Монопольная власть: источники, показатели и экономические последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 10:10, курсовая работа

Краткое описание

Целью моей работы является обзор монополии, её виды, последствия её деятельности, методы антимонопольного регулирования как в мировой экономике, так и в Республике Беларусь.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

1 Сущность монопольной власти и ее показатели ………………….…….4

2 Источники монопольной власти……………………………………………..11

3 Экономические последствия монопольной власти…………………….…..28

4 Особенности проявления монопольной власти в экономике РБ… ..........32

Заключение………………………….…………………………………………...36

Список использованных источников….………………….................................37

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 61.78 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

     УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ"

 

 

 

           Кафедра: Экономической теории

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

         по дисциплине: Макроэкономика

на тему: Монопольная власть: источники, показатели и экономические  последствия.

 

 

 

 

Студент

ФФБД, 2-й курс, ЗФП-1                                                            О. А. Маркович

 

 

Руководитель

канд.экон.наук,

доцент                                                                                        А. И. Сакович

 

 

 

 

 

 

Минск 2013

                                                

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………3

 

1 Сущность монопольной власти и ее показатели      ………………….…….4

 

2 Источники монопольной власти……………………………………………..11

 

3 Экономические последствия монопольной власти…………………….…..28

 

4 Особенности проявления монопольной власти в экономике РБ…    ..........32

 

Заключение………………………….…………………………………………...36

 

Список использованных источников….………………….................................37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

      Проблемы  монополизации хозяйственной жизни,  конкуренция на рынке привлекают  сегодня не только специалистов, но и широкие слои населения.  В каждой стране существуют  монополии, которые захватывают  львиные доли рынка и возникает  необходимость ограничивать их  влияние, т.е. применять антимонопольную  политику. С начала 1990-х гг. эти  проблемы остро стали перед  Республикой Беларусь. Без принятия  твёрдых и последовательных мер  против монополизма нельзя было  надеяться на успех экономической  реформы и переход к рыночной  экономике. Успех экономических  преобразований в немалой степени  зависит от взвешенной, выверенной  системы регулирования государством  монопольных процессов и конкурентных  отношений.

 

Монополия - это ситуация на рынке, которая характеризуется  множеством покупателей и лишь одним  продавцом. Сначала обсудим поведение  монополиста. Так как монополист является единственным производителем товара, то кривая рыночного спроса дает цену, получаемую монополистом за предлагаемое к продаже количество товара. Мы увидим, как монополист может  выиграть от своего контроля над ценами и как различаются цена и количество, максимизирующие прибыль, на монопольном рынке и на рынке. В целом предложение у монополиста будет меньше, чем предложение в условиях свободной конкуренции, а цена больше, чем конкурентная цена (и больше, чем предельные издержки). Это связано с определенными издержками для общества, так как меньше потребителей покупают продукт, а те, кто покупают, платят за него больше. Именно поэтому антитрестовские законы запрещают фирмам монополизацию большинства рынков. Когда положительный эффект масштаба делает монополию желательной, государство может максимизировать общественное благосостояние регулированием монопольных цен.

 

Проблема монополий в  Республике Беларусь носит более  острый характер, чем в развитых странах Запада. Единый государственный  сектор в Советском Союзе составлял  более 90% всей экономики. И крупнейшие предприятия, создаваемые в течение 70 лет, невозможно в один момент заставить  играть по рыночным правилам.

 

Целью моей работы является обзор монополии, её виды, последствия  её деятельности, методы антимонопольного регулирования  как в мировой экономике, так и в Республике Беларусь.

 

Актуальность работы состоит  в том, что на данном этапе перехода экономики Республики Беларусь к  рыночной требует развития конкуренции  и рыночных отношений, а монополизм государства тормозит это развитие. Чтобы найти решение этой проблемы необходимо поставить следующие  задачи: рассмотреть саму сущность понятия  монополии, последствия  её деятельности, общественные издержки, а затем перейти к антимонопольному регулированию, как к явлению в целом, и потом подробнее остановиться на особенностях монополии и  антимонопольного регулирования в нашей стране.

 

1.СУЩНОСТЬ МОНОПОЛЬНОЙ ВЛАСТИ И ЕЁ ПОКАЗАТЕЛИ

1.1 Сущность монопольной  власти

 

Монополия - это состояние  рынка, при котором на нём действует  один-единственный продавец. Несовершенство конкуренции достигает здесь  наивысшей степени, ведь конкуренция  предполагает разделение экономической  власти, наличие у потребителей выбора. Именно ситуация альтернативного, взаимоисключающего выбора провоцирует состязание между  производителями за потребителя, стремление наилучшим образом удовлетворить  его запросы. В условиях же монополии  потребителям противостоит один производитель. Хочет или не хочет того потребитель, он вынужден пользоваться продукцией монополиста и соглашаться на его ценовые условия.

