Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 12:02, курсовая работа
Социальная устойчивость общества обеспечивается, прежде всего, на основе социальной политики государства. Республика Беларусь – это унитарное демократическое социальное правовое государство. В нашей стране ведется активная поддержка социальной сферы, разрабатываются и совершенствуются мероприятия по социальной защите. В настоящее время уже разработана система адресной социальной помощи населению. Развитие социально–культурного комплекса в Республике Беларусь направлено на формирование духовно богатого и физически здорового человека. Предусматривается создание необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества базовых социальных услуг (прежде всего медицинского обслуживания и общего образования), расширение возможностей выбора их населением.
Введение …………………………………………………….…………….….……..4
1 Социальная защита: понятия и критерии оценки ……….……………....….….6
2 Основные направления социальной защиты …………….………………....…..11
2.1 Основные направления социальной защиты в Республике Беларусь .....…...11
2.2 Основные направления социальной защиты в развитых странах мира ……15 3 Механизм социальной защиты населения в Республике Беларусь .……....…..19
4 Пути совершенствования социальной защиты Республики Беларусь …....….25
Заключение ……….………………………….………………….………………….30
Список использованных источников ………….………………………………….31
Основные направления и задачи социальной защиты предусматривают усиление государственной поддержки социально уязвимых слоев и групп населения, повышение эффективности социальных программ и рациональное использование выделяемых государством средств на социальную защиту. [2, с. 232]
С учетом международного опыта государств с сильной социальной политикой можно выделить следующие направления совершенствования системы социальной защиты в Республике Беларусь:
Внедрение программ адресной
результативно-ориентированной
Данные программы должны быть ориентированы на достижение устойчивых и измеримых результатов у получателей помощи за счет активизации их внутреннего потенциала и использования комплекса современных подходов (встречные обязательства клиентов и санкции за их нарушение, адресный характер помощи, индивидуальный подход к назначению помощи и дифференцированный размер денежных пособий и др.). Основным результатом таких программ должно быть появление у граждан возможности впоследствии жить независимо от выплат и услуг системы социального обслуживания.
Внедрение системы мониторинга и оценки результативности предоставления социальной помощи и социальных услуг.
Целью разработки и применения этой системы является переориентация существующей практики мониторинга в бюджетной сфере с процесса на результат, то есть положительные изменения у получателей помощи и услуг. При этом важно, чтобы данные мониторинга результативности не оставались лишь в отчетах, а активно использовались при принятии управленческих решений и, следовательно, повышали качество этих решений.
Система должна строиться, во-первых,
на принципе обеспечения логической
связи между собираемыми
Внедрение практики государственного социального заказа в систему социального обслуживания.
Государственный социальный
заказ осуществляется в форме
покупки социальных услуг и проектов:
распорядитель бюджетных
Ключевыми преимуществами внедрения
государственного социального заказа
в систему социального
Внедрение практики потребительских субсидий в форме социального сертификата (ваучера).
Социальный сертификат (ваучер)
– документ на предъявителя, который
потребитель получает от распорядителя
бюджетных средств и может
его обменять на конкретную услугу
у поставщиков. Круг этих поставщиков
может заранее определяться распорядителем
бюджетных средств путем
Социальные сертификаты позволяют:
Создание правовых условия для обеспечения норм "поддерживающей занятости" или "защищенной занятости", которое будет регулировать трудовые отношения для людей с ограниченными возможностями, неконкурентоспособных на открытом рынке труда.
Сегодня предусмотрены налоговые
льготы для предприятий, имеющих
численность инвалидов более 50% от
общего числа работников. Этот вид
льгот стимулирует только специфические
производства, ориентированные исключительно
на инвалидов, но не стимулирует интегрирование
инвалидов в обычные трудовые
коллективы. Например, если в малом
городе проживает 50 человек с ограниченными
возможностями, то предприятие численностью
в 150 человек никак не заинтересовано
в их трудоустройстве. Даже если оно
трудоустроит все 100% инвалидов данного
города, оно не получит никаких
налоговых преференций. Вместе с
тем организация рабочего места
для инвалида требует большего количества
затрат от предприятия и
Нужна государственная система
стимулирования, которая бы была ориентирована
на трудоустройство инвалидов вне
зависимости от их доли в общей
численности работников предприятия.
Кроме этого, необходим особый налоговый
статус для «социальных предприятий»
(коммерческих предприятий, где численность
инвалидов более 50% от общего числа
работников), а также необходима
государственная поддержка
Создание благоприятных правовых условий для деятельности групп взаимопомощи и некоммерческих организаций, оказывающих социальную помощь населению.
Создание благоприятных правовых условий для деятельности социально-ответственного бизнеса и граждан, оказывающих благотворительную помощь организациям социального обслуживания.
Создание льготного режима
налогообложения для
Производство социальных
услуг некоммерческими
В целях обеспечения
Размеры пособий будут увеличиваться в зависимости от среднедушевого бюджета прожиточного минимума.
Молодежная политика направлена на решение насущных проблем жизни молодежи – образование, занятость, улучшение жилищных условий, поддержку учащихся и студентов, воспитание патриотизма и добросовестного отношения к труду, повышение престижности труда молодежи в реальном секторе экономики. Эта поддержка состоит в первую очередь в предоставлении молодому человеку возможности трудиться и зарабатывать себе на жизнь. Значительным шагом в решении проблем молодежи станет повышение стипендий. Намечается расширить строительство жилья для молодежи, улучшить и удешевить питание школьников, учащихся ПТУ, студентов.
Развитие социально–культурного комплекса в Республике Беларусь направлено на формирование духовно богатого и физически здорового человека. Предусматривается создание необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества базовых социальных услуг (прежде всего медицинского обслуживания и общего образования), расширение возможностей выбора их населением.
Государственная поддержка
в этих важных сферах общества направлена
на обеспечение населения
Приоритетными направлениями политики в области оплаты труда являются: кардинальное повышение уровня заработной платы работников как основного источника формирования денежных доходов населения и важного стимула трудовой активности, повышения производительности труда и эффективности хозяйствования во всех звеньях экономики, роста инвестиционного потенциала населения; снижение налоговой нагрузки на фонд заработной платы субъектов хозяйствования всех форм собственности, что будет способствовать созданию новых рабочих мест, легализации теневых доходов населения.
Важной составляющей повышения уровня и качества жизни населения, вовлеченного в трудовую деятельность, является социальное страхование. Его развитие необходимо направить на обеспечение гарантий по защите населения от социальных и профессиональных рисков, сопряженных с утратой заработка, работы или здоровья, формирование достаточной экономической базы для возмещения основных социальных страховых рисков.
В области организации
системы социального
Решению этих задач будут способствовать:
установление
увязка размеров страховых услуг с размерами взносов и сроками их уплаты;
персонифицированный учет по отдельным видам страхования;
стимулирование увеличения страховых накоплений за счет собственных средств застрахованных;
осуществление
строгого контроля за расходованием страховых средств;
освобождение страховых внебюджетных фондов от выплат пособий нестрахового характера. [5, с. 757-758]
Важнейшим условием реализации
этих мер должна стать координация
различных видов
Заключение
В соответствии с поставленными целями, в данной работе рассмотрена система социальной защиты, изучены основные направления и механизмы социальной защиты в Республике Беларусь.
В целом, Беларусь в процессе
трансформационного перехода смогла не
допустить значительных негативных
явлений в социальной сфере, связанных
с безработицей, резким расслоением
населения по уровню доходов, снижением
доступности услуг
Информация о работе Механизм социальной защиты населения в Республике Беларусь