Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 20:09, курсовая работа
Изучение сущности экономики было актуально на протяжении многих сотен лет. Современные реалии заставляют ученых, исследователей, аналитиков, обозревателей и журналистов уделять еще больше внимания изучению вопросов мировой экономики, более детально изучать тонкости, механизмы, элементы и особенности ее развития, выявлять закономерности развития различных экономических явлений в тех или иных ситуациях.
Некоторые страны и регионы мира настолько тесно сотрудничают между собой, что приводит с одной стороны к росту взаимозависимости, с другой – к углублению интернационализации и глобализации. Это сотрудничество характеризуется не только широкомасштабными финансовыми и торговыми потоками, но и ростом международной кооперации производства и бизнеса, развитием и распространением информационных технологий, активным обменом научных достижений и знаний, межкультурными и иными связями.
1. Введение
2. Мировая экономика:
2.1. Мировая экономика: исторический аспект
2.2. Теоретические аспекты: определения, характеристики и структура мировой экономики.
2.3. Современное состояние мировой экономики и текущие тенденции развития
3.Мировой рынок внешняя торговля:
3.1. Основные теории внешней торговли
3.2. Понятие международной торговли
3.3. Основные этапы в развитии мировой торговли
3.4. Структура и основные товаропотоки мировой торговли
3.5. Противоречия современной международной торговли и методы борьбы с ними
3.6. Основы юридического обеспечения мировой торговли
3.7. Виды мировой торговли
4. Международное движение капитала:
4.1. Классификация межстрановой миграции капитала
4.2. Определение инвестиций
4.3. Основные преимущества притока иностранных инвестиций
4.4. Причины вывоза капитала
5. Транснациональные корпорации:
6. Международная миграция рабочей силы:
6.1. Сущность и причины возникновения мирового рынка рабочей силы 6.2. Основные направления и центры трудовой миграции
6.3. Виды международной трудовой миграции
6.4. Международно-правовые основы межународой миграции рабочей силы
6.5. Миграционная политика РФ
Заключение
Важная особенность международной миграции рабочей силы состоит в том, что регулирование данного процесса осуществля-ется двумя (или более) субъектами, воздействующими на разные стадии перемещения населения и преследующими зачастую не-совпадающие интересы. Если страна-импортер рабочей силы в большей степени отвечает за прибытие и использование мигран-тов, то в функции страны-экспортера рабочей силы в большей степени входит регулирование оттока и защита интересов ми-грантов за рубежом.
Во многих аспектах интересы стран-экспортеров и импор-теров рабочей силы оказываются тесно переплетенными. Право-вое выражение взаимной заинтересованности стран, прини-мающих и направляющих мигрантов, осуществляется в форме двух- или многосторонних международных соглашений по вопросам миграции. Согласно Программе действий, принятой в 1976 г. на Всемирной конференции по занятости в рамках МОТ (Между-народный организации труда), организация набора рабочей си-лы должна производиться на базе двух- или многосторонних соглашений, разработанных на основе изучения экономических и социальных потребностей стран-экспортеров и импортеров рабочей силы Международные экономические отношения: Учебник для вузов / Под ред. Рыбалкина В.Е. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. С. 197..
В настоящее время значительное число учреждений и орга-низаций, прежде всего в рамках ООН, а также региональных группировок занимаются проблемами, связанными с миграцией населения и трудовых ресурсов.
Так, Комиссия ООН по народонаселению располагает соот-ветствующим фондом, часть которого используется на субсиди-рование национальных программ в области миграции населения. Деятельность МОТ в качестве одной из целей предусматривает регулирование миграции населения. Ряд международных дого-воров, принятых ВОЗ (Всемирной организацией здравоохране-ния), содержит специальные нормы, которые касаются физиче-ского состояния трудящихся-мигрантов. В конвенциях ЮНЕСКО имеются положения, направленные на улучшение образования трудящихся-мигрантов и членов их семей. Возрастает роль Ме-ждународной организации по миграции (MOM), целью которой является обеспечение упорядоченной и плановой международ-ной миграции, ее организация, обмен опытом и информацией по указанным вопросам. В Западной Европе деятельностью, свя-занной с обеспечением и защитой прав трудящихся мигрантов, занимается Межправительственный комитет по вопросам ми-грации (СИМЕ).
Соответствующие документы международных организаций имеют большое значение применительно к национальному за-конодательству, поскольку при формировании национальной политики в области внешней трудовой миграции должны быть учтены требования международных конвенций.
