Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 22:23, курсовая работа
Предметом исследования является монопольная власть, её показатели, источники, а также экономические последствия.
Цель работы исследовать монопольную власть и антимонопольные законы в мире в целом и в Республике Беларусь в частности.
Автор работы подтверждает, что приведенный в ней материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого объекта, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.
Введение………………………………………………………………………….4
1. Монополия, её сущность, причины возникновения. Понятие монопольной власти, её показатели……………………………………………………………..5
1.1 Основные понятия……………………………………………………..5
1.2 Источники монопольной власти………………………………………6
1.3 Показатели монопольной власти……………………………………..9
1.3.1 Коэффициент Бэйна (норма экономической прибыли)…………..10
1.3.2 Коэффициент Лернера……………………………………………..11
1.3.3 Коэффициент Тобина……………………………………………….12
1.3.4 Коэффициент Папандреу…………………………………………..13
2. Специфика ценообразования на монопольном рынке……………………...16
2.1 Государственный контроль над монополиями……………………...16
2.2.1 Антитрестовские законы…………………………………………...16
2.2.2 Исследование формы контроля над ценами……………………...20
2.2.3 Регулирование цен…………………………………………………23
2.2.4 Регулирование цен на практике…………………………………...25
3. Особенности современной монополизации экономики, её последствия….27
3.1 Общественные издержки монопольной власти……………………..27
3.2 Специфика и эффективность антимонопольного законодательства Республики Беларусь……………………………………………………………29
Заключение………………………………………………………………………33
Список использованной литературы…………………………………………...34
3.1 Общественные издержки монопольной власти
На конкурентном рынке цена равна предельным издержкам, а монопольная власть предполагает, что цена превышает предельные издержки. Так как монопольная власть приводит к повышению цен и уменьшению объемов производства, нам следует ожидать ухудшения благосостояния потребителей и увеличения благосостояния фирм. Улучшает или ухудшает монопольная власть благосостояние общества в целом?
Рис.1 Графическое изображение чистых убытков от монопольной власти |
Ответить на этот вопрос
можно сравнивая излишек
При монополии цена выше и потребители покупают меньше продукции. Из-за более высокой цены те потребители, которые покупают товар, теряют часть излишка, показанную прямоугольником А. Те потребители, которые не могут купить товар по цене Рm, но купили бы его по цене РC, также теряют излишек в размере площади треугольника В. Следовательно, совокупная потеря потребительского излишка составляет А + В. Производитель, однако, получает прибыль, обозначенную прямоугольником А, продавая товар по более высокой цене, но теряет часть излишка, обозначенную треугольником С, представляющую собой дополнительную прибыль, которую производители получают от продажи (QC - Qm) по цене РC. Общая прибыль производителя, следовательно, составит А - С. Вычитая потерю потребительского излишка из прибыли производителя, мы получим чистые убытки, равные В + С. Это полные чистые убытки от монопольной власти. Даже если прибыли монополиста были обложены налогом и перераспределены в пользу потребителей продукта, эффективность не будет достигнута, потому что объем производства будет ниже, чем в условиях свободной конкуренции. Общие чистые убытки - это общественные издержки такой неэффективности. [10,201-204]
Могут возникнуть и дополнительные общественные издержки монопольной власти, которые превышают полные чистые убытки в треугольниках В и С. Фирма может затратить огромные средства с общественных позиций непродуктивно, чтобы получить, удержать и использовать монопольную власть. Это может быть связано с расходами на рекламу, созданием своего "лобби" и юридическими попытками избежать правительственного контроля над ценами и антитрестовского законодательства. Это может выражаться также в создании неиспользуемых дополнительных производственных мощностей, с тем чтобы убедить потенциальных конкурентов оставить попытки проникновения на монопольный рынок. Экономический стимул этих издержек непосредственно связан с прибылью фирмы в результате получения монопольной власти (т.е. прямоугольник А минус треугольник С). Следовательно, чем большая часть излишка переходит от потребителей к монополисту (прямоугольник А), тем больше общественные издержки монополии. [11,207]
Проблемами общественных издержек монопольной власти занимается государство, принимая все возможные меры по их устранению.
Акты антимонопольного законодательства Республики Беларусь действуют в соответствии с вертикальной иерархией норм о конкуренции и ограничении монополистической деятельности. Первое место в этой иерархии занимает Конституция Республики Беларусь, имеющая высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории Беларуси.
Конституционные основы антимонопольного регулирования образуют нормы раздела I и II Конституции Республики Беларусь. Это наиболее стабильная часть антимонопольного законодательства, поскольку в Основной Закон государства не могут вноситься частые изменения и дополнения.
Статья 13 Конституции Республики Беларусь гарантирует всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности. Государство гарантирует всем равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности. Государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества; обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях.
