Механизм социальной защиты населения в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 12:02, курсовая работа

Краткое описание

Социальная устойчивость общества обеспечивается, прежде всего, на основе социальной политики государства. Республика Беларусь – это унитарное демократическое социальное правовое государство. В нашей стране ведется активная поддержка социальной сферы, разрабатываются и совершенствуются мероприятия по социальной защите. В настоящее время уже разработана система адресной социальной помощи населению. Развитие социально–культурного комплекса в Республике Беларусь направлено на формирование духовно богатого и физически здорового человека. Предусматривается создание необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества базовых социальных услуг (прежде всего медицинского обслуживания и общего образования), расширение возможностей выбора их населением.

Содержание

Введение …………………………………………………….…………….….……..4
1 Социальная защита: понятия и критерии оценки ……….……………....….….6
2 Основные направления социальной защиты …………….………………....…..11
2.1 Основные направления социальной защиты в Республике Беларусь .....…...11
2.2 Основные направления социальной защиты в развитых странах мира ……15 3 Механизм социальной защиты населения в Республике Беларусь .……....…..19
4 Пути совершенствования социальной защиты Республики Беларусь …....….25
Заключение ……….………………………….………………….………………….30
Список использованных источников ………….………………………………….31

Вложенные файлы: 1 файл

МОЙ КУРСАЧ - соц. защита.docx

— 91.27 Кб (Скачать файл)

Основные направления  и задачи социальной защиты предусматривают  усиление государственной поддержки  социально уязвимых слоев и групп  населения, повышение эффективности  социальных программ и рациональное использование выделяемых государством средств на социальную защиту. [2, с. 232]

С учетом международного опыта  государств с сильной социальной политикой  можно выделить следующие  направления совершенствования  системы социальной защиты в Республике Беларусь:

Внедрение программ адресной результативно-ориентированной социальной помощи малоимущим.

Данные программы должны быть ориентированы на достижение устойчивых и измеримых результатов у  получателей помощи за счет активизации  их внутреннего потенциала и использования  комплекса современных подходов (встречные обязательства клиентов и санкции за их нарушение, адресный характер помощи, индивидуальный подход к назначению помощи и дифференцированный размер денежных пособий и др.). Основным результатом таких программ должно быть появление у граждан возможности впоследствии жить независимо от выплат и услуг системы социального обслуживания.

Внедрение системы мониторинга  и оценки результативности предоставления социальной помощи и социальных услуг.

Целью разработки и применения этой системы является переориентация существующей практики мониторинга  в бюджетной сфере с процесса на результат, то есть положительные  изменения у получателей помощи и услуг. При этом важно, чтобы  данные мониторинга результативности не оставались лишь в отчетах, а активно  использовались при принятии управленческих решений и, следовательно, повышали качество этих решений.

Система должна строиться, во-первых, на принципе обеспечения логической связи между собираемыми данными  и управленческими решениями, находящимися в компетенции соответствующих  органов социальной защиты населения. Во-вторых, - на определении ожидаемых  результатов социальной помощи в  реалистичном и измеримом виде и  на основании потребностей той клиентской группы, для которой она оказывается. В-третьих, - на принципе максимально  возможного совмещения достоверности, низкой ресурсоемкости и простоты использования  в способах сбора информации. И, наконец, в-четвертых, — на принципе учета  социальной помощи, которая оказывается на территории региона на внебюджетные средства.

Внедрение практики государственного социального заказа в систему  социального обслуживания.

Государственный социальный заказ осуществляется в форме  покупки социальных услуг и  проектов: распорядитель бюджетных средств - заказчик (покупатель) услуг в пользу третьих лиц – потребителей услуг, как правило, на конкурсной основе осуществляет отбор наилучшего поставщика услуг  на выполнение задания заказчика  по лучшему соотношению цены и  качества.

