В процессе присоединения
к ВТО данная отрасль не была выделена
в качестве приоритетной. Россия приняла
на себя достаточно жесткие условия для
фармацевтической отрасли, так называемые
положения ТРИПС-плюс. Поэтому без дополнительных
мер государственной поддержки вступление
приведет к ухудшению ситуации на внутреннем
рынке.
Некоторые эксперты
считают, что вступление в ВТО будет способствовать
повышению качества и конкурентоспособности
в данной отрасли. Несмотря на рост конкуренции
с зарубежными поставщиками, российские
компании займут свою нишу на рынке, скорее
всего с низкой покупательной способностью
населения. Возможно компании смогут сотрудничать
с иностранными для освоения более
высоких технологий.
Сельское хозяйство
Данная отрасль является жизненно
необходимой базовой отраслью экономики.
Агропромышленный комплекс – крупнейший
сектор экономики страны, который определяет
как продовольственную безопасность,
так и социальную стабильность в обществе.
Россия остается чистым импортером
сельскохозяйственной продукции и продовольствия.
Тем не менее, объемы российского экспорта
сельскохозяйственной продукции и продовольствия
возрастают наряду с увеличением объемов
импорта. Россия экспортирует в основном
пшеницу, рожь, ячмень и кукурузу
.
В данной отрасли существуют
проблемы, такие как низкая производительность
труда, нехватка квалифицированных специалистов,
отсутствие необходимой техники, неэффективная
структура, нерентабельность, разрыв хозяйственных
связей между АПК. Хотя в рамках реализации
государственной программы «Развитие
сельского хозяйства и регулирование
рынков сельскохозяйственной продукции,
сырья и продовольствия на 2013-2020 годы»
есть определенные успехи, в целом уровень
развития данной отрасли не отвечает современным
требованиям.
При
вступлении в ВТО обеспокоенность вызывает
угроза разорения не только отдельных
отраслей сельского хозяйства, но и целых
регионов. Наиболее чувствительными товарами,
которые пострадают от вступления в ВТО
являются мясо, мясопродукты, молочные
продукты с длительным сроком хранения,
рис, сахар, овощи. До присоединения они
были лучше всего защищены тарифно-таможенным
регулированием20.
Последствия для производителей
мяса и мясопродуктов вызывают наибольшее
опасение. Относительно благоприятная
ситуация складывается на рынке птицы,
когда как под угрозой находится дальнейшей
развитие свиноводства. Сокращение тарифной
квоты на ввоз свинины с 500 до 430 тыс. т в
год при одновременном обнулении внутриквотной
ставки пошлины, снижение в восемь раз
(с 40% до 5%) ставки на ввоз живых свиней,
уменьшение пошлины на свиной шпик и субпродукты
(с 25% до 15%) приведут к снижению доходов
наиболее эффективных предприятий в свиноводстве
как минимум вдвое, а сроки окупаемости
большинства построенных за последние
годы свинокомплексов превысят восемь
лет, данные условия поставят на убой огромное
количество свиней – более 1 млн голов.
Таким образом, условия вступления в ВТО
сопряжены с серьезными угрозами для
российских производителей мясопродукции.
Крайне сложно адаптироваться к новым
условиям будет мелким и средним предприятиям.
Также при снижении пошлины
на рис втрое, на российский рынок попадут
дешевый и низкокачественный рис, что
вызовет отрицательные последствия и
социальные проблемы для жителей краев
и областей, которые живут и работают на
землях, исключительно приспособленных
для производства этой культуры.
Принимая во внимание свои сравнительные
преимущества и конкурентоспособность
отечественной продукции, российские
производители, вероятно, увеличат производство
масличных культур, растительных масел
и зерна. Доля отечественных производителей
на рынках продуктов животноводства (мяса
и молока) увеличится только при условии
роста инвестиций в производство животноводческой
продукции, а также при высоком уровне
защиты отечественных производителей
от импорта. Защита от импорта также будет
являться важным фактором в увеличении
доли отечественных производителей на
рынке сахара. Стоит отметить существующие
вопросы, связанные с контролем качества
и техническими регламентами. В России
действуют более жесткие, по сравнению
со многими зарубежными странами, требования
по микробиологии, по наличию антибиотиков
и другим позициям. В ряде случаев членами
ВТО они могут быть посчитаны как избыточные
и они вправе будут их оспорить.
Согласно оценке Министерства
сельского хозяйства Российской Федерации,
агропромышленному комплексу понадобится
дополнительная поддержка в объеме от
96 до 107 млрд. рублей ежегодно для смягчения
последствий от присоединения к ВТО и
адаптации21.
Стоит заметить, что дополнительными
направлениями поддержки в рамках ВТО
могут быть малый и средний бизнес, так
как ВТО не ограничивает их поддержку.
Значительные возможности предоставляют
меры «зеленого ящика», так как они мало
оговариваются и являются стимулом
для повышения эффективности производства.
