Многообразие и противоречия интересов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 16:05, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является исследование многообразия и противоречий системы экономических интересов в современной экономике.
Задачами исследования, вытекающими из сформулированной цели, являются:
1. изучение современных трактовок к сущности экономических интересов, их целя и средствам;
2. раскрытие сущности и содержания основных видов экономических интересов в современной экономике;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Система интересов в современной экономике и их противоречия
1.1 Современные трактовки сущности экономических интересов, их цели и средства
1.2 Виды экономических интересов современной экономики
1.3 Специфика противоречий системы экономических интересов
Глава 2. Анализ экономических интересов и их противоречий в российской экономике
2.1 Общая оценка современной экономической ситуации в России
2.2 Анализ важнейших противоречивых интересов в современной российской экономике
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 210.50 Кб (Скачать файл)

Не суть важно, что  денег в российской экономике  стало больше. Главное, что сама экономика  продолжает сжиматься. Нарастает потенциал невозвращенных долгов, который может остановить десятки тысяч новых заводов, фабрик, сельхозпредприятий. Россия так и не собралась, не начала работать, а напряженно замерла, пассивно ожидая развязки.

Российские чиновники  и правительственные эксперты, имея в виду, прежде всего, временный рост финансовой системы и фондовых рынков, говорят о начале выздоровления экономики. Но, думается, радоваться рано. Похоже, то, что мы называем кризисом, есть на самом деле – лишь его прелюдия. Пока же некий гигантский бульдозер просто ровняет место, на котором разыграется будущая трагедия16.

Итак, суть кризиса в  любой системе – это накопление в системе результатов некого противоречия до уровня, после которого система начинает разрушаться.

Это с одной стороны. С другой же, кризис в мировой финансовой системе – это одновременно и великий шанс для тех государств, которые выйдут из кризиса первыми. Чтобы остановить процесс разрушения системы, нужно выявить и устранить причину кризиса.

Финансовый кризис – это не автономное явление, находящееся чуть ли не в противоречии с благоприятными тенденциями развития реального сектора экономики. Напротив, он в наиболее концентрированной форме выражает внутренние пороки современной российской экономической системы, а потому не может быть преодолен до устранения последних.

 

2.2 Анализ важнейших  противоречивых интересов

в современной российской экономике

 

Раскрывая содержание национальных финансово-экономических интересов  в современной экономике, можно  констатировать, что они соответствуют условиям смешанного общества и многоукладности национального хозяйства. Национальные интересы включают в себя наряду с финансово-экономическими интересами общества как целого интересы разных социальных групп и представляют собой определенное единство. Специфика и противоречия национальных финансово-экономических интересов наших дней определяются рядом взаимосвязанных факторов:

  • многообразием форм собственности,
  • дифференциацией социальной структуры, проявляющейся, с одной стороны, размыванием классовых критериев организации общества, а с другой – тенденциями усиления социальной дифференциации.

Финансово-экономические  интересы России представляют собой  сложнейшую совокупность отношений  между национальными, зарубежными  и международными хозяйствующими субъектами по поводу создания фондов денежных средств и их использования в целях производства, распределения, обмена и потребления валового внутреннего продукта (ВВП) страны, направленных на долгосрочное развитие народного хозяйства как целостной и конкурентоспособной системы, удовлетворяющей потребности населения и государства.

Для выяснения сущности феномена «финансово-экономические  интересы России» мы предполагаем использовать структурно-аналитическую модель, в  которой содержание указанных интересов представлено в виде восьми базовых составляющих и устойчивых связей между ними. В такой модели присутствуют финансовые, экономические, политические, социальные, экологические, духовно-культурные, научно-технические компоненты, а также государственная составляющая как структурообразующий элемент всей структуры.

