Монопольная власть: источники, показатели и экономические последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 10:10, курсовая работа

Краткое описание

Целью моей работы является обзор монополии, её виды, последствия её деятельности, методы антимонопольного регулирования как в мировой экономике, так и в Республике Беларусь.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

1 Сущность монопольной власти и ее показатели ………………….…….4

2 Источники монопольной власти……………………………………………..11

3 Экономические последствия монопольной власти…………………….…..28

4 Особенности проявления монопольной власти в экономике РБ… ..........32

Заключение………………………….…………………………………………...36

Список использованных источников….………………….................................37

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 61.78 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ  МОНОПОЛЬНОЙ ВЛАСТИ В ЭКОНОМИКЕ  РБ.     

 

 В доворелиционной Беларуси, как и в России, было развито государственное (казённое) хозяйство. После 1917 г. здесь сложилась административно-команданя модель хозяйствования.

 

    В командной  экономике преобладал искусственный  монополизм. Он пронизывал все  его разновидности, имевшие место  в советский период и сохранившиеся  до сих пор. Проявлялся в  монополии государственной собственности  и центральных органов власти  и управления, министерств и ведомств, в совокупности явлений, обусловленных  искусственным созданием экономически  привилегированного положения отдельных  субъектов (государства, ведомства,  предприятия), навязывающих своим  контрагентам и обществу в  целом собственные интересы, игнорируя  их реальные потребности. Монополизация  стала закономерностью командной  системы хозяйствования, особой  формой бюрократизма, способом реализации  монопольной власти отдельных  хозяйствующих субъектов или  их групп.

 

   Белорусский народохозяйственный комплекс создавался искусственно. Он был включён в систему союзного распределения труда и специализировался на автомобилестроении, приборостроении, станкостроении, тракторостроении, химической и деревообрабатывающей промышленности, на производстве мяса, молока и птицы. Белоруссия до распада СССР выступала как сборочно-перерабатывающий цех единой общесоюзной фабрики, причём исключительно для потребления и переработки продукции в её пределах. Созданные в республике развитые отрасли обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства, крупные производства были рассчитаны на обеспечение потребностей союзного рынка и работали на базе привозного сырья и топлива. Отрасли, которые должны были работать на республику, не развивались в достаточной мере.

 

  Развитие отечественной  экономики в течение многих  лет в системе общесоюзной  специализации привело к широкомасштабному  монополизму основных производителей  на белорусском, а в ряде  случаев – и на бывшем общесоюзном  рынке.

 

  Государственный монополизм  в трансформируемой экономике  Республики Беларусь представляет  собой монополизм особого рода. Это монополизм государственных  структур, сохранение и усиление  которого сказывается на развитии  предпринимательства. Складывающаяся  в конце 90-х годов белорусская  модель переходной экономики  имеет мощный государственный  сектор, незначительную долю мелкого  и среднего бизнеса, частного  предпринимательства.

 

  В республике и  в настоящее время доминирует  монополия государственной собственности  и власти. Более 80% государственной  собственности распоряжается административный аппарат, принимающий экономические решения. На долю государственных предприятий приходится подавляющая часть производственных активов, 62% общего объема промышленного производства . Почти 90% земли принадлежит государству или колхозам, 3,1% — находится в частной собственности и 4.2% — в постоянном пользовании частных лиц. Иностранцам разрешено покупать или арендовать землю.

 

  Высока доля государства  и в собственности частично  приватизированных предприятий.  Даже при акционировании у  государства остается значительная  часть собственности преобразованных  предприятий, право передачи их  в управление министерств и  других центральных органов управления, назначения работников, прошедших  специальную подготовку, представителями  государства в открытых акционерных  обществах. Так, в концерне  «Беллегпром» 75 из 93 предприятий являются негосударственными, но на всех, где есть доля государства, имеется его представитель - проводник государственной политики. Доля государства в акционерном капитале негосударственных промышленных предприятий колеблется от 4 до 95%. В среднем государству принадлежит 40-50% акций. Следовательно, называть многие из них негосударственными было бы некорректно.                               

 

Сохраняются наследие административно-командной  системы - ведущее положение государства  как крупнейшего монопольного субъекта экономических отношений: неразрывная  связь собственности и власти, разнообразие форм реализации им прав собственника, госконтроль над экономикой, не тождественный госрегулированию. Абсолютная монополия государства  формирует естественную, искусственную, организационную, технологическую  и экономическую монополии.

