Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2014 в 15:02, контрольная работа
Макроэкономическая политика - действия государства, направленные на регулирование экономики c целью поддержания ее темпов экономического роста, полной занятости и ограничения инфляции. Основной задачей макроэкономической политики является баланс между безработицей и инфляцией. Традиционно одной из основных целей государственной экономической политики является создание и поддержание макроэкономического равновесия в национальной экономике, так как экономика в состоянии равновесия способна обеспечить наиболее эффективное использование ресурсов и, соответственно, максимальное удовлетворение общественных потребностей.
Введение……………………………………………………………………….3
1 Модели макроэкономической политики………………………………….8
1.1 Кейнсианская модель: соединение рыночного механизма и государственного регулирования на основе управления спросом…………….....8
1.2 Роль кредитно-денежной и бюджетно-финансовой политики в стимулировании роста инвестиций и занятости…………………………………...10
1.3 Неоконсервативная модель государственного регулирования: обеспечение регулирующих функций рынка на основе стимулирования предложения...........................................................................................................14
1.4 Фискальная и монетарная политика в классической и кейнсианской моделях………………………………………………………………………………17
1.5 Стабилизационная политика: перспективы и проблемы…………….19
2 Споры о макроэкономической политики………………………………23
2.1 Воздействие денежных факторов на хозяйственную конъюнктуру.23
2.2 Принцип рациональных ожиданий……………………………………24
Заключение…………………………………………………………………….28
Глоссарий………………………………………………………………………31
Список использованных источников……………………...…………………33
Список сокращений……………………………………………………………35
MV= PY, где величина MV представляет собой совокупные расходы покупателей, а PY общие доходы (выручку) продавцов. которые также определяют номинальный ВВП.
Очевидно, что оба уравнения описывают кругооборот доходов и расходов в экономике и поэтому взаимосвязаны.
В кейнсианской модели фискальная политикарассматривается как наиболее эффективное средство макроэкономической стабилизации, так как государственные расходы оказывают непосредственное воздействие на величину совокупного спроса и сильное мультипликативное воздействие на потребительские расходы. Одновременно налоги достаточно эффективно воздействуют на потребление и инвестиции.
В классической модели фискальной политикеотводится второстепенная роль по сравнению с монетарной,так как фискальные меры вызывают эффект вытеснения и способствуют повышению уровня инфляции, что значительно снижает их стимулирующий эффект.
В кейнсианской модели монетарная политикарассматривается, как вторичная по отношению к фискальной, так как у кредитно-денежной политики очень сложный передаточный механизм: изменение денежной массы приводит к изменению ВВП через механизм изменения инвестиционных расходов, которые реагируют на динамику процентной ставки.
В классической моделипредполагается, что изменение денежного предложения непосредственно воздействует на совокупный спрос и, следовательно, на номинальный ВВП.
В концепциях неоклассического направления,таких как теория
рациональных ожиданий(TPO), цены и заработная плата рассматриваются как абсолютно гибкие. Поэтому рыночный механизм может автоматически поддерживать экономику в состоянии равновесия без какого-либо вмешательства правительства или Центрального Банка. Стабилизационная политика может оказаться эффективной лишь в том случае, если правительство и Центральный Банк лучше информированы о шоках совокупного спроса и предложения, чем рядовые экономические агенты. Если же этого преимущества в информации нет, то фискальная или монетарная политика не сможет улучшить экономическую ситуацию.7
1.5 Стабилизационная политика: перспективы и проблемы
Политика стабилизации представляет собой действия правительства по контролю над экономической ситуацией с целью максимально приблизить объем ВНП к его потенциальному уровню и поддержать низкие и стабильные темпы инфляции. Целью политики экономического роста является увеличение фактических объемов ВНП. Политика ограничения деловой активности, напротив,направлена на уменьшение реального объема ВНП по сравнению с его потенциальным уровнем.8
Стабилизация экономики является одной из первоочередных задач, которые ставит перед собой Федеральное правительство. Анализ макроэкономической политики входит в повседневные обязанности Совета экономических консультантов, Бюджетной службы Конгресса CШA, ФРС и других государственных органов. При обсуждении Конгрессом или президентом изменений бюджетно-налоговой политики или при разработке ФРС денежной политики в центре внимания находится вопрос о том, какое влияние должны предполагаемые меры оказать на инфляцию и безработицу, и необходимо ли увеличить или сократить совокупный спрос.