Основным государственным  интересом в структуре финансово-экономических  интересов (СФЭИР) России является обеспечение  национальной безопасности, которая  понимается как защищенность жизненно важных интересов нации, ее фундаментальных ценностей и институтов от воздействия неблагоприятных факторов. Связи между государственной составляющей и остальными семью компонентами модели СФЭИР обеспечивают национальную финансовую, экономическую, политическую, социальную, экологическую, информационную и технологическую безопасности соответственно. Важно отметить значимость всех составляющих, подвижность связей между ними и способность к трансформации во времени. Изменениям в долгосрочном периоде подвергается так называемая «периферия», то есть финансовая, экономическая, экологическая, политическая, научно-техническая, социальная и духовно-культурная компоненты модели СФЭИР. При этом наиболее динамичны финансовая и экономическая компоненты, так как они «отвечают» за интеграцию страны в мировое хозяйство, в то время как государственная – наиболее статична, консервативна и претерпевает изменения вследствие преобразований в обществе17.

Финансовая и экономическая  компоненты в модели СФЭИР представлены целым спектром интересов таких субъектов хозяйствования, как отечественные компании, и всем многообразием их взаимосвязей.

Содержание системы  экономических интересов неоднородно. Национальные интересы, например, с  необходимостью включают предпринимательские, но только в той части, в какой они не противоречат им как общественным. Часть предпринимательских интересов выпадает из структуры национальных интересов. Это касается прежде всего интересов крупного капитала, лишь частично соответствующих национальным интересам. Интересы, проявляющиеся в негативном экономическом поведении (стремление к монополизму, к завоеванию экономической власти), а также интересы, суть которых выражается в компрадорской ориентации: вывоз капитала, эксплуатация природных ресурсов в ущерб народному хозяйству и экологии и т.п., – противостоят национальному интересу.

Таким образом, основные противоречия, возникающие при взаимодействии предпринимательских интересов  с национальными интересами, связаны  с деятельностью крупного бизнеса, особенно того, который ориентирован преимущественно на мировой рынок. В то же время экономические интересы национально ориентированного предпринимательства, куда следовало бы включить предприятия крупного, среднего и малого бизнеса, более полно представлены в структуре национальных интересов. Интересы такого предпринимательства в значительной мере совпадают с национальными экономическими интересами, поскольку существование и развитие субъектов этих интересов определяются благополучием общества, его устойчивостью. А это означает, что социальные слои, занятые таким предпринимательством, заинтересованы в развитии национальной экономики и ее социальной направленности.

Расширение представительства  таких интересов, в свою очередь, означает развитие социальной базы национального экономического интереса. В нем представлены также интересы не ориентированных на предпринимательство слоев и групп, связывающих свои жизненные перспективы с развитием социального государства.

С учетом сказанного можно  выделить три подсистемы национальных интересов (и, следовательно, финансово-экономической безопасности), образующих определенное единство:

  • интересы общества в целом, как условие его существования и безопасности;
  • интересы, реализация которых означает осуществление принципов социального государства и безопасности его граждан;
  • интересы предпринимательства и его безопасности в той части, в какой они рассмотрены выше.

Такая структура национальных экономических интересов и финансово-экономической  безопасности, с одной стороны, определяет приоритеты развития, а с другой, – раскрывает основу противоречий интересов в обществе.

Взаимодействие интересов  в обществе давно занимает умы  ведущих представителей экономической  мысли. Современное понимание этой проблемы наиболее полно представлено в концепции социального государства и рыночной экономики и может быть сведено к двум основным направлениям. Одно из них базируется исключительно на возможностях конкуренции среди агентов производства. Государству отводится роль поддержания конкуренции и правил игры рыночных сил, предотвращающих попытки обретения бизнесом чрезмерной экономической власти и сращивания с государственными структурами. Его можно определить как умеренно либеральный подход к рассматриваемой проблеме18.

Другое направление, не отрицая роли конкуренции и правил экономического поведения, предполагает активное вмешательство государства в хозяйственную жизнь, главным образом, на уровне перераспределения национального дохода. Достижение целей благосостояния общества ставится как прямая задача государства. Такая модель социального государства получила название скандинавского, или шведского социализма и отражает реализацию идей социал-демократии. В реальной действительности наблюдается интеграция двух подходов с определенным преобладанием того или другого.

