Мировая экономика. Мировой рынок и внешняя торговля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 20:09, курсовая работа

Краткое описание

Изучение сущности экономики было актуально на протяжении многих сотен лет. Современные реалии заставляют ученых, исследователей, аналитиков, обозревателей и журналистов уделять еще больше внимания изучению вопросов мировой экономики, более детально изучать тонкости, механизмы, элементы и особенности ее развития, выявлять закономерности развития различных экономических явлений в тех или иных ситуациях.
Некоторые страны и регионы мира настолько тесно сотрудничают между собой, что приводит с одной стороны к росту взаимозависимости, с другой – к углублению интернационализации и глобализации. Это сотрудничество характеризуется не только широкомасштабными финансовыми и торговыми потоками, но и ростом международной кооперации производства и бизнеса, развитием и распространением информационных технологий, активным обменом научных достижений и знаний, межкультурными и иными связями.

Содержание

1. Введение

2. Мировая экономика:
2.1. Мировая экономика: исторический аспект
2.2. Теоретические аспекты: определения, характеристики и структура мировой экономики.
2.3. Современное состояние мировой экономики и текущие тенденции развития

3.Мировой рынок внешняя торговля:
3.1. Основные теории внешней торговли
3.2. Понятие международной торговли
3.3. Основные этапы в развитии мировой торговли
3.4. Структура и основные товаропотоки мировой торговли
3.5. Противоречия современной международной торговли и методы борьбы с ними
3.6. Основы юридического обеспечения мировой торговли
3.7. Виды мировой торговли

4. Международное движение капитала:
4.1. Классификация межстрановой миграции капитала
4.2. Определение инвестиций
4.3. Основные преимущества притока иностранных инвестиций
4.4. Причины вывоза капитала

5. Транснациональные корпорации:

6. Международная миграция рабочей силы:
6.1. Сущность и причины возникновения мирового рынка рабочей силы 6.2. Основные направления и центры трудовой миграции
6.3. Виды международной трудовой миграции
6.4. Международно-правовые основы межународой миграции рабочей силы
6.5. Миграционная политика РФ

Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.Мировая экономика.doc

— 370.50 Кб (Скачать файл)

В настоящее время биржи реального товара сохранились лишь в некоторых странах и имеют незначительные обороты. Они являются как правило одной из форм оптовой торговли товарами местного значения, рынки которых отличаются низкой концентрацией производства, сбыта и потребления, или создаются в развитых странах в попытке защитить национальные интересы при экспорте важнейших для этих стран товаров. В развитых капиталистических странах бирж реального товара почти не осталось. Но в отдельные периоды при отсутствии других форм организации рынка биржи реального товара могут играть заметную роль.

Институт биржи не потерял своего значения для международной торговли в связи с превращением из биржи реального товара в рынок прав на товар, или в так называемую фьючерсную биржу.

Фьючерсные биржи

Сочетание в торговых сделках элементов купли продажи и кредита и заинтересованность торговце скорее получить деньги на как можно большую часть стоимости товара, независимо от его фактической реализации, явились важнейшими факторами организации нового типа биржевой торговли - фьючерсной.

Срочные (фьючерсные) биржи, где торгуют не товаром, а контрактами на поставку товаров в будущем. Это могут быть закрытые срочные биржи, где непосредственно торгуют лишь профессионалы и преобладают сделки страхования цен контрактных товаров от риска их снижения или, наоборот, роста в будущем; открытые срочные биржи, где, кроме профессионалов участвуют продавцы и покупатели контрактов. Фьючерсная биржевая торговля - один из наиболее динамичных секторов капиталистического хозяйства. В современных условиях именно фьючерсная торговля является господствующей формой биржевой торговли.

Фьючерсные биржи позволяют не только быстрее реализовывать товар, но и ускорить возврат авансированного капитала в денежной форме в количестве, максимально близком первоначально авансированному капиталу плюс соответствующая прибыль. Кроме того, фьючерсная биржа обеспечивает экономию резервных средств, которые бизнесмен держит на случай неблагоприятной коньюктуры.

