Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 22:23, курсовая работа
Предметом исследования является монопольная власть, её показатели, источники, а также экономические последствия.
Цель работы исследовать монопольную власть и антимонопольные законы в мире в целом и в Республике Беларусь в частности.
Автор работы подтверждает, что приведенный в ней материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого объекта, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.
Введение………………………………………………………………………….4
1. Монополия, её сущность, причины возникновения. Понятие монопольной власти, её показатели……………………………………………………………..5
1.1 Основные понятия……………………………………………………..5
1.2 Источники монопольной власти………………………………………6
1.3 Показатели монопольной власти……………………………………..9
1.3.1 Коэффициент Бэйна (норма экономической прибыли)…………..10
1.3.2 Коэффициент Лернера……………………………………………..11
1.3.3 Коэффициент Тобина……………………………………………….12
1.3.4 Коэффициент Папандреу…………………………………………..13
2. Специфика ценообразования на монопольном рынке……………………...16
2.1 Государственный контроль над монополиями……………………...16
2.2.1 Антитрестовские законы…………………………………………...16
2.2.2 Исследование формы контроля над ценами……………………...20
2.2.3 Регулирование цен…………………………………………………23
2.2.4 Регулирование цен на практике…………………………………...25
3. Особенности современной монополизации экономики, её последствия….27
3.1 Общественные издержки монопольной власти……………………..27
3.2 Специфика и эффективность антимонопольного законодательства Республики Беларусь……………………………………………………………29
Заключение………………………………………………………………………33
Список использованной литературы…………………………………………...34
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
«БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Экономический факультет
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине: Микроэкономика
На тему: Монополия и ее последствия
Студентка 1-го курса, з/о, ЭТ,
Кулеш Людмила Геннадьевна
Руководитель
МИНСК 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. Монополия, её сущность,
причины возникновения.
1.1 Основные понятия……………………………………
1.2 Источники монопольной власти………………………………………6
1.3 Показатели монопольной власти……………………………………..9
1.3.1 Коэффициент Бэйна
(норма экономической прибыли)…
1.3.2 Коэффициент Лернера……………………………
1.3.3 Коэффициент Тобина………………………………
1.3.4 Коэффициент Папандреу………………………
2. Специфика ценообразования на монопольном рынке……………………...16
2.1 Государственный контроль над монополиями……………………...16
2.2.1 Антитрестовские законы……………………
2.2.2 Исследование формы
контроля над ценами……………………...
2.2.3 Регулирование цен…………………………………………………23
2.2.4 Регулирование
цен на практике…………………………………..
3.1 Общественные издержки монопольной власти……………………..27
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы…………………………………………...
Введение
Любой рынок, независимо от его конкретного вида, базируется на трех основных элементах: цене, спросе и предложении, конкуренции. Известно, что наиболее эффективно рыночный механизм действует в условиях свободной, или совершенной конкуренции. На совершенном конкурентном рынке действует достаточно продавцов и покупателей товара, и поэтому ни один продавец или покупатель в отдельности не может повлиять на цену товара. Цена определяется рыночными правилами предложения и спроса. Фирмы принимают рыночную цену как заданную, решая, сколько производить и продавать, а потребители принимают ее как заданную, решая, сколько купить.
Предметом выбранной мной работы является монопольная власть, ее источники и показатели, последствия, а также государственное регулирование деятельности монополий. Монополия в чистом виде – явление редкое, но на многих рынках друг с другом конкурируют лишь несколько фирм. Фирмы могут влиять на цену и получать прибыль за счет установления предельных издержек. У таких фирм есть монопольная власть. В этой работе я рассмотрю факторы, определяющие монопольную власть, критерии ее измерения и ее воздействие на ценообразование. Власть монополий - это форма рыночной власти. Рыночная власть означает способность продавца или покупателя влиять на цену товара. Так как покупатели или продавцы всегда обладают некоторой рыночной властью (фактически на большинстве мировых рынков), мы должны понять механизм действия рыночных сил и их влияния на фирмы и потребителей.
Предметом исследования является монопольная власть, её показатели, источники, а также экономические последствия.
Цель работы исследовать монопольную власть и антимонопольные законы в мире в целом и в Республике Беларусь в частности.
Автор работы подтверждает, что приведенный в ней материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого объекта, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.