Они включают применение субсидий на обработку
земли, покупку семян, строительство новых
объектов, развитие логистики, производственную
и социальную инфраструктуру в селе.
Стоит отметить, что Россия,
как член ВТО, сможет активно позиционировать
себя и более тесно сотрудничать с крупнейшими
экспортерами продовольствия (Австралией,
Канадой, Аргентиной, Бразилией, Новой
Зеландией).
Сфера услуг
Сфера услуг мало проработана
в российском законодательстве, так как
является достаточно молодой.
При вступлении в ВТО
конкуренция со стороны иностранных провайдеров
будет стимулировать отечественных производителей
в сфере услуг расширять их набор, совершенствовать
качество, снижать цены, более полно учитывать
запросы клиентуры. Это принесет непосредственные
выгоды потребителям и будет, в свою очередь,
стимулировать расширение спроса как
основу для дальнейшего прогресса сферы
услуг. Принятие нормативов ВТО в данной
сфере поспособствует ликвидации правовых
пробелов.
Несмотря на положительные
эффекты либерализации сферы услуг, существуют
угрозы проникновения на отечественный
рынок недобросовестных производителей,
фирм-однодневок. Наибольшее опасение
вызывает возможность захвата определенных
ниш рынка опытными зарубежными компаниями
и переток высококвалифицированной рабочей
силы в данные компании. Исключение составляют
лишь аудиторско - консультационные и
бухгалтерские услуги, где ведущая пятерка
транснациональных компаний уже занимает
60% российского рынка, а также связь (свыше
40%).
В целом угроза захвата зарубежными
конкурентами российского рынка услуг
явно преувеличена. Как утверждают исследователи,
иностранных конкурентов отпугивает неблагоприятный
ивестиционный климат в России, невостребованности
части услуг, поэтому чрезмерно интенсивного
притока зарубежных фирм не ожидается.
Говоря о рынке финансовых
услуг (банковские, страховые, брокерские
и прочие), его можно охарактеризовать
как находящийся на начальном периоде
развития. Согласно Word Economic Forum, по уровню
развития финансового сектора Россия
находится на 127м месте в мире. Эффективность
организации труда в банках страны в 4
раза ниже, чем в иностранных, например,
американских.
В контексте присоединения
к ВТО рассмотрение финансового сектора
важно с точки зрения национальной экономической
безопасности. Как было написано выше,
Россия сохранила практически существующий
комплекс финансовых услуг при вступлении
в ВТО.
Эксперты в области
страхования считают оправданным расширение
количества участников рынка за счет иностранных
страховых компаний и возможное улучшение
качества услуг. Повышение роли иностранных
страховщиков может привести к значительному
сокращению стоимости страховых услуг22. Аналогично
можно сказать о перестраховании, что
в первую очередь выгодно российским финансовым
компаниям.
Говоря о банковских
услугах, здесь кардинальных изменений
не предвидится, так как в ряде сегментов
позиции иностранных банков достаточно
сильны, в других конкуренция усилится,
например в инвестиционном банкинге. Конкурировать
же с крупными банками с государственным
участиям иностранным банкам будет сложно
в силу устоявшейся репутации россиских
банков, широкой филиальной сети, серых
схем работы с корпоративными клиентами
из-за близости высшего менеджмента
и собственников крупных банков. Таким
образом, эксперты не ждут особых изменений
в банковской сфере.
Рынок брокерских и
прочих финансовых услуг и до присоединения
в ВТО был наиболее включенным в глобальную
финансовую систему. Режим функционирования
здесь либеральный, поэтому значительных
изменений не произойдет за исключением
небольшого увеличения конкуренции.
Снижение тарифов на импорт
продовольственных товаров несколько
облегчит положение ритейлеров за счет
более жесткой ценовой конкуренции зарубежных
и российских производителей продуктов
питания.
Анализ положительных
и отрицательных последствий вступления
РФ в состав ВТО
Полученные результаты анализа
социально-экономических следствий вступления
в ВТО можно обобщить в виде таблицы. В
общем, можно отметить, что при продуманной
политики федеральных и региональных
властей по адаптации российской экономики
к условиям ВТО, членство в этой организации
принесет гораздо больше плюсов, чем минусов
в долгосрочной перспективе.
(см. Приложение 1)
Приложение 1.
Cоциально-экономические и политико-правовые
следствия членства России в ВТО.