Основными признаками фьючерсной торговли являются:

- фиктивный характер сделок, то  есть осуществление купли-продажи, при которой обмен товаров почти отсутствует (реальные поставки составляют 1-2% всего товарооборота), так как обязательства сторон по сделке прекращаются путем обратной операции с выплатой разницы в ценах;

- преимущественно косвенная связь  с рынком реального товара (через хеджирование, а не через поставку товара);

- заранее строго определенная  и унифицированная, лишенная каких-либо  индивидуальных особенностей потребительная стоимость товара, определенное количество которого потенциально представляет биржевой контракт, используемый в качестве носителя цены, непосредственно приравниваемого к деньгам и обмениваемого на них в любой момент (в случае поставки товара по фьючерсному контракту продавец имеет право поставить товар любого качества и происхождения, предусмотренных правилами биржи);

- полная унификация условий  в отношении количества разрешенного  к поставке товара (например, 5 тысяч  бушелей пшеницы или 1 тысяча баррелей  нефти), места и сроков поставки;

- обезличенность сделок и заменимость  контрагентов по ним, так как они заключаются не между конкретным продавцом и конкретным покупателем, а между ними (а чаще их брокерами) и расчетной палатой - специальной организацией при бирже, играющей роль гаранта выполнения обязательств сторон при покупке или продаже ими биржевых контрактов. При этом сама биржа не выступает в качестве одной из сторон в контракте или на стороне одного из партнеров.

Во фьючерсных операциях сохранена полная свобода сторон только в отношении цены и ограниченная в выборе срока поставки товара; все же остальные условия строго регламентированы и не зависят от воли участвующих в сделке сторон. В связи с этим фьючерсные биржи иногда называют “рынком цен” (то есть меновых стоимостей), в отличие от рынков товаров (совокупности и единства), например бирж реального товара, где покупатель и продавец могут согласовать между собой любые условия контракта.

Именно как рынок цен биржа соответствует требованиям, предъявляемым крупным производством на высшей ступени развития капитализма. Превращение биржи из рынка реального товара в своеобразный институт обслуживающий и удешевляющий торговлю и кредитно-финансовые операции произошло в результате усиления концентрации сбыта, производства и потребления биржевых товаров (но при сохранении конкуренции), возникновения и эволюции форм финансового капитала. В настоящее время фьючерсные биржи служат удовлетворению потребностей как мелких, так и крупнейших компаний.

В последние годы по мере развития средств связи развития средств связи и электронной вычислительной техники создаются электронные биржи. В частности на Бермудских островах организована такая биржа, на которой кольцо или яму заменил мощный компьютер, связанный терминальными устройствами брокеров, находящихся в различных странах. Однако объем операций на этой бирже не велик и особой популярностью электронная биржа не пользуется, хотя, на мой взгляд, за ней большое будущее, во многом благодаря функции торговли в ночное время.

Фондовые биржи

Торговля ценными бумагами ведется на международных денежных рынках, то есть на биржах таких крупных финансовых центров, как Нью-Йорк, Лондон, Париж, Франкфурт-на-Майне, Токио, Цюрих. Торговля ценными бумагами производится в присутственные часы на бирже, или так называемое биржевое время. В качестве продавцов и покупателей на биржах могут выступать лишь брокеры (маклеры), которые выполняют заказы своих клиентов, и за это получают определенный процент с оборота. Для торговли ценными бумагами - акциями и облигациями - существуют так называемые брокерские фирмы, или маклерские конторы.

Биржевой курс акций и других ценных бумаг зависит исключительно от соотношения между предложением и спросом. Индекс котировки (курсов) акций - это показатель курсов важнейших акций на биржах. Он обычно включает курсы акций крупнейших предприятий. Индекс котировки акций является своего рода индикатором климата на бирже.

