Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2014 в 15:02, контрольная работа
Макроэкономическая политика - действия государства, направленные на регулирование экономики c целью поддержания ее темпов экономического роста, полной занятости и ограничения инфляции. Основной задачей макроэкономической политики является баланс между безработицей и инфляцией. Традиционно одной из основных целей государственной экономической политики является создание и поддержание макроэкономического равновесия в национальной экономике, так как экономика в состоянии равновесия способна обеспечить наиболее эффективное использование ресурсов и, соответственно, максимальное удовлетворение общественных потребностей.
Введение……………………………………………………………………….3
1 Модели макроэкономической политики………………………………….8
1.1 Кейнсианская модель: соединение рыночного механизма и государственного регулирования на основе управления спросом…………….....8
1.2 Роль кредитно-денежной и бюджетно-финансовой политики в стимулировании роста инвестиций и занятости…………………………………...10
1.3 Неоконсервативная модель государственного регулирования: обеспечение регулирующих функций рынка на основе стимулирования предложения...........................................................................................................14
1.4 Фискальная и монетарная политика в классической и кейнсианской моделях………………………………………………………………………………17
1.5 Стабилизационная политика: перспективы и проблемы…………….19
2 Споры о макроэкономической политики………………………………23
2.1 Воздействие денежных факторов на хозяйственную конъюнктуру.23
2.2 Принцип рациональных ожиданий……………………………………24
Заключение…………………………………………………………………….28
Глоссарий………………………………………………………………………31
Список использованных источников……………………...…………………33
Список сокращений……………………………………………………………35
Содержание
Введение…………………………………………………………
1 Модели
макроэкономической политики………
1.1 Кейнсианская
модель: соединение рыночного
1.2 Роль кредитно-денежной и бюджетно-финансовой политики в стимулировании роста инвестиций и занятости…………………………………...10
1.3 Неоконсервативная
модель государственного
1.4 Фискальная
и монетарная политика в
1.5 Стабилизационная политика: перспективы и проблемы…………….19
2 Споры
о макроэкономической политики…
2.1 Воздействие
денежных факторов на
2.2 Принцип
рациональных ожиданий………………………
Заключение……………………………………………………
Глоссарий………………………………………………………
Список использованных источников……………………...…………………33
Список сокращений……………………………………………………
Приложения……………….…………………………………
Введение
Макроэкономическая политика - действия государства, направленные на регулирование экономики c целью поддержания ее темпов экономического роста, полной занятости и ограничения инфляции. Основной задачей макроэкономической политики является баланс между безработицей и инфляцией. Традиционно одной из основных целей государственной экономической политики является создание и поддержание макроэкономического равновесия в национальной экономике, так как экономика в состоянии равновесия способна обеспечить наиболее эффективное использование ресурсов и, соответственно, максимальное удовлетворение общественных потребностей. В официальных документах Правительства РФ, а также Бюджетных посланиях Президента РФ Федеральному Собранию утверждается, что "основной целью экономической политики государства в настоящее время и на долгосрочную перспективу является поддержание макроэкономической сбалансированности". Особенностью текущего момента является то, что современная мировая экономика все более полно переходит в качественно новое состояние, обозначаемое термином "глобальная экономика". Эксперты МВФ определяют этот феномен, как "растущую взаимозависимость стран всего мира в результате возрастающего объема и разнообразия международных сделок с товарами, услугами и мировых потоков капитала, а также благодаря быстрой и широкой диффузии технологий". Финансовые и товарные рынки отдельных стран стали полем деятельности не только национальных участников, но и зарубежных. Этому способствует либерализация национальных рынков; допуск нерезидентов на национальные валютные и фондовые рынки и непосредственное участие последних в экономической деятельности страны наравне с резидентами; дерегулирование рынков посредством отмены ограничений для отдельных категорий участников на осуществление тех или иных операций и т.д. Развитие мировой финансовой системы в целом идет крайне противоречиво. Увеличение движения товаров и капитала между странами в условиях глобальной экономики может, как способствовать более эффективному развитию национальной экономики, так и привнести в национальную экономическую среду больший риск. Возможность быстро перемещать потоки товаров, услуг и капитала (в частности, так называемые, "горячие деньги") приводит к тому, что многократно возрастает вероятность кризисных явлений. Усиливающаяся взаимосвязь стран приводит к тому, что кризисные явления в одной из них могут достаточно быстро перекинуться на другую. Характерной особенностью кризисов явилось не только то, что все они произошли в развивающихся странах или странах с переходной экономикой и относятся к разряду финансовых. Финансовые кризисы примечательны и тем, что они разразились неожиданно. Основные макроэкономические показатели стран перед кризисом не предвещали нестабильности. По мнению многих ведущих экономистов, основные причины кризисов связаны с неэффективной государственной макроэкономической политикой. В свою очередь, неэффективность экономических политик тесно связана с недооценкой в существующих теоретических воззрениях таких важных факторов, как открытость и нелинейность экономических систем. В этой ситуации становится актуальным пересмотр существующих представлений о макроэкономическом равновесии, об особенностях его установления, а также о целях и инструментах экономической политики.
