Микроэкономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 12:50, контрольная работа

Краткое описание

Микроэкономика - поведение хозяйствующих субъектов в условиях рыночной экономики.
Микроэкономика - это наука о принятии решений, изучающая поведение отдельных экономических субъектов

Вложенные файлы: 1 файл

микроэкономика.doc

— 114.50 Кб (Скачать файл)

Если у вас возникнет необходимость рассчитать эластичность, помните о методе средней точки. В этой книге мы будем не так часто обращаться к данному ме­тоду. Для наших целей сущность эластичности - ре­акция объема спроса на изменение цены - более важна, чем ее расчет.

 

6)                       Ценовая эластичность спроса и её влияние на выручку

 

Выделяют различные виды эластичности спроса.

Эластичность спроса по цене. Зависимость изменения спроса на товар от изменения его цены называется эластичностью спроса по цене, или ценовой эластичностью. Эластичность спроса относительно цены показывает относительное изменение объема спроса под влиянием изменения цены на один процент.

 

Вид эластичности

Значение коэффициента

Соотношение изменения спроса и цены

Совершенно неэластичный спрос

 

Е = 0

Цена растет (падает), спрос постоянен

Неэластичный спрос

 

Е < 1

Цена растет (падает) больше, чем спрос

Эластичный спрос

 

Е > 1

Цена растет (падает) меньше, чем спрос

Единичная эластичность спроса

 

Е = 1

Спрос и цена изменяются в равной степени

Совершенно эластичный спрос

 

Е = ∞

Спрос растет (падает), цена постоянна


 

Примерами разной эластичности спроса на различные товары могут служить:

• спрос на инсулин – совершенно неэластичен. Как бы ни росла цена, больному диабетом необходима определенная доза инсулина (спрос постоянен);

• спрос на предметы первой необходимости (продукты питания) – неэластичен. С изменением цены спрос меняется незначительно;

• спрос на предметы роскоши – эластичен. Изменение цены существенно повлияет на спрос;

• спрос на транспортные услуги, как правило, характеризуется единичной эластичностью и изменяется в той же мере, что и транспортные тарифы;

• если цена фиксирована, например установлена государством, а спрос меняется вне зависимости от уровня цены, то имеет место совершенная эластичность спроса.

Эластичность спроса зависит от ряда факторов:

• количества заменителей данного продукта. Чем больше имеется хороших заменителей, тем эластичность выше;

• удельного веса данного товара в доходе потребителя. Чем выше доля товара в доходе, тем выше эластичность;

• значимости товара – является ли товар предметом первой необходимости или предметом роскоши. Естественно, спрос на товары первой необходимости менее эластичен;

• фактора времени. Чем больше у покупателя времени, тем выше эластичность его спроса.

Влияние на выручку:

1.Эластичный спрос.

Если спрос эластичен, то увеличение цены приведет к уменьшению общей выручки. Почему? Да потому, что прирост общей выручки, вызванный повышением цены единицы продукции , меньше, чем потеря выручки, связанная с параллельным сокращением продаж.

Вывод: если спрос эластичен, изменение цены вызывает изменение общей выручки в противоположном направлении.

2. Неэластичный спрос. Если спрос нэластичен, уменьшение цены приведет к уменьшениию общей выручки. Небольшое расширение продаж, которое произойдет в этом случае, окажется недостаточным для компенсации снижения выручки, получаемой с единицы продукции, гак что в конечном счете общая выручка уменьшится. И также в обратном случае: если спрос неэластичен, увеличение цены приведет к увеличению общей выручки.

Вывод: если спрос неэластичен, изменение цены вызывает изменение общей выручки в том же направлении.

3. Единичная эластичность. В специальном случае единичной эластичности увеличение или уменьшение цены оставит общую выручку без всяких изменений. Потеря выручки, вызванная снижением цены единицы продукции, будет в точности компенсирована сопутствующим расширением продаж. И наоборот, прирост выручки, полученный благодаря росту цены единицы продукции, будет в точности компенсирован потерей выручки, вызванной сопутствующим сокращением количества спрашиваемой продукции.

 

7)      Ценовая эластичность предложения и анализ рыночных периодов.

 

Эластичность—это чувствительность одной переменной к изменению другой. Взаимосвязь изменения цены товара и величины его предложения выражается в эластичности предложения по цене. Эластичность предложения по цене (обычно называемая просто эластичностью предложения) — это показатель степени реагирования величины предложения на изменение цены. Коэффициент эластичности предложения по цене (Es) рассчитывается как отношение процентного изменения величины предлагаемой продукции к процентному изменению цены:

Es=(∆Qs/Qs0):∆Р/Р0 (2.1)

где ∆QS — изменение величины предложения в результате изменения цены;

Qs0 — первоначальное значение величины предложения;

∆Р — изменение цены;

Ро — первоначальное значение цены.

Чтобы быть предложенными на рынке, товары должны быть произведены. Однако производственный процесс может длиться различное время. Спланировав заранее объем и условия производства товаров, производитель не в состоянии их оперативно изменять, если, например, рыночная цена на товары изменилась. Выделяют три временных периода, характеризующих способность производителя отреагировать на изменение рыночной конъюнктуры: мгновенный, кратко- и долгосрочный.

Мгновенный период характерен тем, что реализации подлежит уже произведенный товар. Он поступает в продажу по установившейся рыночной цене, то есть предложение здесь должно «подстраиваться» под спрос. В этом случае кривая предложения S1 имеет вертикальный вид (рис. 2.1) и показывает, что предложение в данном временном интервале абсолютно неэластично (Es=0).

 

P

S1 S2

 

S3

 

 

 

Qs

Рис. 2.1. Кривая предложения в различных временных интервалах .