 

Таким образом, можно выделить следующие основные черты предприятия-монополист:

 

1) монополист является  единственным производителем данного  товара;

 

2) продукция носит уникальный  характер в том смысле, что  не имеет близких заменителей,  поэтому покупатель вынужден  или покупать этот товар у  монополиста, или обходиться без  него;

 

3) проникновение в отрасль  других фирм закрыто целым  рядом ограничений или барьеров  экономического, юридического, технического  и природного характера, в результате  чего монополист удерживает рынок  в своей полной власти и  полностью контролирует объем  выпуска производства;

 

4) степень влияния монополиста  на рыночную цену очень высокая,  но не безграничная, ибо он  не может назначить любую сколь  угодно высокую цену (любая компания, в том числе и монополистическая,  сталкивается с проблемой ограниченности  рыночного спроса и сокращение  объема продаж прямо пропорционально  росту цен). Т.е. главной ограничительной  силой рыночной власти монополии  является эластичность спроса  на её продукцию. Продавец может  устанавливать либо цену, либо  объём производства, но не то  и другое вместе.

 

Иными словами, монополия  означает потерю экономического равноправия  производителя и покупателя. По сути дела, на таком рынке более сильный  продавец вынуждает покупателя переплачивать  за товары.

 

Очевидно, что сочетание  всех вышеназванных обстоятельств  создаёт для монополиста исключительно  выгодную обстановку и благоприятные  предпосылки для получения сверхприбылей. Однако эти преимущества мгновенно улетучились бы при появлении в отрасли хотя бы ещё одного производителя-конкурента. Монополисту немедленно пришлось бы перейти от диктата по отношению к потребителю к скрупулёзному учёту потребностей и даже капризов последнего.

 

Именно поэтому монополистическая  структура рынка долговременно  существует только там, где она защищена целой системой практически непреодолимых  барьеров на пути вторжения в отрасль  независимых конкурентов. В связи  с этим выделяют следующие основные барьеры, формирующие монополистическую  структуру отрасли:

 

1) Эффект масштаба - имеет  место, когда в некоторых отраслях (производство стали, алюминия, автомобилестроения  и др.) существующая технология  такова, что достигнуть минимальных  издержек в долгосрочном периоде  можно только при большом объёме  производства как в абсолютном  значении, так и относительно  доли рынка. Мелкие фирмы, которые  попытаются войти в такую отрасль,  не смогут получать прибыль  и удержаться в отрасли в  связи с тем, что не имеют  возможности реализовывать эффект  масштаба и производить продукцию  с меньшими или такими же  издержками, как монополист.

 

2) Финансовые барьеры  - означают то, что в некоторых  отраслях для того, чтобы иметь  эффективное производство, необходимы  крупные капиталовложения. Для этих  целей достаточно трудно отыскать  финансовые средства, что и является  барьером для вступления новых  фирм в отрасль;

 

3) Патенты - в законодательстве  многих стран, в том числе  Беларуси, предоставляется правовая  охрана изобретению в течение  определённого времени, если оно  новое, имеет изобретательный  уровень и промышленно применимо.  Изобретение новое, если неизвестно  из уровня техники; имеет изобретательный  уровень, если для специалиста  явным образом не следует из  уровня техники; промышленно применимо,  если может быть изготовлено  и использовано в промышленности, сельском хозяйстве, здравоохранении  и других отраслях народного  хозяйства. Например, в США изобретателю  предоставляется право контролировать  рынок продукта в течение 17 лет, в Беларуси - 20.

 

Также крупная фирма имеет  возможность финансировать собственные  научно-исследовательские и опытно-конструкторские  разработки или покупать патенты  других фирм, что позволяет её усилить  свои рыночные позиции, вытеснить конкурентов  и стать монополистом. В мире известны такие фирмы, как «Дженерал моторс», «Ксерокс», «Полароид» и другие, ставшие  монополистами в результате обладания  патентами.

 

4) Лицензии. Государство  может создавать барьеры для  вхождения фирм в отрасль путём  выдачи лицензий (разрешений) на  занятие определёнными видами  деятельности. Таким образом, ограничение  вследствие этого предложения  товаров приводит к монополизации этой отрасли. Например, производство медицинских препаратов.