Сфера |
Последствия |
позитивные |
негативные |
неопределенные |
Социально-экономическая |
общие эффекты |
1) Рост
благосостояния экономики (на 0,96 % в год);
2) Рост агрегированного потребления
приблизительно в 0.4%. (Всемирный Банк -
до 3.3%);
3) Приток иностранных инвестиций;
4) Рост производительности труда и эффективности
производства;
5) Повышение спроса на квалифицированный
труд (рост реальной заработной платы
– 0,85%). |
1) Сокращение поступлений в федеральный
бюджет (в среднем на 5,5 %);
2) Общий
спад производства (1%);
3) Сокращение
занятости (каждый процент падения
производства - утеря 0,2% рабочих мест);
4) Ухудшение положения менее
квалифицированного персонала на рынке
труда (снижение реальной заработной платы
- 0,56%). |
1) Изменение ВВП( российские
исследователи – рост на 1-3%, аналитики
Мирового банка 3-5%, часть других исследований
предполагают спад);
2) Выигрыш потребителей (падение закупочных цен -3%, но импортер
товара может оставить разницу в цене
себе в качестве маржи);
3) Рост экспорта и импорта
(отрицательные и положительные следствия). |
отрасли промышленности |
Экспортноориентированные дискриминируемые
отрасли:
черная металлургия (3,63% от базового
года),
цветная металлургия(14,45%),
химическое и нефтехимическое
производство(2,05%),
оборонная, угольная промышленность. |
Неконкурентоспособные импортозамещающие
отрасли:
машиностроение (-2,77%,),
пищевая и легкая промышленность
(-4,35%),
деревообработка, целлюлозно-бумажное
производство,
производство изделий из дерева
(-6,74%) авиапромышленность, электроника, фармацевтическая промышленность
(0,5%– 2%). |
1) Сырая нефть, газ, вооружение,
энергетический сектор (не регулируются
правилами ВТО);
2) Некоторые виды минерального сырья и продукции химической
промышленности
(ранее не дискриминируемые
или с минимальными барьерами). |
сфера услуг |
1) Расширение набора услуг, повышение
качества, снижение цены, большая ориентированность
на потребителя;
2) Нейтрализация правовых пробелов;
3) Улучшение положения ритейлеров. |
1) Захват определенных ниш рынка опытными
зарубежными компаниями;
2) Переток высококвалифицированной рабочей
силы в иностранные компании. |
1) Аудиторско – консультационные, бухгалтерские,
брокерские услуги (были открыты и
до вступления);
2) Банковский сектор (наиболее защищенный
по результатам переговоров). |
с/х |
|
Наиболее уязвимые товары-мясо, мясопродукты,
молочные продукты с длительным сроком
хранения,
рис, сахар, овощи (ранее были максимально
защищены таможенно-тарифным регулированием).
|
|
Заключение.
Предложения, направленные
на минимизацию негативных последствий
от вступления России в ВТО.
В качестве рекомендаций к данной
работе можно в первую очередь отнести
составляющие положительного опыта Китая,
которые применимы в нашей стране.
Среди них: постоянное совершенствование
законодательства, активная инвестиционная
политика, защита внутреннего рынка различными,
не противоречащими правилам ВТО мерами,
поддержка малого и среднего бизнеса,
применение мер «зеленой корзины» в сельском
хозяйстве (финансирование научно-исследовательских
работ, модернизации транспортной, инженерной и социальной инфраструктуры, строительства
жилья для молодых специалистов), создание
совместных предприятий в наиболее уязвимой
отрасли промышленности – машиностроении,
широкая информационно-образовательная
деятельность. Данные меры, хотя и имеют
меньший эффект в краткосрочной перспективе, но способствуют
устойчивому развитию и повышению
конкурентоспособности в долгосрочной
перспективе.
Для привлечения прямых иностранных
инвестиций, которые, судя по опыту Китая,
могут дать экономике необходимый импульс
для развития при вступлении в ВТО, необходимо
улучшать бизнес-климат. Работа в России
в данном направлении должна включать
в себя: снижение административных барьеров,
реформирование российской судебной системы,
предоставление гарантии защиты прав
собственности, борьбу с коррупцией, развитие
инфраструктуры, осуществление инвестиций
в современную систему профессионального
образования.
Согласно китайскому опыту
большой потенциал развития заложен в
политике продвижения экспорта. В России
необходимо создание условий для преодоления
информационных, лицензионных, таможенных,
административных и инфраструктурных
барьеров в ходе экспортной деятельности.
Другая часть рекомендаций
следует из анализа социально-экономических
последствий на федеральном и региональном
уровнях РФ и состоит в преодолении проблем
и усилении положительного эффекта.
В первую очередь для минимизации
потерь необходимыми являются меры социальной
политики. Меры должны быть направлены
на ускорение процесса перемещения рабочей
силы из неконкурентоспособных предприятий
и отраслей в те отрасли и регионы, которые
имеют потенциал роста. Условия мобильности
капитала и человеческих ресурсов
должны включать в развитие рынка съемного
жилья, ипотеки, устранение коррупционного
налога и ограничений конкуренции в ряде
регионов. Наибольшую сложность представляют
моногорода, где значительная часть населения
работает на градообразующих предприятиях,
находящихся в зоне риска. Меры федеральной
и региональной политики в первую очередь
должны быть направлены в моногорода.