Ключевыми преимуществами внедрения  государственного социального заказа в систему социального обслуживания являются:

  • наличие четкого технического задания на оказание социальных услуг, которое включает в себя конкретные параметры, ожидаемые результаты (положительные изменения у потребителей услуг) и рассчитанную максимальную стоимость оказания услуг;
  • ответственность исполнителей заказа перед заказчиком в объеме, предусмотренном договором;
  • выбор наиболее компетентного исполнителя за счет использования конкурсных механизмов размещения заказа;
  • государственный заказ стимулирует возникновение конкурентной среды поставщиков социальных услуг, что ведет к повышению качества услуг и удовлетворенности клиентов услугами;
  • достигается эффективное использование бюджетных средств за счет снижения закупочной стоимости услуг и возможности оценить результативность и эффективность предоставляемых услуг на основе  технического задания на оказание социальных услуг.

Внедрение практики потребительских  субсидий в форме социального  сертификата (ваучера).

Социальный сертификат (ваучер) – документ на предъявителя, который  потребитель получает от распорядителя  бюджетных средств и может  его обменять на конкретную услугу у поставщиков. Круг этих поставщиков  может заранее определяться распорядителем бюджетных средств путем квалификационного  отбора, но должен быть максимально  широким для обеспечения удобства потребителей и конкуренции среди  поставщиков. После оказания услуги поставщик по полученному от потребителя  сертификату получает возмещение стоимости  услуги от распорядителя бюджетных  средств.

Социальные сертификаты  позволяют:

  • стимулировать у клиентской группы целевой спрос на ту или иную услугу;
  • повысить удобство получения услуги для потребителей;
  • создает мотивацию для поддержания и повышения качества услуг за счет появления конкурентных отношений среди поставщиков;
  • предоставляет возможность контроля качества работы поставщика услуги со стороны органа власти, который выступает заказчиком услуги;
  • максимально снижает коррупционные риски, так как поставщики услуг в конечном итоге конкурируют между собой не перед чиновниками, а перед самими потребителями услуг.

Создание правовых условия  для обеспечения норм "поддерживающей занятости" или "защищенной занятости", которое будет регулировать трудовые отношения для людей с ограниченными возможностями, неконкурентоспособных на открытом рынке труда.

Сегодня предусмотрены налоговые  льготы для предприятий, имеющих  численность инвалидов более 50% от общего числа работников. Этот вид  льгот стимулирует только специфические  производства, ориентированные исключительно  на инвалидов, но не стимулирует интегрирование инвалидов в обычные трудовые коллективы. Например, если в малом  городе проживает 50 человек с ограниченными  возможностями, то предприятие численностью в 150 человек никак не заинтересовано в их трудоустройстве. Даже если оно  трудоустроит все 100% инвалидов данного  города, оно не получит никаких  налоговых преференций. Вместе с  тем организация рабочего места  для инвалида требует большего количества затрат от предприятия и производительность работы инвалида часто ниже, чем  производительность здорового человека. Как результат, в Беларуси в настоящее  время трудоустроено не более 20% инвалидов, которых насчитывается  более 500 тыс.

Нужна государственная система  стимулирования, которая бы была ориентирована  на трудоустройство инвалидов вне  зависимости от их доли в общей  численности работников предприятия. Кроме этого, необходим особый налоговый  статус для «социальных предприятий» (коммерческих предприятий, где численность  инвалидов более 50% от общего числа  работников), а также необходима государственная поддержка некоммерческих производственных мастерских для людей  с тяжёлыми ограничениями, не дающих прибыли, но предполагающих труд как  вид социальной адаптации и дополнительного  источника трудовых доходов.

Создание благоприятных  правовых условий для деятельности групп взаимопомощи и некоммерческих организаций, оказывающих социальную помощь населению.

Создание благоприятных  правовых условий для деятельности социально-ответственного бизнеса  и граждан, оказывающих благотворительную  помощь организациям социального обслуживания.

Создание льготного режима налогообложения для некоммерческих организаций системы социального  обслуживания, производящих социальные услуги.

