Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 18:41, курсовая работа
Цель моей работы – как можно более подробно изложить сущность и формы такого явления, как монополизация, особенности её проявления в плановой и рыночной экономике, определить степень монополизации экономики в России, обусловленной переходом от плановой системы к рыночной.
Объектом исследования , в данном случае, будет выступать сам процесс монополизации экономики. Основные задачи это: 1.Выявить сущность процесса монополизации; 2.Выявить причины монополизации плановой экономики; 3.Выявить причины монополизации рыночной экономики; 4.Провести сравнительный анализ плановой и рыночной экономики.
Введение……………………………………………………………….……..3
1 Монополизация современной экономики…………………………..……4
1.1 Сущность монополизации………………………………………………4
1.2 Формы существования монополий……………………………….…….6
1.3 Социально-экономические последствия монополизации экономики..9
2 Плановая и рыночная системы……………………………………….….12
2.1 Плановая система………………………………………………………12
2.2 Рыночная система………………………………………………………15
2.3 Сравнительный анализ экономических систем……………………....18
3 Монополизация российской экономики: проблемы и пути решения...22
3.1 История монополизации экономики в России……………………….22
3.2 Проблемы и пути решения…………………………………………….24
Заключение…………………………………………………………………28
Список литературы……………………………………………………..….30
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Горно-Алтайский ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Экономический факультет
Кафедра экономической теории и национальной экономики
По курсу «Макроэкономика»
МОНОПОЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ: ПЛАНОВАЯ И РЫНОЧНАЯ СИСТЕМЫ
Выполнил:
студент 1 курса 811 группы
Табакаев Иван Сергеевич
Научный руководитель:
доцент Л. С. Туюнчекова
Работа защищена:
«____»_______________20__г.
Оценка____________________
__________________________
(подпись руководителя)
Горно-Алтайск 2012
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
1 Монополизация современной экономики…………………………..……4
1.1 Сущность
монополизации……………………………………………
1.2 Формы существования монополий……………………………….…….6
1.3 Социально-экономические последствия монополизации экономики..9
2 Плановая и рыночная системы……………………………………….….12
2.1 Плановая система………………………………………………………12
2.2 Рыночная система………………………………………………………15
2.3 Сравнительный анализ экономических систем……………………....18
3 Монополизация российской экономики: проблемы и пути решения...22
3.1 История монополизации экономики в России……………………….22
3.2 Проблемы
и пути решения…………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Монополизация рынков, безусловно, была и остаётся одной из главных, но вместе с тем и самых неоднозначных проблем российской экономики на современном этапе. Опыт развитых западных стран показывает, что злоупотребление монопольной властью несёт в себе очень серьёзную опасность для рынка. И действительно, предпосылки и благоприятные условия для возникновения различных форм несовершенной конкуренции возникли ещё в период советской плановой экономики. Строго говоря, монополии были неотъемлемой частью той системы, её характерной чертой, поэтому государство не только не препятствовало, а только способствовало их появлению. Но переход к рыночной экономике, создание и развитие рыночных отношений в нашей стране, и дальнейшее её включение в систему мирового разделения труда требуют создания антимонопольного законодательства и контроля за его выполнением.
Цель моей работы – как можно более подробно изложить сущность и формы такого явления, как монополизация, особенности её проявления в плановой и рыночной экономике, определить степень монополизации экономики в России, обусловленной переходом от плановой системы к рыночной.
Объектом исследования , в данном случае, будет выступать сам процесс монополизации экономики. Основные задачи это:
1.Выявить сущность процесса монополизации;
2.Выявить причины монополизации плановой экономики;
3.Выявить причины монополизации рыночной экономики;
4.Провести сравнительный
анализ плановой
и рыночной экономики.
1. МОНОПОЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ
1.1. Сущность монополизации
В узком
смысле под термином «монополия»
подразумевается такая рыночная
ситуация, при которой одна фирма
производит уникальный товар, не имеющий
близких заменителей, что даёт ей
возможность полностью
Это состояние рынка является антиподом совершенной конкуренции. Однако впоследствии под этим термином стали подразумевать ситуацию, когда небольшое количество производителей контролирует большую часть рынка той или иной продукции, и поэтому имеет возможность оказывать некоторое влияние на цену товара.
Отдельные
формы и признаки проявления монополизма
отмечаются даже в тех экономических
системах, где монополии не занимают
господствующего положения. Несмотря
на то, что рынок и отдельные
признаки монополизма в ряде стран
существовали в течение нескольких
тысячелетий (с IV тысячелетия до н. э.
до последней трети XIX в.), монополистические
тенденции в экономике
Возникает вопрос: какие же причины обусловили возникновение монополий? Эти причины связаны, прежде всего, с изменениями в технологическом способе производства. Предпосылкой таких изменений была промышленная революция конца XVIII — начала XIX в., возникновение новых отраслей промышленности и быстрое развитие производства во многих из них, прежде всего, в легкой промышленности вследствие появления важных технических изобретений. Изменения в технологическом способе производства привели к концентрации производства, наряду с которой интенсивно развивался процесс концентрации капитала.
Каждый
из этих процессов развивается по
своим законам. Так, концентрация производства
выражает внутренне необходимые, устойчивые
и существенные связи между развитием
производительных сил и процессом
концентрации, вследствие действия которых
происходит растущее сосредоточение факторов
производства (вещественных и личных)
на крупных предприятиях. Действие
этого закона с различной степенью
интенсивности проявляется на всех
этапах развития капитализма, движущая
сила которого — конкурентная борьба.
Чтобы выжить в этой борьбе, получить
большую прибыль, предприниматели
вынуждены внедрять новую технику,
расширять масштабы производства. При
этом из массы мелких и средних
предприятий постепенно выделяется
несколько наиболее крупных. Рано или
поздно конкуренты оказываются перед
альтернативой: или дальше продолжать
между собой изнурительную
Монополии возникают не только вследствие концентрации производства и капитала, но и на основе их централизации. Централизация производства — это увеличение масштабов производства продукции в результате объединения нескольких отдельных предприятий в одно с установлением единого управления. Централизация капитала — это увеличение размеров капитала вследствие объединения или слияния ранее самостоятельных капиталов. Типичный пример такого объединения — акционерные компании. Сегодня в развитых странах мира практически все крупные, подавляющее большинство средних и даже часть мелких предприятий существуют в форме акционерных.
1.2. Формы существования монополий
Не
следует отождествлять с
Первой монополизируется сфера обращения. На этой основе возникают простейшие формы монополистических объединений — картели и синдикаты.2
Картель — это объединение нескольких предприятий одной отрасли производства, участники которого сохраняют собственность на средства производства и изготовленный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, но договариваются о доле каждого в общем объеме производства, цене, рынках сбыта. В современных условиях картели существуют в форме патентных пулов, лицензионных договоров, консорциумов по осуществлению научно исследовательских разработок и т. д.
Синдикат — это объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности, участники которого сохраняют собственность на средства производства, но утрачивают коммерческую самостоятельность. В синдикатах сбыт товаров производит общая сбытовая контора. В современных условиях синдикаты существуют преимущественно в сфере торговли, а отдельные — и в сфере производства. Так, алмазный синдикат контролирует мировой рынок необработанных алмазов. Более сложные формы монополистических объединений появляются, когда процесс монополизации распространяется и на сферу непосредственного производства. Возникает необходимость объединения в пределах одной корпорации последовательных, взаимосвязанных производств нескольких отраслей промышленности, то есть вертикальной интеграции, или комбинирования. Так образуются тресты.
