Мигранты на рынке труда в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 13:32, контрольная работа

Краткое описание

Активизация в современном мире, и прежде всего в Западной Европе, интеграционных процессов является важным фактором для формирования международного рынка труда. Европейским союзом в настоящее время достигнута высокая степень объединения национальных рынков труда. Начиная с 1992 года, все работающие по найму в странах ЕС получают единый документ о занятости, в котором указываются работодатель, место и продолжительность работы, величина вознаграждения и его условия, а также вид социального страхования.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Сущность и необходимость трудовой миграции в России 5
1.1.Россия будет все сильнее зависеть от труда мигрантов 5
1.2. Изменение «лица» трудовой миграции: основные вызовы 9
Глава 2. Особенности трудовой миграции в России. 13
2.1. Рекрутинг. Неформальные каналы 13
2.2. Мигранты и местные работники: взаимодополнение или конкуренция 14
2.3. Типичные практики теневого найма 15
2.4. Дешевый труд — миф или реальность 17
Глава 3. Условия труда мигрантов, защита прав на рынке труда в России 20
3.1. Условия труда мигрантов 20
3.2. Защита прав во внеправовом поле 21
Заключение 25
Список литературы 26

Вложенные файлы: 1 файл

Мигранты на рынке труда в России 1.doc

— 157.50 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение

Активизация в  современном мире, и  прежде  всего  в Западной  Европе, интеграционных  процессов  является важным   фактором для   формирования международного рынка труда. Европейским союзом в настоящее время достигнута высокая степень объединения национальных рынков труда. Начиная с 1992  года, все работающие по найму в странах ЕС получают единый документ  о  занятости, в  котором  указываются  работодатель,  место  и  продолжительность  работы, величина вознаграждения и его условия, а также вид социального  страхования.

Обратная   сторона   этого   процесса   -   значительная    сложность при трудоустройстве в странах ЕС для иммигрантов из других стран.

      Почему  же во всем мире  такое   внимание  уделяется  миграции  трудовых ресурсов? Можно даже говорить  об  определенном  круге  государств,  как  бы “специализирующихся”  на  этом  виде  внешней  экономической   деятельности.

Ведущее место среди них  занимают  Югославия,  Пакистан,  Турция,  Египет  и Филиппины. В последнее время к ним присоединились Польша,  Израиль,  Испания и Португалия.

Самое главное: экспорт рабочей  силы приносит  государствам-экспортерам немалые  доходы  от  перевода  средств  мигрантов  на  родину.  Ведь   суммы  переводов  могут  достигать  нескольких  миллиардов   долларов.   Достаточно сказать, что из 80 стран, дающих  сведения  о  своих  платежных  балансах  в Международный валютный фонд, 52 страны  имеют  доходы  от  экспорта  рабочей силы.

В конкретных цифрах это  выглядит еще внушительнее: за 1986-99 годы  37 стран  имели  ежегодные  поступления  по  статье  “переводы  работающих   за рубежом” в размере более $100 млн. У 4 стран  (Алжир,  Бангладеш,  Иордания, Колумбия) этот показатель колеблется от $500 млн.  до  $1  млрд.  ежегодного дохода.  У  15-ти  стран  среднегодовой  доход  от  экспорта  рабочей   силы превышает  $1  млрд.  Кроме  того,  по  некоторым  оценкам   исследователей, реальные  доходы  страны-экспортера   рабочей   силы   в   два   раза   выше декларированных, поскольку мигранты, возвращаясь  на  родину,  как  правило, привозят   с   собой   ценности   и   сбережения,   технические   новшества, оборудование.

Актуальность рассмотрения данной темы как раз и заключается  в том, что Россия имеет реальную  возможность  пополнить  свой  бюджет,  включившись  в мировую практику. По  данным  Международного  валютного  фонда,  по  средней норме прибыльности, экспорт товаров в среднем  приносит  20%  дохода,  тогда как экспорт услуг - 50%!

Получая от экспорта трудовых  ресурсов  миллиарды  долларов  ежегодно, многие    государства,    естественно,    поддерживают    свою    экспортную специализацию, ставшую для  них  не  только  одним  из  основных  источников валютных поступлений, но и способом поддержания социальной стабильности,  не требующим, что важно, затрат государственных средств. Кроме  того,  развитие экспорта рабочей силы  улучшает  положение  национальной  валюты.  Например, Турция и бывшая  Югославия  смогли  сделать  свою  валюту  конвертируемой  в значительной степени благодаря тому, что их  платежные балансы постоянно ориентировались на пополнение за  счет  переводов  средств  мигрантов  из-за рубежа.

Целью данной работы является рассмотрение функционирования международного рынка рабочей силы и отдельных его аспектов (структуры, динамики и т.д.), а также особенностей включения в этот процесс нашей страны.