 

В краткосрочном периоде производитель в состоянии (ему позволяет время) в определенной мере отреагировать на изменение рыночной цены, несколько увеличив или уменьшив объем предложения. Но ему удается это сделать лишь путем изменения переменных факторов производства (интенсификации труда, количества материалов, товарных запасов и др.). Что же касается производственных мощностей, то в краткосрочном периоде повлиять на их количество невозможно. В течение данного периода число работающих предприятий на данный рынок не изменится, однако предложение данного товара несколько возрастёт, так как предприниматели будут более интенсивно использовать имеющиеся производственные мощности.

Кривая предложения в краткосрочном периоде S2 будет постепенно отклоняться от вертикального положения в направлении, определяемом законом предложения. Эластичность предложения становится положительной (Еs > 0). Увеличение эластичности предложения только за счет манипулирования переменными факторами имеет свои пределы. Чтобы их преодолеть, необходима существенная перестройка производства и довольно продолжительный период времени.

Долгосрочный период характеризуется тем, что производитель в состоянии изменить свои производственные мощности, произвести структурную перестройку производства. Этот период также достаточен для того, чтобы в данную отрасль вошли новые фирмы (а некоторые покинули ее), существенно повлияв тем самым на объем товарного предложения. Кривая предложения в этом периоде принимает более пологое положение S3, эластичность предложения еще более увеличивается.

Анализ трех временных периодов позволяет заключить, что предложение, как и спрос, становится более эластичным с удлинением временных интервалов, в пределах которых рассматривается его динамика. Это связано с тем, что покупателям требуется время, чтобы изменить свои привычки и предпочтения.

Долгосрочная кривая предложения показывает, как объем предложения зависит от цены в ситуации, когда производители имеют достаточно времени для полной адаптации к изменениям цены. Краткосрочная кривая предложения показывает ситуацию, когда производители не полностью адаптировались к изменениям цены.

 

8)      Модель потребительского равновесия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9) Экономическая и бухгалтерская прибыль

 

Бухгалтерская прибыль – это общая выручка(TR) минус внешние издержки.

Бух. Пр. = TR – внешние издержки.

>0 означает, сто фирма эффективно использует чужие ресурсы, не имеет долгов и имеет средства для расширения производства.

=0 означает, что фирма безубыточна, не имеющая внешних долгов.

<0 означает, что фирма убыточна и имеет внешнюю задолженность.

Анализ бухгалтерской прибыли позволяет оценить на сколько эффективно сработала фирма в прошлом используя привлечённые ресурсы.

Экономическая прибыль – это разница между общим доходом или общей выручкой минус общие издержки (сумма внешних и внутренних издержек).

Экон. Приб = Бух. Приб. – внешние затраты (неявные, вменённые)

>0 означает, что фирма эффективно использует не только чужие, но и собственные ресурсы, имеет сверх прибыль, конкурентоспособна, и в перспективе не будет иметь проблем с привлечением ресурсов.

=0 означает, что собственные ресурсы использованы не лучше, но и не хуже чем было бы возможно в альтернативных вариантах. Отрасль не является привлекательной для притока капитала, но не создаёт оснований и для оттока капитала.

<0 означает, что собственные ресурсы использованы не эффективно и в перспективе фирму ожидают в области конкурентоспособности.

Экономическая прибыль позволяет определить перспективы развития фирмы в будущем и принять решение о целесообразности участия этой фирме в бизнесе.

Нормальная прибыль. Её размер не должен быть ниже того дохода, который предприниматель мог бы иметь если бы свои собственные ресурсы использовал не в своём деле, а альтернативным способом, т. е. нормальная прибыль должна быть равна вменённым (неявным, внутренним) издержкам.

=0 Если экономическая прибыль равна нулю, то нормальная прибыль равна внутренним издержкам.

>0 Если экономическая прибыль больше нуля, то размер получаемой прибыли превышает нормальную на величину сверх прибыли.

Бухгалтерские издержки — это стоимость используемых фирмой ресурсов в фактических ценах их приобретения.

Бухгалтерские издержки = Явные издержки

Экономические издержки — это стоимость других благ (товаров и услуг), которые можно было бы получить при наиболее выгодном из возможных альтернативных направлений использования этих ресурсов.

Альтернативные (экономические) издержки = Явные издержки + Неявные издержки

Эти два вида издержек (бухгалтерские и экономические) могут совпадать или не совпадать друг с другом.

Если ресурсы покупаются на свободном конкурентном рынке, то фактическая рыночная цена равновесия, уплачиваемая за их приобретение, есть цена наилучшей альтернативы (если бы это было не так, то ресурс ушел бы к другому покупателю).

Если же цены на ресурсы не равны равновесным из-за несовершенства рынка или государственного вмешательства, то фактические цены могут не отражать стоимости наилучшей из отвергнутых альтернатив и оказаться выше или ниже альтернативных издержек.

Явные и неявные издержки

Из деления издержек на альтернативные и бухгалтерские вытекает классификация издержек на явные и неявные.

Явные издержки определяются суммой расходов предприятия на оплату внешних ресурсов, т.е. ресурсов, не находящихся в собственности данной фирмы. Например, сырье, материалы, топливо, рабочая сила и т.д. Неявные издержки определяются стоимостью внутренних ресурсов, т.е. ресурсов, находящихся в собственности данной фирмы.

Примером неявных издержек для предпринимателя может быть зарплата, которую он мог бы получать, работая по найму. Для владельца капитального имущества (машин, оборудования, зданий и т.д.) ранее осуществленные расходы на его приобретение не могут быть отнесены к явным издержкам настоящего периода. Однако владелец несет неявные издержки, поскольку он мог бы продать это имущество и вырученные деньги положить в банк под процент, или сдать его в аренду третьему лицу и получать доход.

Информация о работе Микроэкономика