Молодежный рынок труда в РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 18:30, реферат

Краткое описание

Вступление молодёжи в рынок труда сопровождается значительными трудностями и противоречиями, вызванными, главным образом тем, что при выборе профессии молодёжь ориентируется, в основном, не на её востребованность на рынке труда, а на популярность и престижность в обществе. В этой связи, после окончания учебного заведения большинство молодёжи не трудоустраивается по полученной специальности, или не трудоустраивается вообще, что приводит к росту уровня молодёжной безработицы. В итоге средства, вложенные в получение образования этой части молодёжи, не всегда оправдываются.

Вложенные файлы: 1 файл

В наши дни причины.docx

— 46.80 Кб (Скачать файл)

Основные задачи программы: обеспечение реализации государственной  молодежной политики на городском уровне; формирование у молодежи активной жизненной  позиции, системы нравственных идеалов  и общечеловеческих ценностей; экономическое  развитие молодежи и создание условий  в сфере труда; развитие гражданственности  и казахстанского патриотизма в  молодежной сфере; формирование здорового  образа жизни, профилактика наркомании, алкоголизма среди молодежи; профилактика правонарушений и преступлений в  молодежной среде; информационное обеспечение молодежной политики; развитие и поддержка молодых талантов; участие молодежных неправительственных организаций в принятии решений на городском уровне по реализации государственной молодежной политики.

Реализация программы  позволит:

1) Систематизировать и  скоординировать деятельность государственных  учреждений, молодежных и общественных  объединений, неправительственных  организаций работающих в сфере  молодежной политики;

2) Создать условия для  социально-экономической самореализации  молодежи, её устойчивого стремления  к здоровому образу жизни, активной  жизненной позиции, профилактике правонарушений, преступлений, наркомании и алкоголизма в молодежной среде;

3) Повысить общую правовую  культуру среди молодежи, воспитать  у молодого поколения уважения  к законам;

4) Обеспечить занятость  молодежи;

5) Реализовать молодежные  социальные проекты.

Данная программа направлена на обеспечение государственной  поддержки молодежи, а также создание и укрепление правовых, экономических  и организационных условий становления  и социальной самореализации молодежи.

Молодежь является одним  из наиболее общественно активных слоев  населения и стратегическим ресурсом государства. Интересы государства  в сфере молодежной политики обусловлены  необходимостью формирования интеллектуальной и духовно-нравственной личности, способной  обеспечить будущее развитие страны. Сложность общественных преобразований в условиях независимости повлияла на все стороны жизни молодого поколения. Изменились содержание и  способы разрешения традиционных молодежных проблем, которые в новых исторических условиях должны рассматриваться на принципиально новой основе.

Основными проблемами молодежи города являются:

1) Проблема занятости  и трудоустройства после окончания  учебных заведений, а также  в учебное и каникулярное время;

2) Низкая социальная защищенность  отдельных категорий молодежи (инвалиды, сироты, студенты);

3) Молодежь, как развивающаяся  социально-демографическая группа, находясь в репродуктивном возрасте, одновременно является наименее  обеспеченной жильем;

4) Отсутствие у молодежи  устойчивой ориентации на общечеловеческие  ценности;

5) Проблема роста преступности  и правонарушений среди молодежи  и несовершеннолетних. Низкий уровень  правового сознания молодежи;

6) Подверженность наркомании  и алкоголизму.

В качестве основных положительных  результатов, ожидаемых от реализации Программы, следует отметить, прежде всего, создание условий в области  формирования системы социально-экономического развития молодежи. Создание условий  по решению этой проблемы послужит смягчению и решению широкого спектра современных проблем, касающихся молодежи, будет способствовать становлению  молодых граждан в системе  сложившихся экономических, общественных и социальных отношений, станет действенным  инструментом проведения государственной  молодежной политики в Республике Казахстан [7].

Проблема трудоустройства  молодежи, особенно выпускников высших и средних учебных заведений, стоит остро, и даже в благополучном  Усть-Каменогорске положение молодежи на рынке труда весьма неустойчиво.

Главное препятствие в  решении вопроса - нарушение традиционных связей учебных заведений с работодателями. Невостребованность полученных молодыми людьми профессий (специальностей), отсутствие опыта работы, психологическая неготовность к самостоятельным действиям, отсутствие умения презентовать себя на рынке труда зачастую превращает поиск работы в серьезную проблему.

Следует обратить внимание на соотношение спроса и предложения  молодых специалистов на рынке труда  города и области. Программа обучения будущих специалистов идет в разрез с потребностями в кадрах современного рынка труда.

