Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 20:21, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является необходимость понять условия развития рыночного хозяйства на примере стран, экономика которых имеет отличительные черты, и исследовать принимаемые этими странами меры для дальнейшего экономического процветания.
Задачи исследования:
Выявить понятие и сущность экономических систем.
Установить следующие модели рыночной экономики: американская, японская,
шведская, немецкая.
3. Выделить основные особенности этих моделей.
4. Произвести сравнительный анализ, данных моделей.
Введение
I. Сущность рыночной экономики
II. Модели рыночной экономики
2.1. Американская модель
2.2. Японская модель
2.3. Шведская модель
2.4. Немецкая модель
III. Сравнительный анализ экономических моделей
3.1. Роль государства в экономических моделях
3.2. Производство и бизнес
3.3. Социальная сфера и трудовые отношения
Заключение
Список литературы
- ведущая роль финансовых
показателей. Денежное
- всеобщность рынка, то есть имеет место уменьшение ограничений вхождения в мировой рынок;
- открытость рынка, то есть свободное перемещение товаров и капиталов через границу;
- государственное регулирование,
- социальная защита населения. Предполагает два взаимосвязанных понятия: с одной стороны - предоставление всем гражданам равных возможностей в том, чтобы они своим трудом обеспечили себе достойную жизнь, с другой стороны - государственную поддержку нетрудоспособных и социально уязвимых членов общества.
Основной экономический аргумент в пользу рыночной системы состоит в том, что она способствует эффективному распределению ресурсов. Согласно этому тезису, конкурентная рыночная система направляет ресурсы в производство тех товаров и услуг, в которых общество больше всего нуждается.
Важным неэкономическим аргументом в пользу рыночной системы является свобода. Одна из фундаментальных проблем организации общества заключается в том, как координировать экономическую деятельность множества индивидов и предприятий. Существует два способа такой координации: один - это централизованное управление и использование мер принуждения; другой - это добровольное сотрудничество через посредство рыночной системы. Лишь рыночная система способна координировать экономическую деятельность без принуждения.
Рыночный механизм имеет как преимущества, так и недостатки. Позитивные функции рынка делают его в принципе достаточно эффективной системой. Это не означает, однако, что рыночные отношения являются абсолютно совершенными и во всем обеспечивают прогрессивное развитие общества. У рыночного хозяйства есть свои врожденные недостатки (несовершенства).
Во-первых, функционирование рыночной системы основано на стихийном действии экономических регуляторов. Это порождает неустойчивость экономики, неизбежно возникающие диспропорции устраняются не сразу. Восстановление равновесия осуществляется порой через кризисы и другие глубокие потрясения.
Во-вторых, при бесконтрольности рыночной среды неизбежно возникают монополизированные структуры, ограничивающие свободу конкуренции со всеми ее позитивными функциями, создающие неоправданные привилегии для ограниченного круга субъектов рынка.
В-третьих, стихийно действующий механизм рынка не настраивает экономику на удовлетворение многих общественных потребностей, внутренне не способствует формированию фондов, идущих на удовлетворение нужд общества, не связанных непосредственно с бизнесом. Прежде всего, это формирование социальных трансфертов (пенсии, стипендии, пособия) поддержка здравоохранения, образования, науки, искусства, культуры, спорта и многих других социально ориентированных сфер.
В-четвертых, рынок не обеспечивает стабильную занятость трудоспособного населения и гарантированный трудовой доход. Каждый вынужден самостоятельно заботиться о своем месте в обществе, что неизбежно ведет к социальному расслоению, то есть делению на богатых и бедных, усиливает социальную напряженность.
Эти черты рыночного несовершенства могут быть смягчены осуществлением разумной экономической политики. Здесь особенно важны меры государственного регулирования хозяйства путем перераспределения средств в пользу тех сфер общественной жизни, которые не могут быть обеспечены чисто рыночными источниками, а также меры социальной политики.
