Монетарная политика США

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 23:49, курсовая работа

Краткое описание

Главной целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении объема производства, характеризующегося полной занятостью, отсутствием инфляции и ростом. Цель работы – исследовать понятие кредитно-денежной политики, ее цели виды и инструменты и рассмотреть их использование на примере последнего глобального экономического кризиса в России и США.

Содержание

Введение.…………………………………………………………….……….……3
1. Монетарная политика: ее цели, виды и инструменты …………...…….....…5
2. Использование инструментов монетарной политики на примере последнего глобального кризиса в России и США…………………………………..….15
Заключение……………………………………………………………...………..30
Список литературы…………………………………………………………....…34

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 73.40 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление

Введение.…………………………………………………………….……….……3

1. Монетарная политика: ее цели, виды и инструменты …………...…….....…5

2. Использование инструментов монетарной политики на примере последнего глобального кризиса в России и США…………………………………..….15

Заключение……………………………………………………………...………..30

Список литературы…………………………………………………………....…34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Денежно-кредитная (монетарная) политика государства – это демократичный инструмент воздействия на смешанную экономику, не нарушающий суверенитета большинства субъектов системы бизнеса. Денежно-кредитная политика должна обеспечивать стабильность цен, полную занятость и экономический рост - таковы ее основные цели.

Денежно-кредитная политика приводит к изменению значений основных макроэкономических параметров: ВНП, инфляции, уровня безработицы. Это происходит потому, что посредством монетарных методов можно изменить предложение  денег в экономической системе. Механизм воздействия денежно-кредитной политики на основные переменные народнохозяйственного комплекса, а также результат корреляции между приращением денежной массы и состоянием экономики по-разному расценивается в кейнсианской и монетаристской теориях, используемых для принятия денежными властями практических решений.

В качестве проводника денежно-кредитной  политики выступает Центральный эмиссионный банк государства. Влияя на основной объект монетарной политики - денежную массу, центральный финансовый орган играет одну из ведущих ролей в государственном регулировании рыночной экономики.

Наделенный государством эмиссионным правом, Центральный  банк реализует политику стабилизации экономики, достижения товарно-денежной сбалансированности.

Кредитно-денежная политика на макроуровне - это совокупность мер, проводимых Центральным банком в  области денежного обращения  и кредитных отношений для придания макроэкономическим процессам нужного государству направления развития.

Механизм регулирования  включает методы, инструменты регулирования  наличных и безналичных банковских операций и конкретные формы контроля над динамикой денежной массы, банковских процентных ставок, банковской ликвидностью.

Главной целью денежно-кредитной  политики является помощь экономике в достижении объема производства, характеризующегося полной занятостью, отсутствием инфляции и ростом. Цель работы – исследовать понятие кредитно-денежной политики, ее цели виды и инструменты и рассмотреть их использование на примере последнего глобального экономического кризиса в России и США.

 

1 Монетарная политика: ее цели, виды и инструменты

Денежно-кредитное регулирование — это совокупность конкретных мероприятий центрального банка, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов.

Цели монетарной политики делятся  на три группы: стратегические, промежуточные  и тактические. Стратегические цели определены как ключевые в общеэкономической политике государства. Ими могут быть: рост производства, рост занятости, стабилизация цен, сбалансирование платежного баланса. Государство в целом имеет в своем распоряжении широкий спектр регулятивных инструментов для решения таких задач.  
Однако с помощью мер только монетарной политики одновременно достичь всех указанных целей невозможно из-за ограниченности и специфики ее инструментария. Поэтому в рамках монетарной политики указанные стратегические цели оказываются несовместимыми. В частности, стабилизация цен требует применения монетарных мер, которые приводят к ухудшению конъюнктуры, спада производства и занятости. И, наоборот, для роста производства необходимо предпринимать меры, которые обеспечат оживление конъюнктуры и могут вызвать рост цен.

Различают стимулирующую и сдерживающую монетарную политику. Стимулирующая монетарная политика проводится в период спада и имеет целью стимулирование роста деловой активности в целях борьбы с безработицей. Сдерживающая монетарная политика проводится в период бума и направлена на снижение деловой активности в целях борьбы с инфляцией.

