Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 20:14, контрольная работа
Актуальность исследования. Важной особенностью глобализации экономики в конце XX – начале XXI вв. является все более тесная взаимосвязь ее развития с изменениями в окружающей среде, с влиянием экологии на мировую экономику. В этой связи особую актуальность приобретает понимание происходящих в мире и еще только набирающих оборот процессов, связанных с экологическими вызовами; в первую очередь это касается таких проблем, как загрязнение и разрушение элементов окружающей среды и нехватка ресурсов.
Особая актуальность исследования вопросов, связанных с серьезными экологическими вызовами, определяется также и тем, что следствием современного стремительного развития мировой экономики стало неконтролируемое все возрастающее потребление природных ресурсов.
Введение 3
1.Теоретико-методологические аспекты исследования экологической
ориентации развития мировой экономики 5
2.Углубление международного экономического сотрудничества в области
охраны окружающей среды 9
3.Значение мирового экологического рынка для осуществления новой
стратегии экономического развития 13
4. Экологическое инвестирование и инновации как ключевые составляющие
реализации новой стратегии мирового экономического развития 16
5.Императивы изменения экономической политики России в области охраны
окружающей среды 18
Заключение 20
Список использованных источников 21
На международном уровне природоохранные аспекты становятся частью практически всех серьезных международных договоренностей от переговоров в рамках ВТО до создания системы международных экологических соглашений. Углубление международного регулирования выражается в постоянном росте числа договоренностей, расширении географии, сфер охвата, повышении уровня контроля над реализацией экологических соглашений. Расширяются возможности осуществления международных договоренностей за счет включения новых механизмов их осуществления.
Существующее в настоящее время многостороннее экологическое регулирование включает систему межгосударственных организаций, совокупность природоохранных соглашений, а также ряд финансовых механизмов по облегчению выполнения договорных обязательств.Ключевым элементом многостороннего экологического регулирования по праву считается деятельность межгосударственных организаций. Наиболее важными организациями являются следующие учреждения системы ООН: Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП), Комиссия по устойчивому развитию, Комитет по устойчивому развитию, Консультационный совет по устойчивому развитию, Программа ООН по развитию (ЮНДП).
Помимо экологических организаций практически все многосторонние учреждения (ООН, ВТО, ОЭСР, Всемирный банк) включают в свою деятельность решение вопросов, связанных с защитой окружающей среды; эти проблемы в последние годы все более стали выдвигаться в число центральных в работе этих и других организаций. В их обсуждение все более вовлекается широкий круг представителей других учреждений, включая неправительственные, международного бизнеса и пр.
В работе показано, что одним из главных средств решения глобальных проблем окружающей среды стали международные экологические соглашения, основой которых являются выработанные международные принципы решения природоохранных проблем. В настоящее время действует разветвленная система международного экологического законодательства (такого законодательства не имеет ни одна другая область международного права), которая представляет собой коллективные действия стран по решению проблем окружающей среды.
Наиболее важными и масштабными многосторонними договоренностями по прямому и потенциальному воздействию на многие сферы мировой экономики и международных экономических отношений считаются соглашения, регулирующие и ограничивающие выбросы парниковых газов, которые, как полагают многие ученые, являются главной причиной глобального потепления: Рамочная конвенция ООН по изменению климата и Киотский протокол. Последний стал важным фактором формирования нового мирового рынка квот на выбросы парниковых газов, стимулировал развитие продаж экологически чистой продукции, а также оказал влияние на некоторые традиционные рынки. Киотский протокол фактически является попыткой переориентации мирового сообщества на новые рельсы прогресса. В рамках нацеленности на новую модель развития ведутся и переговоры по заключению нового «климатического» соглашения, которое должно прийти на смену Киотскому протоколу и может учесть некоторые его изъяны.
Необходимость решения глобальных природоохранных проблем требует уровня регулирования, соответствующего их масштабам и сложности. Действующая система межгосударственных органов и международных соглашений отстает от потребностей развития процессов глобализации, что не дает возможность эффективно использовать ее результаты и противостоять негативным последствиям. Глобальный уровень управления необходим и для объединения усилий человечества по развитию науки в области решения наиболее серьезных природоохранных проблем.
