Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 14:45, реферат
Краткое описание
Проблема измерения дифференциации продукта. Горизонтальная и вертикальная дифференциация продукта. Модель Хотеллинга с квадратичным ростом транспортных расходов. Модель Хотеллинга с фиксированными ценами. Модель «кругового города» (модель Салопа).
Содержание
Введение 3 Проблема измерения дифференциации продукта 4 Горизонтальная и вертикальная дифференциация продукта 4 Модель Хотеллинга с квадратичным ростом транспортных расходов 8 Модель Хотеллинга с фиксированными ценами 9 Модель «кругового города» (модель Салопа) 10 Заключение 13 Список использованной литературы 14
В свою очередь, магазин Б, поскольку
он будет нести потери от расположения
магазина А, переместится в следующий
период немного левее, так, чтобы не потеряв
потребителей, расположенных на правой
стороне улицы, перехватить потребителей,
живущих левее.
Этот процесс будет продолжаться
до тех пор, пока оба магазина не окажутся
в центре улицы: тогда у них будет одинаковое
число покупателей, ровно половина от
общего их количества.
Такое равновесие будет равновесием
по Нэшу, поскольку при данном расположении
ни один магазин не может увеличить свою
выручку и прибыль, сместившись в какую-либо
сторону, если другой магазин не изменит
своего местоположения.
Мы видим, что в отсутствие свободы
ценообразования продавцы выбирают минимальный
уровень дифференциации продукта. Невозможность
ценовой конкуренции ведет к отклонению
от оптимального для общества числа торговых
марок. Приведенный пример еще раз подчеркивает
взаимосвязь между дифференциацией продукта
и монопольной властью - возможностью
влиять на цену.
Модель «кругового
города» (модель Салопа)
Модель «линейного города»
Хотеллинга позволила нам проанализировать
особенности и последствия ценовой конкуренции
на рынке дифференцированного продукта.
Мы при этом предполагали неизменными:
число фирм на рынке;
уровень дифференциации продукта
(число продавцов или торговых марок).
Теперь нам предстоит рассмотреть
долгосрочную динамику на рынке дифференцированного
продукта: решения фирм о входе на рынок
и выходе с рынка под воздействием изменения
экономической прибыли в результате ценовой
конкуренции.
Для этого рассмотрим модель
«кругового города» Салопа. Протяженность
улицы, опоясывающей город, считаем равной
1. Ставка транспортного тарифа t измеряет
приверженность товарной марке. Фирмы
расположены вдоль окружности (улицы)
на одинаковом расстоянии друг от друга.
Предельные издержки фирм постоянны, одинаковы
для всех фирм и составляют МС. Необратимые
издержки входа для фирмы составляют f.
Если в долгосрочном периоде фирма входит
на рынок, все остальные продавцы перестраиваются,
занимая положение на расстоянии 1/n друг
от друга, где n - число фирм на рынке. Покупатели,
равномерно распределенные вдоль окружности,
имеют одинаковые предпочтения. Максимальная
готовность платить за товар составляет
θ.
Возможности ценовой конкуренции
в модели Салопа зависят:
от максимальной готовности
платить θ;
от числа продавцов на рынке;
от ставки t транспортного тарифа.
При данном значении t и максимальной
готовности платить, если продавцов на
рынке мало, каждый из них обладает монопольной
властью, вплоть до полной невозможности
ценовой конкуренции. На рынке возникают
«мертвые потери» - неудовлетворенный
платежеспособный спрос покупателей,
готовых платить за товар сумму, превышающую
предельные издержки его производства.
Если максимальная готовность
покупателей платить за товар достаточно
велика и позволяет получить экономическую
прибыль, то в долгосрочном периоде неудовлетворенный
спрос вызовет вход на рынок новых продавцов,
между которыми возникает ценовая конкуренция.
Проанализируем второй случай,
предполагающий возможность ценовой конкуренции.
Рассмотрим положение и ценообразование
магазина i Будем считать, что продавцы
«ближайшего окружения» (i - 1; i + 1) назначают
на товар цену, равную Р. Положение покупателя
X', безразличного между приобретением
товара у рассматриваемого нами продавца
и его ближайшего соседа отражает половину
объема спроса на товар i-й фирмы. Для «безразличного»
покупателя удовлетворяется условие:
Pi + tX' = P + t (1/n
- X ),
( 12)
откуда объем спроса на товар
i-го продавца составляет:
Qdi = .
(13)
Для того, чтобы получить максимальную
прибыль
= (Рi - МС)
(14)
продавец должен назначить
цену
Рi = 0,5 ( MC + P +
).
