Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 16:54, курсовая работа
Актуальность проблемы заключается в том, что в условиях российской экономики монополия существенно влияет на развитие страны. Задача Федеральной антимонопольной службы - не допустить появление новых монополистических и олигополистических структур, тайные сговоры, повышение цен и т.д.
Объектом изучения в курсовой работе выступает монополия, а предметом изучения - сущность монополии и функционирование в российской экономике.
Целью курсовой работы является изучение особенностей такой рыночной структуры как монополия.
- создания уникального товара;
- эффективного маркетинга;
- разработки и освоение новой технологии, позволившей существенно снизить затраты и на этой основе продавать товары по более низким ценам, не лишаясь прибыли. Можно сказать, что антимонопольная политика и антимонопольное законодательство не имеют целью запрещение или ликвидацию монопольных образований. В обществе сложилось понимание того, что монополия как фактор роста прибыли не может быть уничтожена. Поэтому реальное задание антимонопольной политики заключается в том, чтобы поставить деятельность монополии на государственный контроль, исключить возможность злоупотребления монопольным положением. К. Маркс еще в середине прошлого столетия пришел к выводу, что появление монополий требует государственного вмешательства. Главная цель этого вмешательства заключается в защите и сохранении свободной конкуренции, которой угрожают монопольные тенденции. Конкретно можно сформулировать такие цели: ограничение монополий, поддержка и содействие малому бизнесу, защита прав потребителя [13].
Существуют две основные формы борьбы с монополиями:
- предупреждение создания монополий;
- ограничение использования монопольной власти.
Демонополизация осуществляется путем либерализации рынков. Это достигается гибким маневрированием таможенным режимом (снижение таможенных пошлин, отмена квот, ликвидация других барьеров, препятствующих поступлению на внутренний рынок иностранной продукции), улучшением инвестиционного климата для зарубежных инвесторов, поддержкой малого бизнеса и т.д. Большое значение имеют государственный контроль над процессом концентрации капитала, финансовые санкции в случае нарушения антимонопольного законодательства. Необходимо умело использовать такой инструмент антимонопольной политики, как ведение Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%. Включение в Реестр служит предостережением хозяйствующим субъектам, является профилактической мерой и может быть основанием для изучения того или иного субъекта в плане установления монополистической деятельности [14].
В качестве одного из инструментов антимонопольной политики используется предварительное согласие антимонопольных органов на создание, реорганизацию, ликвидацию, слияние предприятий, приобретение акций (долей) в уставном капитале, на проведение операций на рынке банковских услуг.
Предварительное согласие рассматривается как важный элемент политики создания конкурентной среды. Для проведения антимонопольной политики государство создает антимонопольные службы, основной задачей которых является контроль монополистических тенденций в стране. Антимонопольные службы не являются частью законодательной власти, но их компетенция позволяет им выполнять совещательную функцию. Подобные организации не имеют права действовать авторитарными методами, например, закрывать предприятия. Но они могут заставить предприятие, доминирующее на рынке, возобновить поставку продукции тому получателю, которому в этих поставках было противозаконно отказано. Все их решения обязательны для исполнения. В противном случае налагаются денежные штрафы, предусмотренные законодательством за нарушение антимонопольного закона. При этом необходимо отметить, что все решения антимонопольной службы должны подлежать проверке государственными судами. Кроме осуществления процесса демонополизации антимонопольная служба призвана бороться со злоупотреблениями.
Такая борьба может быть эффективной только при активном участии потребителей. Поэтому широкие массы населения должны понимать практическое значение антимонопольной политики в повседневной жизни. Помочь в этом должна, прежде всего, пресса и другие средства массовой информации. Прессе должно предоставляться право на соответствующее сообщение, но лишь в объективной и честной форме, без какой-либо дискредитации. Каждая антимонопольная служба должна иметь сотрудника для связи с прессой, который сообщает о деятельности службы и комментирует ее.
Антимонопольная политика государства способна нанести вред экономике своей страны, если она, без учета экономических взаимосвязей и без скрупулезной оценки той или иной проблемы, запрещает укрупнение фирм, которое было бы полезно и предоставило бы лучшие шансы в конкурентной борьбе с отечественными или зарубежными конкурентами.
Итак, не во всех случаях антимонопольное законодательство является достаточно эффективным. Оно отличается высокой степенью неопределенности, часто не позволяет точно устанавливать размеры монополизации рынка. Но в целом оно способствует созданию условий для развития конкуренции. За его нарушения предусмотрены значительная уголовная и гражданская ответственность. В этой связи стратегическим направлением антимонопольной политики становится работа по поддержанию и формированию добросовестной конкуренции. Этому нередко мешают соглашения хозяйствующих субъектов, направленные на раздел рынка по территориальному или продуктовому признаку, на создание препятствий входа на рынок конкурентов, на проведение скоординированной ценовой политики. Поэтому антимонопольная политика включает и меры по пресечению подобных антиконкурентных действий. Вместе с тем остается актуальной проблема ограничения и пресечения монополистической деятельности. По отношению к естественным монополиям государство проводит иную политику. В данном случае возникает противоречие. С одной стороны, фирмы - естественные монополисты, как любые монополисты, устанавливают высокие монопольные цены, сокращая объем производства продукции, и получают сверхприбыли. С другой стороны, как указывалось выше, конкуренция в отраслях с естественной монополией экономически неэффективна. Поэтому государство, сохраняя естественные монополии, принимает меры к ограничению их отрицательных последствий для общества, прежде всего, контролируя цены на их продукцию. Обычно, устанавливая цены на продукцию естественных монополий, государство в странах Запада следит за тем, чтобы цены в максимальной степени приближались к предельным издержкам, величина получаемой фирмами прибыли не превышала "нормальной" и снижались издержки [15].
