Мировой рынок ссудных капиталов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2012 в 12:29, курсовая работа

Краткое описание

Для определения современного рынка капиталов необходимо обратиться к понятию ссудного капитала как экономической категории.
Ссудным капиталом называются свободные денежные капиталы, высвобождающиеся у одних предприятий, корпораций и иных экономических субъектов и предназначенные для передачи во временное пользование другим участникам рынка.
Отсюда вытекает следующее определение.
Рынок ссудных капиталов представляет собой сферу экономики, где происходит движение или, иначе говоря, перемещение свободных денежных капиталов от кредиторов к заемщикам в любых формах.
Основными источниками ссудного капитала служат денежные капиталы (денежные средства), высвобождаемые в процессе воспроизводства. К ним относятся

Содержание

Введение

1. Определение и сущность мирового рынка ссудных капиталов

1.1. Мировой рынок ссудных капиталов: основные понятия

1.2. Структура мирового рынка ссудных капиталов

1.3. Функции мирового рынка ссудных капиталов

1.4. Динамика мирового рынка ссудных капиталов

2. Проблемы и перспективы использования мирового рынка ссудных капиталов в России

2.1. Формирование российского рынка ссудных капиталов

2.2. Анализ иностранных инвестиций в экономику России

2.3. Проблемы использования мирового рынка ссудных капиталов в России

2.4. Перспективы развития мирового рынка ссудных капиталов в России

Заключение

Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

МИР. РЫН. ССУД. КАП.docx

— 66.04 Кб (Скачать файл)

     - В соответствии со сложившейся  мировой практикой перенести  акцент в работе с международными  финансовыми институтами на финансирование  крупных проектов в области  инфраструктуры, имеющих общегосударственное  значение;

     - Расширять круг МФО, финансирующих  проекты на территории Российской  Федерации, включая активизацию  сотрудничества с Европейским  инвестиционным банком;

     - Обеспечить механизм гарантированного  доступа к финансовым ресурсам  МФО на приемлемых условиях.

     Реализация  указанной политики позволит в среднесрочной  перспективе  сократить количество реализуемых с участием и за счет средств международных финансовых организаций проектов до 5-7 эффективных  и успешно действующих программ. При этом необходимо совершенствовать организационное обеспечение взаимоотношений  с международными финансовыми организациями  в области реализации финансируемых  за счет ресурсов этих организаций  проектов.

     В настоящее время долг Российской Федерации в рыночной форме представлен  облигациями государственных внешних  заимствований (еврооблигациями) со сроками погашения с 2008 по 2030г. При этом выпуск еврооблигаций со сроками погашения  2010г и 2030г. был связан с урегулированием задолженности бывшего СССР Лондонскому клубу и коммерческой задолженности бывшего СССР.

     Текущее состояние внешнего долга России в ценных бумагах характеризуется  резким ростом котировок российских обязательств в период 2005-2007гг. Большинство  еврооблигаций и часть ОВВЗ котируются значительно выше номинала в связи с высоким купонным доходом, установленным по обязательствам России при их выпуске. Предполагается перенос акцента в привлечении внешних финансовых ресурсов на заимствования в форме еврооблигационных займов со сроками погашения не ранее 2010-2011гг.

     Начиная с 2006г., внешние заимствования посредством  выпуска еврооблигаций используются для управления этой категорией долга  с целью сокращения стоимости  его обслуживания и улучшения  его структуры, по срокам, в том  числе для замещения наиболее дорогих заимствований в форме  еврооблигаций на более дешевые  с одновременным увеличением  сроков погашения.

     Таким образом, дальнейшая ориентация Правительства  России на наращивание внутреннего  долга при одновременном сокращении обязательств по внешнему долгу является целесообразной. В качестве недостатков  системы управления государственным  долгом Российской Федерации можно  отнести учет внешнего долга с  позиций валюты займа и долгового  платежа. Такая методика учета государственных  долговых обязательств не в полной мере служит аналитическим потребностям, так как не дает объективного представления  о долговой зависимости России перед  нерезидентами. С учетом того, что  президент Российской Федерации  Д.Медведев в качестве приоритетов экономического развития России определил превращение рубля в региональную валюту и укрепление его статуса в международных финансовых отношениях, целесообразно в среднесрочной перспективе вновь вернуться к вопросу к определению видов государственного долга с позиций резидентства кредиторов.  
 
 

     2.4.  Перспективы развития мирового ссудного капитала в России

     Стремление  России к интеграции в мировое  хозяйство предполагает ее активное участие в международных валютно-финансовых и кредитных отношениях.