 

Глава 1. Сущность и необходимость трудовой миграции в России

1.1.Россия будет все сильнее зависеть от труда мигрантов

 

Российская экономика  не выживет без привлечения труда  мигрантов. Это категоричное утверждение лет десять назад считалось едва ли не кощунственным и уж во всяком случае непатриотичным. Сегодня абсолютное большинство экспертов-экономистов убеждены, что запланированный на ближайшую перспективу экономический рост, даже при реальном повышении производительности труда, невозможен без масштабного пополнения трудовых ресурсов за счет миграции (6). Во многих регионах страны локальные рынки труда уже сейчас испытывают не только относительный, но и абсолютный дефицит рабочей силы. К 2015 году трудовые ресурсы страны сократятся на 8 млн. человек, а к 2025-му — на 18–19 млн. Максимальное сокращение численности населения трудоспособного возраста произойдет в 2010–2014 годах, когда среднегодовая убыль населения этой возрастной группы будет превышать 1 млн. 300 тыс. человек. Причем те когорты населения, которые будут входить в трудоспособный возраст в первой четверти XXI века, уже родились, поэтому компенсировать провал за счет наметившегося повышения рождаемости уже невозможно. Частично восполнить трудовые ресурсы России в этот период можно с помощью мер, направленных на сокращение смертности в трудоспособных возрастах, общее улучшение здоровья населения с последующим расширением возрастных границ занятости. Однако подобные меры, даже если окажутся сравнительно эффективными, не могут немедленно принести осязаемый результат. Миграция более эластична, то есть более гибко реагирует на внешние факторы, и поэтому способна дать быстрый и масштабный ответ на вызовы ближайшего десятилетия.

В целом можно сказать, что миграция в России развивается  примерно так же, как во многих развитых странах мира. В настоящее время  спрос России на мигрантов в большей мере обусловлен экономическими причинами. В крупнейших российских мегаполисах, регионах с динамично растущей экономикой, пограничных областях, где трудовая миграция бурно развивалась на протяжении первой половины текущего десятилетия, мигранты уже заняли определенные экономические ниши, которые в будущем будут углубляться и расширяться. В таких регионах труд иностранных работников уже сейчас стал структурообразующим фактором экономики, которая не может эффективно функционировать без привлечения мигрантов.

На мировых рынках труда мигранты в основном занимают рабочие места, не пользующиеся спросом у местных работников. Это следующие виды деятельности:

• «3D jobs» — грязная, тяжелая и/или опасная работа, не требующая квалификации, включая  труд повышенной интенсивности (конвейер, строительные работы, добыча природного сырья, обработка пищевых продуктов и т. д.);

• работа низкой или средней  квалификации в общественной сфере  услуг, включая сферу досуга и развлечений (химчистка, развоз пиццы, уборка, торговля и т. д.);

• работа по уходу и  обслуживанию в частной сфере (уборка и домашние работы в частных домохозяйствах, уход за детьми и больными и т. п.);

• занятость в теневом  и криминальном секторах экономики (в «левых» незарегистрированных фирмах, в производстве контрафактной  продукции и т. п.).

Мигранты заняты также  в сезонных работах, т. е. там, где  спрос на труд подвержен сильным колебаниям. Чтобы удовлетворить его в период сезонного пика, местных кадров часто не хватает. К тому же работа в сельском хозяйстве, сфере туризма и развлечений также не пользуется спросом у местного населения.

Однако роль мигрантов велика и в «верхнем» сегменте рынка труда, т. е. там, где работают квалифицированные профессионалы: менеджеры, ученые, работники высокотехнологичных производств, IT-специалисты и т. п. Спрос на такой труд обусловлен уже не отказом местных работников от этих видов занятости, а абсолютным дефицитом квалифицированных кадров, обеспечивающих экономический рост в развитых странах. На занятость в этих секторах оказывают существенное влияние тенденции глобализации. Такие работники, как правило, не встречают противодействия со стороны миграционных и пограничных режимов принимающих стран.

Таким образом, на мировых  рынках труда мигранты в основном сосредоточены в низовых секторах и ареалах элитной занятости, оставляя «середину» местным работникам. Графически эту модель изображают в виде своеобразных «песочных часов».

Сейчас в нашей стране эта модель представлена в усеченном  виде: элитная миграция только начинает развиваться под влиянием все  ярче проявляющегося «кадрового голода». Однако вскоре дефицит квалифицированных кадров проявится со всей очевидностью и станет реальным тормозом экономического развития. Тогда и понадобится механизм привлечения высококвалифицированных кадров из-за рубежа, являющийся необходимой частью миграционной политики всех принимающих стран.

Обсуждая влияние миграции на рынок труда принимающей страны, обычно обращают внимание на несколько  основных вопросов, вызывающих наибольшую обеспокоенность:

- конкурируют ли мигранты с местными работниками или,напротив, занимают те рабочие места, которые не пользуются спросом у местного населения;

- как мигранты влияют на уровень оплаты труда в отраслях, гдеони заняты, способствуют ли они демпингу труда;

- чем грозит экономике принимающей страны зависимость отиностранного труда, наличие анклавов мигрантской занятости;

- насколько велика нагрузка на государственную системусоциального обслуживания, вызванная миграцией.

