Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 01:35, курсовая работа
Краткое описание
Одной из наиболее динамичных форм международных экономических отношений являются международные валютные отношения, которые возникают при использовании денег в мирохозяйственных связях и представляют собой особый вид экономических отношений. В подавляющем большинстве случаев взаимный обмен результатами хозяйственной деятельности и связанные с этим международные расчеты осуществляются в денежной форме. Поэтому денежным единицам страны противостоят денежные единицы других стран.
СДР как коллективная резервная
валюта не смогла занять того места, которое
отводилось ей при ее создании. Она не
поколебала существенно позиции доллара.
В свою очередь, определенные резервные
функции приобрели другие валюты промышленных
стран: марка ФРГ, швейцарский франк, японская
йена.
В отличие от СДР ЭКЮ имела более
широкую сферу применения. ЭКЮ использовалась
не только в официальном, но и частном
секторах. В частности, ЭКЮ выступала как
валютная единица в совместных фондах
и международных валютно-кредитных финансовых
организациях; как валюта единых сельскохозяйственных
цен; была средством межгосударственных
расчетов центральных банков ЕС при проведении
валютной интервенции и др. Частные (коммерческие)
ЭКЮ использовалась как валюта еврооблигационных
займов, банковских депозитов и кредитов.
Более 500 крупных международных организаций
использовали ЭКЮ при предоставлении
кредитов.
Итоги функционирования СДР
с 1970 г. свидетельствуют о том, что они
были далеки от мировых денег. Более того,
возник ряд проблем: эмиссии и распределения;
обеспечения; метода определения курса;
сферы использования СДР. Укрепление валютно-экономических
позиций новых центров — стран Западной
Европы, особенно ЕС, и Японии — обусловило
тенденцию перехода от стандарта СДР к
многовалютному стандарту на основе ведущих
валют. «Общий рынок» сформировал собственный
валютный центр в виде европейской валютной
системы. Но Западная Европа была не в
состоянии противостоять засилью США
в валютной сфере и вытеснить доллар из
международных расчетов [16, с. 30].
Проблемы Ямайской валютной
системы порождают и объективную необходимость
ее дальнейшей реформы. Прежде всего, речь
идет о поисках путей стабилизации валютных
курсов, усилении координации валютно-экономической
политики ведущих держав. Валютная солидарность
диктуется стремлением усовершенствовать
мировой валютный механизм, который является
одним из источников нестабильности мировой
и национальных экономик. Но соперничество
трех центров лежит в основе валютных
противоречий. В ответ на нестабильность
Ямайской валютной системы страны ЕС создали
собственную международную валютную систему
в целях стимулирования процесса экономической
интеграции.
Современная валютная система
Мировая валютная система (МВС)
является исторически сложившейся формой
организации международных денежных отношений,
закрепленной межгосударственными договоренностями.
МВС представляет собой совокупность
способов, инструментов и межгосударственных
органов, с помощью которых осуществляется
платежно-расчетный оборот в рамках мирового
хозяйства. Ее возникновение и последующая
эволюция отражают объективное развитие
процессов интернационализации капитала,
требующих адекватных условий в международной
денежной сфере.
Исторически вначале возникли
национальные валютные системы, закрепленные
национальным законодательством с учетом
норм международного права. Национальная
валютная система является составной
частью денежной системы страны, хотя
она относительно самостоятельна и выходит
за национальные границы. Ее особенности
определяются степенью развития и состоянием
экономики и внешнеэкономических связей
страны. Национальная валютная система
неразрывно связана с мировой валютной
системой.
Мировая валютная система сложилась
к середине XIX века. Характер функционирования
и стабильность мировой валютной системы
зависят от степени соответствия ее принципов
структуре мирового хозяйства, расстановке
сил и интересам ведущих стран. При изменении
данных условий возникает периодический
кризис мировой валютной системы, который
завершается ее крушением и созданием
новой валютной системы (это ясно видно
на примере того, как система «золотого
стандарта» сменялась Бреттон-Вудской
валютной системой и т. д.).
Хотя мировая валютная система
преследует глобальные мирохозяйственные
цели и имеет особый механизм функционирования,
она тесно связана с национальными валютными
системами. Эта связь осуществляется через
национальные банки, обслуживающие внешнеэкономическую
деятельность, и проявляется в межгосударственном
валютном регулировании и координации
валютной политики ведущих стран. Взаимная
связь национальных и мировой валютной
систем не означает их тождества, поскольку
различны их задачи, условия функционирования
и регулирования, влияние на экономику
отдельных стран и мировое хозяйство.
Теория выбора режима валютного
курса предполагает, что использование
определённого механизма курсообразования
налагает на правительство соответствующие
ограничения при построении макроэкономической
политики. При этом в каждом конкретном
случае выбор режима валютного курса является
компромиссом между доверием к проводимой
политике и степенью свободы в применении
набора макроэкономических инструментов
для достижения поставленных целей [17,
с. 59].
Проблема, однако, заключается
в том, что данные ограничения на действия
правительства налагаются лишь теоретически.