 

Государственный монополизм проявляется прежде всего в сфере управления, обусловливая монополизм хозяйствующих субъектов как в сфере производства, так и в сфере обращения. Государство одновременно выступает и как монопольный собственник (производитель), и как монопольно управляющее начало. Практически все существующие в республике монополии, как естественные, так и искусственные, являются государственными.

 

Государственный монополизм в республике проявляется в работе 27 министерств, 17 госкомитетов, создании объединений (отраслевых концернов), наделенных особыми правами, часто с монопольным  правом на пролажу товаров и услуг (например, «Торгэкспо», «Белагроинторг», «Белресурсы»), и полномочиями самих органов управления (например, «Белпром», «Белбуд», «Беллегпром», «Беллес-бумпром», «Белсельхозпром», «Белнефтегаз» и др.). Многие из белорусских концернов образовались на базе ликвидированных министерств, руководивших деятельностью отраслевых предприятий, производивших главным образом однотипную продукцию. Фактически сохранились искусственно созданные барьеры для выхода на рынок новых производителей и нерациональная монополистическая структура, прежние стиль, принципы и методы управления.

 

Хозяйствующими субъектами, относящимися к государственной  монополии, являются:

1) предприятия оборонной  промышленности;

2) предприятия ликёро-водочной отрасли;

3) предприятия табачной  отрасли; 

4) предприятие фармацевтической  промышленности;

5) объекты хранения государственных  ресурсов;

6) предприятия по захоронению  радиоактивных и промышленных  отходов; 7) учреждения гидрометеорологии,  картографии и геологии;

8) учреждения Госкомитета  по надзору за безопасным ведением  работ в промышленности и атомной  энергетике;

9) предприятия и учреждения  санитарно-эпидемиологической и  ветеринарной служб;

10) объекты гражданской  обороны; 

11) предприятия по сбору  и переработке отходов, содержащих  драгметаллы; 12) предприятия патентной  службы, стандартизации и метрологии. За период с 1990 по 2008 гг. значительно увеличивается число предприятий лёгкой промышленности и промышленности строительных материалов, большая часть из которых находится под властью государства(пример-Таблица 2,3). Таким образом, при наращивании производства увеличивается численность населения, занятого в экономики страны (пример-Таблица 5).

 

Высокий уровень монополизации  экономики характерен для тех  ее секторов (более 20 отраслей и подотраслей), производственный потенциал которых сосредоточен на небольшом количестве субъектов хозяйствования, концентрирующих основную массу производимой продукции (работ, услуг). (Состояние монополизации белорусской промышленности отражено (пример-Таблица 4)).

 

В промышленности республики функционирует более 40 единственных производителей определенного вида товара: Оршанский льнокомбинат (пряжа  льняная товарная). Гомельский химический завод (фосфатные удобрения), Солигорский «Беларуськалий» (калийные удобрения). Минский тракторный завод (пропашные тракторы). Минский «Атлант" (холодильники и морозильники).

 

Особенность монополизма  в ряде отраслей состоит в том. что наряду с чисто производственной монополией на определенные виды продукции в них сохранена организационная монополия в виде концернов, включающих практически все предприятия. Несмотря на то, что в составе концернов функционирует большое количество однопрофильных предприятий, они фактически не конкурируют друг с другом из-за высокой стоимости выпускаемой продукции и ограниченного ее предложения на рынке.

 

  Белорусским монополиям  свойственны негибкость, инерционность,  низкая экономическая эффективность,  однообразие принципов и методов  хозяйствования. Многие из них являются отсталыми в техническом отношении и убыточными - в экономическом, находятся в крайне тяжелом финансовом положении, а некоторые - даже на грани банкротства. Наличие устаревшего оборудования, затоваривание продукцией вследствие потери рынков сбыта, не загруженность производственных мощностей (например, в легкой промышленности - от 17-25 до 50%, при необходимых для рентабельного производства 60%), отсутствие оборотных средств, низкая рентабельность (в ряде случаев в начале 90-х годов она не достигала и 1%) - таковы некоторые характеристики отечественных монополистов.

 

Целевой функцией большинства  белорусских монополий является поиск способов выживания в условиях и условиях значительной неопределённости и непредсказуемости перспектив существования поставщиков и  клиентов фирм, что обусловливает  перепрофилирование и диверсификацию производства.

 

Условия переходного периода, некоторые негативные результаты приведенных  реформ, создаваемые финансово-промышленные группы (ФПГ), региональные консорциумы, ассоциации не могут не отражаться на монополизме. Происходит его трансформация  в скрытые формы. Складываются государственно-чиновничья, директорско-административная, мафиозно-клановая монополии. Нигде в мире не существует таких структур.

