Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 15:23, курсовая работа
Цель работы: провести анализ моделей макроэкономического равновесия, выявить проблемы макроэкономического равновесия в Республике Беларусь, а также найти пути их решения.
Методы исследования: анализ и синтез, системный подход, методы сравнительного и статистического анализа, дедукция, метод анализа документов.
Исследования и разработки: изучены особенности и пути достижения макроэкономического равновесия в открытой экономике, дан анализ функционирования открытой экономики.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Понятие макроэкономического равновесия и его особенности 4
1.1 Сущность макроэкономического равновесия в рыночной экономике и его модели 4
1.2 Основные теоретические концепции достижения макроэкономического равновесия 11
2 Опыт применения моделей макроэкономического равновесия в странах с переходной экономикой 15
2.1 Страны с переходной экономикой в системе мирового хозяйства 15
2.2 Особенности макроэкономического равновесия в постсоциалистических странах 18
3 Особенности реформирования и проблемы макроэкономического равновесия в Республике Беларусь 22
3.1 Анализ макроэкономического равновесия в условиях Беларуси 22
3.2 Пути достижения рыночного равновесия в Республике Беларусь 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31
ПРИЛОЖЕНИЕ А 32
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 33
ПРИЛОЖЕНИЕ В 34
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 35
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 36
В условиях «перегретости» белорусской экономики и низкой эффективности национального производства неизбежны инфляция, девальвация и рост валового внешнего долга. События весны-лета 2011 г. подтвердили обоснованность такого макроэкономического заключения.
В дальнейшем любое искусственное форсирование совокупного спроса усилит безразличие госпредприятий к рыночным сигналам. В итоге инструменты макрорегулирования теряют свою действенность и порождают «отрицательные эффекты». В этих условиях в Беларуси резко возрастает значение продуманного институционального строительства.
3.2 Пути достижения рыночного равновесия в Республике Беларусь
Наметившиеся в экономике
На сегодняшний день макроэкономическая
политика создает здоровые условия
для развития того сектора экономики,
который более-менее успешно
Вместе с тем стабилизация белорусской экономики связана с рядом трудностей и особенностей. В настоящее время не сформирована система подготовки эффективных управленческих решений на макроуровне для современной экономики Республики Беларусь. Несмотря на продолжающееся в процессе реформирования совершенствование управления макроэкономикой, до настоящего времени не найдено достаточно эффективной системы реализации макроэкономических решений, способной вывести страну из затяжного кризиса.
Особое значение приобретают проблемы разработки и реализации макроэкономических решений на высшем государственном уровне. Белорусская экономика как объект управления имеет свои специфические особенности, которые не позволяют в полной мере использовать накопленный в развитых странах опыт государственного регулирования. Во-первых, мы имеем дело с рыночной экономикой, которая находится в процессе становления и имеет рудименты прежней командно-административной системы.
Во-вторых, современная белорусская экономика - это еще не рыночная система, поскольку рыночные механизмы здесь не получили достаточного развития. Поэтому нет возможности использования общепринятых в условиях развитой рыночной системы методов и рычагов воздействия на экономические процессы.
В-третьих, это чрезвычайная глубина и острота макроэкономической нестабильности, не имеющая аналогов в мировой истории экономического развития.
В-четвертых, решение задачи макроэкономической стабилизации в Республики Беларусь связано не просто с разработкой и реализацией набора определенных экономических мер, а одновременно и с формированием новой системы экономических отношений. В этом смысле макроэкономическая стабилизация носит не только функциональный, но и трансформационный характер, формирует новый режим функционирования экономики и действия новых экономических институтов.[8]
Необходимость обоснования государственных макроэкономических решений кажется очевидной, никем не оспаривается и даже периодически декларируется органами и представителями государственной власти. Однако на деле эта задача не решается.
На мой взгляд, одна из главных причин такого положения заключается в том, что не создана институциональная система, позволяющая органично включить процесс обоснования в технологию подготовки и принятия решений.
В практической макроэкономической политике
к сожалению отсутствует
Это приводит к тому, что комплексность
и системность известных
В целом же, проводя политику свертывания государственных расходов, государство попадает в круг, т.к. оно отказывается от проведения активной экономической политики, способной создать предпосылки для выхода из кризиса в условиях, когда неотрегулированные рыночные механизмы не справляются с задачей обеспечения роста. Вместе с тем одним из главных аспектов перехода к новому механизму экономического роста является формирование системы институтов, обеспечивающих согласование деятельности всех участников воспроизводства с конечными макроэкономическими целями хозяйственного развития.[13]
Необходимо, чтобы в процессе подготовки макроэкономических решений их обоснование перед общественностью выступало в качестве необходимого элемента, это потребует изменения и идеологии, и технологии подготовки и реализации таких решений, даст совершенно иные результаты. Такой подход означает изменение отношений подчиненности, заложенных сегодня во все элементы работы над макроэкономическими решениями.
Важная составляющая макроэкономической
системы – организация
Содержание экономической
- достижению стабилизации, то есть
макроэкономического
- обеспечению роста в условиях
динамического равновесия с
При этом необходимо выявить характерные особенности процесса выработки и реализации этих макроэкономических решений в рыночной экономике.
Необходимо определить новые направления рационализации налоговой политики, как важнейшего фактора достижения равновесного состояния макроэкономики, а также денежно-кредитной и инновационно-инвестиционной политики, как основных инструментов реализации макроэкономических решений через достижение финансовой сбалансированности народного хозяйства в целом и государственных финансов в частности не за счет ужесточения финансового режима, а за счет расширения финансовых возможностей граждан, предприятий и государства.