На практике же совокупность и характер
стоящих перед странами макроэкономических
проблем часто приводят к невозможности
выполнения всех задаваемых условий, а,
следовательно, повышают уязвимость экономики
по отношению к некоторым вариантам развития
событий. Дополнительным препятствием
проведению последовательной макроэкономической
политики является существование феномена
политического цикла и предпочтение правительством
краткосрочных выгод в ущерб долгосрочным.
Для переходной экономики, характеризующейся
существованием таких проблем, как неустойчивый
экономический рост, сложное финансовое
состояние реального сектора и банковской
сферы, высокая инфляция, безработица
и внешний долг, проблема компромисса
между доверием и гибкостью является ещё
более сложной.
Столкнувшись в конце ХХ ст.
с чередой валютно-финансовых кризисов,
экономисты стали склонятся к выводу,
что использование промежуточных режимов
валютного курса является ошибкой, так
как задаваемые в их рамках целевые зоны
колебаний курсов становятся своего рода
мишенью для атак международных и отечественных
спекулянтов. Необходимо было найти новую
форму организации валютной системы.
Создание Европейского экономического
сообщества поначалу не ставило своей
целью образование валютного союза, а
лишь согласование экономической политики
стран-участниц и образование валютного
комитета консультативного характера
с целью ускорения координации валютной
политики в необходимой мере. Однако с
середины 70-х годов активизировались поиски
путей для создания такого объединения.
Лидеры Европейского сообщества пытались
не только создать валютную единицу, альтернативную
доллару США, но и провести валютную интеграцию,
осуществлять государственный контроль
над колебанием валют.
В результате сложных переговоров
в рамках ЕС в марте 1979 г. была создана
Европейская валютная система (ЕВС). ЕВС
— это международная (региональная) валютная
система, представляющая совокупность
экономических отношений, связанных с
функционированием единой валюты в рамках
европейской экономической интеграции.
ЕВС — важная составная часть мировой
валютной системы.
ЕВС должна была решить следующие
задачи:
1. Установить повышенную
валютную стабильность внутри
ЕС.
2. Стать основным элементом
стратегии роста в условиях
стабильности.
3. Усилить взаимосвязь
процессов экономического развития
и придать новый импульс европейскому
интеграционному процессу.
4. Оказать стабилизирующее
воздействие на международные
экономические и валютные отношения [18,
с. 91].
Механизм действия ЕВС включает
в себя три составляющих: специальную
расчетную денежную единицу — ЭКЮ; механизм
валютных курсов и интервенций; механизм
кредитования.
ЭКЮ являлась основной составляющей
ЕВС. ЭКЮ, как отмечалось выше, определялась
на основе корзины европейских валют.
Стоимость каждой европейской валюты
в ЭКЮ каждодневно изменялась. Эти изменения
были обусловлены двумя факторами: весом
валют в корзине, курсом валюты в других
европейских валютах. На момент учреждения
ЭКЮ доли разных валют в ней составили:
немецкая марка - 33%, французский франк
-19,9%, фунт стерлингов – 13,2%, голландский
гульден – 10,4%, итальянская лира – 9,8%,
бельгийский франк – 9,1%, люксембургский
франк - 0,4%, ирландский фунт – 1,1%, датская
крона – 3,1% [12, с.325].
Данная корзина служит ключевым
элементом Европейской валютной системы.
На ее основе вычисляются допустимые пределы
отклонений курсов валют, входящих в ЕВС,
а также ставок по ссудам, выраженным в
ЭКЮ. Колебания допускались в рамках ±2,25%
от центрального курса, для некоторых
стран — до ±6%. Со второй половины1993 г.,
в результате обострения валютных проблем
ЕС, рамки колебаний расширились до ±15%.
На практике поддержание рыночных курсов
в установленных рамках регулируется
рынком, потому что, в случае падения курса
какой-либо валюты до нижнего предела,
центральный банк - эмитент этой валюты,
должен заняться ее скупкой.
Итак, европейская валютная
система представляет собой созданную
странами – членами ЕС зону скоординированного
плавания по отношению к доллару курсов
национальных валют с целью обеспечения
их большей стабильности. Основными параметрами
ЕВС являются: ограничения колебаний курсов
валют в каждую сторону от согласованного
центрального курса каждой валюты к ЭКЮ.
«Договор о Европейском Союзе»,
подписанный 7 февраля 1992 г. в городе Маастрихт
(Нидерланды), положил начало Европейскому
союзу. Договор вступил в силу 1 ноября
1993. Маастрихтский договор, имеющий целью
создание Экономического и валютного
союза (ЭВС) с единой валютой и единым Центральным
банком. В соответствии с текстом Маастрихтского
договора заключительная стадия создания
государствами ЕС валютного союза, в котором
курсы национальных валют будут окончательно
зафиксированы по отношению друг к другу,
должна была наступить в конце 90-х годов.