Ежегодно разрабатывается  Программа занятости населения, в рамках которой успешно реализуется  ряд целевых программ: оплачиваемые общественные работы, профессиональное обучение и переобучение, социальные рабочие места, Молодежная практика.

Отдел занятости, совместно  с крупными промышленными предприятиями, проводит работу по трудоустройству  молодых специалистов-выпускников  высших учебных заведений. В 2004-2005 г.г. только на АО «УМЗ» трудоустроено 39 человек, 28 чел. трудоустроено на АО «ТМК», 14 чел. на АО «Казцинк», 11 чел. в ЗАО «Бипек-Авто» (выпускники ВКТУ), 8 чел. - в ПКФ «Титан», в основном, это инженеры-металлурги, инженеры-электрики, инженеры-механики

Главной причиной низкой востребованности молодежи на рынке труда является их слабая профессиональная мобильность  и отсутствие стажа работы. Поэтому  в городе в 2002 году впервые в Республике внедрена и успешно реализуется  организация временной занятости  безработной молодежи, именуемой  Молодежная практика, дающая возможность  приобретения первоначального практического  опыта и повышения конкурентоспособности  на рынке труда.

Наиболее востребованы инженеры-экологи, инженеры-строители, водоснабжения, водоотведения, юристы, техники-электрики, техники-механики. Сложно направить на практику экономистов, бухгалтеров, социальных работников, учителей, таможенников, юристов.

За период с 2004 по апрель 2005 года 47 выпускников вузов в  период поиска работы приняли участие  во временных оплачиваемых общественных работах, что также позволило  им обрести профессиональные навыки, навыки работы в коллективе, умение работать с людьми.

При переходе к интенсивной  экономике упор делается на повышение  эффективности рабочей силы и  капитала, а также внедрения интенсивных  технологий и производств. Интенсивная  экономика требует наличия профессиональных и высококвалифицированных трудовых ресурсов.

Реалии сегодняшнего дня  требуют создания механизма мониторинга, прогнозирования и регулирования  потребности отечественного рынка  труда на ближайшие годы с активным участием заинтересованных сторон в  лице исполнительной власти, учреждений образования, профсоюзов и работодателей, что поможет осуществить планомерную  политику в области подготовки и  трудоустройства рабочих кадров [8].

Согласно Закону Республики Казахстан «О занятости населения», молодежь является одной из целевых  групп, имеющих определенные преимущества при оказании мер социальной защиты от безработицы.

Молодежь, выходящая на рынок  труда, нуждается в особой поддержке  со стороны службы занятости. Ее положение  на рынке труда, как и других групп  населения, в конечном счете, определяется соотношением спроса и предложения  рабочей силы на рынке труда, а  также ее конкурентоспособностью. Основная причина низкой востребованности и  недостаточной конкурентоспособности  выпускников учебных заведений  является их слабая профессиональная мобильность, отсутствие практических навыков ведения переговоров  с работодателями, недостаточное  количество вакансий по специальности, низкая психологическая готовность к самостоятельной трудовой деятельности.

Отделом занятости и социальных программ города Усть-Каменогорска проведена  большая работа по содействию в трудоустройстве  молодежи на рынке труда города.

Программы «Социальные рабочие  места», «Молодежная практика» дают возможность выпускникам различных  учебных заведений за счет бюджетных  средств получить навыки, опыт работы, возможность трудоустроиться.

Особое внимание уделяется  трудоустройству школьников и студентов  в летний период. С мая 2006 года ведется  совместная работа с учебными заведениями  города и Ассоциацией строителей Восточного Казахстана по программе  «Студенческие строительные отряды». За период с начала 2006 года в отдел  занятости и социальных программ обратилось 305 человек, трудоустроено 124 студента. На сегодняшний день занято на строительных объектах города через областной и городской штабы студенческих строительных отрядов 257 студентов. Постоянно осуществляется обмен информацией по трудоустройству студентов и о наличии вакансий для учащейся молодежи. Данная категория молодежи трудоустраивается подсобными рабочими, барменами, официантами, кухонными работниками, мойщиками посуды, продавцами в сферу торговли и обслуживания.

В осенне-зимний период студенты, желающие работать в ССО должны получить профессии в ПШ, ПЛ города на краткосрочных курсах подготовки. Предлагается высшим, средним профессиональным учебным заведениям организовать обучение необходимым специальностям за счет средств учебных заведений. Через службу занятости обучение студентов невозможно, так как студенты очной формы обучения, согласно Закону «О занятости населения», относятся к занятому населению. Практика обучения студентов по приобретению профильных профессий имеется в ВКГТУ [9].