Одной из основных идей Конвенции МОТ о трудящихся-мигрантах является признание государствами, ратифици-рующими данный документ, равенства в отношении мигрантов независимо от их национальности, расовой принадлежности, религии, пола и т.п. Мировой рынок труда. - М.: Наука, 1994, гл. 1-3. Конвенция содержит статьи, направленные на регулирование условий, при которых трудящиеся-мигранты будут иметь равные с гражданами принимающего государства права в вопросах, определенных Конвенцией. Защита прав тру-дящихся-мигрантов обеспечивается:
* организацией бесплатных служб
для помощи мигрантам и
* принятием мер против недостоверной информации и пропаганды в отношении вопросов, касающихся имми-грации и эмиграции граждан (ст. 3);
* принятием мер, облегчающих все стадии миграции: отъ-езд, перемещение и прием мигрантов (ст. 4);
* организацией соответствующих м
* разрешением переводить на
родину заработок и сбереже-
Два приложения к Конвенции касаются найма, размещения и условий труда мигрантов, еще одно - вопросов ввоза мигрантами личного имущества, рабочих инструментов и оборудования. В приложении 1, в частности, указывается, что посреднической дея-тельностью по трудоустройству мигрантов могут заниматься:
* наниматель или лицо, находящееся
у него на службе и
* частное агентство, получившее
на это предварительное
В данной Конвенции также указывается, что лицо или орга-низация, способствующие незаконной миграции, подлежат со-ответствующему наказанию. В ней подчеркивается также необ-ходимость письменного оформления трудовых контрактов и со-блюдения права трудящихся-мигрантов на получение данных документов с указанием сроков найма, условий и содержания труда и уровня его оплаты.
Документы МОТ провозглашают равенство мигрантов с граж-данами страны пребывания также и в уровне минимальной зара-ботной платы, а в тех странах, где это предусмотрено националь-ными законодательствами, - возможность участвовать в процеду-рах по установлению размера заработной платы. При этом огова-ривается, что заработная плата трудящимся-мигрантам должна выплачиваться регулярно и наличными деньгами.
Статья 9 Конвенции № 97 закрепляет право трудящегося-мигранта на свободный перевод полученных валютных средств на родину.
Международными стандартами предусматривается также возможность для трудящихся-мигрантов получить образова-ние или повысить квалификацию в стране пребывания. Так, в Рекомендациях МОТ для мигрантов оговаривается равный с гражданами принимающей страны доступ к получению обра-зования.
Конвенция МОТ, принятая в 1962 г., гарантирует равнопра-вие граждан стран пребывания и иностранцев или лиц без граж-данства в области социального обеспечения. Государства, при-нявшие настоящую Конвенцию, обязуются соблюдать по отно-шению к гражданам любого другого государства, подписавшего данную Конвенцию, равенство в социальном обеспечении неза-висимо от срока пребывания в стране. При этом принятые обя-зательства по желанию сторон могут предусматривать одну или более социальных гарантий: медицинское обслуживание, пособие по инвалидности в случае потери трудоспособности, пенси-онное обеспечение, пособие по временной нетрудоспособности, пособие по безработице и т.п. МТБ. Конвенции и Рекомендации, принятые Междуна-родной конференцией труда. 1919-1986. - Женева, 1988. - С. 1428-1446.
Согласно Конвенции МОТ 1975 г., государства должны выявлять на своей территории нелегальную миграцию и прини-мать необходимые меры по ее сокращению. Конвенция содер-жит требования, предъявляемые государствам в отношении ра-венства в образовании, занятости, социального обеспечения, участия в профсоюзах и прочих гражданских прав и социальных гарантий для лиц, находящихся на территории государства на законном основании в качестве трудящихся-мигрантов или чле-нов их семей.
Наконец, в Конвенции МОТ, одобренной в 1982 г., изложена международная система сохранения прав трудящихся-мигрантов в области социального обеспечения. Назначение данной Кон-венции - координация национальных систем социального обеспечения с учетом различий в уровнях развития отдельных стран.
Ратификация заинтересованными государствами междуна-родных конвенций, регламентирующих процесс трудовой миграции, является необходимым условием для их осуществления.
6.5. Миграционная политика Российской Федерации
Россия не осталась в стороне от миграционных процессов. Распад СССР, переход к рыночным отношениям, экономиче-ские и политические перемены и неурядицы, межэтнические столкновения и войны привели к тому, что на территории Рос-сии оказалось в середине 90-х годов около трех миллионов бе-женцев. Эти потоки беженцев, прежде всего из стран СНГ и Балтии, не прекращаются.
Рост безработицы подтолкнул сотни тысяч российских граж-дан, в том числе высококвалифицированных специалистов, трудо-устраиваться за рубежом. Это один из крупнейших исходов насе-ления в последние десятилетия нынешнего столетия. На Конфе-ренции стран СНГ в Женеве по проблемам беженцев и эмигран-тов была признана безотлагательная необходимость международ-ной помощи. На территории России оказались сотни тысяч пере-мещенных лиц не только из стран СНГ и Балтии, но и из других регионов (например, афганская община порядка 200 тыс. человек, а также мигранты - вьетнамцы, китайцы и т.д.).