Первый этап этого процесса
начался в 1990 г. с момента либерализации
оборота капиталов в ЕС, усиления сотрудничества
между центральными банками стран Союза,
свободой расчетов в ЭКЮ и общим сближением
экономик. На втором этапе (с января 1994
г.) были приняты более жесткие меры по
координации экономической и валютной
политики на основе ратифицированного
в 1993 г. Маастрихтского договора, начат
процесс создания единой системы центральных
банков ЕС. В 1994 г. был образован Европейский
валютный институт — прообраз Европейского
центрального банка. Третий этап ознаменовался
выпуском в наличное обращение евро в
виде банкнот и монет.
Страны, подписавшие Маастрихтское
соглашение, одобрили пять критериев,
которым должны удовлетворять страны,
вступающие в Европейский валютный союз,
так называемые Маастрихтские критерии:
- дефицит государственного
бюджета не должен превышать 3 % ВВП;
- государственный долг должен
быть менее 60 % ВВП;
- государство должно в течение
двух лет участвовать в механизме валютных
курсов и поддерживать курс национальной
валюты в заданном диапазоне;
- уровень инфляции не должен
превышать более чем на 1,5 % среднего значения
трёх стран-участниц Евросоюза с наиболее
стабильными ценами;
- долгосрочные процентные ставки
по государственным облигациям не должны
превышать более чем на 2 % среднее значение
соответствующих ставок в странах с самой
низкой инфляцией.
Полностью соответствующие
этим критериям государства составили
первую группу, которая и образовала валютный
союз. К концу 90-х годов таким критериям
отвечали Германия и Люксембург, а также
Ирландия, Австрия, Финляндия. Фактически
ими стали 11 государств ЕС. В 1998 г. был создан
Европейский центральный банк и развернута
так называемая европейская система центральных
банков.
В 1999—2001 гг. ЭКЮ упразднялась,
как первый шаг, Европейский центральный
банк стал использовать единую валюту
— ЕВРО в операциях по валютному обмену.
С тех пор в полномочия Европейского Центрального
Банка (ЕЦБ) входит принятие всех финансово-политических
решений в рамках ЕВС.С 1 января 2002 г.В обращение
выходит новая валюта –ЕВРО.В настоящее
время этоофициальная валюта 17 стран «еврозоны»
(Австрии, Бельгии, Германии, Греции, Ирландии,
Испании, Италии, Кипра, Люксембурга, Мальты,
Нидерландов, Португалии, Словакии, Словении,
Финляндии, Франции, Эстонии). Также валюта
используется ещё в 9 государствах, 7 из
которых — европейские.
На данный момент в Европейский
союз входят 27 государств: Австрия, Бельгия,
Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия,
Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия,
Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта,
Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния,
Словакия, Словения, Финляндия, Франция,
Чехия, Швеция, Эстония.
В 2010 г. в ряде европейских стран
начался долговой кризис. Кризис, охватил
сначала периферийные страны Евросоюза
(Греция, Ирландия), а затем практически
всю зону Евро. Источником кризиса называют
кризис рынка гособлигаций в Греции осенью
2009 года [17, с.61]. Для некоторых стран еврозоны
стало сложным или невозможным рефинансирование
государственного долга без помощи посредников.
С конца 2009 г. из-за роста величины
задолженности государственного и частного
сектора по всему миру и одновременного
понижения кредитных рейтингов ряда стран
ЕС инвесторы стали опасаться развития
долгового кризиса. В разных странах к
развитию долгового кризиса привели различные
причины: где-то кризис был вызван тем
оказанием экстренной правительственной
помощи компаниям банковского сектора,
находившимся на грани банкротства из-за
роста рыночных пузырей, или попытками
правительства провести стимулирование
экономики после того, как рыночные пузыри
лопнули. Развитию кризиса способствовала
и структура еврозоны (валютный, а не бюджетно-налоговый
союз), которая также негативно отразилась
на возможности руководства европейских
стран реагировать на развитие кризиса:
в странах-членах еврозоны есть единая
валюта, но нет единого налогового и пенсионного
законодательства. Примечательно, что
из-за того, что в собственности европейских
банков находится значительная доля государственных
облигаций стран, сомнения в платёжеспособности
отдельных стран приводят к сомнениям
в платёжеспособности их банковского
сектора и наоборот[19, с. 8].
Значительный рост кризиса
государственных заимствований к началу
2010 года всё более затруднял рефинансирование
греческих, ирландских и португальских
задолженностей. Указанные кризисные
явления вначале распространились среди
таких стран еврозоны как Греция, Ирландия,
Италия, Испания и Португалия, а потом
перекинулись и на другие страны ЕС, в
том числе находящиеся вне зоны обращения
евро. В странах, входящих в ЕС, особенно
в тех, что по примеру США проводили массивные
вливания в банковскую систему для её
спасения, стремительно росла долговая
нагрузка на государственные финансы.
Именно затруднения государств своевременно
выплачивать проценты и «тело» кредитов
без дальнейших, всё возрастающих заимствований
привели к росту разрыва в доходности
по облигациям между вышеназванными странами
и другими членами ЕС, в первую очередь
по сравнению с эталоном надёжности —
Германией.