Модель социальной рыночной экономики означает экономическую систему, функционирующую по рыночным законам при активном участии государства в поддержании баланса между рыночной эффективностью и социальной справедливостью. Социальная рыночная экономика – это, прежде всего рыночная экономика, но государство является в ней активным участником экономического процесса.
Модель социальной рыночной экономики обладает совокупностью следующих отличительных признаков.
2. Социальная справедливость. Государственная социальная политика должна быть обращена к людям, которые не вовлечены в экономический процесс, и предотвращать чрезмерное неравенство в доходах, иных материальных и социальных показателях уровня жизни.
3. Антициклическая политика. Конкурентная и социальная политика действенна только в условиях стабильной экономики. Поэтому колебания деловой конъюнктуры, сопровождающиеся ухудшением материального положения граждан, должны быть сведены к минимуму.
4. Политика роста – создание правовых основ, инфраструктуры и стимулов для модернизации производственных мощностей и использования технологических инноваций.
5. Структурная политика – целенаправленное преодоление природных, технических и других причин, мешающих структурной (отраслевой и региональной) адаптации экономики к требованиям внутреннего и мирового рынков.
6. Принцип поддержания конкуренции. Достижение вышеперечисленных целей не должно достигаться за счет подавления или существенного ограничения конкурентных начал экономической деятельности.
7. Социальное партнерство. Текущие вопросы найма и оплаты труда решаются в двустороннем порядке между работодателями и работниками при посредничестве, в случае необходимости, государства.
США занимает особое место лидера в современной мировой экономике. Их национальное хозяйство по масштабам намного превосходит все другие страны, даже самые крупные уровень развития производительных сил, структура американской экономики, ее научно-технический потенциал, степень национальной конкурентоспособности сильно влияют на всю систему мирохозяйственных связей. Более того, американская модель экономического роста служила образцом сначала для многих развитых стран, а затем, со значительными модификациями, и для новых индустриальных государств. Сейчас развитие экономики США во многом предопределяет направление сдвигов во всем мировом хозяйстве. В основе сложившейся модели американской экономики и устойчивого положения экономической системы лежат факторы более фундаментального характера. В их числе совершенствование организационно-технологической структуры хозяйства, новая роль человека в экономике, оптимизация взаимодействия государства и рынка, усиление значения корпоративной формы собственности и другие факторы, сформировавшие современный облик экономики США к началу нового столетия.
Одной из важнейших черт современного экономического развития США, является ориентация на гибкое, диверсифицированное и мелкосерийное производство, его способность адаптироваться к быстро меняющимся потребностям американского населения. Это достигается за счет распространения, как в материальном производстве, так и в сфере услуг техники и технологии новых поколений, основанных на использовании микроэлектроники и особенно микропроцессоров. В настоящее время ведущую роль играют шесть основных типов новой производственной техники и технологии: промышленные роботы, станки с числовым программным управлением (СПЧУ), гибкие автоматизированные системы (ГАСы), включающие обрабатывающие центры и роботы, системы автоматизированного проектирования (САПР), комплексы обрабатывающих центров с САПР, а также ЭВМ всех типов, включая персональные компьютеры. Все это позволяет перейти на принципиально новый тип производства, гибко реагирующий на меняющиеся потребности и происходящие изменения в спросе. В основе указанной тенденции лежит еще одна принципиальная черта, характеризуйся состояние американской экономики — повышение уровня ее наукоемкости. Общий объем затрат на НИОКР в США превысил в 1997 г. 205,7 млрд. долл. (2,6% ВВП) рекордный за всю историю страны уровень. Более 65% всех НИОКР финансируется за счет частного сектора (по сравнению с 54% в 1987 г.). Доля же федерального правительства в финансировании науки неуклонно сокращается (30% в 1998 г.). Во многом это связано с сокращением масштабов исследований, осуществляемых в военных целях. Частная экономика является ведущим сектором хозяйства и с точки зрения реализации выделенных на научные исследования ассигнований. Так, здесь реализуется 74% всех НИОКР в стране, по сравнению с 8% — в государственных научных учреждениях и 12% - в университетах и колледжах. В 1998 г. в частных компаниях было израсходовано на НИОКР 130,6 млрд. долл. собственных средств и почти 30 млрд. долл. федеральных средств, т. о. повторюсь одной из особенностей американской модели является большая гибкость рыночного механизма, быстро ориентирующуюся на конъюнктуру рынка и ориентация на нововведения, обусловленная более широкими возможностями выгодного применения капитала.