Характер взаимодействия разных групп интересов в экономике  современной России обладает рядом  особенностей, обусловленных длительным существованием патернализма в отношениях государства и населения. Вместе с тем реальная система интересов  объективно содержит новые тенденции их социализации, имеющие в основе интеграционные начала смешанного общества. Это налагает ряд ограничительных условий на формирование рыночной среды и на процессы трансформации прежней системы. В их числе высокие социальные ожидания в обществе, потребность в сильной социальной роли государства, сохранение его значения как собственника средств и условий производства. Поэтому государственная стратегия согласования интересов в России требует активных действий, усиливающих социальные приоритеты экономики, для чего необходимо и более глубокое понимание сути национальных интересов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, на основании  изученного и вышеизложенного материала  в данной работе можно сделать  следующие выводы.

Экономический интерес - система экономических потребностей субъектов хозяйственной деятельности (работника, корпорации, кооперации, потребителя, государства). Отражая единство всех экономических потребностей, интерес, в отличие от потребностей, ориентированных на предметные цели (потребность в хлебе, обуви, машине и т.д.), направлен на экономические отношения, на жизненные условия в целом. Поэтому интерес выступает как стимул деятельности субъекта экономики, определяя его хозяйственное поведение и поступки. Специфика экономических интересов предопределена, с одной стороны, объективными условиями производства, с другой мерой осознания интереса субъектом экономики. Диалектическое взаимодействие двух сторон экономического интереса - объективной и субъективной приводит к тому, что экономический интерес выступает двигателем экономической жизни.

Специфика структуры  экономических интересов в современном  мире определена нарастающим значением  экономического интереса государства, являющегося основой национального  интереса. Государство непосредственно реализует общественный экономический интерес через механизм создания государственной системы гарантий для населения; организует и финансирует социально-культурные сферы деятельности; участвует в социальном согласовании интересов работников и предпринимателей (система трипартизма); формирует и реализует социально-экономические программы. Экономический интерес государства проявляется также в функционировании государственного сектора экономики.

К специфичности экономических  интересов следует отнести тот  факт, что они находят отражение в сознании человека в виде целей, задач, мотивов и являются движущимися факторами общественного развития.

«Интерес» — одно из наиболее часто используемых понятий в  общественных науках, имеющее длительную традицию в истории идей. В экономической литературе, в многочисленных публикациях отмечается необходимость осуществления многостороннего подхода к анализу экономических интересов. В этом нет ничего необычного, если учитывать сложную многоуровневую структуру хозяйствования. Поэтому само понятие экономического интереса до сих пор не является общепринятым.

Произведенный во второй части данного исследования анализ экономических интересов и их противоречий в современной российской экономике позволил сделать вывод, что суть кризиса в любой системе – это накопление в системе результатов некого противоречия до уровня, после которого система начинает разрушаться. Это с одной стороны. С другой же, кризис в мировой финансовой системе – это одновременно и великий шанс для тех государств, которые выйдут из кризиса первыми. Чтобы остановить процесс разрушения системы, нужно выявить и устранить причину кризиса.

Финансовый кризис –  это не автономное явление, находящееся  чуть ли не в противоречии с благоприятными тенденциями развития реального  сектора экономики. Напротив, он в наиболее концентрированной форме выражает внутренние пороки современной российской экономической системы, а потому не может быть преодолен до устранения последних.

Характер взаимодействия разных групп интересов в экономике современной России обладает рядом особенностей, обусловленных длительным существованием патернализма в отношениях государства и населения. Вместе с тем реальная система интересов объективно содержит новые тенденции их социализации, имеющие в основе интеграционные начала смешанного общества. Это налагает ряд ограничительных условий на формирование рыночной среды и на процессы трансформации прежней системы. В их числе высокие социальные ожидания в обществе, потребность в сильной социальной роли государства, сохранение его значения как собственника средств и условий производства. Поэтому государственная стратегия согласования интересов в России требует активных действий, усиливающих социальные приоритеты экономики, для чего необходимо и более глубокое понимание сути национальных интересов.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Нормативно-правовые  акты:

 

1.1. Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ (ред. от 06.12.2011) «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 25.07.2005, № 30 (ч. II), ст. 3127.

Информация о работе Многообразие и противоречия интересов