Механизм формирования мировой валютной системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 01:35, курсовая работа

Краткое описание

Одной из наиболее динамичных форм международных экономических отношений являются международные валютные отношения, которые возникают при использовании денег в мирохозяйственных связях и представляют собой особый вид экономических отношений. В подавляющем большинстве случаев взаимный обмен результатами хозяйственной деятельности и связанные с этим международные расчеты осуществляются в денежной форме. Поэтому денежным единицам страны противостоят денежные единицы других стран.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………..…3

Международная валютная система………..……………………….…………5

Понятие валютной системы…..……………………………….….…….5

Валютный курс и факторы,
влияющие на его формирование………………………………………..9

1.3 Теории регулирования валютного курса………………………...……13

Генезис мировой валютной системы ………..………………………………17

Этапы и закономерности развития
валютной системы…..………………………………...…………….….17

Современная валютная система………………….....………......……..26

3 Валютная система Республики Беларусь ……………………………………32

Заключение ……………………………………………….……………………...38

Список использованных источников ………………….……………………….40

Вложенные файлы: 1 файл

Чистовик! Механизм функционирования мировой валютной системы.docx

— 118.01 Кб (Скачать файл)

9 мая 2010 г. Совет министров финансов ЕС постановил сформировать специализированный резервный фонд размером (изначально) в 750 млрд. евро, основной целью которого является обеспечение финансовой стабильности на европейском континенте — Европейский фонд финансовой стабильности (ЕФФС). Страны еврозоны и МВФвыделили 110-миллиардный кредит для Греции, 85-миллиардный пакет для Ирландии и 78-миллиардный план по выкупу государственных долговых бумаг Португалии. Все эти шаги имели своей целью остановить распространение кризиса, начавшегося в Греции и распространявшегося по всему континенту.

Несмотря на принимаемые меры, проблемы нескольких стран участниц превращались в системный кризис всей еврозоны. Греческое общество в подавляющем большинстве отвергало любые предложения, направленные на экономию государственных средств, выражая своё недовольство забастовками и уличными акциями протеста, переходившими в беспорядки. В конце июня 2011 г. греческое правительство направило в парламент законопроекты, предусматривающие экономию бюджетных средств в размере 28 миллиардов евро в течение следующих 5 лет. В случае принятия предложенных изменений грекам обещали предоставить 12 миллиардов евро из общеевропейского фонда. Без указанного денежного вливания правительство Греции было бы вынуждено объявить о банкротстве уже в середине июля 2011 года.

В конце октября 2011 г. на саммите ЕС лидеры стран-участниц еврозоны одобрили пакет мер, которые должны остановить неудержимый рост государственных долгов. Были приняты решения о списании 50% долгов Греции, увеличении ЕФФС до €1 трлн. и доведении минимального порога собственного капитала европейских банков до 9 %.

В феврале 2011г. рейтинговые агентства понизили рейтинги многих европейских стран и финансовых организаций. Чтобы преодолеть кризис разрабатываются долгосрочные решения:

1. Создание центрального органа, контролирующего бюджеты стран-членов ЕС, для обеспечения дальнейшей интеграции Европы. Среди полномочий органа должно было быть вмешательство в процесс согласования бюджета в случае нарушения налогово-бюджетного равновесия, в том числе выдвижение требований об увеличении налоговых ставок или сокращении расходов.

2. Выпуск еврооблигаций должен сопровождаться жёстким надзором за бюджетными расходами стран и координацией экономической политики, чтобы обеспечить устойчивость государственного бюджета.

3. Создание Европейского валютного фонда на основе Европейского фонда финансовой стабильности для выпуска еврооблигаций с фиксированной процентной ставкой на уровне немного ниже, чем темпы среднесрочного экономического роста (в номинальном выражении). Эти облигации не будут находиться в свободном обращении, но могут находиться в собственности стран-инвесторов ЕВФ и могут быть ликвидированы в любое время.

4. Значительное сокращение госдолга за счёт увеличения налога на имущество. Немецкий экономист ГаральдШпельпредлагает тридцатилетний план сокращения долгов, сходный с планом, которого придерживалось правительство Германии после Второй мировой войны для погашения затрат на восстановление и развитие экономики страны.

5. Дефолт и выход из еврозоны. В мае 2012 г. всё большее количество экспертов прогнозировало скорый выход Греции из еврозоны из-за продолжения финансового кризиса и возникновения проблем при формировании нового правительства после выборов. Многие экономисты обеспокоены тем, что выход Греции из еврозоны приведет к резким колебаниям на финансовых рынках.