Стимулирующая монетарная политика заключается  в проведении центральным банком мер по увеличению предложения денег. Ее инструментами являются:

1) снижение нормы резервных требований;

2) снижение учетной ставки процента;

3) покупка центральным банком  государственных ценных бумаг.

Сдерживающая (ограничительная) монетарная политика состоит в использовании центральным банком мер по уменьшению предложения денег. К ним относятся:

1) повышение нормы резервных  требований;

2) повышение учетной ставки процента;

3) продажа центральным банком  государственных ценных бумаг.

К инструментам монетарной политики, дающим возможность центральному банку контролировать величину денежной массы, относятся:

изменение нормы обязательных резервов;

изменение учетной ставки процента (ставки рефинансирования);

операции на открытом рынке.

Первым инструментом монетарной политики является изменение нормы обязательных резервов (или нормы резервных требований). Обязательные резервы представляют собой часть депозитов коммерческих банков, которую они должны хранить либо в виде беспроцентных вкладов в центральном банке (если в стране резервная банковская система), либо в виде наличности. Величина обязательных резервов определяется в соответствии с нормой обязательных резервов, которая устанавливается как процент от общей суммы депозитов и может быть рассчитана по формуле:

Rобяз. = D х rr,

где: R обяз. – сумма обязательных резервов;

D – общая сумма депозитов;

rr – норма обязательных резервов (в процентах).

Для каждого вида депозитов (до востребования, сберегательные, срочные) устанавливается своя норма обязательных резервов, причем, чем выше степень ликвидности депозита, тем выше эта норма, например, для депозитов до востребования норма обязательных резервов более высокая, чем для срочных.

Если центральный банк повышает норму обязательных резервов, то предложение  денег сокращается по двум причинам:

Во-первых, сокращаются кредитные  возможности коммерческого банка, т.е. сумма, которую он может выдать в кредит. Как известно, кредитные возможности представляют собой разницу между суммой депозитов и величиной обязательных резервов банка. При росте нормы обязательных резервов сумма обязательных резервов, которую коммерческий банк не имеет права использовать на цели кредитования (как кредитные ресурсы), увеличивается, а его кредитные возможности, соответственно, сокращается. Например, если общая сумма депозитов в коммерческом банке увеличивается на 1000 долл., то при норме обязательных резервов, равной 10%, его кредитные возможности составят

ΔК= ΔD – ΔRобяз = ΔD – (ΔD х rr) = 1000 – 1000 х 0.1 = 900,

а при  норме обязательных резервов, равной 20%

ΔК= 1000 – 1000 х 0.2 = 800.

Во-вторых, норма обязательных резервов определяет величину банковского (депозитного) мультипликатора (mult = 1/rr, где rr – норма обязательных резервов). Рост нормы обязательных резервов с 10% до 20% сокращает величину банковского мультипликатора с 10 (1/0.1) до 5 (1/0.2). Таким образом, изменение нормы обязательных резервов оказывает влияние на денежную массу по двум каналам: 1) через изменение кредитных возможностей коммерческих банков, 2) через изменение величины банковского мультипликатора.

Изменение величины кредитных возможностей (т.е. резервов) коммерческих банков ведет к изменению величины денежной базы (денежная база (Н) = наличность (С) + резервы (R)), а изменение величины банковского мультипликатора (1/rr) обусловливает изменение денежного мультипликатора [(1 + сr)/(cr + rr)].

В результате даже незначительные изменения  нормы обязательных резервов могут привести к существенным и непредсказуемым изменениям денежной массы. Так, при норме обязательных резервов, равной 10%, изменение предложения денег банковской системой ΔМ1 = ΔК1 х mult1 = 900 х 10 = 9000, а при норме обязательных резервов, равной 20%, изменение предложения денег ΔМ2 = ΔК2 х mult2 = 800 х 5 = 4000. Кроме того, стабильность нормы резервных требований служит основой для спокойного ведения дел коммерческими банками. Поэтому этот инструмент не используется для целей текущего контроля над предложением денег. Изменение нормы обязательных резервов происходит лишь в случаях, когда Центральный банк намерен добиться значительного расширения или сжатия денежной массы (последний раз этот инструмент в США использовался в период кризиса 1974-1975 гг.).