Монополии устанавливают объем производства на уровне ниже эффективного объема, назначая цену выше предельных издержек, что приводит к безвозвратным потерям для общества. Последствия подобной политики могут быть смягчены посредством разумных действий правительства или, в некоторых случаях, самим монополистом посредством ценовой дискриминации. В некотором смысле монополия — весьма обычное явление. Большинство фирм в той или иной степени управляют ценой, которую они устанавливают. Их никто не заставляет назначать рыночную цену на свои товары, потому что они значительно отличаются от продукции других фирм. Немногие из товаров являются действительно уникальными. Большинство имеют заменители, которые если и не полностью им идентичны, то весьма близки.
Монополия — единственный поставщик на рынке. Монополии возникают в тех случаях, когда фирме удается овладеть источником ключевого ресурса, заполучить у правительства исключительные права на поставку товара или удовлетворить рыночной спрос с более низкими издержками, чем нескольким фирмам. Когда монополия увеличивает производство на единицу, это вызывает снижение цены на ее товар, что уменьшает доход от реализации продукции. В результате предельный доход монополии всегда ниже цены ее товара. Фирма-монополия максимизирует прибыль, производя тот объем продукции, при котором предельный доход равен предельным издержкам. Затем монополия назначает цену, соответствующую спросу на данный объем продукции. В отличие от конкурентной фирмы монопольная цена превышает предельный доход фирмы, а, следовательно, и ее предельные издержки.
Правительство реагирует на проблему монополии одним из способов: использует антитрестовские законы, направленные на повышение уровня конкуренции в отрасли; регулирует цены, устанавливаемые монополиями; преобразует монополии в государственные предприятия.Один из методов увеличения монопольной прибыли — назначение разных цен на один и тот же товар в зависимости от готовности различных групп потребителей заплатить за него. Практика ценовой дискриминации ведет к увеличению экономического благосостояния, так как товар приобретут те покупатели, которые в иных условиях отказались бы от его покупки.
Экономическая деятельность монополий, в том числе и естественных, должна рассматриваться в контексте глобализации мировой экономики и ужесточения международной конкуренции транснациональных корпораций. Именно транснациональные корпорации выступают основными субъектами глобальной экономики, аккумулирующими большую часть образующихся в ней доходов. Создание и успешное развитие этих компаний требуют огромных усилий, времени, благоприятного климата, поддержки, в том числе и на правительственном уровне. Национальная экономика без таких компаний обречена на пассивную роль в общемировых экономических отношениях. На сегодняшний день в нашей стране действует единственная в полном смысле транснациональная компания, обладающая неоспоримым весом на европейском континенте – это ОАО "Газпром".
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Курс микроэкономики [Текст] : Учебник / под ред. А.И.Муравьев, А.М.Игнатьев, А.Б.Крутик - Издательство «Лань»,2010.-82 с.
2. Крупная корпорация как объект исследований [Текст] : Учебник / под ред. Кочеврина Ю. М. , издательство «МОСКВА». – 2008. - №11.- С.231
3. Микроэкономика. Теория и российская практика [Тескт] : Учебник для студ. вуз. / Под ред. А. Г. Грязновой, А. Ю. Юданова. - 2-е изд. - М.: ИТД КноРус, 2008. - 234 с.
4. Микроэкономика [Текст] : Учебник для ВУЗов / под редакцией проф. В.Я.Горфинкеля, проф. Швандра. 3-е изд., перераб. и доп., объединение «ЮНИ»,2009. - 448 с.
5. Микроэкономика [Текст] : Учебник / под ред. Ю.М. Осипова., изд. центр «ВЛАДОС» М., 2010. - 491 с.
6. Микроэкономика [Текст] : Шевчук Д.А. Конспект лекций.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.- С. 141.
7. Микроэкономика [Текст] : Учебник / под ред. Тарасевич Л.С., 4-е изд., испр. и доп.- Москва: Юрайт, 2008.- С. 241
8. Микроэкономика:[Текст] Учебник / под общ. ред. проф. А.В. Сидоровича. - М.: «Дело и Сервис», 2009. - 368 с.
9. Микроэкономика [Текст] : Учебник / под ред. Артамонова В.А., изд. «Лама», 2009.-465
10. Практикум по микроэкономике [Текст] : Учебник / А. С. Селищев; научная ред. Г. А. Маховиковой. - СПб.: Питер, 2008. - 245 с.
11. Экономика [Текст] : Учебник / Генкин Б.М. - М.; Изд-во Норма «НФРА»,2010.-373 с.
12. Экономика [Текст]: Учебник / под ред. проф. В.Я.Горфинкеля, акад. Г.Б.Поляка, проф. В.А.Швандара. – 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.- 792 с.
13. Ломовцева О.А. Что такое монополия. [Электронный ресурс] Ломовцева О.А. / Режим доступа: http://www.inventech.ru
14. Трубин М.Ю. От олигополии до монополии. [Электронный ресурс] Трубин М.Ю. Режим доступа: http://aknews.narod.ru
15. Шабунина И.М. Монополия как современная рыночная структура. [Электронный ресурс] Шабунина И.М. / Режим доступа: http://www.bibliofond.ru