Другое законодательство Республики Беларусь содержит запрет конкретной экономической деятельности, которая направлена на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. В частности, указанный запрет материализован в части 2 пункта 1 статьи 9 ГК, которая не допускает использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребления своим доминирующим положением на рынке
Следующими в иерархии белорусского национального антимонопольного законодательства стоят следующие законы: Закон «О противодействии монополистической деятельности» и Закон «О естественных монополиях».
Ключевое место среди них занимает Закон «О противодействии монополистической деятельности», который является первым белорусским антимонопольным законодательным актом (первая его редакция была принята в декабре 1992 года). В нем содержится понятийный аппарат антимонопольного законодательства, положения о функциях и компетенции антимонопольных органов, характеризуются основные виды монополистической деятельности и признаки составов нарушений антимонопольного законодательства, приводится система предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, а также положения о принятии, обжаловании и исполнении решений и предписаний антимонопольных органов.
Закон «О противодействии
монополистической
Нужно помнить и о сфере действия Закона «О естественных монополиях». В статье 2 этого Закона отмечено, что «регулирование деятельности субъектов естественных монополий, предусмотренное настоящим Законом, не может применяться в сферах деятельности, не относящихся к естественным монополиям, если иное не установлено законодательством». Тем более что сферы деятельности субъектов естественных монополий строго очерчены указанным Законом и расширительному толкованию не подлежат. Это — транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; транспортировка газа по магистральным и распределительным трубопроводам; передача и распределение электрической и тепловой энергии; централизованное водоснабжение и водоотведение; услуги электрической и почтовой связи общего пользования; услуги, оказываемые коммуникациями железнодорожного транспорта, обеспечивающими движение транспорта общего пользования, управление движением поездов, железнодорожные перевозки; услуги транспортных терминалов, аэропортов; обслуживание и эксплуатация воздушных трасс сообщения, управление воздушным движением (статья 3). [5]
Таким образом, рыночная власть может накладывать издержки на общество. Как власть монополии, так и власть монопсонии могут быть причиной того, что производство находится ниже конкурентного уровня и поэтому потребительский излишек и излишек производителя могут иметь полные чистые убытки. Иногда эффект масштаба делает желательным чистую монополию. Но для того чтобы максимизировать социальное благосостояние, правительству нужно устанавливать и регулировать цены. В целом мы полагаемся на антитрестовское законодательство, чтобы помешать фирмам заполучить избыточную рыночную власть. Для этого также используется прямое и косвенное регулирование цен.
Заключение
В заключение хотелось бы отметить большую важность вопроса о монополиях, особенно для Республики Беларусь в сегодняшний переходный период. Перед Беларусью только сейчас встает задача, которую многие развитые страны до сих пор не могут решить эффективно. С одной стороны, нам проще, потому что можно заимствовать огромный опыт, связанный с регулированием деятельности монополий, который накопился за многие десятилетия в этих странах. С другой стороны, нельзя не учитывать специфику формирования и развития белорусских корпораций. Поэтому, как мне кажется, нашему парламенту необходимо незамедлительно разработать и принять ряд важных законов, чтобы не допустить нежелательной концентрации монопольной власти в руках небольшого числа фирм. Ведь уже сегодня рынки многих товаров фактически монополизированы, либо на них действуют две-три компании, которым никто не мешает сговариваться, распределять сферы влияния, диктовать цены.
Конкуренцию белорусским компаниям составляют мощнейшие зарубежные ТНК, но для защиты белорусского бизнеса принимаются различные меры, в том числе и законодательные (например, недавно повысили пошлины на ввозимую аудио - видеотехнику, ограничили поставку спиртных напитков). По-моему, тут важно не переусердствовать, так как в таких случаях иногда рынок захватывается одной крупной отечественной фирмой, и конкуренция государством не стимулируется. Осторожно также следует обращаться с лицензированием и выдачей патентов. Все это требует принятия эффективных законов и разумных действий со стороны государства.
Список использованных источников
1. А. Пигу. "Экономическая теория благосостояния". том 2., Москва: Прогресс, 1985 – 250 с.
2. В.Ф.Максимова. Рыночная экономика (учебник), Москва: ”Соминтек", 1992 – 200 с.
3. Д. Линдсей, Э. Долан. Рынок: микроэкономическая модель, Санкт-Петербург, 1992 – 254 с.
4. Долан Э. Дж., Линдсей Д. Микроэкономика, Санкт-Петербург, 1994 – 250 с.
5. Интернет-сайт <<economics4all.narod.ru>>
6. К. Макконнелл, С.Брю. Экономикс, Москва, 1992 – 486 с.
7. П. Самуэльсон. Экономика, Москва, 1964 – 304 с.
8. П. Хейне. Экономический образ мышления, Москва: Дело, 1991 – 250 с.
9. Ф. Кенэ. Избранные экономические произведения, 310, Москва, 1960;
10. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика, Москва, 1993 – 210 с.
11. Хайман Д. Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. В 2 томах. Москва, 1992 .