Модели рыночной экономики: американская, японская, шведская, немецкая модели

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 20:21, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является необходимость понять условия развития рыночного хозяйства на примере стран, экономика которых имеет отличительные черты, и исследовать принимаемые этими странами меры для дальнейшего экономического процветания.
Задачи исследования:
Выявить понятие и сущность экономических систем.
Установить следующие модели рыночной экономики: американская, японская,
шведская, немецкая.
3. Выделить основные особенности этих моделей.
4. Произвести сравнительный анализ, данных моделей.

Содержание

Введение
I. Сущность рыночной экономики
II. Модели рыночной экономики
2.1. Американская модель
2.2. Японская модель
2.3. Шведская модель
2.4. Немецкая модель
III. Сравнительный анализ экономических моделей
3.1. Роль государства в экономических моделях
3.2. Производство и бизнес
3.3. Социальная сфера и трудовые отношения
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по экономике.docx

— 100.21 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

      На какой бы ступени исторического развития ни  находилось  человеческое общество, люди, чтобы жить, должны иметь пищу, одежду, жилищные и другие материальные блага. Необходимые человеку средства существования должны быть произведены. Их изготовление совершается в процессе производства.

    Производство есть процесс воздействия человека на вещество  природы с целью создания материальных благ и услуг, необходимых для развития общества. Исторически оно прошло длительный путь развития от изготовления простейших продуктов до производства сложнейших технических систем, гибких переналаживаемых комплексов, вычислительных машин. В процессе производства не только меняется способ и вид изготовления благ и услуг, но происходит нравственное совершенствование самого человека.

Актуальность  темы состоит в том, что в любом обществе производство служит для  удовлетворения потребностей. Потребности – это нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизненности отдельного человека, социальной группы или общества в целом. Потребности выступают внутренним импульсом активной производственной деятельности. Именно они предопределяют направленность развития производства.

   К   специфической   особенности   потребностей   относится    их «необратимость»: с той или иной степенью интенсивности при любой ситуации они изменяются, как правило, в одном направлении – в сторону роста. В своей совокупности потребности безграничны. А это означает, что материальные потребности в товарах и услугах, многообразные духовные потребности полностью удовлетворить невозможно. Но человечество стремиться к максимальному удовлетворению потребностей, для чего оно должно развивать производство, используя имеющиеся ограниченные ресурсы.

Объект исследования: различные модели рыночной экономики.

Существует много государств, и все они, занимаясь внешней политикой и экономикой, должны руководствоваться какой-то определенной, сложившейся в государстве моделью рыночной экономики.

   Рыночная система функционирует в качестве механизма, посредством которого индивидуальные решения и предпочтения предаются гласности и координируются. Тот факт, что товары и услуги производятся, а ресурсы предлагаются в условиях конкуренции, означает, что существует много самостоятельно действующих покупателей и продавцов каждого продукта и ресурса. Решающим условием экономического прогресса стала свобода предпринимательской деятельности тех, кто имел капитал.  
Каков механизм решения фундаментальных задач экономического развития в рассматриваемой экономической системе? Они решаются опосредованно, через цены и рынок. Колебание цен, их более высокий или низкий уровень служат индикатором общественных потребностей. Ориентируясь на конъюнктуру рынка, уровень и динамику цен, товаропроизводитель самостоятельно решает проблему распределения всех видов ресурсов, производя те товары, которые пользуются спросом на рынке.  
Предприниматели стремятся получать все больший доход (прибыль), предельно экономно использовать естественные, трудовые и инвестиционные ресурсы и максимально широко реализовывать такой ресурс, как свои творческие и организационные (так называемые предпринимательские) способности в избранной ими сфере деятельности, что служит мощным стимулом развития и совершенствования производства, раскрывает созидательные возможности частной собственности.

   Защитники чистого капитализма утверждают, что такая экономическая система благоприятствует эффективности использования ресурсов, стабильности производства и занятости, быстрому экономическому росту. Вот почему здесь очень мала или вовсе отсутствует необходимость в правительственном планировании, в правительственном контроле и вмешательстве в экономический процесс.

   В каждом государстве экономическая политика осуществляется разными методами, где то это банковская система, где то это налогообложение, но раз есть различие в ведении политики то это различие должно быть и в модели рыночной экономики.

Целью данной курсовой работы является необходимость понять условия развития рыночного хозяйства на примере стран, экономика которых имеет отличительные черты, и исследовать принимаемые этими странами меры для дальнейшего экономического процветания.

