Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2014 в 20:19, лекция
Первая из них – минимизация средних потерь – представляется вполне естественной, если все возможные потери малы по сравнению с ресурсами предприятия. В противном случае первый подход неразумен. Рассмотрим условный пример. У человека имеется 10000 рублей. Ему предлагается подбросить монету. Если выпадает «орел», то он получает 50000 рублей. Если же выпадает «цифра», он должен уплатить 20000 рублей. Стоит ли данному человеку участвовать в описанном пари? Если подсчитать математическое ожидание дохода, то, поскольку каждая сторона монеты имеет одну и ту же вероятность выпасть, равную 0,5, оно равно 50000 х 0,5 + (-20000) х 0,5 = 15000. Казалось бы, пари весьма выгодно. Однако большинство людей на него не пойдет, поскольку с вероятностью 0,5 они лишатся всего своего достояния и останутся должны 10000 рублей, другими словами, разорятся. Здесь проявляется психологическая оценка ценности рубля, зависящая от общей имеющейся суммы – 10000 рублей для человека с обычным доходом значит гораздо больше, чем те же 10000 руб. для миллиардера.
Так что же такое коммерческая тайна?
Коммерческая тайна — режим конфиденциальности информации, позволяющий её обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду (из закона РФ «О коммерческой тайне»).
Также коммерческой тайной именуют саму информацию, которая составляет коммерческую тайну, то есть, научно-техническую, технологическую, производственную, финансово-экономическую или иную информацию, в том числе составляющую секреты производства (ноу-хау), которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности её третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и в отношении которой обладателем такой информации введён режим коммерческой тайны.
Обладатель информации имеет право отнести её к коммерческой тайне, если эта информация отвечает вышеуказанным критериям и не входит в перечень информации, которая не может составлять коммерческую тайну (ст.5 закона «О коммерческой тайне»). Чтобы информация получила статус коммерческой тайны, её обладатель должен исполнить установленные процедуры (составление перечня, нанесение грифа и некоторые другие). После получения статуса коммерческой тайны информация начинает охраняться законом.
За разглашение (умышленное или неосторожное), а также за незаконное использование информации, составляющей коммерческую тайну, предусмотрена ответственность — дисциплинарная, гражданско-правовая, административная и уголовная.
Федеральный закон от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» в ст. 5 содержит перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну предприятия. Это сведения:
Обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена федеральными законами.
Что касается перечня сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия, то он законодательно не определён и должен составляться каждой организацией, вводящей режим коммерческой тайны, самостоятельно, исходя из специфики бизнеса и особенностей самой организации. Исходя из практического опыта в области разработки положений о коммерческой тайне, можно привести следующий примерный перечень:
Предпринимательский риск и методы снижения
коммерческого риска.
Важнейшей чертой предпринимательства является наличие риска как на стадии создания собственного дела, так и в течение дальнейшего функционирования предприятия.
Риск - характеризуется как опасность возникновения непредвиденных потерь ожидаемой прибыли, дохода или имущества, денежных средств в связи со случайным изменением условий экономической деятельности, неблагоприятными обстоятельствами. Его величина измеряется частотой, вероятностью возникновения того или иного уровня потерь.
Хозяйственные, финансовые и инвестиционные риски представляют собой обязательные атрибуты функционирования субъектов рыночной экономики. Само по себе наличие риска, сопровождающего деятельность того или иного предприятия, не является ни достоинством, ни недостатком. Наоборот, отсутствие риска, то есть опасности наступления непредсказуемых и нежелательных для субъекта последствий его действий, как правило, в конечном счете вредит экономике, подрывает ее динамичность и эффективность.
В настоящее время принято делить все риски на две большие группы:
К внешним рискам относятся:
К внутренним рискам относятся:
В приведенной группировке названы не все виды рисков. В нашей действительности нужно учитывать риск:
Из всего многообразия рисков особо следует обратить внимание на хозяйственный или предпринимательский риск. Этот риск, возникающий при любых видах деятельности, связан с производством продукции, товаров, услуг, их реализацией, коммерцией, финансовыми операциями и осуществлением различных проектов.
С принятием нового закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 8 января 1998 года № 6-ФЗ реальным становится риск банкротства. Он возникает в результате неправильного выбора объекта для вложения капитала, полной потери собственником своего капитала и неспособности хозяйствующего субъекта рассчитаться по взятым на себя обязательствам. В указанном законе несостоятельность (банкротство) рассматривается как признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
В книге «Курс экономики» под редакцией Б. А. Райзберга указано, что предпринимательский риск характеризуется как опасность потенциально возможной, вероятной потери ресурсов или недополучения доходов по сравнению с их ожидаемой величиной, ориентированной на рациональное использование ресурсов. И другое важное обстоятельство, которое нужно учитывать: этот вид риска характеризует вероятность отклонения от цели, конечного результата, которые были определены при разработке плановых показателей.
Каждому известно, что риск - это опасность. Говоря о предпринимательском, хозяйственном риске, имеют в виду опасность понесения предпринимателем ущерба, убытков, потерь. При этом имеются в виду прежде всего потери имущества, ценностей, денег, то есть любых видов экономических ресурсов, включая труд и время. Ведь трудовые потери и потери времени наносят очевидный ущерб результатам предпринимательской деятельности. Исходя из высказанных соображений приходим к определению риска.
Под хозяйственным, предпринимательским риском понимается опасность потенциально возможной, вероятной потери ресурсов, возникающая при любых видах деятельности, связанных с производством продукции, товаров, услуг, их реализацией, товарно-денежными и финансовыми операциями, коммерцией. В рассматриваемых видах деятельности приходится иметь дело с использованием и обращением материальных, трудовых, финансовых, информационных (интеллектуальных) ресурсов, так что риск связан с угрозой потери этих ресурсов, полной или частичной.
Определяя понятие «риск», пришлось использовать такие общеупотребительные слова, как «потери», «убытки», «ущерб». Применяя эти слова к экономике, надо разобраться, что же под ними понимается. В экономике есть слова «расходы», «издержки», «затраты», тоже означающие то, что было и что ушло.
Предпринимательский риск характеризуется как опасность непредвиденного, нерассчитанного расхода ресурсов или недополучения доходов по сравнению с вариантом, рассчитанным на рациональное использование ресурсов. Иначе говоря, риск есть угроза того, что предприниматель понесет потери в виде дополнительных расходов сверх предусмотренных прогнозом, проектом, планом, программой его действий либо получит доходы ниже тех, на которые он рассчитывал.
Любая предпринимательская деятельность неизбежно связана с расходами, тогда как убытки имеют место при неблагоприятном стечении обстоятельств, просчетах и представляют дополнительные расходы сверх намеченных. К убыткам следует относить и любые расходы, не приносящие эффекта, целесообразного результата.
Существует также вид экономических потерь, которые именуют «упущенными возможностями».
Вполне возможна ситуация понесения морального ущерба, в итоге которого предприниматель теряет свой имидж, а иногда и здоровье. В судебной практике встречаются случаи, когда потери, связанные с моральным ущербом, суд принуждает возместить пострадавшему в денежной форме.
Основными факторами, препятствующими нормальной работе торговых предприятий, являются (в процентах от общего числа обследованных предприятий):
Информация о работе Минимизация риска и защита информации при совершении коммерческих сделок