В современной экономической науке проблема целеполагания, установления целей и задач государственной экономической политики рассматривается более утилитарно и сводится не к формированию единой общей цели, а к установлению спектра, совокупности таких целей. Однако и при таком подходе нет возможности однозначным образом выразить совокупность целей, преследуемых государством в ходе выработки и осуществления своей экономической политики.
Из всего выше сказанного вытекает актуальность темы. Цель работы выявить теоретические аспекты макроэкономической политики государства: опыт России и зарубежных стран. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Изучить
кейнсианскую и классическую
модели макроэкономической
2) Исследовать
особенности развития денежно-
3) Рассмотреть
фискальную и монетарную
4) Выявить другие виды и формы государственной экономической политики.
5) Проанализировать принцип рациональных ожиданий.
Существенные сложности практического осуществления макроэкономической политики связаны с необходимостью координации «твердых курсов» правительства и Центрального Банка. Так, например, в странах с переходной экономикой финансирование значительных бюджетных дефицитов неинфляционными методами было практически невозможным, в особенности на начальном этапе трансформации. Поэтому монетизация бюджетного дефицита использовалась фактически повсеместно (см. приложение А).
Неоклассический синтез и монетаризм восходят своими истоками к классической школе, идейной основой которой являются постулаты о саморегулируемости рыночной экономики, эффективности ценовой информации и высокой гибкости цен, распределении доходов в соответствии с предельной производительностью факторов производства. Вместе с тем оба эти направления “впитали в себя” многие положения из макроэкономической теории Дж. М. Кейнса. Представители неоклассического синтеза (в частности П. Самуэльсон) рассматривают ее как частный случай объяснения механизма функционирования экономики в условиях монополизации рынка труда профсоюзами. Основной особенностью монетаризма как направления макроэкономической мысли (основоположник М. Фридмен) является изучение значения денег в механизме рыночного регулирования и анализе роли денежной политики государства в решении проблем инфляции1.
Своеобразие
исторической школы институционально-
Теоретической основой исследования явились работы зарубежных и российских экономистов по проблемам макроэкономики и макроэкономической политики, тенденций развития мирового хозяйства, международных экономических отношений. Методологические и теоретические принципы анализа соотношения и путей согласования внутреннего и внешнего равновесия были заложены в трудах выдающихся экономистов, лауреатов Нобелевской премии Я.Тинбергена, Дж.Мида, Р.Манделла. Значительный вклад « в разработку проблемы закономерностей развития мирохозяйственных связей на современном этапе, особенностей глобализационных процессов, формирования открытых экономик внесли Р.Дорнбуш, У.М.Корден, П.Кругман, П.Линдерт, Дж.Сакс, С.Фишер. Большую роль в формировании теоретических подходов к анализу путей осуществления государственной макроэкономической политики в открытой экономике и согласования инструментов такой политики сыграли модели макроэкономического равновесия, разработанные Ж.Полаком, Т.Своном, М.Флемингом, А.Свободой, Г.Генбергом. Значительное внимание в современной мировой экономической науке уделяется проблеме выбора режима валютного курса, факторов, определяющих уровень и динамику валютного курса, воздействия валютной политики на макроэкономические показатели. Эти проблемы подробно анализируются в работах М.Обстфельда, К.Рогоффа, Дж.Уильямсона, Дж.Френкеля А.Харбергера, С.Эдвардса. В последние десятилетия во многих развивающихся странах и странах с формирующейся рыночной экономикой были осуществлены реформы внешнеэкономической политики и программы макроэкономической стабилизации. Результаты и опыт этих преобразований стали объектом многочисленных исследований, среди которых можно выделить работы Л.Бальцеровича, М.Бруно, А.Гелба, У.Истерли, Г.Кальво, Г.Колодко, Я.Корнаи, Дж.Нэша, В.Танзи, В.Томаса.
Практическая значимость исследования темы заключается в том, что оно представляет собой научное исследование одной из актуальных проблем современной России, связанной с проведением макроэкономической политики государства через такой ее инструмент как государственный внутренний долг. Исследование представляет интерес для экспертов в области финансов, в частности специализирующихся на вопросах регулирования государственной задолженности.Собранные материалы и представленные выводы могут быть использованы в процессе преподавания курсов: «Макроэкономика», «Экономическая теория», «Ценообразование», «Рыночная экономика» «Бюджетная система РФ», «Рынок ценных бумаг».
Основная часть
1 Модели макроэкономической политики
1.1 Кейнсианская
модель: соединение рыночного
Практика государственного регулирования, в основе которой лежит теория «полной занятости», или теория «регулируемого капитализма», разработанная Дж. М. Кейнсом, стала формироваться еще в З0-е гг., но была прервана Второй мировой войной. Послевоенная государственная экономическая политика многих стран Запада находилась под определяющим влиянием этой теории вплоть до конца 70-х годов. Наиболее полное применение кейнсианские постулаты нашли в системе мер государственного регулирования США и Англии.