 

    1. Валютная система Республики Беларусь

 

 

Одним из важных элементов валютной системы является определение резервной валюты. Преимущественно предпочтение отдаётся валютам стран большой семёрки, как наиболее стабильным, с развитыми финансовыми рынками и широким разнообразием финансовых инструментов. Кроме этого, необходимо учитывать направление торговых потоков, валюту экспортно-импортных операций, а также валюту внешнего долга. Последним аспектом является степень долларизации экономики как аргумент в пользу выбора доллара США. По совокупности факторов перед РБ лежит выбор между тремя валютами: доллар США – по причине высокой долларизации экономики и в расчётах по внешним операциям, евро – ЕС главный торговый партнёр из стран дальнего зарубежья, российский рубль – РФ основной торговый партнёр среди всех стран (62% в 2000г.) и партнёр по валютно-экономической интеграции. Приоритет концентрации торговли играл решающую роль при выборе резервной валюты во многих странах с валютным управлением. Так, внешнеэкономические отношения Эстонии с Германией составляли около 70% к другим странам в 1999г. Литва использует американский доллар, однако идут переговоры на высшем уровне о переориентации на евро по причине роста объёма торговых связей со странами ЕС (только с Германией удельный вес составил половину от всей суммы торгового баланса). Таки образом, использование российского рубля в качестве резервной валюты, опираясь на этот индикатор, видится оптимальным. С другой стороны, валютную политику России нельзя назвать идеальной, да и по поводу конвертируемости российского рубля возникают сомнения. К тому же номинальная привязка к курсу российского рубля реально может означать фиксацию к доллару США, который обеспечивает устойчивость валюты РФ на внутреннем национальном рынке[20, с. 67].

Использование же американского доллара представляется затруднительным по причине недостаточного количества валютных резервов Нацбанка для покрытия рублёвой денежной массы. Выходом из сложившейся ситуации может стать параллельная фиксация как к доллару, так и к российскому рублю, что фактически и проводится монетарными властями Республики Беларусь. Альтернативой является номинальная декларация российского рубля в качестве резервной валюты, в то время как реальный механизм фиксации будет проводится с учётом кросс-курсов двух валют к доллару США и взаимной рыночной котировке на валютных рынках.

Динамика обменного курса валюты отражает интенсивность спроса и предложения на нее. То обстоятельство, что курс белорусского рубля в настоящее время централизованно устанавливается органами денежно-кредитного регулирования, а не формируется свободно на валютном рынке, является временным явлением и отражает степень развития валютного рынка Республики Беларусь.

Формирование золотовалютных резервов (ЗВР) осуществляется Национальным банком посредством взаимодействия с международными финансовыми институтами (МВФ, Мировой банк и др.) и государствами (Россия, Венесуэла, Китай), выступающими в качестве кредиторов. Еще одним источником формирования ЗВР являются выпуск и размещение облигаций на внешних финансовых рынках. Процентная ставка по еврооблигациям зависит от текущей конъюнктуры цен на денежные ресурсы на финансовых рынках и рейтинга, отражающего финансовую устойчивость страны-эмитента. «Процентная ставка по белорусским еврооблигациям, дебютный выпуск которых состоялся в 2010 г. сформировалась на довольно высоком уровне - 8,75% с учетом комиссии финансовых посредников (выше процентных ставок по евробондам таких стран, как Греция, Португалия, Россия), что свидетельствует о невысокой степени доверия иностранных инвесторов к отечественной финансовой системе и достаточно высокой степени рискованности сделки» [21, с. 244]. Таким образом, выпуск еврооблигаций, кроме функции формирования ЗВР, имеет еще и функцию объективной независимой оценки состояния денежно-кредитной системы страны.

Функции валютного рынка реализуются через действия его участников. Основными субъектами валютного рынка Республики Беларусь являются Национальный банк, коммерческие банки, валютно-фондовая биржа, организации реального сектора экономики, финансовые и инвестиционные учреждения, население (домашние хозяйства).

ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» является частью инфраструктуры валютного рынка и представляет собой определенное место, где сходятся участники валютных торгов для проведения валютно-обменных операций. Это биржевой валютный рынок. На валютно-фондовой бирже устанавливается единый порядок биржевой торговли для всех участников. Участниками биржевых торгов могут быть члены валютной биржи - банки и небанковские кредитно-финансовые организации, имеющие лицензионное право Национального банка проводить валютно-обменные операции, а также сам Национальный банк. Банки могут производить операции купли-продажи, конверсию иностранной валюты от своего имени и за свой счет либо от своего имени за счет и по поручению клиентов.

На внебиржевом валютном рынке сделки по торговле валютными ценностями заключаются непосредственно между банками, а также между банками и клиентами вне валютной биржи. Если на биржевом рынке для поддержания курса национальной валюты используются ЗВР страны, то на внебиржевом рынке этого не происходит - здесь обращаются валютные средства коммерческих банков и их клиентов. В связи с этим в целях снижения давления на ЗВР страны белорусское Правительство стремится стимулировать увеличение объема операций, проводимых на внебиржевом валютном рынке.

Национальный банк проводит политику курсообразования, котируя белорусский рубль по отношению к иностранным валютам. Существуют два варианта системы обменных курсов:

1. Система гибких, или  плавающих, курсов, при которой курсы  обмена национальной валюты по  отношению друг к другу определяются  спросом и предложением на  валютном рынке при минимальном  вмешательстве государства или отсутствии такого вмешательства вообще.

