Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 10:10, курсовая работа
Целью моей работы является обзор монополии, её виды, последствия её деятельности, методы антимонопольного регулирования как в мировой экономике, так и в Республике Беларусь.
Введение…………………………………………………………………………3
1 Сущность монопольной власти и ее показатели ………………….…….4
2 Источники монопольной власти……………………………………………..11
3 Экономические последствия монопольной власти…………………….…..28
4 Особенности проявления монопольной власти в экономике РБ… ..........32
Заключение………………………….…………………………………………...36
Список использованных источников….………………….................................37
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ"
Кафедра: Экономической теории
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: Макроэкономика
на тему: Монопольная власть: источники, показатели и экономические последствия.
Студент
ФФБД, 2-й курс, ЗФП-1
Руководитель
канд.экон.наук,
доцент
Минск 2013
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1 Сущность монопольной власти и ее показатели ………………….…….4
2 Источники монопольной власти……………………………………………..11
3 Экономические последствия монопольной власти…………………….…..28
4 Особенности проявления монопольной власти в экономике РБ… ..........32
Заключение………………………….………………………
Список использованных источников….…………………...........
ВВЕДЕНИЕ
Проблемы
монополизации хозяйственной
Монополия - это ситуация на рынке, которая характеризуется множеством покупателей и лишь одним продавцом. Сначала обсудим поведение монополиста. Так как монополист является единственным производителем товара, то кривая рыночного спроса дает цену, получаемую монополистом за предлагаемое к продаже количество товара. Мы увидим, как монополист может выиграть от своего контроля над ценами и как различаются цена и количество, максимизирующие прибыль, на монопольном рынке и на рынке. В целом предложение у монополиста будет меньше, чем предложение в условиях свободной конкуренции, а цена больше, чем конкурентная цена (и больше, чем предельные издержки). Это связано с определенными издержками для общества, так как меньше потребителей покупают продукт, а те, кто покупают, платят за него больше. Именно поэтому антитрестовские законы запрещают фирмам монополизацию большинства рынков. Когда положительный эффект масштаба делает монополию желательной, государство может максимизировать общественное благосостояние регулированием монопольных цен.
Проблема монополий в Республике Беларусь носит более острый характер, чем в развитых странах Запада. Единый государственный сектор в Советском Союзе составлял более 90% всей экономики. И крупнейшие предприятия, создаваемые в течение 70 лет, невозможно в один момент заставить играть по рыночным правилам.
Целью моей работы является обзор монополии, её виды, последствия её деятельности, методы антимонопольного регулирования как в мировой экономике, так и в Республике Беларусь.
Актуальность работы состоит в том, что на данном этапе перехода экономики Республики Беларусь к рыночной требует развития конкуренции и рыночных отношений, а монополизм государства тормозит это развитие. Чтобы найти решение этой проблемы необходимо поставить следующие задачи: рассмотреть саму сущность понятия монополии, последствия её деятельности, общественные издержки, а затем перейти к антимонопольному регулированию, как к явлению в целом, и потом подробнее остановиться на особенностях монополии и антимонопольного регулирования в нашей стране.
1.СУЩНОСТЬ МОНОПОЛЬНОЙ ВЛАСТИ И ЕЁ ПОКАЗАТЕЛИ
1.1 Сущность монопольной власти
Монополия - это состояние
рынка, при котором на нём действует
один-единственный продавец. Несовершенство
конкуренции достигает здесь
наивысшей степени, ведь конкуренция
предполагает разделение экономической
власти, наличие у потребителей выбора.
Именно ситуация альтернативного, взаимоисключающего
выбора провоцирует состязание между
производителями за потребителя, стремление
наилучшим образом
Таким образом, можно выделить следующие основные черты предприятия-монополист:
1) монополист является
единственным производителем
2) продукция носит уникальный
характер в том смысле, что
не имеет близких заменителей,
поэтому покупатель вынужден
или покупать этот товар у
монополиста, или обходиться
3) проникновение в отрасль
других фирм закрыто целым
рядом ограничений или
4) степень влияния монополиста
на рыночную цену очень
Иными словами, монополия означает потерю экономического равноправия производителя и покупателя. По сути дела, на таком рынке более сильный продавец вынуждает покупателя переплачивать за товары.
Очевидно, что сочетание
всех вышеназванных обстоятельств
создаёт для монополиста
Именно поэтому
1) Эффект масштаба - имеет
место, когда в некоторых
2) Финансовые барьеры
- означают то, что в некоторых
отраслях для того, чтобы иметь
эффективное производство, необходимы
крупные капиталовложения. Для этих
целей достаточно трудно
3) Патенты - в законодательстве
многих стран, в том числе
Беларуси, предоставляется правовая
охрана изобретению в течение
определённого времени, если
Также крупная фирма имеет
возможность финансировать
4) Лицензии. Государство
может создавать барьеры для
вхождения фирм в отрасль
5) Частная собственность
на важнейшие виды
6) Нелегальные методы борьбы с конкурентами (нечестная конкуренция). Истории известны случаи, когда против соперников применялись такие методы борьбы, как лишение сырья, сбыта, кредита, переманивание персонала, договоры с поставщиками ресурсов, банками, покупателями, объявление бойкота, использование демпинга, рекламы, а также агрессивные действия против конкурентов.
В зависимости от характера барьеров выделяются следующие виды монополий :
1) Естественная монополия
- имеется в случае, если масштаб
производства настолько велик,
что в отрасли минимум средних
издержек в долгосрочном
2) Закрытая монополия
- возникает в том случае, когда
государство создаёт
3) Открытая монополия
- существует в том случае, если
фирма выходит на рынок с
совершенно новым видом
Некоторые фирмы могут
принадлежать сразу к двум видам
монополий. Если рассматривать достаточно
продолжительный период, то многие
монополии становятся открытыми, так
как возникают возможности
Таким образом, монопольную власть можно определить как возможность производителя контролировать рыночную цену своего товара и воздействовать на неё, регулируя поставляемое на рынок его количество. Вследствие этого монопольное положение является для монополиста своего рода фактором производства, носителем или источником дохода. При этом рыночной властью можно обладать только в некоторой степени, так как для её длительного сохранения необходимы определённые условия, иначе говоря, необходимы барьеры для входа в отрасль, которые ограничат доступ фирм-конкурентов.
1.2 ПОКАЗАТЕЛИ МОНОПОЛЬНОЙ ВЛАСТИ
Монополизация - явление многоплановое и многоуровневое. Её носителями выступают государство в лице министерств, ведомств; хозяйственные единицы, представленные субъектом или их группой, объединённых общностью интересов; различные организации.
Активизация государственного регулирования рынка, усиление контроля за процессами концентрации экономической власти обусловили необходимость количественной оценки уровня монополизации, конкретных показателей рыночного могущества фирмы. Вместе с тем, единые количественные критерии монополизации в хозяйственной и правовой практике развитых стран до сих пор не разработаны, но существует ряд принципов и методов, которые для этого используются.
Переход от свободной
конкуренции к господству
Индивидуальный капитал
функционировал в форме
Р.Лифман считал, что для монопольной власти над рынком достаточно было контролировать 75% производства, однако в ряде случаев монопольное положение достигалось и при контроле меньшей доли производства, равной 40-50% .
В 1934 г. А.Лернер предложил способ количественного измерения монопольной власти путём определения величины, на которую цена, максимизирующая прибыль, превышает предельные издержки. Показатель монопольной власти или коэффициент (индекс степени монополизации) А.Лернера (L) рассчитывался по формуле:
Информация о работе Монопольная власть: источники, показатели и экономические последствия