Для того, чтобы наиболее полно понять суть и направленность положений теории Дж. М. Кейнса, следует вспомнить исторические условия, в которых появилась эта теория. Основная работа Кейнса по этой проблеме - «Общая теория занятости, процента и денег» - вышла в свет в 1936 г . К. этому времени экономика стран Запада прошла через глубочайший в своей истории экономический кризис. Отсюда появилась практическая потребность в поиске средств, обеспечивающих динамичное, без глубоких потрясений, общественное воспроизводство.
В кейнсианской модели главным фактором стимулирования совокупного спроса выступают инвестиции. В экономическом анализе термин "инвестиции" означает использование сбережений для создания новых производственных мощностей и других физических (реальных) активов.В состав инвестиций входят все затраты на приобретение машин и оборудования, осуществление строительно-монтажных работ, изменение запасов. Вложение средств в ценные бумаги, такие, как акции и облигации, называется финансовыми или портфельными инвестициями. В отличие от физических инвестиций, которые создают новые активы и тем самым увеличивают производственные мощности страны, финансовые инвестиции только перераспределяют права собственности на существующие активы от одного субъекта к другому. Именно поэтому экономисты связывают инвестиции с вложением капитала в приобретение физических активов и запасов. Важно и то, что осуществление инвестиций непосредственно связано с товарным рынком, тогда как купля-продажа ценных бумаг - с фондовым рынком.
Поскольку инвестиции - один из компонентов совокупных расходов, то по сравнению со сбережениями они влияют на объем эффективного спроса прямо противоположным образом: если сбережения сокращают спрос, то инвестиции его увеличивают. Поэтому кейнсианцы исходят из возможности компенсирования падающей склонности к потреблению наращиванием инвестиционных расходов.3
Кейнс придавал большое значение инвестициям как такой независимой переменной величине, которая влияет на зависимые от нее переменные величины – занятость, доход нации, потребительский спрос населения. В связи с этим он создал теорию мультипликатора, которая определяет, насколько эффективно государственные расходы воздействуют на объём общественного производства, занятость, доход и рынок, а тем самым и на эффективный спрос.4
Подвергнув критике закон Ж.- Б. Сэя, согласно которому предложение автоматически порождает спрос, Кейнс вполне логично предположил, что для обеспечения поступательного развития необходимо стимулировать спрос, воздействовать на факторы, определяющие формирование эффективного спроса и прирост национального дохода.
От чего же зависит эффективный спрос и каким образом его можно регулировать? Как отмечено выше, одной из составляющих эффективного спроса является личное потребление. Последнее зависит прежде всего от уровня занятости и поэтому безработица является одним из факторов, препятствующих формированию эффективного спроса. Чем же определяется уровень занятости? Неоклассическая экономическая теория считает, что занятость зависит от двух факторов: предельной производительности труда (определяющей спрос на труд) и предельной тягости труда, измеряемой реальной заработной платой (определяющей предложение труда). При прочих равных условиях, уровень занятости зависит от позиции рабочих по отношению к реальной заработной плате. Ее положение ведет к росту занятости и наоборот.5
Кейнс утверждал, что с увеличением занятости растет национальный доход и, следовательно, увеличивается потребление. Но потребление растет медленнее, чем доходы, так как по мере роста доходов у людей усиливается стремление к сбережениям "Основной психологический закон, — пишет Кейнс, — состоит в том, что люди склонны, как правило, увеличивать свое потребление с ростом дохода, но не в той мере в какой растет доход
Следует отметить, что Дж. М. Кейнс своеобразно интерпретировал имеющую место в действительности закономерность. Она заключается в том, что по мере роста национального дохода доля потребления в нем относительно сокращается. Это происходит в условиях преимущественно экстенсивного типа экономического роста и формирования базовых отраслей промышленности. Причем, как отмечал Кейнс, чем богаче общество, тем выше склонность к сбережениям и слабее предельная склонность к потреблению. Это ведет к ограничению объема производимой продукции и масштабов занятости.
Итак, недостаточный спрос населения, отстающий от роста доходов, следует компенсировать увеличением инвестиционного спроса. Прирост инвестиций зависит от двух факторов - ожидаемых прибылей и уровня банковского процента. Отсюда и набор инструментов регулирования инвестиционного спроса - кредитно-денежные и бюджетно-финансовые.
1.2 Роль
кредитно-денежной и бюджетно-
Увеличение нормы прибыли и спроса возможно за счет снижения денежной (номинальной) заработной платы. Этой концепции придерживалась классическая теория. Сокращение заработной платы ведет к снижению цен и перераспределению реального дохода от наемных работников к другим субъектам рынка (предпринимателям) и от предпринимателей к рантье. В целом это перераспределение уменьшает склонность к потреблению. Однако это повысит предельную эффективность капиталовложений. Кроме того, снижение цен и денежных доходов уменьшит потребность в наличных деньгах, что приведет к снижению нормы процента, созданию благоприятных условий для инвестиций.