Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 10:49, курсовая работа
Основная цель данной курсовой работы – раскрыть понятие монополии и монопольной власти, выявить преимущества и недостатки, а также их последствия для экономики. Задачи: Показать отношение государства к монополиям и степень его вмешательства в деятельность монополий; регулирование цен; отразить современные тенденции развития монополий.
Введение
1 Монополия 5
1.1 Характерные черты, формы и виды монополии 5
1.2 Влияние монополий на экономику страны 14
1.3 Современные тенденции монополизации 18
2 Монопольная власть 22
2.1 Источники монопольной власти 22
2.2 Общественные издержки монопольной власти 24
3 Антимонопольная политика 26
3.1 Исследование формы контроля над ценами 27
3.3 Регулирование цен 29
Заключение
Список литературы
Образ
действия субъекта в данном случае
существенно отличается от поведения
совершенно конкурентной фирмы. Это
связано с тем, что в условиях
совершенной конкуренции
Как известно, любая фирма стремится к максимизации получаемой прибыли. Какие же возможности проявляются в условиях данной модели? Неоклассическая теория отмечает два способа (рис 1.1).
График первого метода показывает, что кривая совокупного дохода имеет «холмообразный» вид. Такую форму приобретает в условиях несовершенной конкуренции (для сравнения: при наличии совершенной конкуренции данная кривая имеет форму прямой линии с положительным наклоном). Кривую TR пересекает кривая совокупных издержек (ТС). Наибольший размер прибыли достигается при таком объеме выпуска, когда разница между TR и ТС максимальна.
График второго метода показывает, что максимум прибыли можно определить, сопоставляя предельный доход (MR) и предельные издержки (МС). Максимальная величина будет наблюдаться при равенстве данных показателей. Положение равновесия фирмы определяется точкой Е (пересечение MR и МС). Если из этой точки провести вертикаль до кривой спроса D, то будет ясна та цена, которая обеспечивает наиболее высокую прибыль. Эта цена устанавливается на уровне Е2 Выделенный рядом прямоугольник означает величину монопольной прибыли [11].
Каковы
социально-экономические
Обратимся
к общей социально-
Позитивные моменты монополии:
•Монополии
принадлежит ведущая роль в совершенствовании
технологии. Получаемая сверхприбыль
позволяет финансировать
•Монополия может расчленять рынок на разные сектора, предлагая разным группам покупателей дифференцированные цены
• Наличие монопольных структур - показатель состояния зрелости национальной экономики (монополия возникает лишь на достаточно высоком этапе экономического развития страны)
•Монополист создает себе возможность контролировать значение двух параметров - объема выпуска и цены своей продукции. В итоге он производит продукцию в меньших объемах и продает ее по более высокой цене, чем это могли бы делать конкуренты
•Присвоение высоких прибылей за счет искусственного повышения цен представляет, по сути, возможность облагать потребителей «частным налогом». В социально-экономическом аспекте это означает усиление неравенства в распределении доходов в обществе [16].
•Экономическая теория отмечает еще один негативный параметр деятельности монопольной фирмы. Речь идет о так называемой X-неэффективности (данное понятие ввел в научный оборот американский экономист X. Лайбенстайн). Смысл данного понятия заключается в следующем. Достигая чрезмерной власти на рынке, монополия ликвидирует конкурентов, что приводит к устранению атмосферы постоянной борьбы за потребителя. Господство на рынке устраняет потребность в снижении издержек. Сокращается основа для экономии ресурсов. Значительные средства фирмы начинают тратить на люксовые внешние формы своей деятельности. Наглядным примером проявления неэффективности является деятельность многих крупнейших компаний России:
•Отсутствует минимизация средних издержек производства.
Негативные аспекты, отражаемые в различных формах проявления монополии:
•Закрытые монополии представляют угрозу эффективно функционирующему рынку, поскольку их защищают правовые барьеры, не преодолимые для конкурентов.
•Естественные монополии также могут стать причиной неэффективности рынка. Экономия на масштабах производства защищает их от появления новых конкурентов до тех пор, пока новая технология не даст возможности вести эффективное производство на фирмах меньших размеров
•Меньшие
негативные экономические последствия
проявляет открытая монополия. Возможный
приход новых конкурентов ограничивает
возможность получения
Почему существуют монополии?
Преуспевающая монополия получает прибыли, которые привлекают и другие фирмы. Каким же образом монополисты сдерживают натиск других фирм? Каковы причины существования монополий? Существуют три главные причины, которые мы и обсуждаем кратко в этом параграфе.
Один из примеров монополии, приведенный в начале этой главы, — услуги местной телефонной связи — указывает на основную причину существования монополий. Это экономия от масштаба. Именно благодаря экономии от масштаба многие отрасли являются естественными монополиями.