 

 В Беларуси усиливается  отраслевой монополизм вследствие  образования межотраслевых монопольных  структур. Неплатежеспособность предприятий  ускоряет их кооперацию в процессе  приватизации. В настоящее время  возник монополизм денежного  капитала и банковских структур, а также информационный монополизм.

 

 В республике отсутствует рыночная конкуренция в сфере материального производства, но появились ее гипертрофированные разновидности в сферах товарного и денежного обращения, услуг, среди предприятий общественного питания, между государственным и негосударственным секторами экономики, иностранными экспортерами и белорусскими производителями.

 

  Опыт стран с переходной  экономикой показывает необходимость  демонополизации экономики, изменения  характера управления предприятиями  и формирования конкурентных  отношений путем разгосударствления  и приватизации, развития малого  и среднего бизнеса, соответствующей  протекционистской политики, наличия  рынка земли и недвижимости, устойчивых  денежной и финансовой систем.

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На основе приведённой  выше информации можно сделать следующий  вывод: монопольная власть довольно распространённая ситуация в экономике, когда производитель контролирует значительную долю рынка, получает необоснованную прибыль путём завышения цены и ограничения выпуска своей  продукции. Иначе говоря, в условиях монополии потребителям противостоит один производитель, поэтому хочет  или не хочет того потребитель, он вынужден пользоваться продукцией монополиста  и соглашаться на его ценовые  условия.

 

В данной работе были достигнуты поставленные вначале исследования цели, то есть:

 

- проведено глубокое изучение  сущности монопольной власти  и особенностей её проявления;

 

- рассмотрены основные  последствия монополистической  деятельности и её издержки  для общества;

 

- выявлены особенности  становления и проявления монопольной  власти в Республике Беларусь.

 

В работе использовались многочисленные источники по данной теме. Авторы многих из них расходятся в некоторых  вопросах, касающихся монопольной власти. В частности, остаётся актуальным вопрос о степени влияния рыночной власти на функционирование производственных, социальных и экономических процессов. Но при этом все однозначно сходятся во мнении, что монополизация хозяйственной  жизни приводит к безвозвратным  потерям для общественного благосостояния и экономической эффективности (социальная цена монополии, потери «мёртвого груза», Х-неэффективность и т.д.).

 

Итак, монопольная власть определяется как возможность производителя контролировать рыночную цену своего товара и воздействовать на неё, регулируя поставляемое на рынок его количество. Вследствие этого монопольное положение является для монополиста своего рода фактором производства, носителем или источником дохода. При этом рыночной властью можно обладать только в некоторой степени, так как для её длительного сохранения необходимы определённые условия, иначе говоря необходимы барьеры для входа в отрасль, которые ограничат доступ фирм-конкурентов (эффект масштаба, патенты, лицензии, ценовая дискриминация и др.).

 

Монополия - весьма противоречивое явление, которое играет двойственную роль в рыночной экономике. Безусловно, нет сомнения в том, что монополистическая  деятельность является фактором несовершенства рыночных механизмов и наносит значительный ущерб благосостоянию общества. Однако, вызывая как позитивные, так и  негативные последствия, она выступает  генератором предпринимательства, способствует развитию научно-технического и экономического прогресса в цело м, приспосабливаясь к требованиям современности.

 

Анализ состояния монопольной  власти в Республике Беларусь показал, уровень монополизации белорусской  экономики, определяемой количеством  предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке, довольно высок. Это во многом связано с тем, что  экономическая ситуация в Беларуси характеризуется высокой степенью влияния на рыночные процессы государства, владеющего значительной долей собственности  в стране, и прежде всего это  касается крупных предприятий.

 

Как результат, высокая степень  монополизации экономики препятствует возможности объективной оценки эффективности хозяйствования предприятий  и страны в целом. В итоге белорусские  товары становятся менее конкурентоспособными, а размер валютных поступлений ниже. Поэтому государство должно предпринимать  необходимые шаги к демонополизации  экономики и эффективно использовать методы антимонопольного регулирования  в отношении предприятий и  отраслей, злоупотребляющих своим доминирующим положением. Но при этом следует  отметить, что в условиях перехода к рынку речь должна идти не столько  о борьбе с монополизмом, о разработке и принятии пакета антимонопольных  законов, сколько о формировании конкурентных отношений, на защиту которых  и следует направить антимонопольное  регулирование.

Информация о работе Монопольная власть: источники, показатели и экономические последствия