Правительство Российской Федерации вынуждено в этих ус-ловиях формировать и осуществлять активную миграционную политику, искать поддержки - материальной и финансовой - у международных организаций, развивать сотрудничество с други-ми странами на двусторонней и многосторонней основе по про-блемам миграции населения и трудовых ресурсов.
Выход России на внешние рынки труда предполагает фор-мирование полноценной, обоснованной миграционной полити-ки. В России уже сложилась правовая база регулирования ми-грационных процессов, основанная на Конституции Российской Федерации, законах и законодательных актах, постановлениях Правительства РФ, определяющих порядок выезда и въезда в страну, трудоустройство российских граждан за рубежом, меры по миграционному контролю и т.д.
Разработана федеральная миграционная программа. Прави-тельство РФ наметило меры по выполнению задач в области миграционной политики страны, первоочередными из которых являются регулирование миграционных потоков, преодоление негативных последствий стихийно развивающихся процессов в этой области, создание условий для беспрепятственной реализа-ции прав мигрантов Федеральный закон Российской Федерации «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15 августа 1996// «Российская газета», 16 августа 1996 г..
Практическому претворению в жизнь конституционных и законодательных норм, обеспечивающих права российских гра-ждан на трудоустройство за границей, способствуют заключен-ные международные соглашения РФ с Германией, Китаем, Польшей, Словакией, Финляндией и рядом других стран.
Федеральной миграционной службой России предоставлены лицензии почти 150 организациям, занимающимся оформлени-ем трудоустройства российских граждан за рубежом. Введение системы лицензирования позволило пресечь недобросовестную деятельность со стороны ряда фирм и агентств. В то же время многие вопросы, в том числе связанные с возвращением ми-грантов, требуют дальнейшей доработки и детализации. Форми-рование правовой и организационной базы регулирования ми-грационных процессов в РФ продолжается.
Наиболее важные аспекты российской миграционной поли-тики:
* реализация гражданами РФ прав на свободу перемеще-ния;
* гарантия защиты и поддержки трудящихся-мигрантов за рубежом;
* обеспечение
Поскольку Россия в международной миграции является од-новременно принимающей и направляющей стороной, при раз-работке российской миграционной политики приходится ориен-тироваться на реализацию многоцелевых направлений.
Так, в области импорта рабочей силы наиболее важными за-дачами, как показывают складывающаяся ситуация и опыт зару-бежных стран, являются: обеспечение защиты национальной экономики от избыточного притока трудящихся-мигрантов из других стран; разработка мер по регулированию количественных и качественных параметров потока иммиграции; обеспечение рационального использования прибывающих трудящихся-мигрантов в экономических и политических интересах России. Немаловажное значение, как показывает опыт стран-импортеров, имеет выбор концепции иммиграционной политики.
В области экспорта рабочей силы при разработке эмиграци-онной политики России особое внимание уделяется: улучшению ситуации на рынке труда за счет сокращения безработицы; при-влечению валютных поступлений в страну за счет денежных пе-реводов трудящихся-мигрантов из-за границы; защите прав и обеспечению поддержки российских граждан, работающих за рубежом; получению мигрантами профессий, предприниматель-ского опыта и образования.
Принципиальное значение для РФ имеет создание приори-тетных условий возвращающимся мигрантам для инвестирова-ния в сферу экономики. С этой целью намечено создать специ-альную структуру, занимающуюся консультированием, инфор-мационным обеспечением возвращающихся мигрантов и оказы-вающую им конкретную помощь. Возможно также предоставле-ние различных налоговых льгот и льготное кредитование. Как и в большинстве стран мира, возвращающиеся мигранты должны иметь право беспошлинно ввозить средства производства для последующей производственной деятельности.
С целью дополнительного привлечения в страну валютных средств, заработанных мигрантами, и их адаптации к условиям российского рынка, требуется, по опыту зарубежных стран, принятие ряда мер, например:
* введение специальных
* продажа земельных участков под строительство;
* выдача на льготных условиях ссуд на строительство домов под переводы, хранимые в строго определенных банках;
* создание альтернативного жилог
* открытие валютного счета для беспошлинного провоза машин, товаров длительного пользования;
* создание специального
Заключение
Современная мировая экономика развивается колоссальными темпами, а ее изучение становится все актуальней с каждым днем. Стремительное развитие связано с совершенствованием технологий, с развитием процессов интеграции и глобализации, с углублением интернационализации и разделения труда, с оперативным и безграничным распространением информационных потоков.
Информация о работе Мировая экономика. Мировой рынок и внешняя торговля