     Чтобы стать полноправным участником этих отношений, России предстоит решить немало проблем. При этом стратегической задачей ее валютной политики является придание рублю статуса региональной валюты. Это предполагает наличие  сбалансированного и открытого (в  рамках избранной стратегии) для  нерезидентов внутреннего рынка  товаров, услуг, капитала, валют, отмену валютных ограничений. Курс рубля к  конвертируемым валютам обеспечивает связь экономики России с мировым  рынком.

     Сегодня Россия является не только импортером капитала, но и его экспортером. Наибольший объем инвестиций приходится на Кипр (29% всех инвестиций из России), что с учетом максимального притока иностранного капитала из Кипра в российскую экономику позволяет сделать предположение о популярности данного оффшора у российских предпринимателей, создающих оффшорные компании на Кипре для минимизации налогов и возвращая накопленных в них капитал в виде инвестиций в российскую экономику. Популярными у российских капиталодержателей и инвесторов остаются Нидерланды и Виргинские острова, на долю которых приходится 29% и 20% инвестиций из России соответственно.

     Борьба  с оттоком капитала с использованием схем налогового планирования является не только средством повышения эффективности  использования международного ссудного капитала, но и методом стимулирования роста налоговых поступлений  в государственный бюджет.

     Россия  как часть мировой финансовой системы остро реагирует  на изменения  международного рынка ссудных капиталов  под действием мирового финансового  кризиса.  Мировые финансовые кризисы, безусловно, - весьма сложное, многофакторное явление, порожденное совокупностью  целого ряда причин и переплетающихся  причинно-следственных зависимостей.

     Что касается объективных предпосылок  современного финансового кризиса, его глубины и международного характера, то здесь впервые в  истории мировой экономики в  полной мере сыграли свою роль два  фактора: во-первых, громадный рост свободных денежных средств в главных центрах экономической мощи и, во-вторых, глобализация финансовых рынков.

     Длительный  экономический подъем в промышленно  развитых странах привел к накоплению оффшорных сбережений, представляющих потенциальный ссудный капитал, ищущий выгодного и надежного  приложения. На этой основе в финансовой сфере мировой экономики сформировался  особый, относительно самостоятельный  мощный сектор, функционирующий по своим собственным законам.

     О масштабах этого сектора и  его соотношении с так называемой реальной экономикой можно судить по следующим данным. Валовой продукт  всего мира составил в 2009 г. примерно 29 трлн. дол. В то же время ежедневный оборот валютных рынков в том же году (в основном это операции на валютных биржах Нью-Йорка, Лондона и Токио) равнялся в среднем 2 трлн. дол. Объем международных облигаций в долларах за последние десять лет удвоился и составил 11 трлн. дол., а рынок еврооблигаций вырос с 64 млрд. дол. в 1980 г. до 1,7 трлн. дол. в 2009 г. Рыночная стоимость акций (капитализация фондового рынка) растет не только по своим абсолютным размерам, но и в сравнении с валовым внутренним продуктом; в некоторых странах она уже превысила его, составив, например, в Швейцарии в 2009 г. - 227% ВВП (в 1981 г. - менее 50%), в Голландии - свыше 100% (в 1981 г. -15%), в Англии - также более 100% (в 1981 г. -30%), в США - около 100% (в 1981 г. - около 50%).

     В результате на арене мировых финансовых рынков сталкиваются два взаимосвязанных  потока: с одной стороны, это инвесторы (преимущественно институциональные), стремящиеся возможно выгоднее использовать свои средства и при этом подчас выходящие за пределы допустимого  риска ради высоких доходов; с  другой стороны - заемщики (государства  и частные компании), стремящиеся  решать свои текущие проблемы за счет иностранных заемных средств  и при этом порой не слишком  задумывающиеся о предстоящем возврате полученных кредитов. В результате уровень рисков, сопровождающих кредитные  отношения, в условиях растущей глобализации изначально является весьма высоким.

     Все большее перемещение ссудного капитала между странами ведет в экономическом  смысле к формированию своего рода мегабанка, частями («отделениями») которого становятся кредитные   системы   отдельных   стран, в том числе и России.   В   этом   свете международный финансовый кризис можно представить в виде   кризиса ликвидности и,  соответственно, частичного банкротства этого мегабанка. Предпосылками этого становятся, с одной стороны, перекредитование    международными    инвесторами ряда стран, а с другой, чрезмерные для этих стран внешние заимствования; в результате возникает и нарастает несоответствие  между пассивами и активами в международной финансовой системе, ее потенциальная неустойчивость и связанный с ней повышенный уровень риска. Для России  проекты реформ  международной финансовой    системы    и    полемика    вокруг    них представляют двоякий интерес.

     Во-первых, в этих проектах содержатся многочисленные рекомендации в  отношении  экономической политики стран-заемщиц, на которые обрушился финансовый   кризис.