Хотя разработка и проведение денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики являются традиционными функциями правительства, мнение о том, что оно обязано осуществлять стабилизационные мероприятия сложилось относительно недавно. Первым свидетельством того, что правительство приняло на себя ответственность за макроэкономическую ситуацию, был Закон о занятости 1946 г. В нем говорилось, что "Федеральное правительство обязано постоянно проводить политику, направленную на ... обеспечение полной занятости и поддержание производства". Другие экономисты критически относятся к стремлению правительства стабилизировать экономику, полагая, что оно должно держаться в стороне от макроэкономической политики. Согласно выводам модели, денежная и бюджетно-налоговая политика позволяют предотвратить или смягчить остроту кризиса, правительство должно отказаться от стабилизации экономики с их помощью? Денежная и бюджетно-налоговая политика оказывают воздействие на развитие экономики не сразу, а через некоторые промежутки времени, причем различные по продолжительности. Наличие таких длительных и неустойчивых лагов осложняет задачи экономической стабилизации.
Различают два вида лагов стабилизационной политики: внутренние и внешние. Внутренний лаг — это промежуток времени между моментом экономического шока и моментом принятия ответных мер экономической политики, возникающий потому, что для того, чтобы осознать, что произошел шок, и ввести в действие соответствующие меры, необходимо некоторое время. Внешний лаг — это промежуток времени между моментом принятия тех или иных мер экономической политики и временем, когда они начнут давать результаты. Он возникает, так как эти меры не могут немедленно вызвать изменение уровня расходов, доходов и занятости.
Для бюджетно-налоговой политики характерны длительные внутренние лаги. Чтобы пересмотреть бюджетные расходы или налоги, необходимо обычно добиться согласия президента и обеих палат Конгресса США. Процесс принятия закона как правило медленен и громоздок.
Денежно-кредитная политика характеризуется длительными внешними лагами. В основе механизма ее действия лежит влияние на инвестиции через изменение процентных ставок. Однако многие предприятия планируют инвестиции заблаговременно. Поэтому сдвигов в реальном объеме ВНП вследствие изменения денежной политики можно ожидать не ранее, чем через полгода после этих изменений.
Некоторые меры стабилизационной политики, называемые "автоматическими стабилизаторами", задуманы специально для сокращения этих лагов. Они позволяют тормозить или стимулировать экономический рост без специальных корректировок политического курса. Примером такого стабилизатора является система подоходных налогов: в период экономического спада по мере сокращения доходов граждан и корпораций налоги уменьшаются автоматически без каких-либо специальных изменений налогового законодательства.
Автоматическая фискальная политика, проводимая сознательно или неосознанно, сыграла свою роль во время спада 1958 г. В 1957 г, положительное сальдо федерального бюджета составило 5 млрд. долл. (в долларах 1982 г.), а в 1958 г. наблюдался уже 42-миллиардный дефицит. Это произошло не оттого,
что Конгресс и президент решили сократить налоги или увеличить федеральные расходы. Просто налоговые поступления в результате спада сократились, а
государственные расходы осуществлялись в заранее намеченных размерах.
Какой вклад внесла эта пассивная фискальная политика в достижение относительной экономической стабильности, характерной для периода после второй мировой войны? Точно на этот вопрос ответить нельзя.Можно лишь утверждать, чтоавтоматическая фискальная политика способствует стабилизации, поскольку она ослабляет зависимость потребительских доходов от изменения инвестиционных. А когда личные
доходы ослабляют чувствительность к колебаниям производства, то это ослабляет кумулятивную силу разного рода нарушении, дестабилизирующих экономику. Автоматическая фискальная политика
выполняла роль амортизатора и таким образом способствовала более "плавному" развитию американской экономики после второй мировой войны.9
Один из способов прогнозирования основан на применении индексаопережающих показателей. Индекс состоит из одиннадцати рядов статистических данных, включающих показатели курса акций, количества выданных лицензий на строительство, стоимостного объема заказов на новые предприятия и оборудование, предложения денег и др. Изменение этих показателей часто предшествует изменениям в экономике, и поэтому снижение их значений может сигнализировать о приближении спада.
Другой способ прогнозирования связан с применением экономических моделей. Построением сложных компьютерныхмоделей занимаются как государственные органы, так и частные предприятия. Модели состоят из большого числа уравнений, каждое из которых описывает какую-либо сторону развития экономики. На этом основании предсказывают вероятные значения инфляции, безработицы и других эндогенных переменных. Нельзя забывать, что ценность таких прогнозов целиком зависит от качества
моделей и правильности предположений о динамике экзогенных
переменных.
2 Споры о макроэкономической политики
2.1 Воздействие денежных факторов на хозяйственную конъюнктуру
Гибкая, или дискреционная, денежная политика была одним из главных инструментов государственного регулирования общественного воспроизводства. При этом Дж. М. Кейнс считал, что ее инфляционное воздействие можно нейтрализовать или удерживать в приемлемых рамках с помощью фискальной политики и контроля цен и заработной платы. Стабильная заработная плата и почти неподвижный уровень цен являлись условиями действенности кейнсианской модели регулирования.
Однако неустойчивая инфляция, одной из причин которой стала гибкая денежная политика, не позволяла поддерживать на стабильном уровне цены и заработную плату. Кроме того, попытки законодательно ограничить цены и рост заработной платы лишали последних их важнейшей функции - быть объективным информационным сигналом, что не позволяет экономическим агентам принимать правильные решения о том, что, как и для кого производить.
