационно-правовых форм (социальные службы), а также научно-исследовательские и образовательные учреждения, занимающиеся научными разработками в сфере социальной защиты населения, и подготовке социальных работников. Наряду с юридическими лицами социальные услуги оказывают и предприниматели без образования юридического лица;

• органы управления социальной защитой  населения, обеспечивающие полноценную деятельность организаций социальной защиты и социального обслуживания населения;

• органы финансирования социальной защиты населения, в качестве которых выступают государственные внебюджетные и добровольные фонды социального страхования.

Центральное место в системе  органов управления социальной защитой населения занимают государственные органы управления, среди которых, прежде всего, выделяются органы исполнительной власти, которые непосредственно осуществляют функции государственного управления в установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами пределах; наделены соответствующими компенсациями; имеют определенную структуру и управленческий персонал. [11, с. 306-317]

Высокий уровень бедности влияет на тенденции обострения и  других проблем жизнедеятельности  семей, среди которых можно назвать  малодетность, рост числа неполных семей, большую долю социально уязвимой группы детей, снижение воспитательных возможностей семьи.

Для решения проблем бедности, чрезмерного социального расслоения в Беларуси реализуются ежегодные  программы занятости населения, государственные программы поддержки и развития предпринимательства, Концепция совершенствования оплаты труда, Президентская программа «Дети Беларуси». Основные направления государственной семейной политики, Государственная программа «Жилье», программа по проблемам пожилых людей и др.

Действует система социальной защиты, социального страхования, где наряду с традиционными инструментами (пособиями, адресными субсидиями) используются и дополнительные меры защиты (оказание натуральной помощи, общественные работы, переподготовка кадров и др.).

Поскольку проблемы бедности в Беларуси, как и проблемы оплаты труда, имеют системный характер, то для повышения уровня жизни, эффективности  политики доходов и занятости  потребуются дальнейшие преобразования в социальной и экономической сферах.

Важную роль в них призваны сыграть меры по совершенствованию социальной политики в целом и ее основных направлений в частности.[5, с. 749]

 

  1. Пути совершенствования социальной защиты Республики Беларусь

 

     Целью социальной  защиты в среднесрочной перспективе  является недопущение снижения  жизненного уровня населения,  особенно наименее защищенных  категорий (пенсионеров по возрасту, инвалидности, многодетных и неполных семей), чей совокупный доход ниже установленного бюджета прожиточного минимума.

Информация о работе Механизм социальной защиты населения в Республике Беларусь