 

5) Частная собственность  на важнейшие виды невозобновляемых природных или редких ресурсов. Например, фирмы по производству алюминия («Алюминиум компании оф Америка»), никеля («Нико», Канада), бриллиантов («Де Бирс», ЮАР) обеспечили себе монопольное положение вследствие контроля над сырьевыми ресурсами.

 

6) Нелегальные методы  борьбы с конкурентами (нечестная  конкуренция). Истории известны случаи, когда против соперников применялись такие методы борьбы, как лишение сырья, сбыта, кредита, переманивание персонала, договоры с поставщиками ресурсов, банками, покупателями, объявление бойкота, использование демпинга, рекламы, а также агрессивные действия против конкурентов.

 

В зависимости от характера  барьеров выделяются следующие виды монополий :

 

1) Естественная монополия  - имеется в случае, если масштаб  производства настолько велик,  что в отрасли минимум средних  издержек в долгосрочном периоде  достигается при обслуживании  всего рынка одной фирмой (отрасль  представлена одной фирмой). Существование  двух или более фирм в такой  отрасли означает производство  продукции с издержками большими, чем минимально возможные. Преимущество  в издержках производства монополии  имеют возможность реализовать  не в виде низких цен для  потребителей, а в высоком уровне  рентабельности (за счёт завышенных  цен). Примерами естественных монополий  могут служить кабельное телевидение,  предприятия газо-, электро-, водоснабжения. Эти отрасли обычно находятся под контролем государства. Также к естественным монополиям относятся фирмы-собственники уникальных природных ресурсов.

 

2) Закрытая монополия  - возникает в том случае, когда  государство создаёт юридические  барьеры (с помощью лицензий  и патентов) для вступления в  отрасль других фирм.

 

3) Открытая монополия  - существует в том случае, если  фирма выходит на рынок с  совершенно новым видом продукции  или услуги и в течение некоторого  времени будет единственным продавцом.  При этом у фирмы нет специальной  защиты от конкуренции.

 

Некоторые фирмы могут  принадлежать сразу к двум видам  монополий. Если рассматривать достаточно продолжительный период, то многие монополии становятся открытыми, так  как возникают возможности замены уникальных природных ресурсов искусственными, истекают сроки действия патентов и  лицензий, достижения науки и техники  становятся доступными другим фирмам .

 

Таким образом, монопольную  власть можно определить как возможность производителя контролировать рыночную цену своего товара и воздействовать на неё, регулируя поставляемое на рынок его количество. Вследствие этого монопольное положение является для монополиста своего рода фактором производства, носителем или источником дохода. При этом рыночной властью можно обладать только в некоторой степени, так как для её длительного сохранения необходимы определённые условия, иначе говоря, необходимы барьеры для входа в отрасль, которые ограничат доступ фирм-конкурентов.

 

1.2 ПОКАЗАТЕЛИ МОНОПОЛЬНОЙ ВЛАСТИ

 

       Монополизация - явление многоплановое и многоуровневое. Её носителями выступают государство в лице министерств, ведомств; хозяйственные единицы, представленные субъектом или их группой, объединённых общностью интересов; различные организации.

 

  Активизация государственного  регулирования рынка, усиление  контроля за процессами концентрации экономической власти обусловили необходимость количественной оценки уровня монополизации, конкретных показателей рыночного могущества фирмы. Вместе с тем, единые количественные критерии монополизации в хозяйственной и правовой практике развитых стран до сих пор не разработаны, но существует ряд принципов и методов, которые для этого используются.

 

  Переход от свободной  конкуренции к господству монополий  изменил само содержание производственной  единицы, лежащей в основе масштаба  измерения процессов концентрации.

 

  Индивидуальный капитал  функционировал в форме отдельного  предприятия. Капитал- монополия представлен главным образом в форме системы предприятий, т.е. производственного комплекса, регулируемой совокупности предприятий. Отдельное предприятие выступает звеном, обслуживающим потребности этого комплекса.

 

  Р.Лифман считал, что для монопольной власти над рынком достаточно было контролировать 75% производства, однако в ряде случаев монопольное положение достигалось и при контроле меньшей доли производства, равной 40-50% .

 

  В 1934 г. А.Лернер предложил способ количественного измерения монопольной власти путём определения величины, на которую цена, максимизирующая прибыль, превышает предельные издержки. Показатель монопольной власти или коэффициент (индекс степени монополизации) А.Лернера (L) рассчитывался по формуле:

Информация о работе Монопольная власть: источники, показатели и экономические последствия