В последние годы создаются предпосылки для продвижения к глобальному экологическому сотрудничеству. Последний финансово-экономический кризис показал роль и возможность вывода политики координации на новый уровень. Представленный анализ показывает, что фактически некоторые международные природоохранные договоренности уже превалируют над правилами ВТО, а НАФТА прямо указывает на приоритет экологических соглашений. Некоторые международные экологические соглашения предполагают регулирование не только многосторонних торговых связей, но и национального производства, что практически является составляющей глобального подхода к решению природоохранных проблем. Прецедент создания элементов глобального управления наиболее острыми экологическими проблемами и начала качественно нового этапа развития институциональной основы процессов глобализации уже имеется: заключение и вступление в силу одной из самых важных и масштабных международных договоренностей – Киотского протокола, несмотря на множество имеющихся проблем. Указанные элементы являются свидетельством и стимулом экологической ориентации развития мировой экономики.
Среди других факторов перехода к более высокому уровню управления вопросами окружающей среды можно выделить: быстро растущее усиление взаимозависимости национальных экономик; активизацию международных инициатив многими государствами и региональными группировками; более активную и конструктивную позицию по вопросам окружающей среды развивающихся стран и консолидацию их усилий для продвижения своих позиций в международной экологической политике; расширение совместной работы многосторонних организаций в сфере охраны окружающей среды; международных ассоциаций и неправительственных организаций, которые играют возрастающую роль в международном сотрудничестве в связи с активизацией движения общественности и некоторые другие. Переходу к новому уровню взаимодействия могло бы способствовать создание глобальной организации, уполномоченной решать ключевые вопросы природоохранного управления на общемировом уровне.
3.Значение мирового экологического рынка для осуществления новой стратегии экономического развития
Важным стимулом и проявлением природоохранной ориентации развития служит развитие экологического рынка, который в настоящее время является одним из локомотивов мировой экономики, определяя в значительной степени ее уклад в XXI в. Анализ объемов и особенностей этого рынка связан классификационными трудностями, в настоящее время в мире продукция экологического рынка не выделяется в отдельную графу ни национальной, ни международной статистикой.
Противоречия в методах подсчета не позволяют оперировать на экологическом рынке точными статистическим данными, скорее речь идет об оценках, базирующихся на различных подходах и классификациях. Текущие оценки современного рынка экологических товаров и услуг колеблются в пределах 900 млрд – 2 трлн долл. (в 1990 г. около 200 млрд долл.). По другим оценкам, с учетом возобновляемой энергии и технологий с низкими выбросами углерода, рынок составил 4,5 трлн. долл. уже в 2007 г.; к 2015 г., согласно прогнозу, он вырастет на 45% до 6,5 трлн. долл.
Стимулом роста глобального экологического рынка является государственная, международная и фирменная политика. Активизация политики по защите окружающей среды, включая программы стимулирования экономики, принятые многими странами во время финансово-экономического кризиса, дали дополнительный толчок развитию этого рынка в первую очередь за счет интенсивной разработки энергосберегающих и энергоэффективных технологий.
В последние годы на экологическом рынке происходят структурные и географические изменения. Получают дальнейшее развитие традиционные отрасли, к которым относятся водоснабжение, водоочистка и утилизация водных стоков (около 40% рынка), утилизация твердых и опасных отходов (также до 40%), утилизация вторичных ресурсов и защита воздушной среды. При этом быстро развиваются относительно новые сектора, такие как экологический туризм, органические земледелие, экологическое автомобилестроение, лекарства, косметика и другие экологические товары, попадающие в разряд продукции иных отраслей, но составляющие заметную долю рынка обычных товаров. Все более популярным становится экологическое домостроение, использующее естественные строительные материалы и энергосберегающие технологии. В связи с запретом в ЕС с 2012 г. всех ламп накаливания основная часть рынка источников света переориентируется на экологическую энергосберегающую продукцию.
В работе подчеркнуто, что необходимость решения вопросов глобального потепления климата, энергетической безопасности, повышения национальной конкурентоспособности за счет снижения энергоемкости производства привела к резкой активизации в начале XXI в. развития рынков экологических энергоэффективных технологий и экологически чистой энергии, которые в настоящее время по темпам развития опережают традиционные экологические отрасли.
В последнее десятилетие отрасль по производству экологически чистой энергии постепенно превратилась из «нишевой» в одну из крупных. В 2009 г. удельный вес только возобновляемых источников энергии в глобальном конечном потреблении энергии составил 19%.На них приходится около 25% мировых энергетических мощностей, 18% мирового производства электроэнергии. Доля возобновляемых источников энергии в общем производстве энергии в США оценивается в 3-5%‚ в ЕС она уже в 2005 г. составила 8,5%, в ряде стран – значительно выше (31,8% в Швеции, 28,5% в Финляндии, 23,3% в Австрии, 20,5% в Португалии, 17,0% в Дании). В долгосрочной перспективе роль возобновляемых источников энергии будет возрастать. Большинство стран ставят в качестве цели достижение доли возобновляемой энергии в общем производстве энергии к 2020 г. в 15%, а Евросоюз – до 12% в 2010 г. и 20% в 2020 г. В этой связи, как подчеркивает автор, многие даже недавние прогнозы относительно показателей удельного веса возобновляемых источников энергии в мировом производстве постоянно пересматриваются в сторону увеличения.
