Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 19:52, реферат
Цель исследования: проанализировать основные направления и обобщить результаты приватизации в России.
Задачи исследования:
- изучить основные методы и этапы приватизации;
- проанализировать основные направления приватизации в стране, плюсы и минусы, негативные и позитивные факторы;
- рассмотреть результаты приватизации в России.
Введение………………………………………………………………………………………….3
1. Приватизация и разгосударствление собственности………………………………….4
2. Причины приватизационного процесса………………………………………………..6
3. Результаты приватизации в России…………………………………………………….7
3.1. Этапы приватизации……………………………………………………………….7
3.2. Итоги приватизации………………………………………………………………11
4. Мировой опыт приватизации………………………………………………………….12
Заключение……………………………………………………………………………………...14
Список использованной литературы………………………………………………………….16
Начало реализации чековой модели приватизации осуществлялось в следующих условиях:
а) избранный вариант экономической реформы требовал незамедлительного разгосударствления и высоких темпов проведения приватизационных процессов, что с учетом масштабов российской экономики неизбежно вело к значительным организационным и иным проблемам;
б) Россия не располагала квалифицированными кадрами, имеющими соответствующий уровень подготовки для быстрого и качественного решения задач приватизации государственной собственности;
в) в стране практически полностью отсутствовали необходимые финансовые ресурсы для выполнения намеченных задач по приватизации государственного имущества, а также отсутствовал платежеспособный спрос населения;
г) в РФ насчитывалось более 240 тыс. государственных и муниципальных предприятий, что требовало разработки типовых стандартных процедур приватизации, позволяющих в короткие сроки провести их разгосударствление;
д) иностранные инвесторы не проявляли желаемого уровня интереса к приватизации в России.
Перечисленные условия определили следующие характерные черты российской модели приватизации:
1) массовый характер
2) форсирование приватизации по
времени осуществлялось
3) отсутствие необходимых
Процесс приватизации в России качественно отличается от приватизации, проводимой в западных странах. Сам характер разгосударствления социалистической экономики поставил более глубокие и масштабные задачи в области приватизации, а именно: служить инструментом создания не только новой структуры собственности, но и формирования класса частных собственников.
Для законодательного обеспечения процесса приватизации в кратчайшие сроки была разработана и утверждена правовая база, включающая Закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации», государственные программы приватизации, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации и распоряжения Госкомимущества России. Формы, конкретные пути и варианты приватизации были определены Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 г. Программа предусматривала четыре способа приватизации: аукцион, коммерческий конкурс, аренду с правом выкупа, акционирование.
B качестве основного
1) использовать свой чек при закрытой подписке на акции своего предприятий (в ходе такой подписки было принято почти 26 млн. чеков);
2) участвовать в чековом аукционе;
3) купить акции чекового инвестиционного фонда (таких фондов было создано 640, они собрали свыше 60 млн. приватизационных чеков);
4) продать чек (всего было продано около четверти выданных чеков).
Сорок миллионов граждан России стали акционерами созданных в ходе приватизации акционерных обществ или чековых инвестиционных фондов. На чековых аукционах продавались акции 16462 предприятий с совокупным уставным капиталом 1421 млрд. руб., были проданы акции общим номиналом 285 млрд. руб., т.е. около 20%. Средневзвешенный курс аукциона составил 2,4 тысячерублевые акции на один чек. В первый этап приватизации было вовлечено практически все население России.
Чековый этап приватизации позволил добиться существенного разгосударствления экономики, поскольку большая часть объектов малой приватизации к середине 1994 г. была передана в частные руки (свыше 85 тыс. магазинов, ресторанов, кафе, предприятий службы быта). На базе средних, мелких и крупных государственных предприятий к середине 1994 г. было создано 20 тыс. акционерных обществ. К концу ноября 1994 г. было приватизировано 110 тыс. предприятий.
