Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 12:50, контрольная работа
Микроэкономика - поведение хозяйствующих субъектов в условиях рыночной экономики.
Микроэкономика - это наука о принятии решений, изучающая поведение отдельных экономических субъектов
Неявные издержки, являющиеся частью экономических издержек, всегда следует принимать во внимание при принятии текущих решений.
Явные издержки — это альтернативные издержки, которые принимают форму денежных платежей поставщикам факторов производства и промежуточных изделий.
В число явных издержек входят:
заработная плата рабочим
денежные затраты на покупку и аренду станков, обордования, зданий, сооружений
оплата транспортных расходов
коммунальные платежи
оплата поставщиков материальных ресурсов
оплата услуг банков, страховых компаний
Неявные издержки — это альтернативные издержки использования ресурсов, принадлежащих самой фирме, т.е. неоплаченные издержки.
Неявные издержки могут быть представлены как:
денежные платежи, которые могла бы получить фирма при более выгодном использовании принадлежащих ей ресурсов
для собственника капитала неявными издержками является прибыль, которую он мог бы получить, вложив свой капитал не в данное, а в какое-то иное дело (предприятие)
12) Последствия монопольной власти
Государственное регулирование естественной монополии.
Цель законодательства о естественной монополии воплощена в теории регулирования в интересах общества. Эта теория предусматривает возможность обеспечить потребителей качественным обслуживанием по приемлемым расценкам посредством регулирования таких отраслей на благо общества. Логическое обоснование следующее: если конкуренция неуместна, следует создавать регулируемые монополии, чтобы избежать возможных злоупотреблений неконтролируемой монопольной властью. В частности, регулирование должно гарантировать, что потребители получат выгоду от экономии, обусловленной масштабами производства, то есть от снижения издержек на единицу продукции (эта экономия достигается предприятиями общественного пользования благодаря их положению естественной монополии). На практике те, кто осуществляет регулирование, стремятся установить тарифы, которые будут возмещать издержки производства и приносить "справедливый" или "обоснованный" доход предприятию. Цель состоит, если применять специальную терминологию, в установлении цены, равной средним валовым издержкам. Регулирование цен может одновременно снизить цену увеличить объем производства и сократить экономические прибыли монополий. Правительство обычно предпринимает антитрестовские меры по пово¬ду горизонтального слияния, то есть слияния двух конкурентов — таких, как Форд и Крайслер, — на одном и том же рынке, в том случае, если их совокупная рыночная доля превысит 15%. Основное исключение делается тогда, когда одна из сливающихся фирм находится на грани банкротства. Вертикальные слияния — слияния фирм, специализирующихся на разных стадиях производственного процесса в одной и той же отрасли, — обычно не допускаются, если каждая из фирм обладает 10% или большей долей соответствующего рынка. Причина состоит в том, что такие слияния лишают возможности другие фирмы продавать свою продукцию фирме-покупателю. Конгломератные слияния — приобретение фирмы одной отрасли фирмой другой, несвязанной отрасли, — как правило, разрешаются.
Монополист сочтет выгодным продавать меньший объем продукции и назначить более высокую цену. Максимизирующий прибыль, объем производства монополиста имеет своим результатом недораспределение ресурсов; монополист считает выгодным ограничить выпуск, и следовательно, использовать меньше ресурсов, чем является оправданным с точки зрения общества.
Эффект масштаба. Крупные корпорации которые действуют во многих обрабатывающих отраслях, теперь обладают большой монопольной властью, чем может быть оправданно на том основании, что эти фирмы просто получают выгоду от существующей экономии при росте масштабов производства.
Х-неэффективность. Имеет место когда фактические издержки фирмы для любого объема производства больше, чем минимально возможные издержки.(например у менеджеров могут быть цели- рост фирмы, более легкая жизнь на работе, уклонение от предпринимательского нриска, обеспечение работой некомпетентных друзей и родственников, -которые противоречат минимизации издержек.) Или х-неэффективность может возникнуть , потому что рабочие фирмы плохо стимулированы. Или фирма может просто стать вялой и сравнительно неактивной, полагающейся на грубо эмпирический метод в принятии решений в противоположность соответствующим расчетам издержек и доходов. Монополисты и олигополисты защищены от конкурентных сил и такая среда благоприятна для х- неэффективности. Прибыли от научно технического прогресса могут быть недолговечными для осуществляющего нововведения конкурентного производителя. Внедряющая нововведения фирма в конкурентной отрасли обнаружит что многие конкуренты будут вскоре дублировать любую техническую новинку; они будут разделять вознаграждения, но не затраты на удачное технологическое исследование. Научно-технический прогресс есть средство понижения издержек на единицу продукции , таким образом, увеличения прибылей. Более низкие издержки приведут к максимизирующему прибыль положению, которое вызывает большой объем производства и более низкую цену, чем раньше. Любое увеличение прибыли не будет носить временного характера; барьеры для вступления в отрасль защищают монополиста от посягательства на прибыль конкурентов. Технические усовершенствования выгодны монополисту и могут быть барьером для вступления в отрасль. Технический прогресс является самым главным фактором для поддержания монополии.