В разных регионах мира экологический рынок развит неравномерно. Крупнейшими рынками экологических товаров и услуг являются развитые государства, в первую очередь, США, ЕС (лидирует Германия) и Япония. Вместе с тем, анализ показал, что важнейшим географическим изменением последних лет стало быстрое развитие рынка в развивающихся странах, где отмечены самые высокие темпы роста. Значимыми игроками рынка становятся Китай, Индия и Бразилия, которые демонстрируют наиболее высокие темпы индустриального развития и где решение проблем экологии становится вопросом их сохранения.
Наиболее динамично рынок экологической продукции развивается в Китае, где темпы прироста в последние годы достигали 30% ежегодно, и ожидается, что в дальнейшем эти темпы снижаться не будут. По национальным оценкам, доля экологических товаров и услуг может достигнуть в 2015 г. 10% ВВП. В настоящее время Китай уже стал основным производителем некоторых видов возобновляемой энергии. В 2009 г. на него приходилось 40% мировых продаж солнечной энергии, производимой на основе фотоэлементов, 30% ветроустановок (10% в 2007 г.) и 77% солнечных водонагревательных коллекторов. Индия занимает 5 место в мире по мощностям ветровой энергетики и наращивает мощности по производству других видов энергии, таких как биогаз и солнечная. Другие развивающиеся страны, хотя и являются нетто-импортерами экологических товаров и услуг, имеют значительные перспективы наращивания экспорта, в первую очередь, такой органической продукции, как сельскохозяйственная, биотопливо, мебель и пр.
4.Экологическое инвестирование и инновации как ключевые составляющие реализации новой стратегии мирового экономического развития
Переориентация мировой инвестиционной деятельности в сторону экологических отраслей и решения задач окружающей среды стала важнейшей тенденцией инвестирования последних лет. Без привлечения крупных инвестиций практически невозможно решить масштабные и сложные задачи охраны окружающей среды. Пока этих капиталовложений недостаточно, чтобы переломить существующие тенденции ухудшения состояния природной среды, однако эти расходы имеют тенденцию к росту. Беспрецедентная активизация экологического инвестирования происходит на всех уровнях – фирменном, государственном, международном.
В работе показано, что на реализацию природоохранной политики стали выделяться значительные государственные вложения, свидетельствует о серьезности намерений стран в переходе на новую модель. В период финансово-экономического кризиса в условиях ограниченности средств государственные экологические инвестиции значительно увеличились для решения комплексных задач: стимулирования экономического роста, занятости, сокращения потребления энергии, предотвращения колебаний цен на нее и снижения при этом эмиссии парниковых газов. По данным исследовательской компании Блумберг Нью Энерджи Финанс, около 188 млрд. долл. из государственных программ стимулирования экономики 15 крупнейших стран с осени 2008 г. до начала 2010 г. было предназначено для развития мер, связанных с экологизацией экономики и изменением климата. Лидируют по вложениям в «зеленые» проекты в антикризисных программах стимулирования азиатские страны: Китай, Япония, Республика Корея, Австралия. Удельный вес инвестиций, прямо направленных в экологические проекты, в пакете антикризисных мер по восстановлению экономики составил в 2008 г. в Бельгии – более 50%, Республике Корея – 32%, Франции – 39,3%, Японии – 10,4%, Дании – 10%, Китае – 5,25%, а их доля в ВВП равнялась 1,47% в Республике Корея и 0,76% в Китае. Помимо этого значительные средства были выделены на налоговые льготы, займы и другие меры государственной природоохранной политики. По данным ОЭСР, в целом удельный вес экологических инвестиций в антикризисном пакете стимулирования экономики Китая в 586 млрд долл. достиг почти 40%.
Согласно оценке, каждый доллар государственных средств (страхование и пр.), как правило, стимулирует приток 3-15 долл. частных вложений. Инвестиции частных компаний только в возобновляемую энергетику в 2009 г. составили в Азии, Австралии и Океании – 40,8 млрд. долл., Америки – 32,3 млрд., Европе – 43,7 млрд.
Активизировалась инвестиционная деятельность в природоохранной области и на международном уровне: международных организаций, банков, пенсионных, венчурных, частных акционерных, партнерских и других фондов. Особую активность проявляют европейские, азиатские и латиноамериканские банки.
Информация о работе Мировое экономическое развитие и проблемы экологии