Ярмарки

Одним из наилучших путей поиска контакта между производителем и потребителем являются ярмарки, чаще всего специализированные, что позволяет потребитель сравнить и выбрать наиболее подходящий ему по потребительским качествам и цене товар, не затрачивая громадных усилий на поиск информации о производителях необходимых ему товаров. На тематических ярмарках производители выставляют на выставочных площадях свой товар “лицом”, а потребитель имеет возможность выбрать, купить или заказать необходимый ему товар прямо на месте. Ведь ярмарка представляет собой обширную выставку, где стенды с товарами и услугами распределены согласно тематике, отрасли, назначения и т.п. Поэтому любой желающий, сориентировавшись по темам выставок, может выбрать ту, которая позволит встретится с интересующими его производителями. Соответственно и производитель встречает на ярмарке аудиторию, интересующуюся именно его товаром.

Роль ярмарок в будущем не уменьшится, а, напротив, возрастет. С развитием международного разделения труда, которое еще больше углубится благодаря свободному товарообмену в Европе. За некоторыми исключениями посетителям и участникам Европейских ярмарок не создавалось никаких помех и ограничений. И это несмотря на то, что организация ярмарочного дела в различных странах Европы весьма различна.

Так в Германии ярмарки, как правило, проводятся устроительными обществами, для которых это основная их деятельность. Они принадлежат государству или коммунам, независимы от участников и владеют территорией, где проводятся ярмарки. Крупнейшие из них имеют годовой оборот от 200 до 400 миллионов марок. Для немецкого ярмарочного дела характерно также интенсивное сотрудничество между тремя сторонами - устроителями, участниками и посетителями.

Во Франции многочисленные отраслевые выставки организуются устроительными обществами, в большинстве случаев не располагающими своими ярмарочными территориями. Почти все подобные территории и здания в Париже находятся в ведении или принадлежат торгово-промышленной палате, тогда как в провинции многие устроители располагают собственными возможностями для организации ярмарок и выставок. Но подавляющее большинство отраслевых и специализированных ярмарок проводится во французской столице.

В ярмарочном хозяйстве Италии также большое количество устроителей выставок, которые либо принадлежат промышленным объединениям, либо являются частными. Крупнейшей в Италии ярмарочной компании является Миланская ярмарка, не имеющая конкурентов по своему годовому обороту, который составляет 200-250 миллионов марок. Она главным образом сдает в аренду выставочные павильоны, но выступает и в качестве устроителя.

В ярмарочном деле Великобритании выделяются две крупные, действующие и за пределами страны, компании - “Рид” и “Бленхейм”, годовой оборот которых колеблется в пределах от 350 до 400 миллионов марок. Однако значительная часть своего оборота они получают и за пределами Великобритании, так что в самой стране ярмарки поводятся преимущественно многочисленными небольшими частными компаниями. Выставочные территории в большинстве случаев принадлежат коммунальным организациям.

По официальным данным около 30 процентов внешней торговли Италии производится через ярмарки, в том числе 18 процентов через Миланскую. Она имеет 20 представительств за рубежом. Доля иностранных участников и посетителей в среднем составляет 18 процентов.

Мадридской ярмарке пророчат очень большое будущее (в масштабе всей Европы). Эта ярмарка, оставив позади Барселонскую, вышла на первое место в стране и сейчас располагает наилучшей ярмарочной инфраструктурой. Руководство Мадридской ярмарки надеется выдвинуть ее на второе место после ведущих германских ярмарок. Этому должны способствовать 20 зарубежных представительств. Руководство намерено отбирать лучших участников, делая упор не на количестве, а на качестве и считая, что в будущем наиболее перспективными будут небольшие, но “хорошо обозримые” ярмарки.

