Монопольный рынок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 16:54, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность проблемы заключается в том, что в условиях российской экономики монополия существенно влияет на развитие страны. Задача Федеральной антимонопольной службы - не допустить появление новых монополистических и олигополистических структур, тайные сговоры, повышение цен и т.д.
Объектом изучения в курсовой работе выступает монополия, а предметом изучения - сущность монополии и функционирование в российской экономике.
Целью курсовой работы является изучение особенностей такой рыночной структуры как монополия.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик (2).doc

— 221.50 Кб (Скачать файл)

                                            ВВЕДЕНИЕ

 

 

Монополистические тенденции  в разных формах и в неодинаковой степени проявляются на всех этапах развития рыночных процессов и сопровождают их. Новейшая история монополизма начинается в последней трети XIX столетия. Конец 19 века в экономической истории принято называть периодом монополистического капитализма.

Взаимосвязанность явлений  — кризисов и монополий — указывает  на одну из причин монополизации, а именно: попытку многих фирм найти спасение кризисных потрясений в монополистической практике. В конце XIX столетия рынок чуть ли не впервые за всю свою многовековую историю развития столкнулся со сложными проблемами. Эти проблемы были связаны с появлением на рынке монополий. Тогда возникла реальная угроза для функционирования конкуренции — этого необходимого атрибута рынка, о котором Адам Смит писал, как о «невидимой руке», которая регулирует рыночные отношения. На пути конкуренции возникли существенные препятствия в виде монополистических образований в экономике. Это был период расцвета монополизма.

Если обратить внимание, например, на промышленное производство, то монополии - это отдельные крупные  предприятия, объединения предприятий  или же хозяйственные товарищества, которые производят значительное количество продукции определенного вида, благодаря чему занимают доминирующее положение на рынке; получают возможности влиять на процесс ценообразования, добиваясь выгодных цен; получают более высокие (монопольные) прибыли.

Следовательно, главным  признаком монопольного образовании  является занятие монопольного положения. Монопольное положение является желанным для каждого предпринимателя  или предприятия, так как оно позволяет им: во-первых, избежать целого ряда проблем и рисков, связанных с конкуренцией; во-вторых, занять привилегированную позицию на рынке, концентрируя при этом в своих руках определенную хозяйственную власть. И, наконец, монополисты имеют возможность с позиций силы влиять на других участников рынка, навязывать им свои условия. Можно считать, что они навязывают конкурентам, а иногда и обществу свои личные интересы. Монополия является прямой противоположностью конкурентному рынку.

Актуальность  проблемы заключается в том, что  в условиях российской экономики  монополия существенно влияет на развитие страны. Задача Федеральной антимонопольной службы - не допустить появление новых монополистических и олигополистических структур, тайные сговоры, повышение цен и т.д.

Объектом изучения в  курсовой работе выступает монополия, а предметом изучения -  сущность монополии и функционирование в российской экономике.

Целью курсовой работы является изучение особенностей такой рыночной структуры как монополия.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

-дать определение категории «монополи»;

- рассмотреть особенности монопольного рынка;

- рассмотреть основные виды монополии;

-проанализировать ценовую политику в условиях монопольного рынка;

- рассмотреть олигополистический  рынок  России и за рубежом.

Информационная база представлена научной и учебной  литературой по монопольному рынку.

 

 

 

 

 

    1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ О МОНОПОЛЬНОМ РЫНКЕ

 

 

              1.1 Понятие и причины возникновения монополий

 

 

Монополия – это тип  рыночной структуры, которая характеризуется наличием только одного продавца и множества покупателей.

К основным признакам  монополии следует относить:

1. На рынке действует  только одна фирма, производящая  данный продукт. Следовательно,  поведение фирмы – монополиста аналогично поведению отрасли в целом.

2. Монополист производит  уникальный продукт, не имеющий  заменителей. Покупатели либо  покупают его, либо обходятся  без него.

3. Фирма – монополист  воздействует на рыночную цену.