Кроме того, для России, где спрос на трудовых мигрантов  предъявляют в основном неформальные сегменты экономики, актуален вопрос о  том, насколько использование труда мигрантов «консервирует» теневые экономические отношения.

Большинство современных  теорий согласны в том, что миграция выгодна как для принимающих стран, так и для стран выезда. Западные исследования показывают, что миграция практически не оказывает негативного влияния на уровень безработицы и на уровень оплаты труда в принимающих странах. Американские ученые, используя неоклассическую методологию, основанную на оценке соотношения «выгод и потерь» от миграции, утверждают, что общая выгода от либерализации миграционного режима будет примерно в 25 раз выше, чем эффект от либерализации международной торговли и финансовых потоков.

Однако в действительности реальные последствия миграции не столь  однозначны, и это порождает противоречивое отношение к ней разных политических и экономических авторов и общественности. В общественно-политической дискуссии о миграционных проблемах преобладает негативный тон. До сих пор в большинстве случаев афишируются «потери», связанные с миграцией, которые уже получили официальную численную оценку. Выступая на заседании «Диалога на высоком уровне по вопросу о международной миграции и развитии» Генеральной Ассамблеи ООН, который проходил в Нью-Йорке 14–15 сентября 2006 года, директор Федеральной миграционной службы России К. О. Ромодановский сообщил: в России сегодня насчитывается около десяти миллионов нелегальных мигрантов; экономический ущерб, причиненный нелегальной миграцией в виде неуплаты налогов, составляет более восьми миллиардов долларов в год. Кроме того, ежегодно мигранты из стран СНГ вывозят из России свыше десяти миллиардов долларов, минуя систему государственного контроля. При этом объем зарегистрированных денежных переводов мигрантов из этих стран в 2009 году превысил три миллиарда долларов.

Таковы «потери». Что  же касается «выгод», которые Россия получает от миграции, то они фигурируют только в немногочисленных отчетах экспертов, подчеркивающих, например, что мигранты производят в России не менее 8–10% ВВП (8).

1.2. Изменение «лица» трудовой миграции: основные вызовы

 

Численность официально работающих в России трудовых мигрантов постоянно увеличивается. В 2010 году она превысила 1 млн., причем эти люди представляют более чем 40 стран мира. По-прежнему этот показатель отражает лишь небольшую часть реального процесса: согласно экспертным оценкам, численность нелегальных (или незаконно занятых) трудовых мигрантов в России составляет сегодня от 4 до 6 млн. человек и как минимум в пять раз превышает данные официальной статистики. Однако если в начале 2000-х годов численность официально привлекаемой из-за рубежа иностранной рабочей силы не превышала нескольких сотен тысяч человек и составляла не более 5% всех трудовых мигрантов, то во второй половине десятилетия под влиянием произошедшей либерализации миграционной политики наметилась явная тенденция к увеличению легальной составляющей миграции.

Необходимость расширения легальных каналов въезда и занятости и устранения административных барьеров, стимулирующих нелегальную миграцию и коррупцию, стала очевидна уже давно. Однако устойчивое сопротивление со стороны структур, принимающих решения в области миграционной политики, привыкших управлять по-старому, не позволило начать реформы вовремя. Некоторая либерализация в рамках старого рестриктивного законодательства началась уже в 2005–2006 годах. С 15 января 2007 года вступило в силу новое законодательство, существенно упрощающее процедуры легализации для мигрантов из стран СНГ — в первую очередь для приезжающих на временную работу. Теперь сам мигрант получает разрешение на работу (а не работодатель, как раньше). Таким образом, ликвидирована «крепостная зависимость» мигранта от работодателя. Существенно упростилась процедура регистрации, которая теперь для краткосрочных мигрантов (до 90 дней) может осуществляться по почте. Для России это, можно сказать, революционные изменения, хотя на пути мигрантов и сейчас возникает много препятствий, в основном связанных с непродуманными механизмами реализации нового законодательства.

Согласно официальной  статистике ФМС, из стран СНГ в 2011 году прибыли 53% трудовых мигрантов, но, по-видимому, именно мигранты из СНГ составляют большинство так называемых «нелегалов», поэтому их реальная доля может достигать двух третей, если не больше. Особенно много трудовых мигрантов в 2011 году прибыло из Украины (16,9%), Узбекистана (10,4%) и Таджикистана (9,7%), а также Турции (10%) и Китая (20,8%).

Согласно официальным данным, 40% трудовых мигрантов заняты в строительстве, 30% — в торговле, 10% — в промышленности, 7% — в сельском хозяйстве, 5% — в транспортной отрасли, 8% — в других видах деятельности. Реальная структура занятости мигрантов несколько отличается от официальных данных из-за сильного недоучета мигрантов в сфере услуг, включая сферу досуга и развлечений, ЖКХ, работы по дому.

Информация о работе Мигранты на рынке труда в России