Вторым инструментом монетарной политики выступает регулирование учетной  ставки процента (ставки рефинансирования). Учетная ставка процента – это ставка процента, по которой центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам. Коммерческие банки прибегают к займам у центрального банка, если они неожиданно сталкиваются с необходимостью срочного пополнения резервов или для выхода из сложного финансового положения. В последнем случае центральный банк выступает в качестве кредитора последней инстанции.

Денежные средства, полученные в  ссуду у центрального банка (через  «дисконтное окно») по учетной ставке, представляют собой дополнительные резервы коммерческих банков, основу для мультипликативного увеличения денежной массы.

Поэтому, изменяя учетную ставку, центральный банк может воздействовать на предложение денег. Коммерческие банки рассматривают учетную ставку как издержки, связанные с приобретением резервов. Чем выше учетная ставка, тем меньше величина заимствований у центрального банка и тем меньший объем кредитов предоставляют коммерческие банки. А чем меньше кредитные возможности банков, тем меньше денежная масса. Если же учетная ставка процента снижается, то это побуждает коммерческие банки брать кредиты у центрального банка для увеличения своих резервов. Их кредитные возможности расширяются, увеличивая денежную базу, начинается процесс мультипликативного увеличения денежной массы (на уровне банков ΔM = multбанкх ΔК или на уровне экономики ΔM = multденx ΔH).

Следует отметить, что в отличие  от воздействия на предложение денег  изменения нормы обязательных резервов, изменение учетной ставки процента влияет только на величину кредитных возможностей коммерческих банков и соответственно денежной базы, не изменяя величину банковского (и поэтому денежного) мультипликатора.

Изменение учетной ставки также  не является самым гибким и оперативным инструментом монетарной политики. Это связано, прежде всего, с тем, что объем кредитов, получаемых путем займа у центрального банка, невелик и не превышает 2-3% общей величины банковских резервов. Дело в том, что центральный банк не позволяет коммерческим банкам злоупотреблять возможностью получения у него кредитов. Он предоставляет средства только в том случае, если, по оценкам экспертов, банк действительно нуждается в помощи, а причины его финансовых затруднений являются объективными.

Поэтому изменение учетной ставки скорее рассматривается как информационный сигнал о намечаемом направлении политики центрального банка. Объявление о повышении учетной ставки информирует о его намерении проводить сдерживающую монетарную политику, как правило, для борьбы с инфляцией. Дело в том, что учетная ставка является своеобразным ориентиром для установления межбанковской ставки процента (т.е. ставки процента, по которой коммерческие банки предоставляют кредиты друг другу) и ставки процента, по которой коммерческие банки выдают кредиты небанковскому сектору экономики (домохозяйствам и фирмам). Если центральный банк объявляет о возможном повышении учетной ставки процента, экономика реагирует очень быстро, деньги (кредиты) становятся «дорогими», и денежная масса сокращается.

Наиболее важным и оперативным  средством контроля за денежной массой выступают операции на открытом рынке. Операции на открытом рынке представляют собой покупку и продажу центральным  банком государственных ценных бумаг на вторичных рынках ценных бумаг. (Деятельность центрального банка на первичных рынках ценных бумаг, как правило, запрещена законом.) Объектом операций на открытом рынке служат преимущественно: краткосрочные государственные облигации и казначейские векселя.

Отличие государственных облигаций  от векселей Казначейства состоит в  том, что облигации приносят доход  в виде процента, а доход по казначейским векселям представляет собой разницу между ценой, по которой Центральный банк продает ценные бумаги, обязуясь выкупить их через некоторый срок, и более высокой, определяемой в момент продажи, ценой обратного выкупа.

Государственные ценные бумаги покупаются и продаются коммерческим банкам и населению. Покупка центральным банком государственных облигаций и в первом, и во втором случае увеличивает резервы коммерческих банков. Если ЦБ покупает ценные бумаги у коммерческого банка, он увеличивает сумму резервов на его счете в центральном банке. Тем самым, общий объем резервных депозитов банковской системы возрастает, что увеличивает кредитные возможности банков и ведет к депозитному (мультипликативному) расширению. Таким образом, как и изменение учетной ставки процента, операции на открытом рынке влияют на изменение предложения денег, лишь воздействуя на величину кредитных возможностей коммерческих банков и соответственно денежную базу. (Изменение величины банковского, а поэтому и величины денежного мультипликатора не происходит).

Информация о работе Монетарная политика США