За последние годы произошли крупные сдвиги и в отношениях собственности функционирующего капитала американской экономики. Ключевой характеристикой доминирующего частного сектора американского хозяйства является эволюция структуры собственности капитала. Так, в середине 90-х годов почти 90% всех доходов в экономике создавалось в корпоративном секторе экономики, т.е. в акционерных компаниях. По сравнению с уровнем 1970 г. корпоративный сектор вырос почти на 20 процентных пунктов. Таким образом, корпоративная частная собственность однозначно становится в США преобладающей по сравнению со всеми другими формами частной собственности (партнерства, индивидуальная частная собственность), как наиболее эффективная с точки зрения привлечения дополнительных, капиталовложений, возможностей использования новейших управленческих методов, повышения производительности труда и совершенствования трудовых отношений, т. о. следующей чертой американской модели экономики является преобладание корпоративной частной собственности.
Рассмотрим теперь следующий
момент, то какую роль играет государство.
За последние несколько
Главный социально-экономический приоритет нынешней американской администрации - развитие высшего образования. В 90-е годы был принят ряд федеральных законов и государственных программ, направленных на реализацию этой задачи. В частности, заметно (на 10% - до 3 тыс. долл.) увеличены ассигнования на гранты Пелла (субсидии на получение высшего образования, возвращаемые получателями-студентами после трудоустройства в течение 10-15 лет), расширен круг их получателей, который в настоящее время достигает 4 млн. человек. Введены различные налоговые льготы и освобождения от уплаты налогов во время учебы в университетах и колледжах.
За последние годы было
принято несколько новых
Роль государства в США чрезвычайна «велика и в других сферах социально-экономической жизни, в сфере экологии, сельского хозяйства, энергетики, во внешнеэкономических связях и многих других. Но главным, несомненно, представляется макроэкономическая регулирующая роль государства, осуществляемая как через постоянно развивающееся законодательство, так и через отработанные многолетней практикой механизмы прямого и косвенного регулирования экономических процессов денежно-кредитную политику (нормы обязательного резервирования, учетные ставки), операции е ценными бумагами, налогово-бюджетное регулирование (причем с точки зрения стимулирования экономического роста главными в последние годы отели налоговые составляющие федерального бюджета). Именно манипулирование денежной массой, учетными ставками и налогами во многом позволяет либо стимулировать деловую активность и экономический рост и уменьшить норму безработицы.
Широкомасштабное влияние государства на экономическую жизнь происходит и на региональном уровне. Речь идет, прежде всего, о мощной поддержке предпринимательства, о создание благоприятных условий для привлечения предприятий в тот или иной штат, город или графство. В США насчитывается 19 тыс. экономических комиссий при региональных и местных органах исполнительной власти, которые занимаются такого рода деятельностью. В этом же ряду - создание и функционирование так называемых предпринимательских «инкубаторов», число которых в середине 90-х годов превысило 600. Это, как правило, государственные или частно-государственные учреждения, осуществляющие многоплановую поддержку вновь создающихся компаний. Такой бизнес-инкубатор территориально объединяет новые компании под одной крышей и способствует их становлению и развитию. Из выше сказанного можно выделить следующие черты американской модели:
Информация о работе Модели рыночной экономики: американская, японская, шведская, немецкая модели