В отличие от кейнсианцев монетаристы считают, что изменение денежной массы не влияет на реальное производство и занятость, а приводит лишь к изменению цен. В краткосрочном плане рост денежного предложения, безусловно, способствует увеличению объемов производства. Однако долговременный эффект совершенно иной. Увеличение денежной массы подталкивает рост цен, а это ведет к увеличению процентных ставок, т.е. мы имеем инфляционный рост процента.
Увеличение количества денег у населения, влияя на рост расходов, первоначально стимулирует производство. Однако затем, вследствие роста цен, реальное количество денег у населения (в расчете на цены товаров) уменьшается, восстанавливается первоначальный уровень спроса и производства, но уже при более высоких ценах.
Таким образом, экспансионистская денежная политика, приводящая в краткосрочном плане к росту производства и сокращению безработицы, в длительной перспективе оборачивается стагнацией производства и увеличением безработицы. Поэтому вместо дискреционной политики регулирования денежной массы и денежного обращения монетаристы предлагают проводить политику денежного таргетирования, суть которой заключается в строгом следовании темпам роста денежной массы, которые определяются на основе прошлых долговременных тенденций динамики производства, денежной массы и скорости обращения денег.
Строго контролируемый рост денежной массы и обращения будет способствовать изменению структуры относительных цен, увеличит степень соответствия структур спроса и предложения, которая определяет совокупную занятость. Ожидания стабильных цен в сочетании с гибкой заработной платой позволят
хозяйствующим aгентам принять экономически обоснованные и эффективные решения.
2.2 Принцип рациональных ожиданий
Концепция рациональных ожиданий является одним из самых молодых направлений современной экономической теории.
Широкое применение для построения экономических моделей эта концепция получила лишь в 70-с гг. Вследствие использования методологических принципов классической экономики теория рациональных ожиданий получила также название «новая классическая экономика»
Одна из центральных идей неоклассиков состоит в том, что экономические агенты, используя имеющуюся информацию, в состоянии самостоятельно прогнозировать экономические процессы и принимать оптимальные решения. На основе доступной информации экономические агенты принимают решения о текущем и перспективном потреблении, исходя из прогнозов относительно будущего уровня цен на предметы потребления. При этом потребители стремятся к максимизации полезности.
Другим основным положением теории рациональных ожиданий является идея о том, что рынки товаров и факторов производства являются высококонкурентными и поэтому ставки заработной платы и цены на товары и факторы производства гибко реагируют на изменения в сфере производства и обмена. Масштабы предложения и равновесные цены быстро приспосабливаются к изменениям в технологии производства, рыночным потрясениям и переменам в экономической политике государства. Под влиянием новой рыночной ситуации потребители и предприниматели принимают адекватные экономические решения и в результате цены на товары и ресурсы изменяются.
Подобная реакция потребителей, предпринимателей и собственников факторов производства сводит на нет результаты дискретной стабилизационной политики. Например, в целях стимулирования производства и увеличения занятости
центральное кредитно-денежное учреждение проводит политику дешевых денег, чреватую инфляцией. В ответ основные экономические агенты предпринимают антиинфляционные меры: рабочие требуют повышения заработной платы, предприниматели повышают цены на товары и услуги, кредиторы увеличивают процентную ставку. В результате увеличение совокупных расходов, стимулируемое политикой дешевых денег, поглощается ростом цен и заработной платы, а реальный объем производства и занятости не расширяется. Таким образом, рациональное поведение потребителей, предпринимателей и собственников факторов производства сводит к нулю эффективность дискретной стабилизационной политики.
Неверная оценка ситуации экономическими агентами имеет место, по мнению неоклассиков, в том случае, когда правительством принимаются неожиданные решения, влияющие на переменные, участвующие в определении объема совокупного спроса и предложения. Поэтому правительства должны отказаться от конъюнктурной антициклической политики. Такая политика не в состоянии обеспечить длительное равновесие в экономике. Это достигается путем принятия оптимальных решений хозяйствующими субъектами, при условии стабильных законов, регламентирующих хозяйственную жизнь.
Не отрицая необходимости участия государства в экономических процессах, сторонники концепции рациональных ожиданий считают неэффективной любую экономическую политику как кейнсианскую, так и монетаристскую. Поэтому для обеспечения общего равновесия первоначально необходимо изменить способ политического мышления.
Неэффективность кейнсианской политики и в меньшей степени монетаристской, заключается в ее нестабильности, непредсказуемости факторов, определяющих принятие решений экономическими агентами. Сторонники концепции рациональных ожиданий выступают за создание стабильных правил, в соответствии с которыми могли бы принимать решения и правительства, и экономические агенты. Это обеспечит предсказуемость действий правительства и