Предполагавшийся при разработке модели чековой приватизации вариант дальнейшего развития ситуации по перераспределению собственности, при котором после быстрого ее разгосударствления начнется не менее быстрый процесс перехода прав собственности в руки эффективных собственников, в период с, 1992 по1994 г. фактически не наблюдался. Концентрация капитала в интересах «стратегического частного собственника» не происходила. Даже тогда, когда такая концентрация имела место, она, как правило, осуществлялась на базе спекулятивного, а не производственного капитала.
Денежный этап.
Главная цель денежного этапа приватизации, официальное начало которого датировано 1 июля 1994 г., – переход прав собственности на приватизируемое государственное имущество в руки реально ответственных (эффективных) собственников.
Денежный этап приватизации должен обеспечить выполнение трех стратегических задач:
1. сформировать инвесторов,
владеющих значительными
2. обеспечить приватизируемые предприятия наличными средствами, необходимыми для их структурной перестройки;
3. способствовать решению фискальных задач, т.е. пополнению доходной части госбюджета.
Особенностью денежного этапа является его направленность на осуществление перехода от системы бесплатной раздачи собственности к ее реальной продаже в ходе относительно «медленной» приватизации. В интересах привлечения стратегических инвесторов, которые ориентируются на контроль и управление предприятием, предполагалось выставлять на денежные аукционы и инвестиционные конкурсы относительно крупные пакеты акций – не менее 15 – 25 % уставного капитала предприятия.
Главной отличительной чертой современного этапа приватизации является действие Федерального закона «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации». Поскольку некоторые из вышеперечисленных методов приватизации показали свою неэффективность, в Закон о приватизации не вошли безвозмездная передача акций, закрытая подписка и инвестиционный конкурс.
Российская приватизация носила беспрецедентный характер не только по своим масштабам, но и по содержанию. В отличие от стран с развитой рыночной экономикой, где передача в частные руки государственного имущества решала задачу повышения эффективности отдельных предприятий, в России приватизация была призвана обеспечить радикальное изменение отношений собственности, т.е. решить задачи изменения экономического базиса общества.
По данным Госкомстата России, за период с 2004 по 2007 годы было приватизировано 1739 государственных предприятий, в том числе 404 предприятий федеральной формы собственности.
Очевидно, что в течение 90-х годов был осуществлен переход к реальному многообразию форм собственности. Институт частной собственности получил правовое оформление, стал одним из инструментов привлечения частной инициативы граждан к решению экономических проблем. Приватизация и связанные с ней процессы вызвали глубокие изменения во всех сферах общественной жизни и общественного сознания, положили начало формированию предпринимательского менталитета, развитию инициативы и самостоятельности товаропроизводителей, новой системы общественных ценностей. В результате приватизации образовался крупный негосударственный сектор экономики, что позволило преодолеть монополию государственной собственности, создать основу для развития рыночных форм хозяйственных связей и использования механизмов конкуренции.
Приватизация содействовала становлению и развитию целого ряда новых экономических институтов, способствовала созданию условий для привлечения в российскую экономику иностранных инвестиций, ликвидации дефицита товаров и услуг на внутреннем рынке и пр.
Приватизация 2004-2007 гг. проводилась на основании решений органов государственной власти и положений действовавших в тот период нормативных правовых актов.
Мировой опыт говорит о множественности задач, решаемых с помощью приватизации предприятий. Сюда можно отнести повышение рентабельности предприятий, сокращение правительственных расходов, увеличение поступлений в бюджет, ликвидацию внутренней и внешней задолженностей, борьбу с монополизмом, расширение рынка капиталов, увеличение инвестиционного спроса населения, привлечение работников к участию в капитале компании, ослабление профсоюзного движения, создание широкой социальной базы мелких собственников в политических целях. Для постсоциалистических стран немаловажным является развитие многоукладности экономики, становление института частной собственности, создание социальной базы нового общественного строя – широкого среднего класса.