Задачи исследования:

  1. Выявить понятие и сущность экономических систем.
  2. Установить следующие модели рыночной экономики: американская,  японская,           

шведская,  немецкая.

      3.  Выделить основные особенности этих моделей.

       4. Произвести сравнительный анализ, данных моделей.

 

 

 

 

 

 

    1. Сущность рыночной экономики.

   Современная  рыночная  экономика  представляет  собой  сложнейший  организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием – рынок.

   Самое упрощенное определение рынка - это место, где люди в качестве продавцов и покупателей находят друг друга.

   В современной неоклассической экономической литературе  наиболее часто используется определение рынка, данное французским экономистом А.Курно (1801-1877 гг.) и экономистом А.Маршаллом (1842-1924 гг.).

   Рынок - это не какая-либо конкретная рыночная площадь, на которой продаются и покупаются предметы, а в целом всякий район, где сделки покупателей и продавцов друг с другом столь свободны, что цены на одни и те же товары имеют тенденцию легко и быстро выравниваться. В  данном  определении  в качестве критерия определения рынка выступают свобода обмена и  установление цен.

   Английский экономист  У.Джевонс  (1835-1882)  в  качестве  основного критерия  определения рынка выдвигает "тесноту" взаимосвязей между продавцами и покупателями. Он считает, что рынок представляет собой всякую группу людей, вступающие в тесные деловые отношения и заключающих сделки  по поводу любого товара.

   Основной  недостаток  приведенных  определений  состоит  в   том,   что содержание рынка сводится только к сфере обмена.

   При выявлении сущности рыночных отношений нужно исходить из  того,  что понятие "рынок" имеет двойственное значение. Во-первых, в собственном смысле рынок (market) означает сбыт, который осуществляется в сфере  обмена, обращения. Во-вторых,  рынок-  это система экономических отношений между людьми, охватывающих процессы  производства, распределения, обмена и потребления. Он выступает в качестве сложного  механизма  функционирования экономики, основанного на использовании  разнообразных  форм  собственности, товарно-денежных связей и финансово-кредитной системы. Кроме  обращения как такового рыночные отношения включают:

    -  отношения, связанные с арендой предприятий и других структур экономики, когда взаимосвязь между двумя субъектами осуществляется на рыночной основе;

   -   обменные  процессы совместных предприятий  с зарубежными фирмами;

   -  процесс найма  и использования рабочей силы  через биржу труда;

   -  кредитные отношения при выдаче кредитов под определенный процент;

   - процесс функционирования рыночной инфраструктуры управления, включающей в себя товарные, фондовые, валютные биржи и другие подразделения.

   К субъектам рыночной экономики относятся продавцы и покупатели. Экономические связи обеспечивают движение продуктов от производителя  к потребителю, происходит многосторонний обмен между производителями, с одной стороны, и потребителями-с другой.

   Такие обменные процессы  обусловлены  общественным  разделением  труда, которое, с одной стороны, разъединяет производителей, разобщает их по  видам трудовой деятельности,  с  другой  –  порождает  устойчивые  функциональные взаимосвязи между ними. В результате экономическая  предпосылка  превращения простого  производителя  в  субъект  рыночных  отношений  материализуется,  и производство становится товарным.  Производители самостоятельно организуют производство и реализацию продукции,  возмещают издержки, расширяют и совершенствуют производство. Обменные процессы в  условиях  товарно-денежных отношений принимают форму рыночных отношений.

   Из ограниченности экономических ресурсов вытекает необходимость хозяйственной (экономической) деятельности, иначе говоря, трансформации и приспособления экономических ресурсов в целях удовлетворения потребностей. Экономическая (хозяйственная) деятельность – не что иное, как постоянная работа по оценке, сравнению и отбору альтернативных вариантов использования экономических ресурсов. Это происходит на всех  уровнях, в этом участвуют хозяйствующие субъекты  (участники экономического процесса).

   К хозяйствующим субъектам, или, как их чаще называют в экономической науке, экономическим агентам, принято относить всех, кто самостоятельно принимает решения,   планирует и реализует в сфере экономической (хозяйственной) деятельности практические мероприятия. К экономическим агентам относят отдельных лиц, семьи,  руководителей хозяйственных единиц (предприятий, банков, страховых обществ),  правления акционерных обществ, правительственные органы и учреждения.

   В соответствии с той ролью, которую играют экономические агенты, принято различать домашние хозяйства, предприятия (фирмы) и государство (органы государственного управления, государственные учреждения), нередко-некоммерческие организации.