4. Вступление в отрасль  заблокировано, т.е. существуют экономические, технические , юридические и другие барьеры вступления в отрасль.

5. Существуют ограничения  в доступности информации.

Монополии стали образовываться в хозяйстве отдельных стран  в конце XIX начале XX столетия. Позиция монополиста позволяет ему диктовать рынку цену своей продукции. Эта власть монополиста тоже не безгранична, поскольку он, даже имея дело с массой самостоятельных, не связанных между собой покупателей, ограничен объективными пределами общего спроса. В отличие от мелких фирм, действующих в условиях совершенной конкуренции, спрос на продукцию которых изображается всегда горизонтальной линией, не зависит от объема производства, - для монополиста индивидуальная кривая спроса совпадает с рыночной кривой спроса, имеет отрицательный наклон с углом, определяемым эластичностью спроса по цене. Чем выше цена, тем меньше товара сможет продать монополист. Но не всякая более высокая цена дает ему увеличение прибыли. Повышать цену есть смысл только до уровня, который дает максимальную прибыль. Монополия добивается поддержания цены на высоком уровне тем, что ограничивает производство (предложение). Ее решение о том, сколько производить, определяется подбором такого сочетания между ценой и объемом продукции, которое ближе всего подходит к расчетной максимальной прибыли.

Монополия имеет возможность  использовать свою сверхприбыль в интересах  технического прогресса, вкладывать капитал  в наиболее эффективные технологии. Но нет автоматической гарантии, что  монополия именно так и поступит. Для этого требуется создание дополнительных стимулов, в частности со стороны государства. Вместе с тем сверхприбыль монополии позволяет ей расходовать средства на более точное прогнозирование спроса, использование более широкого варианта технических средств производства, заранее определять наиболее выгодные сочетания цен, издержек, загрузки мощностей.

Монополия, в отличие  от мелкого предпринимателя, работает на заведомо известный рынок, который  ей в значительной мере подконтролен и потому намного меньше рискует. При таких условиях использование критерия максимизации прибыли становится намного более реальным, чем для небольших конкурирующих между собой фирм. Эти и другие преимущества монополии позволяют ей подавлять потенциальных конкурентов, грозящих нарушить ее монопольное положение, и главное - не допускать их на свой рынок. Препятствия для входа на рынок - обязательное условие существования монополии. Они могут быть естественными и искусственно созданными.

Наиболее важным естественным барьером служат технические преимущества, определяемые крупным масштабом производства. Но даже если издержки монополии достаточно велики, естественным барьером для входа на рынок служат первоначальные затраты входа.

Искусственные препятствия  создаются благодаря использованию  законодательных ограничений, таких как патенты (ограничивающие право пользования технологией или право выпуска продукции в течение определенного периода), лицензии разрешения на предпринимательскую деятельность в данной области, франшизы (исключительные права на продажи товара монополии по ценам, которые она определяет). К искусственным барьерам относятся и насильственные средства недопущения конкурента на рынок, а также использование коррупционных связей с государственными служащими.

В качестве монополии  вовсе не обязательно выступает одна крупная фирма, захватившая производство или сбыт в целой отрасли. Такую же роль может играть особое соглашение или союз между фирмами, который в западной практике и экономической литературе чаще всего именуется картелем. Это неофициальное название. Поскольку картели в ряде западных государств (например, в США) законодательно запрещены, они нередко скрываются под видом различных отраслевых ассоциаций, а то и просто существуют в виде негласных сговоров. Большинство негласных структур, ограничивающих свободный вход на рынок новых конкурентов в России, практически выполняют роль картелей, носят отрицательные черты монополии, не привнося в экономику положительного.

Интересной разновидностью являются дискриминирующие монополисты, которые продают свой товар не по единой рыночной цене и стремятся получить наиболее высокую цену у каждой отдельной группы покупателей или на каждом отдельном, сравнительно изолированном рынке.

Нетрудно видеть, что чем больше таких различных цен, тем большую прибыль получит дискриминирующий монополист.