     Во-вторых, эти проекты отражают в той  или иной   степени   общие   тенденции   и   назревающие  изменения в  «правилах игры»  на международном финансовом  поле,   а   Россия   с   переходом  к  открытой рыночной экономике уже  стала активным игроком   на   этом   поле,   так   что   речь   идет   об условиях дальнейшего  взаимодействия России и со своими партнерами на двусторонней основе,  и с международными    финансовыми    организациями, прежде всего с Международным валютным фондом.

     Современная политика России на рынке ссудных  капиталов касается и перспективы  использования транснационального ссудного капитала как фактора экономического развития.

     В интересной статье А. Мовсесяна и  С. Огнивцева говорится, например, что транснациональный капитал получил возможность при желании обрушить финансовые рынки практически любого государства и при этом реальной силы, способной противостоять транснациональному капиталу, сегодня в мире не существует. Думается все же, что в действительности перспективы не столь мрачны.

     Во-первых, не стоит приписывать финансовым магнатам столь уж неизменное желание «обрушивать финансовые рынки». Крупный капитал и крупные корпорации, как и бизнес в целом, заинтересован в определенной стабильности, в том числе в финансовой сфере (в сочетании с определенной ее подвижностью). Например, во время финансового кризиса последних лет международный бизнес готов был скорее поддержать китайский юань, девальвация которого могла бы привести к непредсказуемым последствиям в мировой экономике.

     Во-вторых, выигрыш отдельных, даже крупных финансовых игроков далеко не всегда совпадает с интересами бизнеса в целом, для которого долго-временные интересы могут перевесить кратковременные плюсы. Так может обстоять дело с девальвацией чьей-то валюты, крахом известного банка или с падением курса акций крупной компании.

     В-третьих, не стоит недооценивать возможности государств (и развитых, и даже менее мощных, развивающихся) для противодействия спекулятивным операциям транснационального капитала. Если для согласованных (между государствами) валютных интервенций действительно может не хватить средств, то согласованные (в конечном счете в долгосрочных интересах того же капитала) административные меры тех же государств, безусловно, таят в себе немалые резервы.

     В-четвертых, как показывает мировой опыт, по мере экономического развития каждой страны, укрепления ее финансовой системы и разумного государственного регулирования сфера возможных спекулятивных операций сокращается. А вместе с тем и прибыль от них, и ссудный капитал, в том числе транснациональный, постепенно направляется в более устойчивые сферы реального сектора.

     В-пятых, как это было в прошлом с ТНК, на счет ТНСК списывают и те экономические пороки, которые с ним непосредственно не связаны. Колоссальный разрыв между реальным и фиктивным капиталом не дает возможности правительствам национальных государств осуществлять капитальные вложения, что приводит к снижению производства и заставляет искать новые заемные средства для покрытия государственных расходов.

     В перспективе, как нам представляется, транснациональный ссудный капитал  займет тоже место в экономике  России, какое уже заняли транснациональные  компании. Через неминуемые противоречия, через столкновения разнообразных  устремлений транснациональный  ссудный капитал постепенно будет  поставлен в условия относительного совпадения его собственных интересов  с интересами российской экономики  в целом, и ее реального и финансового  секторов.

     Заключение 

     Быстрорастущий  мировой рынок ссудных капиталов  стал важным фактором международных  экономических отношений.

     Международная миграция капитала объективно ведет  к укреплению внешнеэкономических  и политических связей стран в  мировом хозяйстве, к росту их взаимосвязи и взаимозависимости, а также к увеличению экономического и технического потенциала стран, к  росту благосостояния отдельных  национальных экономик и мирового хозяйства  в целом.

     К сожалению, международные рынки  нестабильны, и эта нестабильность может еще больше возрасти в ближайшем  будущем, если не будут приняты насущные меры по усилению контроля за рынками.

     Анализируя  инвестиции в экономику России, можно  отметить, что основной объем иностранных  инвестиций в российскую экономику  осуществлялся в виде прочих инвестиций (торговых и иных видов кредитов -- 69,4% всех инвестиций). Наиболее привлекательными для зарубежных инвесторов остаются обрабатывающие производства, на долю которых приходится 30% всех иностранных  инвестиций. Торговля является второй по привлекательности сферой экономики  России, объем иностранных инвестиций в торговлю составил 21% всех накопленных  инвестиций.

     Структура внешнего государственного долга Российской Федерации в рассматриваемый  период была достаточно динамична. Наибольшее значение в структуре занимают еврооблигационные займы, удельный вес которых увеличился с 41% в 2006 году  до 63,7% от общей суммы внешних заимствований России в 2009 году.

Информация о работе Мировой рынок ссудных капиталов