(15)
Эта формула дает нам функцию
ценовой реакции, адекватную по своему
экономическому смыслу функции ценовой
реакции фирм в модели Хотеллинга. Равновесные
цены в модели Салопа составляют для всех
продавцов
Pi = МС + .
(16)
Это равновесные цены краткосрочного
периода, сформировавшиеся под воздействием
ценовой и неценовой конкуренции между
фирмами отрасли, но при данном числе продавцов
на рынке. Результат показывает, что в
краткосрочном периоде цена находится
в прямой зависимости от приверженности
марке (измеряемой транспортным тарифом)
и в обратной - от числа продавцов на рынке.
Прибыль каждого продавца составляет = .
В долгосрочном периоде количество
продавцов на рынке будет меняться в результате
входа и выхода с рынка продавцов вплоть
до снижения экономической
прибыли в долгосрочном равновесии
до нуля. Вход новых фирм связан с необратимыми
издержками, так что сумма долгосрочной
прибыли продавцов составляет:
= - f = 0.
(17)
Число продавцов на рынке в
долгосрочном равновесии составляет:
n = ,
( 18)
то есть находится в прямой
зависимости от приверженности покупателей
марке и в обратной - от величины необратимых
издержек. Соответственно, цена долгосрочного
равновесия в модели Салопа
Pi = МС +
(19)
находится в прямой зависимости
от приверженности марке и в обратной
- от необратимых издержек входа. Результат
анализа показывает нам противоречивое
влияние величины необратимых расходов
на рынок и положение продавцов: с одной
стороны, рост суммы необратимых издержек
ограничивает число фирм на рынке, с другой
- понижает «надбавку» цены над предельными
издержками, служащую критерием монопольной
власти.
Заключение
Модель «линейного города»
Хотеллинга может рассматриваться как
общая модель дифференциации продукта,
а не как отражение частного случая дифференциации
- дифференциации локальной. Чтобы распространить
методологию модели Хотеллинга на более
широкий круг проблем, будем считать, что
расстояние между продавцами отражает
различие потребительских характеристик
товаров двух производителей (например,
когда первая фирма продает крепкое пиво,
а вторая - безалкогольное). Транспортные
расходы будем рассматривать как денежный
эквивалент потери полезности потребителя,
в принципе предпочитающего крепкое пиво,
но вынужденного пить безалкогольное.
Иначе говоря - как сумму скидки, необходимую
для того, чтобы предпочитающий крепкое
пиво покупатель сделал выбор в пользу
безалкогольного (или наоборот). Тем самым
транспортный тариф становится отражением
степени приверженности марке, рост транспортного
тарифа - роста приверженности марке. Таким
образом, аппарат модели Хотеллинга позволяет
сделать вывод относительно влияния изменения
приверженности марке на положение фирм
- продавцов: рост приверженности марке
снижает ценовую конкуренцию и укрепляет
основы монопольной власти.
Модель Салопа показывает противоречивое
влияние величины необратимых расходов
на рынок и положение продавцов: с одной
стороны, рост суммы необратимых издержек
ограничивает число фирм на рынке, с другой
– понижает «надбавку» цены над предельными
издержками, служащую критерием монопольной
власти.
Анализ моделей горизонтальной
дифференциации продукта показал, что
возможности ценовой конкуренции на рынке
дифференцированного продукта снижаются
благодаря формированию приверженности
марке. Приверженность марке, в свою очередь,
отражает предпочтения покупателей. Несколько
иначе сочетаются методы ценовой и неценовой
конкуренции на рынке с вертикальной дифференциацией.
Сегментирование рыночного спроса в этом
случае основано на различной платежеспособности
потребителей, на доступности для них
разных комбинаций «цена/качество».
Список использованной
литературы
Вурос А., Розанова Н. Экономика отраслевых рынков. Учебно-методическое пособие М.: ТЕИС, 2006.
Гильмундинов В.М. Экономика отраслевых рынков. Ч. 1: Учеб. пособие. – Новосибирск: Изд-во
НГТУ, 2005. – 83 с.
Розанова Н. М. Экономика отраслевых
рынков: учебное пособие. – М.: Издательство Юрайт: ИД Юрайт, 2010.
Тарануха Ю.В. Экономика отраслевых рынков (в структурно-логических схемах): Учебно-методическое пособие / Под общей ред. д.э.н., проф. А.В.
Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. –
М.: Издательство «Дело и Сервис», 2002. –
240 с. – (Серия «Учебники МГУ им. М.В. Ломоносова»).
Неценовые стратегии фирмы
[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://do.gendocs.ru/docs/index-260355.html?page=5