2. Система фиксированных  валютных курсов, при которой  Национальный банк предпринимает определенные действия в виде валютных интервенций для поддержания обменных курсов национальной валюты на определенном уровне.

В Республике Беларусь с начала 2009 г. проводится политика фиксированного валютного курса по отношению к корзине, состоящей из трех валют- доллара США, евро и российского рубля, занимающих основное место во внешнеэкономических расчетах нашей страны. Валютная корзина - это метод измерения средневзвешенного курса одной валюты по отношению к определенному набору других валют. На момент введения корзины (2 января     2009 г.) ее стоимость составила 960 белорусских рублей.

Курс белорусского рубля по отношению к иностранным валютам, входящим в корзину, может совершенно свободно колебаться в определенных границах так называемого коридора. Размер валютного коридора установлен в размере 8% к валютной корзине по состоянию на 1 января 2011 г.

Следует отметить, что при использовании режима фиксации обменного курса национальной валюты по отношению к иностранной, нарушение синхронности процессов девальвации (ревальвации) и инфляции (дефляции) может привести к изменению реального курса национальной валюты. В результате реальный курс будет отклоняться от официального, что с течением времени потребует девальвации (ревальвации) национальной валюты. В этой связи важной функцией правительства является фиксирование реального состояние инфляции в стране, как бы это ни было болезненно. «Показатели инфляции влияют на картину экономического роста: более высокий уровень инфляции через дефлятор ВВП уменьшает его реальную величину. Поэтому правительство склонно скорее занижать, чем завышать реальную величину инфляции в стране (манипуляции уровнем инфляции достигаются, в частности, посредством перечня товаров, включаемых в корзину, по которой рассчитывается динамика цен)» [22, с.21]. Однако очевидно, что задача сбережения золотовалютных резервов важнее получения более красивой картины экономического роста.

Активно проводимая правительством с конца 2009 г. политика эмиссионного финансирования роста ВВП привела к тому, что в 2011 г. золотовалютные резервы, расходуемые на поддержание завышенного курса белорусского рубля, сократились до абсолютного минимума последних лет -            1,5 млрд. долл. США (без учета иностранной валюты белорусских банков по сделкам своп с Национальным банком), что существенно ослабило отечественную финансовую систему.

Административные меры правительства по прекращению функционирования всех сегментов валютного рынка с целью сохранения золотовалютных резервов только усугубили ситуацию: девальвационный потенциал за время проведения административных ограничений (с марта по сентябрь 2011 г.) вырос более чем в два раза. При решительных и квалифицированных действиях правительства в начале 2011 г. курс белорусского рубля к доллару США удалось бы зафиксировать на уровне порядка 4500 -5000. Для удержания начавшей выходить из-под контроля ситуации во избежание полной утраты золотовалютных резервов, с одной стороны, и прекращения функционирования импортозависимых производств, с другой, осенью 2011 г. было осуществлено изменение принципов курсообразования - произошел переход от политики фиксированного валютного курса к политике плавающего курса.

Переход к рыночному курсообразованию, при котором золотовалютные резервы практически не расходуются на поддержание курса национальной валюты, позволил установиться макроэкономическому равновесию на валютном рынке. При этом существующий уровень золотовалютных резервов и более чем 100% инфляция 2011 г. (а также накопленный девальвационный потенциал прошлых лет) предопределили параметры девальвация. В 2011 г. девальвация белорусского рубля приблизилась к отметке в 200%. Пополнение золотовалютных резервов за счет продажи стратегического актива - контрольного пакета акций ОАО «Белтрансгаз» и получения части кредита ЕврАзЭс в какой-то мере смогло временно стабилизировать ситуацию в финансовой сфере Республики Беларусь. В силу того, что основной фактор девальвации белорусского рубля - эмиссионное финансирование экономики - по-прежнему остается одним из источников экономического роста, в среднесрочной перспективе курс белорусского рубля по отношению к свободно конвертируемым валютам будет иметь тенденцию к снижению.

Основным нормативным документом, регламентирующим валютные отношения на территории Республики Беларусь, является Закон о валютном регулировании и валютном контроле от 22 июля 2003 г. № 226-3. Согласно данному Закону, под валютным регулированием понимается юридическое определение со стороны органов валютного регулирования порядка обращения (в том числе владения, пользования и распоряжения) валютных ценностей. Целью валютного регулирования Национального банка является обеспечение стабильного и предсказуемого обменного курса национальной валюты по отношению к свободно конвертируемым иностранным валютам. Для этого Национальный банк создает и поддерживает международные валютные резервы (входят в состав чистых иностранных активов) [23, с. 11].

В случае возникновения дисбаланса на валютном рынке, т.е. устойчивого превышения спроса на иностранную валюту над ее предложением, Национальный банк использует свои валютные резервы. Он активно осуществляет интервенции на валютном рынке для того, чтобы сбить давление на курс национальной валюты.

Информация о работе Механизм формирования мировой валютной системы