Трест — это объединения ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности, участники которого объединяют производство, сбыт, финансы, управление. На сумму вложенного капитала владельцы отдельных предприятий получают акции треста, которые дают им право принимать участие в управлении и присваивать соответствующую часть прибыли. С помощью механизма межотраслевой конкуренции и перелива капиталов вертикальная интеграция перерастает в диверсификацию — проникновение капитала той или иной монополии в отрасли, которые непосредственно не связаны с основной сферой ее деятельности. На основе диверсификации возникает такая наиболее распространенная в современных условиях форма монополистических объединений, как многоотраслевой концерн — объединение десятков и даже сотен предприятий различных отраслей промышленности, транспорта, торговли, участники которого теряют собственность на средства производства и изготовленный продукт, а главная фирма осуществляет контроль за другими участниками объединения. Подавляющее большинство наиболее могущественных монополий США существуют в форме многоотраслевых концернов. Только 5 % этих гигантских корпораций выпускают однопрофильную продукцию, в состав подавляющего большинства из них входят предприятия 11 отраслей, а в наиболее могущественных монополиях — предприятия 30-50 отраслей. Экономическая мощь концернов, как и других форм монополистических объединений, растет вследствие мультипликативного эффекта.
В 60-е гг. в США и некоторых других странах начали образовываться конгломераты (монополистические объединения) вследствие поглощения прибыльных разноотраслевых предприятий, не имевшие производственной и технической общности.3 Так, самая крупная американская телефонная монополия «АТТ» скупила гостиницы, автопрокатные станции и др. Создание конгломератов, вызванное желанием присвоить прибыли рентабельных компаний, было обусловлено также стремлением избежать резких колебаний конъюнктуры рынка во время кризисов. Кроме того, в случае поглощения новых фирм конгломерат получает соответствующие рынки сбыта, торговую марку и др.
Однако, существуют отрасли, в которых сильно монополизированная структура, а зачастую и абсолютная монополия, является экономически обоснованной. Такой вид рыночной структуры называется естественной монополией. В силу эффекта возрастающей отдачи от масштаба величина издержек на единицу продукции сокращается, в результате чего отрасль функционирует гораздо более эффективно, чем это было бы возможно на конкурентной основе. Кроме того, в некоторых отраслях (наукоёмкое машиностроение, коммунальные услуги, железнодорожные перевозки, метрополитен и т.п.) наличие какой-либо конкуренции вообще невозможно, что объясняется исключительностью материально-технической базы, крайне высокой стоимостью и эксклюзивным обладанием определённых субъектов необходимыми для производства ресурсами. Существуют также и государственные монополии. Государственная монополия - монополия, созданная в соответствии с законодательством, определяющим товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии, формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа.
1.3. Социально-экономические последствия монополизации экономики
Вообще говоря, довольно сложно говорить о какой-либо пользе, приносимой монополиями обществу. Выделяют 5 основных аргументов против монополий:
Неэффективность распределения ресурсов. Монополисты и представители олигополий считают возможным и выгодным ограничивать выпуск продукции и назначать более высокие цены по сравнению с теми, которые существовали бы в данной отрасли на конкурентных началах.4
Непрогрессивность. Критики считают, что предпринимательская монополия не только не является необходимым фактором экономии, обусловленной масштабами производства, но и не способствует научно-техническому прогрессу. Эмпирические исследования говорят о том, что в огромном большинстве обрабатывающих отраслей для достижения экономии, связанной с масштабами производства, вовсе не требуется немногочисленность действующих там фирм. В большинстве отраслей фирмам нужно охватить только небольшую долю, во многих случаях меньше 2-3%, всего объёма рынка, чтобы добиться производства с низкими издержками: монополия не составляет необходимую предпосылку производственной эффективности. Более того, базой для повышения технологической эффективности является не фирма, а предприятие. Другими словами, многие существующие монополии достигли намного большего размера и имеют более разветвлённую структуру, чем необходимо для достижения эффекта масштаба.
Информация о работе Монополизация экономики: плановая и рыночная системы