Распределение дохода. Благодаря своей рыночной власти монополисты назначают более высокую цену, чем сделала бы чисто конкурентная фирма с такими же издержками; монополисты фактически в состоянии обладать частным налогом потребителей и , таким образом получать значительные экономические прибыли. Владельцы монополистических предприятий стремятся обогатиться за счет остальной части общества.
Ценовая дискриминация в условиях монополии.
Имеет место, когда данный продукт продается по более чем одной цене и эти ценовые различия не оправдываются различиями в издержках. Ценовая дискриминация осуществима при 3 условиях:
1.Продавец должен обладать некоторой способностью контролировать производство и ценообразование. 2.Продавец должен быть способен выделять покупателей в отдельные классы, в которых каждая группа имеет разную готовность или способность платить за продукт. Это выделение покупателей обычно основывается на различной эластичности спроса.3.Первоначальный покупатель не может перепродавать товар или услугу. Если те кто покупает на участке рынка с низкими ценами, могут легко перепродавать на участке рынка с высокими ценами, происходящее в результате снижение предложения увеличило бы цену на участке рынка с высокими ценами. Политика ценовой дискриминации, таким образом была бы подорвана. Отрасль перевозок или юридические и медицинские услуги особенно восприимчивы к ценовой дискриминации. Показателем степени монополистической власти является индекс Лернера:
Il-индекс ЛернераPm- монопольная ценаMC-предельные расходыE-эластичность спроса Чем выше этот показатель, тем больше монопольная власть
-Монополист может установить и выделить каждого из покупателей и установить максимальную цену которую каждый из них смог бы заплатить. Продажа будет более прибыльной. Графически кривая предельного дохода монополиста занимающегося совершенной дискриминацией, будет совпадать с его кривой спроса, и антистимул для возросшего производства устраняется.
13)Характерные черты олигополии и её эффективности
Олигополия
Олигополия – это такая рыночная структура, при которой доминирует небольшое число продавцов, а вход в отрасль новых фирм ограничен высокими барьерами.
Характерные черты олигополии:
1. Немногочисленность фирм в отрасли. Обычно их число не превышает десяти (сталелитейная и автомобильная промышленность, производство стройматериалов).
2. Высокие барьеры для вступления в отрасль. Они связаны с эффектом масштаба. Кроме эффекта масштаба.
3. Всеобщая взаимозависимость. Каждая из фирм при формировании своей экономической политики вынуждена принимать во внимание реакцию со стороны конкурентов.
14) Модели олигопольного поведения
Олигополия
Олигополия – это такая рыночная структура, при которой доминирует небольшое число продавцов, а вход в отрасль новых фирм ограничен высокими барьерами.
Характерные черты олигополии:
1. Немногочисленность фирм в отрасли. Обычно их число не превышает десяти (сталелитейная и автомобильная промышленность, производство стройматериалов).
2. Высокие барьеры для вступления в отрасль. Они связаны с эффектом масштаба. Кроме эффекта масштаба.
3. Всеобщая взаимозависимость. Каждая из фирм при формировании своей экономической политики вынуждена принимать во внимание реакцию со стороны конкурентов.
Возможны 2 основные формы поведения фирм в условиях олигополистических структур: некооперативное и кооперативное. В случае некооперативного поведения каждый продавец самостоятельно решает проблему определения цены и объема выпуска продукции.
Кооперативное поведение означает, что фирмы договариваются об объемах выпуска и ценах.
18) Определение рыночной ставки ссудного процента
Ссудный процент – это цена, уплачиваемая собственнику капитала за использование его средств в течение определенного периода времени.
Для создания и увеличения капитала необходимы вложения денежных средств – инвестиции. Инвестирование – это процесс создания или пополнения запаса капитала.
Номинальная ставка показывает, насколько сумма, которую заемщик возвращает кредитору, превышает величину полученного кредита.
Реальная ставка – это ставка процента, скорректированная на инфляцию, т.е. выраженная в денежных единицах постоянной покупательной способности. Именно эта ставка определяет принятие решений о целесообразности инвестиций.
Факторы дифф-и
1. риск кридитора(рискует, когда предоставляет кредит малоизвестной фирме)
2. срочность(чем больше срок ссуды, тем больше ставка ссудного процента.)
3. размер ссуды(чем меньше ссуда, тем больше %)
4. уровень конкуренции(чем больше банков, тем меньше %)
5. политика банка