Производство социальных услуг некоммерческими организациями  не должно рассматриваться как предпринимательская  деятельность и иметь особый статус налогообложения, с условием, что  основной целью деятельности организации  не будет являться извлечение прибыли; прибыль не будет распределяться между учредителями, членами, должностными лицами, членами органов управления, или наемными работниками, а направляться исключительно на развитие общедоступных социальных услуг. [13]

В целях обеспечения благоприятных  условий для развития семьи и стабилизации рождаемости намечается:

  • совершенствование системы государственных пособий семьям, воспитывающим детей;
  • развитие социального обслуживания семьи;
  • содействие всем формам предпринимательской деятельности семей;
  • совершенствование налоговой политики в интересах семьи;
  • проведение ежегодного мониторинга социально–экономического потенциала семьи.

Размеры пособий будут  увеличиваться в зависимости  от среднедушевого бюджета прожиточного минимума.

Молодежная политика направлена на решение насущных проблем жизни молодежи – образование, занятость, улучшение жилищных условий, поддержку учащихся и студентов, воспитание патриотизма и добросовестного отношения к труду, повышение престижности труда молодежи в реальном секторе экономики. Эта поддержка состоит в первую очередь в предоставлении молодому человеку возможности трудиться и зарабатывать себе на жизнь. Значительным шагом в решении проблем молодежи станет повышение стипендий. Намечается расширить строительство жилья для молодежи, улучшить и удешевить питание школьников, учащихся ПТУ, студентов.

Развитие социально–культурного комплекса в Республике Беларусь направлено на формирование духовно богатого и физически здорового человека. Предусматривается создание необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества базовых социальных услуг (прежде всего медицинского обслуживания и общего образования), расширение возможностей выбора их населением.

Государственная поддержка  в этих важных сферах общества направлена на обеспечение населения государственными минимальными социальными стандартами, реализацию мер по укреплению их материально–технической  базы, а также на повышение статуса  их работников.[2, с. 233-234]

Приоритетными направлениями политики в области оплаты труда являются: кардинальное повышение уровня заработной платы работников как основного источника формирования денежных доходов населения и важного стимула трудовой активности, повышения производительности труда и эффективности хозяйствования во всех звеньях экономики, роста инвестиционного потенциала населения; снижение налоговой нагрузки на фонд заработной платы субъектов хозяйствования всех форм собственности, что будет способствовать созданию новых рабочих мест, легализации теневых доходов населения.

Важной составляющей повышения  уровня и качества жизни населения, вовлеченного в трудовую деятельность, является социальное страхование. Его развитие необходимо направить на обеспечение гарантий по защите населения от социальных и профессиональных рисков, сопряженных с утратой заработка, работы или здоровья, формирование достаточной экономической базы для возмещения основных социальных страховых рисков.

В области организации  системы социального страхования  требуется решить две важнейшие  задачи: обеспечить объективную оценку, учет и анализ уровня и факторов социального риска для различных категорий работников; добиться справедливого распределения ответственности за отдельные виды риска между субъектами социально-трудовых отношений.

Решению этих задач будут  способствовать:

установление дифференцированных страховых взносов в зависимости  от расходов по каждому виду страхования (класса риска);

увязка размеров страховых  услуг с размерами взносов  и сроками их уплаты;

персонифицированный учет по отдельным видам страхования;

стимулирование увеличения страховых накоплений за счет собственных  средств застрахованных;

осуществление

строгого контроля за расходованием  страховых средств;

освобождение страховых  внебюджетных фондов от выплат пособий  нестрахового характера. [5, с. 757-758]

Важнейшим условием реализации этих мер должна стать координация  различных видов государственной  социальной поддержки граждан и  создание единой информационной системы  социальной помощи.[4, с. 30]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В соответствии с поставленными  целями, в данной работе рассмотрена система социальной защиты, изучены основные направления и механизмы социальной защиты в Республике Беларусь.

В целом, Беларусь в процессе трансформационного перехода смогла не допустить значительных негативных явлений в социальной сфере, связанных  с безработицей, резким расслоением  населения по уровню доходов, снижением  доступности услуг здравоохранения  и образования и др. Однако, многое еще предстоит сделать для  того, чтобы система социальной защиты была развитой и эффективной, способствовала стабильности в обществе, уверенности  граждан в завтрашнем дне, смягчению  социальных конфликтов, расширению возможностей для всех слоев населения в  удовлетворении своих потребностей.

Информация о работе Механизм социальной защиты населения в Республике Беларусь