Современные экономисты считают, что  распространение монополии снижает  экономическую эффективность, по крайней  мере, по трем основным причинам.

Во-первых, объем производства, максимизирующий  прибыль монополиста, ниже, а цена - выше, чем в условиях совершенной конкуренции. Это приводит к тому, что ресурсы общества используются не в полном объеме, и при этом часть продукции, необходимая обществу, не производится. Иными словами, максимальная производственная эффективность не достигается.

Во-вторых, являясь единственным продавцом на рынке, монополист не стремится  к снижению производственных издержек. У него не существует стимула использовать наиболее прогрессивную технологию. Обновление производства, снижение издержек, гибкость не являются для него вопросами выживания. По тем же причинам монополист слабо заинтересован в научно-исследовательских разработках и использовании новых достижений НТР. 
            В-третьих, барьеры для вступления новых фирм в монополизированные отрасли, а также огромные силы и средства, которые монополисты тратят на сохранение и укрепление собственной рыночной власти, оказывают сдерживающее воздействие на экономическую эффективность. Мелким фирмам с новыми идеями трудно пробиться на монополизированные рынки. 
            Поэтому во всех странах с рыночной экономикой действуют антимонопольные законодательства, контролирующие и ограничивающие монопольную власть.

Причины возникновения  монополий:

- «естественная монополия». Если производство любого объема продукции одной фирмы обходится дешевле, чем его производство двумя или более фирмами, то говорят, что отрасль является естественной монополией. И причина здесь – экономия от масштаба – чем больше произведено продукции, тем меньше её стоимость.

- одна-единственная фирма обладает контролем над некоторыми редкими и чрезвычайно важными ресурсами или в виде сырья, или в виде знаний, защищенных патентом или содержащихся в секрете. Пример: алмазная монополия «Де Бирс» опирается на контроль над сырьем; фирма «Ксерокс» контролировала процесс изготовления копий, называемый ксерографией, потому что она обладала знаниями в области технологий, в ряде случаев защищенных патентами.

-  государственное ограничение. Монополии существуют, так как они покупают или им предоставляется исключительное право на продажу некоего блага. В некоторых случаях государство оставляет за сбой право на монополию: в ряде стран только государственные монополии могут продавать табак.

- крупные научно-технические открытия;

- усиление процессов концентрации и централизации капиталов в результате развития производительных сил общества.

- появление новых форм собственности, особенно акционерных.

В целом трудно говорить о какой-либо общественной пользе, приносимой монополиями. Однако полностью обойтись без монополий нельзя: естественные монополии практически незаменимы, когда особенности используемых ими факторов производства не позволяют наличия более одного владельца, либо ограниченность ресурсов ведёт к объединению их владельцев. Так или иначе, отсутствие конкуренции душит развитие отрасли в долгосрочном периоде, поскольку монополия создает наибольшую неэффективность ресурсов, нежели фирмы других видов несовершенной конкуренции или почти совершенные конкуренты[1, c.82].

 

 

                         1.2 Формы и виды монополий

 

 

Существуют следующие  виды монополий:

1.естественная;

2.административная;

3.государственная;

4.экономическая.

Естественная монополия - возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе - особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Примером могут служить энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество, если не единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке.

Основными признаками естественной монополии являются следующие:

1. Деятельность субъектов естественных монополий эффективнее в отсутствии конкуренции, что связано с существенной экономией на масштабах производства и высокими условно-постоянными издержками. К таким сферам относят, например, транспорт. Затраты на доставку груза или перевозку одного пассажира тем ниже, чем больше грузов или пассажиров перевозятся в данном направлении.

2. Высокие барьеры входа на рынок, поскольку фиксированные издержки, связанные со строительством таких сооружений, как дороги, линии связи, столь высоки, что организация подобной параллельной системы, выполняющей те же самые функции (строительство дорог и трубопровода или прокладка железнодорожного полотна проблематична) вряд ли может окупиться.

Информация о работе Монопольный рынок