Ярмарка в Утрехте - крупнейший и наиболее успешно действующий ярмарочный центр в странах Бенилюкса. Расположенный на пересечении важнейших транспортных путей Нидерландов. Он располагает 60 тысячами квадратных метров выставочной площади для ежегодного проведения 40 -50 отраслевых ярмарок, а так же 4 тысячами квадратных метров для торговли непродовольственными и потребительскими товарами. Ежегодно он принимает свыше 2,5 миллионов посетителей.

Копенгагенский выставочный центр Белла-сентрет с ежегодным числом посетителей, превышающим 700 тысяч, и более 30 мероприятиями в год является крупнейшим в Скандинавии выставочным и торговым центром, а также центром по проведению конференций. На площади 24 тысячи квадратных метров из общей площади 95 600 квадратных метров на двух этажах размещена постоянная выставка одежды, мебели, конторского оборудования, в которой представлена продукция ведущих скандинавских фирм. За короткое время посетитель может познакомиться с лучшими образцами того, что может предложить в этой области промышленность скандинавских стран. Есть специальная гостиница, в которой могут быть размещены офисы иностранных фирм.

Ярмарки в Германии в целом занимают ведущее место в Европе. Среди европейских ярмарок одной из старейших является Лейпцигская. Она стала одним из крупнейших торговых центров. В послевоенное время она часто была единственной возможностью для развития торговых связей между Востоком и Западом. В настоящее время Лейпциг становится одним из самых динамичных торговых центров Европы, в который производятся особенно большие капитальные вложения и которому предъявляются новые требования. Главное из них: вместо крупных универсальных выставок проводить целенаправленное и хорошо обозримые небольшие выставки, ориентирующиеся на потребности рынка.

Мюнхенская ярмарка делает особый акцент на более полном той или иной отрасли промышленности в глобальном масштабе. Мюнхен приобретает функцию моста между Востоком и Западом. Ежегодно на ярмарке проводится около 20 международных мероприятий с 24 тысячами участников из 88 стран и 2 миллионов посетителей из более чем130 стран. Мюнхенская ярмарка держит мировой рекорд по частоте “смены декорации” на своей не столь большой территории.

Берлинская ярмарка весьма привлекательна для Польши, Венгрии, Чехии, Словакии, балтийских и скандинавских стран, а также для России и стран бывшего СССР. Для этих регионов она стала международным торговым центром. Ее выставочные павильоны резервируются на месяцы вперед. В таких областях, как сельское хозяйство, туризм, радиоэлектроника, Берлинская ярмарка занимает ведущие позиции на континенте. Быстро растет ее значение и в таких отраслях ярмарок, как строительная, электротехническая, автомобильная, авиакосмическая, а также ярмарки санитарной техники, конторского оборудования, по водоснабжению и охране водоемов. В прошлом году оборот ярмарки превысил 200 миллионов марок и имеет устойчивую тенденцию к росту.

Валютные рынки.

Годовой оборот мировой торговли составляет почти 20 миллиардов долларов, а ежедневный оборот валютных бирж - примерно 500 миллиардов долларов. Это означает что 90 процентов всех валютных сделок прямо не связаны с торговыми операциями, а осуществляются международными банками. Все это происходит в течение суток.

Под торговлей иностранной валютой понимают сделки купли-продажи одной валюты на другую или на национальную валюту по курсу, заранее установленному партнерами. Важнейшим валютным курсом является курс доллара к марке ФРГ. Банки, готовые заключить валютные сделки, называют курсы, по которым они рассчитывают покупать или продавать.

Кроме банков и крупных предприятий в операциях на рынке принимают участие также маклеры. Маклеры являются всего навсего посредниками и требуют за свои услуги комиссию (куртаж). Их фирмы - важное место для обмена всякого рода информацией. Валютный рынок представляет собой сумму телефонных и телетайпных контактов между участниками торговли иностранной валютой.

Информация о работе Мировая экономика. Мировой рынок и внешняя торговля