   К объектам рынка относятся товары и деньги.

Товар - это продукт труда, предназначенный для обмена путем купли - продажи. Товар обладает двумя свойствами: во-первых, он удовлетворяет какую-либо человеческую  потребность, во-вторых, является вещью, способной обмениваться на другую вещь. Иначе говоря, товар обладает потребительной стоимостью и меновой стоимостью.

   Вещи становятся товарами не сами по себе, а лишь тогда, когда они выступают объектом обмена между людьми. Поэтому в товаре выражены  отношения между людьми  по поводу обмена продуктами труда. Обмен товарами может принимать разные формы, но  во всех случаях обмен-это действие, в ходе которого мы получаем или отдаем одну вещь в обмен на другую.

   Деньги же известны с далекой древности, и появились они как результат более высокого развития производительных сил и товарных отношений.

   Деньги - историческая категория, развивающаяся на каждом этапе товарного производства и наполняющаяся новым содержанием, которое усложняется с  изменением  условий производства. Переход от натурального хозяйства к товарному, а также требование соблюдения эквивалентности  обмена обусловили необходимость появления денег, без участия которых невозможен массовый  обмен   товаров,  складывающийся   на   основе производственной специализации и имущественной обособленности товаропроизводителей.

   Таким образом, сущность денег заключается в том, что это - специфический товарный  вид, с натуральной формой которого срастается общественная функция всеобщего  эквивалента. Сущность денег выражается в единстве их двух свойств: всеобщей  непосредственной обмениваемости и всеобщего рабочего времени.

   Сущность денег как экономической категории проявляется в их функциях, которые выражают внутреннее содержание денег.   

Деньги выполняют следующие  пять функций: мера стоимости, средство обращения, средство платежа, средство накопления  и сбережения и мировые деньги.

   Сущность рынка наиболее полно проявляется в его функциях. К важнейшим функциям относятся:

- функция саморегулирования товарного производства. Она проявляется в том, что при росте спроса на товар производители расширяют масштабы своего производства и повышают цены. В результате производство начинает сокращаться;

- стимулирующая функция. При понижении цен производители сокращают    производство, одновременно изыскивают возможности снижения издержек путем    внедрения новой техники, технологии, совершенствования организации труда;

- функция установления общественной значимости  произведенного продукта и затрат  труда. Однако эта функция может действовать в условиях бездефицитного производства (когда покупатель имеет выбор, отсутствия монопольного положения в производстве, наличия нескольких производителей и состязательности между ними);

- регулирующая функция. С помощью рынка устанавливаются основные микро - и    макропропорции в экономике, в производстве и обмене;

- функция демократизации хозяйственной жизни, реализации принципов      самоуправления. С помощью рыночных рычагов воздействия происходит       освобождение общественного производства от экономических нежизнеспособных его  элементов и  за счет этого осуществляется дифференциация товаропроизводителей.

   Основные принципы рыночной экономики следующие:

- свобода хозяйственной деятельности, то есть свободная рыночная конкуренция товаров, услуг и ценных бумаг без вмешательства в процесс купли-продажи государства или местных органов власти и управления. На микроуровне хозяйственная деятельность     принимает характер предпринимательской деятельности (бизнеса). Свобода  предпринимательства выражает свободное право частных фирм использовать экономические ресурсы для производства товаров по собственному выбору и продавать произведенные   товары на рынках, которые они сами выбрали по свободным ценам;

 - равноправие рыночных субъектов;

- экономическая ответственность и риск предпринимателей, то есть люди и коллективы ориентируются на собственные интересы и милы, а за негативные последствия хозяйствования сами же и отвечают. Это заставляет бдительно относиться к ресурсам, инициативной, активной, находчивой экономической деятельности;

-  экономическая конкуренция.  Конкуренция-  это процесс взаимодействия,    взаимосвязи и борьбы продуцентов и поставщиков при реализации  продукции,    соперничество между отдельными производителями или поставщиками товара  и    услуг за наиболее выгодные условия производства и сбыта;

- свободное ценообразование, то есть процесс формирования цен на товары и системы цен в целом при рыночной экономике происходит стихийно, цены складываются под воздействием спроса и предложения в условиях конкуренции, а взаимодействие спроса и   предложения определяется характером и структурой между производителями и потребителями;

Информация о работе Модели рыночной экономики: американская, японская, шведская, немецкая модели