В данном исследовании мы рассмотрели  проблему положения современной  молодежи города Усть-Каменогорска в  сфере труда и занятости. И  выяснили, что, несмотря на стремление студентов найти работу, уровень  безработицы достаточно высок (8,6%). Это связано с тем, что многие люди с высшим образованием не имеют  достаточного уровня знаний даже для  того, чтобы пройти собеседование  и устроиться без опыта работы на высокооплачиваемую должность. Многое зависит и от самого выпускника: насколько активно он ищет работу, насколько высок уровень его  знаний и практических навыков, полученных в процессе обучения. Таким образом, на рынке труда существует конкуренция квалифицированных безработных при их трудоустройстве, особенно на высокооплачиваемую работу. Анкетирование показало, что 50% опрошенных попадало в такую ситуацию, когда вместо опрашиваемого на работу принимали более опытного человека. Помимо этого, мы выяснили, что у большинства молодежи при трудоустройстве возникает множество проблем, связанных со сбором и оформлением документов. 68% опрошенных постоянно сталкиваются с трудностями при оформлении документов: справки с места жительства, СИК, РНН, удостоверения личности, справки о семейном положении и т.д. При устройстве на работу по специальности предъявляются очень высокие требования: квалификация, стаж работы, знание своего дела и умение владеть информацией, финансовое положение и т.п. Вследствие этого, большинство молодежи устраивается на работу не по своей специальности. Кроме этого, среди молодежи существует ложное мнение о том, что, закончив университет и получив высшее образование, каждый из выпускников устроится на хорошую, высоко оплачиваемую работу. Однако это утверждение обманчиво: в Казахстане огромное количество вузов и очень мало колледжей – учреждений, которые готовят инженеров, механиков, сварщиков, слесарей, т.е. среднетехнические специальности. Таким образом, окончив университет, не каждый выпускник может устроиться на работу по специальности, ему часто приходится обращаться к помощи знакомых или в центр занятости.

Возникают проблемы, связанные  с несовершеннолетними подростками, устраивающимися на работу: часто  не заключаются трудовые договоры, и это прямым образом влияет на заработную плату, которую им выплачивают, а также на условия работы и  продолжительность рабочего дня.

Проведя опрос с помощью  вопросника, можно сказать, что молодежь города Усть-Каменогорска работает в  летнее время и, если не работает, то ищет работу. Также по результатам  опроса можно судить о том, какую  работу предпочитает молодежь: сфера  обслуживания, переводы, работа с детьми, работа в офисе. Большинство опрошенных предпочитают пассивную работу, но с хорошим заработком, так же многие считают, что квалификация необходима при устройстве на работу, т.к. возникают некоторые трудности по этому поводу. Некоторые ответившие утверждают, что главные качества, необходимые при устройстве на работу – это: ответственность, пунктуальность, добросовестность, коммуникабельность, активность. Мы выяснили, что основными требованиями при устройстве являются стаж и опыт работы.

Вопрос об эффективности  государственной молодежной политики остается актуальным. Государству пока слабо удается мобилизовать молодежную инициативу в общественных интересах. В решении вопросов молодежной политики необходимо добиться также более  четкого разграничения полномочий и ответственности окружных органов  и органов местного самоуправления. Программы должны предусматривать  более тесную увязку основных элементов  государственной молодежной политики с основными механизмами реформирования казахстанской экономики и социальной сферы, в целом.

Изучив проблемную ситуацию, мы выработали несколько рекомендаций, которые по-нашему мнению будут способствовать улучшению положения молодежи на рынке труда:

- создание малых производств,  способных более полно занять  молодежный труд;

- организация квотирования  рабочих мест через законодательные  акты, закрепляющие требования к  работодателю по приему на  работу молодежи, а также систему  льгот для него;

- создание более эффективных  и устойчивых механизмов организации  временной занятости подростков;

- необходимо вновь проработать  практику бюджетных выплат на  цели государственной молодежной  политики;

- компенсаторные действия  должны быть строго ограничены  четко выделенными категориями  нуждающихся в помощи молодых  людей и точно очерченным кругом  задач. 

- основные усилия должны  быть направлены на конкретное  воплощение инвестиций в молодежь. Эта установка предполагает иной  подход к расчетам финансовых  средств на цели поддержки  молодежных и детских объединений.  Смысл его - в прогнозировании  позитивных (в том числе, и финансовых) последствий от таких социальных  вложений как в обозримой, так и особенно в отдаленной перспективе (мировой опыт показывает, что вполне замысел государственной молодежной политики реализуется примерно через 30-40 лет после начала осуществления первых мероприятий).

Информация о работе Молодежный рынок труда в РК