Реальная налоговая реформа должна проводиться на основе коренного пересмотра принципов взаимоотношений между налогоплательщиком и государством. Налоговая реформа должна дать каждому уровню власти собственные источники доходов, достаточные для выполнения закрепленных за ними обязанностей. Нужна реформа налогового законодательства на основе принципиально новой налоговой политики. У государства есть три пути увеличения собираемости налогов.
Во-первых, можно повысить налоговые
ставки. Тогда положение
Во-вторых, можно ужесточить всю систему контроля за доходами и санкции за уклонение от налогов. В принципе так устроены западные налоговые системы, с которых скопирована наша современная, и на этом пути традиционно ищут решение отечественные реформаторы налоговой системы.
Однако усиление контрольного и репрессивного аппарата требует дополнительных затрат, а ресурсов на это у государства нет. Кроме того, этот путь подтолкнет дальнейший рост криминализации экономики.
Наконец, в-третьих, предлагаемый мною путь - это путь предельного упрощения всех налоговых норм, сведения к минимуму потребности в контроле за счет изменения объекта обложения.
Для целей налогообложения я предлагаю выбирать объекты, которые:
- являются бесспорными
- нескрываемы от простого
- поддаются измерению или могут быть выражены в натуральных единицах (то есть не требуют стоимостной оценки, которая всегда субъективна и создает лишь почву для злоупотреблений и коррупции);
- имеют собственную ценность, которая,
с одной стороны, делает
Особняк, автомобиль, магазин или офис - вот предлагаемые объекты обложения новыми налогами. Все они очевидны для каждого, кто заинтересован в выявлении плательщиков налога. Хозяину “мерседеса”, безусловно, проще иметь свидетельство об уплате налога, чем предлагать взятку каждому постовому, встреченному на пути.
Добавим к списку налогов патентный сбор за право ведения определенных видов деятельности, в частности торговой и кредитно-финансовой.
Прибавим еще акцизы на водку, табак и энергию - здесь контроль нужен, но у государства высвобождается контрольный ресурс за счет сокращения неэффективных налогов на прибыль, на добавленную стоимость и других. Наконец, учтем таможенные пошлины - и получим налоговую систему, чрезвычайно простую для контроля, дающую собираемость, близкую к 100 %. Налог на прибыль, подоходный, платежи в социальные фонды и другие налоги, требующие учета доходов, должны быть отменены как не только больше ненужные, но и вредные, толкающие на сокрытие доходов. По самым скромным подсчетам, такая налоговая система может дать увеличение государственных доходов как минимум в полтора раза, то есть в бюджете появляются средства и на социальные нужды, и на программы развития экономики, и на выполнение обязательств государства. При этом тяжесть налогов в среднем снижается в полтора раза, а для промышленности - в 2-4 раза. В результате появляются мощные стимулы для инвестиций, для развития отечественного производства, для экономического роста и оздоровления финансовой системы.
Таким образом, в белорусских условиях в развитии законодательной базы рыночной экономики в последние годы достигнут определенный прогресс, однако практическое применение законов пока далеко от совершенства. Законы далеко не всегда соблюдаются как в области "вертикальных отношений" (государство - гарант функционирования социальной сферы, государство-предприниматель), так и в области "горизонтальных отношений" (между отдельными предпринимателями), которых в западной литературе называют контрактами. Основной причиной этого является слабость институтов правового государства, фактическое доминирование исполнительных органов над другими ветвями власти, отсутствие традиций и реальных условий независимости судебной власти.
Принятие в Республике Беларусь законодательства, регулирующего деятельность органов власти и управления по обоснованию макроэкономических решений, значительно укрепит институты правового государства, поможет определить пути законодательного утверждения целесообразных границ, форм и методов государственного вмешательства в экономику в условиях рыночных отношений. Комплексность в таком подходе можно обеспечить на основе принятия Кодекса законов о государственном регулировании экономики, а также ряда законодательных актов, регламентирующих процессы регулирования отдельных направлений экономической политики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Макроэкономическое равновесие –
это такое состояние экономики,
когда достигнута совокупная сбалансированность,
пропорциональность между экономическими
потоками товаров, услуг и факторов
производства и др. Основные направления
механизма регулирования
Теория общего равновесия предполагает проведение четкого разграничения между «идеальной» моделью (моделями) и фактическим состоянием равновесности экономической системы.
В переходной экономике достижение равновесности является одной из целей проводимых преобразований. Переход к рыночной системе равновесности - весьма сложный, противоречивый и длительный процесс.
Практика продемонстрировала два пути преобразования административно-командной экономики в рыночную: эволюционный (постепенное создание рыночных институтов) и радикальный («шоковая терапия»). В действительности почти все страны с переходной экономикой используют те или иные элементы как эволюционного, так и радикального пути. Опыт стран с переходной экономикой показал, что не что не столько изменение формы собственности (приватизация), сколько изменение условий (создание конкурентной среды) определяет экономический рост и эффективность управления предприятиями.
Необходимо корректировать размеры и структуру расходов и доходов, отказаться от ряда госпрограмм, не дающих отдачи. Надо перестроить экономику под структуру потребления, объективно обусловленного уровнем производительности труда и капитала. Без принятия мер по борьбе с дефицитами счетов предприятий и банков неизбежны новые волны девальвации, введение множественных курсов, административного "замораживания" цен, перераспределение средств от эффективных предприятий к неэффективным. В условиях кризиса ограниченные ресурсы надо концентрировать только на эффективных направлениях.