1. Монополия, её сущность, причины возникновения. Понятие монопольной власти, её показатели
1.1 Основные понятия
Монополия - такая ситуация на рынке, когда один продавец противостоит многим покупателям, причем этот продавец является единственным производителем продукта, не имеющего близких товаров-заменителей. Такая модель имеет следующие характерные черты: продавец является единственным производителем данного товара (продукта), реализуемый продукт уникален в том смысле, что нет его заменителей; монополист обладает рыночной властью, контролирует цены, поставки на рынок, является законодателем цены. То есть монополист назначает цену и покупатель при заданной монопольной цене может решать, какое количество товара он может закупить, но в большинстве случаев монополист не может назначать произвольно высокую цену, так как по мере роста цен спрос снижается, а при падающих ценах спрос возрастает. Также характерной чертой для монополии является то, что на пути входа в рынок монополистом устанавливаются непреодолимые барьеры для конкурентов - как естественного, так и искусственного происхождения, примерами естественных монополий могут служить предприятия общественного пользования - электрические и газовые компании, предприятия водоснабжения, линии связи и транспортные предприятия. К искусственным барьерам относятся патенты и лицензии, предоставляемые некоторым фирмам на исключительное право функционировать на данном рынке.
Монопольная власть –
это способность фирмы
Монополист как единственный производитель товара находится в уникальном положении. Если монополист решает повысить цену продукта, ему не приходится беспокоиться о конкурентах, которые, назначая более низкую цену, захватят большую часть рынка. Монополист удерживает рынок в своей власти и полностью контролирует объем выпуска продукции, предназначенной для продажи. Но это не означает, что монополист может назначить любую сколь угодно высокую цену, какую захочет, по крайней мере, если его целью является максимизация прибыли.
Чтобы максимизировать прибыль, монополист должен вначале определить как характеристики рыночного спроса, так и свои издержки. Оценка спроса и издержек является решающей в процессе принятия фирмой экономического решения. Располагая такими сведениями, монополист должен принять решение об объемах производства и продажи. Цена за единицу продукции, получаемая монополистом, устанавливается в зависимости от кривой рыночного спроса (это означает, что монополист может установить цену и определить объем производства в соответствии с характером кривой рыночного спроса).[1, 72]
1.2 Источники монопольной власти
Почему некоторые фирмы обладают большой монопольной властью, а другие незначительной или вовсе никакой? Монопольная власть заключается в способности устанавливать цену выше предельных издержек (причем величина, на которую цена превышает предельные издержки, обратно пропорциональна эластичности спроса для фирмы). Конечной причиной монопольной власти является, следовательно, эластичность спроса для фирмы. Вопрос заключается в том, почему некоторые фирмы (например, ряд универсамов) сталкиваются с более эластичной кривой спроса, тогда как другие (например, производители одежды с наклейкой фирменного дизайна) - с менее эластичной кривой спроса.
Три фактора определяют эластичность спроса для фирмы. Первый фактор заключается в эластичности рыночного спроса. Собственный спрос фирмы будет, по крайней мере, столь же эластичен, как и рыночный спрос, и поэтому эластичность рыночного спроса ограничивает потенциал монопольной власти. Второй фактор - число фирм на рынке. Если на нем много фирм, причем они не сильно отличаются друг от друга по размерам, то маловероятно, что одна из фирм будет способна существенно повлиять на цену. Третий фактор заключается во взаимодействии между фирмами. Даже если на рынке имеются лишь две или три фирмы, ни одна из них не сможет увеличить цену во много раз, если соперничество между ними носит агрессивный характер, когда каждая фирма старается захватить львиную долю рынка. Рассмотрим каждый из этих трех факторов, определяющих монопольную власть.
Эластичность рыночного спроса. Если имеется только одна-единственная фирма (чистый монополист), то ее кривая спроса совпадает с кривой рыночного спроса. Тогда степень монопольной власти фирмы полностью зависит от эластичности рыночного спроса. Однако чаще бывает, что несколько фирм конкурируют друг с другом. Тогда эластичность рыночного спроса устанавливает нижний предел для эластичности спроса каждой фирмы.