Экономические цели у многих государств были общие: освобождение бюджета от лишних субсидий, расширение слоя собственников, привлечение капитала, повышение эффективности работы предприятий, получение государственного дохода от реализации имущества и расширение конкуренции на рынке. Например, в Великобритании приватизация являлась составной часть политики кабинета М. Тэтчер. «Одной из основных целей приватизации было дать возможность крупнейшим английским предприятиям, определяющим «лицо» английской экономики, получать необходимые инвестиции» и сократить участие государства в капитале предприятия до уровня менее 50%. При этом продавались преимущественно низкорентабельные и убыточные предприятия. В Италии правящие круги задались целью, с одной стороны, свернуть разветвленную систему государственных предприятий до оптимальных размеров, а с другой - за счет увеличения выручки от продажи многочисленных и дорогостоящих предприятий снизить дефицитность бюджета и всей системы государственных финансов». С этой же проблемой столкнулась и Канада. Так, невысокая прибыльность или даже убыточность многих государственных предприятий была связана главным образом с тем, что власти чаще всего брали на себя невыгодные или очень капиталоемкие для частных предпринимателей объекты производства, что тяжелым бременем ложилось на бюджет страны. Чилийская модель приватизации характеризовалась тем, что ставила целью быстрейшее устранение государственных предприятий. Для этого был разработан принцип льготного кредитования населения на приобретение акций приватизируемых предприятий. С этими же проблемами столкнулась и Россия в начале 90-х годов. По мнению А.Б. Чубайса, экономика России находилась на такой грани, что «только частный интерес был способен сдвинуть воз наболевших проблем с мертвой точки». При этом он считал, что «затягивая с приватизацией, можно было довести страну до беды настоящей: утеря государственного контроля над стихийно идущим процессом разгосударствления».
Приватизация - длительный процесс. В Японии он осуществлялся 10 лет, в Западной Европе - 10-15 лет.
При проведении приватизации нужна большая подготовительная работа по разукрупнению монополистических объединений, созданию новых компаний,эффективного механизма ценообразования, с помощью которого можно более достоверно оценивать стоимость предприятия. Начинать приватизацию целесообразно с продовольственного сегмента, торговли и сферы услуг. С точки зрения экономической теории важно создать сильную конкуренцию.
Государству следует продумать ограничения для иностранцев в приватизации стратегических отраслей (энергоснабжения, водоснабжения, нефти, обороны). Однако крайне необходимо привлекать иностранный капитал в другие отрасли народного хозяйства, иначе трудно будет выйти из кризиса. Нет оснований опасаться, что западные фирмы скупят акции по низким ценам и станут владельцами значительной доли национального богатства. При современной политической и экономической нестабильности они не рвутся к нам на рынок.
К эффективному хозяйствованию ведут не сами по себе разгосударствление и приватизация, а рыночная система, движущую силу которой составляет конкуренция. Разгосударствление и приватизация образуют лишь объективную основу формирования конкурентной среды рыночной экономики в целом, поэтому они не являются ни целью, ни средством для роста благосостояния трудовых коллективов, регионов и каждого из нас. Лидер приватизации — Великобритания — предложила следующие способы приватизации: распродажа и безвозмездное распределение акций; подряды наоказание услуг; продажа государственного жилья квартиросъемщикам; отказ от государственной монополии в целях развития конкуренции. Всего мировой опыт насчитывает 22 различных способа частичной и полной передачи госсобственности и ее функций частному сектору.
Заключение
Приватизация для России стала основой процессов реформирования экономики, формой преобразования отношений собственности. Благодаря ей ликвидирована абсолютная монополия государственной собственности, возникло многообразие форм собственности, российский фондовый рынок; созданы объективные предпосылки для привлечения в российскую экономику иностранных инвестиций и вхождения отечественной экономики в сложившуюся систему мирохозяйственных связей; грандиозное по своим масштабам перераспределение собственности произошло без глубоких социальных потрясений.
Необходимо решительнее проводить децентрализацию и муниципализацию собственности предприятий, выходящих со своими товарами и услугами преимущественно на местный рынок. Это облегчит управление ходом приватизации местных предприятий, позволит учитывать специфику конкретного рынка. Приватизацию предприятий необходимо проводить с учетом их отраслевых особенностей, значимости объектов социальной инфраструктуры и разрабатывать различные варианты по сохранению их профиля. Важными являются специфика страны и конкретная ситуация. При отсутствии принятия во внимание этих параметров возможно разрушение основ экономической системы.