Если производство любого объема продукции одной фирмой обходится дешевле, чем его производство двумя или более фирмами, то говорят, что отрасль является естественной монополией.
Чтобы исследовать этот случай, покажем на рис. 1.2 кривые спроса и издержек для монополии, действующей в отрасли, в которой имеет место экономия от масштаба при всех объемах выпуска. Чем выше объем выпуска, тем ниже средние издержки и, следовательно, предельные издержки ниже средних издержек при всех объемах выпуска.
Монопольной цене и объему выпуска соответствует точка А, при этом объеме выпуска:
MR = МС(1.1)
где MR – предельная прибыль;
MC – предельные издержки.
В точке А монополия получает прибыль в размере затененной площади:
(Рm — ACm)*Qm(1.2)
где Pm – цена монополиста;
ACm
– средние издержки
Qm – объем выпуска монополиста.
В какой точке достигалось бы равновесие, если бы данная отрасль была конкурентной? Поддавшись первому побуждению, мы могли бы взять кривую МС в качестве кривой предложения конкурентной отрасли и отыскать на ней точку, в которой пересекаются кривые спроса и предложения. Такой точкой является точка С на рис.1.1. Но данная точка не может быть точкой долгосрочного конкурентного равновесия. В силу существования в отрасли экономии от масштаба предельные издержки всегда ниже средних издержек. Если бы цена равнялась величине предельных издержек, как в точке С, то средние издержки были бы выше цены и имел бы место убыток, равный расстоянию CG, от каждой проданной единицы блага. В силу экономии от масштаба при всех объемах выпуска эта отрасль не могла бы находиться в состоянии конкурентного равновесия.
Монополия в данном случае является «естественной» в том смысле, что она представляет собой рыночную структуру, минимизирующую издержки. Чтобы убедиться в этом, предположим, что в отрасли было две фирмы, каждая из которых производила половину общего выпуска отрасли. Как соотносились бы величины средних издержек, если бы существовало две фирмы и, если бы тот же объем выпуска производился единственной фирмой? Так как средние издержки растут по мере падения объема выпуска, у нас все время было бы две фирмы, производящие в точке, в которой средние издержки выше, чем они были бы, если бы весь выпуск производился только одной фирмой. Поскольку единственный продавец благодаря экономии от масштаба может производить с меньшими затратами, то данной отрасли было бы трудно избежать превращения в монополию. Если бы в отрасли было более одной фирмы, то одна из них могла бы снизить цену и резко расширить выпуск и, следовательно, создать трудности с получением прибыли для своих более мелких соперников. Таким образом, «естественность» монополии заключается также в том, что, скорее всего, она является следствием свободного действия рыночных сил.
Вторая
причина существования
Третья
причина существования
Эти три причины могут быть связаны между собой. Правительство может предоставить компании монопольное право, например, в том случае, если имеет место экономия от масштаба. В данном случае конкуренция была бы расточительной с точки зрения общества, но правительство может в то же самое время стремиться к регулированию поведения компании, с тем чтобы ослабить основные проявления неэффективности монополизации.
Таким
образом, монополия – это ситуация,
когда на рынке действует один
или очень мало продавцов, а покупателей
при этом большое количество. Данное
явление имеет как
Структура монопольной цены может быть представлена формулой:
Рмон. = Р1 + Р2 +Р3,
где Р1 — средняя прибыль, получаемая предпринимателями в условиях свободного перемещения капитала в результате действия межотраслевой конкуренции; Р2 — обычная верхприбыль, получаемая предпринимателями, которые осуществляют нововведения; Р3 — монопольная сверхприбыль от использования (злоупотребления) монопольного положения.
Монопольная цена — это верхняя цена, за которую монополист может продать товар или услугу и которая содержит в себе максимальную Р3.
Однако, как показывает опыт, удержать такую цену в течение длительного времени невозможно. Сверхприбыли, как мощный магнит, притягивают в отрасль других предпринимателей, которые в результате “ломают” монополию. Следует учитывать и то, что монополия может регулировать производство, но не спрос. Даже она вынуждена учитывать реакцию покупателей на увеличение цен. Монополизировать можно только товар, на который существует неэластичный спрос. Но и в такой ситуации подорожание продукции приводит к ограничению ее потребления. Монополист имеет две возможности: или применить небольшой дефицит для удержания высокой цены, или увеличить объем продажи, но уже по сниженным ценам [13].
1.2 Влияние монополий на экономику страны
Государство в силу специфики развития в той или иной степени допускает возможность существования монополий. Причины могут различны. Как правило, речь идет о социально-значимых отраслях: энергетика, военное производство и т.д. Также монополии могут более эффективны в отраслях, которые требуют большого объема инвестиций и имеют общегосударственное значение. Примером может служить российская компания «Газпром», где для разведки и разработки месторождений требуются очень большие средства. Естественно, что малые компании не смогли бы справиться с данной задачей.