Спрос на нефть весьма неэластичен, по крайней мере в краткосрочный период, вот почему ОПЕК смог поднять цены на нефть значительно выше предельных издержек на ее добычу в 70-е годы - начале 80-х годов. Спрос на такие товары, как кофе, какао, медь и олово, значительно эластичнее, и именно поэтому попытки производителей картелизировать эти рынки и поднять цены почти ни к чему не привели. В каждом случае эластичность рыночного спроса ограничивает потенциальную монопольную власть отдельных производителей. [ 2, 121-122]
Вторым определяющим фактором кривой спроса для фирмы и, стало быть, ее монопольной власти является количество фирм, действующих на рынке. При прочих равных обстоятельствах монопольная власть каждой фирмы снижается по мере того, как растет число фирм на рынке. Чем больше фирм конкурируют между собой, тем труднее каждой из них поднять цены и избежать потерь от уменьшения объема реализации.
Конечно, имеет значение не просто общее число фирм, а число так называемых "основных игроков" (т.е. фирм, имеющих существенную долю на рынке). Например, если только на две крупные фирмы приходится 90% объема реализации на рынке, а на оставшиеся 20 фирм - 10%, у двух крупных фирм большая монопольная власть. Положение, когда только несколько фирм захватывают большую часть рынка, называется концентрацией рынка.
Рост числа фирм может только сократить монопольную власть основных фирм в отрасли. Важным аспектом конкурентной стратегии является создание препятствий проникновению в отрасль новых фирм - условие, которое удерживает от вступления в дело новых конкурентов. Иногда для вступления в дело имеются естественные препятствия. К примеру, одна фирма может иметь патент на технологию, необходимую для производства какого-то продукта. Это делает невозможным вступление на рынок других фирм, по меньшей мере до тех пор, пока не истечет срок действия патента. Другие законодательно установленные права действуют в том же направлении, например копирайт (авторское право) может ограничить продажу книги, музыкального произведения, программного обеспечения для ЭВМ в рамках деятельности отдельной компании, а необходимость обладания правительственной лицензией ограничивает доступ новых фирм на рынок телефонного обслуживания, телевизионных передач или внутренних грузовых перевозок. Наконец, эффект масштаба может ограничить число фирм, выступающих на одном рынке. В ряде случаев положительный эффект масштаба может привести к созданию такой ситуации, когда наличие на рынке только одной фирмы будет наиболее эффективным решением проблемы. Такая ситуация называется естественной монополией.
Взаимодействие между фирмами. Конкурентная стратегия фирмы является решающим фактором монопольной власти. Предположим, что на рынке действуют четыре фирмы. Как они могут конкурировать друг с другом? Они могут, например, конкурировать очень агрессивно, сбивая цены друг друга, чтобы захватить большую часть рынка свободной конкуренции. Это, вероятно, снизит цены почти до конкурентного уровня. Каждая фирма побоится поднять свою цену, опасаясь потерять свою долю в общем объеме реализации, и, таким образом, она будет обладать минимальной монопольной властью или не иметь ее вовсе.
Однако фирмы могут и не конкурировать между собой и даже вступать в сговор (в нарушение антитрестовского законодательства). В крайнем случае, они могут образовать картель и договориться об ограничении объема производства и подъеме цен. Наиболее вероятно, что, поднимая цены по сговору, а не в одиночку, фирмы получат большую прибыль и поэтому картель может получить значительную монопольную власть.
Таким образом, фирмы
могут взаимодействовать
1.3 Показатели монопольной власти
Подход к вычислению показателей
монопольной власти основан на сравнении
реальных рынков с рынком совершенной
конкуренции. Насколько рынок приближается
к идеалу свободной конкуренции, можно
судить по поведению фирм в отношении
цены и издержек: чем больше назначаемая
фирмой цена отклоняется от предельных
издержек, тем большей рыночной властью
обладает фирма, и тем в большей степени
рынок становится несовершенным.
Результатом осуществления монопольной
власти фирм служит полученная ею прибыль.
Ее величина служит основным свидетельством
рыночного влияния. Большинство специальных
показателей монопольной власти, так или
иначе, связаны с показателем прибыльности
деятельности фирмы, а точнее, доходности
капитала, используемого фирмой.
В мировой практике требуемая норма доходности на собственный капитал служит эквивалентом нормальной прибыли. Большинство показателей монопольной власти явно или неявно оценивают или величину экономической прибыли, или разницу между ценой и предельными издержками. Для оценки поведения фирмы на рынке и вида рыночной структуры используют следующие показатели:
1. норму экономической прибыли (коэффициент Бэйна);
2.коэффициент Лернера;
3. коэффициент Тобина;