Моральный риск и способы его предотвращения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 14:09, реферат

Краткое описание

Целью настоящей работы является общая характеристика морального риска в рыночных трансакциях.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………..3
1. УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МОРАЛЬНОГО РИСКА………………………………………………….. ……………4
2. СПОСОБЫ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ МОРАЛЬНОГО РИСКА…………………………………………………….. …………7
3. КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЙСТВИЯМИ АГЕНТА……………………..9
4. СТИМУЛИРУЮЩИЕ КОНТРАКТЫ…………………………13
5. МОРАЛЬНЫЙ РИСК В ОТНОШЕНИЯХ МЕЖДУ АДВОКАТОМ И ЕГО АГЕНТОМ ………………………………...17
6. МОРАЛЬНЫЙ РИСК, НЕБЛАГОПРИЯТНЫЙ ОТБОР И НОРМЫ ДОГОВОРНОГО ПРАВА………………………………..19
7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………21
8. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………… ………………..23

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат экономика.doc

— 148.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………..3

 

1.   УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МОРАЛЬНОГО РИСКА………………………………………………….. ……………4

 

2.   СПОСОБЫ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ МОРАЛЬНОГО РИСКА…………………………………………………….. …………7

 

3.   КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЙСТВИЯМИ АГЕНТА……………………..9

 

4.   СТИМУЛИРУЮЩИЕ КОНТРАКТЫ…………………………13

 

5.    МОРАЛЬНЫЙ РИСК В ОТНОШЕНИЯХ МЕЖДУ АДВОКАТОМ И ЕГО АГЕНТОМ ………………………………...17

 

6.    МОРАЛЬНЫЙ РИСК, НЕБЛАГОПРИЯТНЫЙ ОТБОР И НОРМЫ ДОГОВОРНОГО ПРАВА………………………………..19

 

7.    ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………21

 

8.    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………… ………………..23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Технический прогресс, усложнение юридических процедур оформления экономических  сделок, обусловили возникновение такой  проблемы как моральный риск.

При этом необходимо отметить, что техническая, научная, правовая сложность предоставляемых на рынке товаров и услуг часто, сама по себе обуславливает возникновение морального риска, так как покупатель не может оценить вещь до ее покупки и начала эксплуатации. Покупая товар покупатель имеет лишь общие представления о показателях качества его работы, которые он формирует из рекламы, СМИ, рекомендаций его знакомых и друзей. Причем данный риск не связан только с личным потреблением, предприятия также покупая новые образцы оборудования или материалов, часто бывают не осведомлены о всех технических и экономических особенностях практического использования приобретения.

Необходимо отметить, что моральный риск не ограничивается товарным миром, он охватывает также  финансовые и трудовые отношения. При  этом дальнейшее расширение товарного производства и усложнение экономических, социальных, политических и культурных связей говорит о том, что моральный риск в процессе рыночных трансакций со временем будет только увеличиваться.

Целью настоящей работы является общая характеристика морального риска в рыночных трансакциях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.   УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МОРАЛЬНОГО РИСКА.

 

У вас сломался телевизор  и вы обращаетесь в ремонтную  мастерскую. Мастер сообщает вам, что  вышла из строя небольшая, но дорогостоящая  деталь, и предлагает вам заменить ее. Вы должны принять решение, основываясь на той информации, которую предоставил вам мастер. Вы не разбираетесь в телевизорах, и вам приходится поверить мастеру и согласиться на замену дорогостоящей детали. Вы можете столкнуться здесь с проблемой морального риска, которую можно сформулировать следующим образом.

   Если лицо, обладающее  необходимой для принятия решения  информацией, имеет интересы, отличающиеся  от интересов лица, принимающего  решение, то это лицо может  пытаться использовать информационное преимущество для того, чтобы повлиять на принятие выгодного для себя решения. Оно будет заинтересовано в том, чтобы не предоставлять полную и точную информацию, имеющую существенное значение для принятия решения.

   В этом примере мы имеем дело со скрытой информацией. Вы получаете телевизор из ремонта, он работает неделю, а затем снова выходит из строя. Вы обращаетесь к другому мастеру, и он сообщает вам, что деталь, которую вам установил первый мастер, была плохого качества. Вам снова нужно оплатить ремонт, кроме того, вы теряете много времени, пытаясь отремонтировать телевизор. Вы снова столкнулись с моральным риском со стороны первого мастера, причиной которого стал другой вид асимметрии информации — скрытые действия. Итак, мы можем определить этот вид морального риска следующим образом.

   Если покупатели  не могут проконтролировать качество  товара или услуги, которые они  приобретают, то поставщики имеют  стимулы к тому, чтобы поставлять  товары низкого качества и  предоставлять услуги с минимальными усилиями, без должного усердия и заботливости. Примером скрытой информации могут служить услуги экспертов: врачей, адвокатов, лиц, осуществляющих ремонт, менеджеров и политиков.

   И в первом, и во втором примере страдает  не только покупатель, но и все общество в целом — происходит растрата ресурсов.

   В целом моральный  риск можно определить следующим  образом [Kotowitz, 1987].

   Моральный риск  — это действия экономических  агентов по максимизации их  собственной полезности в ущерб  другим в ситуациях, когда они не ощущают полностью последствий (или не пользуются полными выгодами) своих действий вследствие неопределенности и неполноты контрактов, которые препятствуют возложению всего ущерба (или получению всех выгод) на соответствующего агента.

   Ситуации, в которых  возникает моральный риск, характеризуются  сочетанием следующих условий:

   1. интересы исполнителя  и заказчика не совпадают, исполнитель  преследует свои собственные  интересы в ущерб интересам  заказчика;

   2. исполнители  застрахованы от неблагоприятных последствий своих действий;

   3. заказчик не  в состоянии осуществлять полный  контроль и совершенное принуждение. 

   Моральный риск  встречается повсеместно. Он возникает  всегда при заключении трудового  соглашения. Фредерик Тейлор, отец «научного менеджмента» писал, что едва ли можно найти компетентного работника, который не посвящал бы большую часть своего времени изучению того, насколько медленно он может работать, чтобы у работодателя все же оставалось впечатление что он работает в приемлемом темпе [Цит. по: Мильгром, Робертс, 1999, т. 1, с. 264]. Работник может проводить рабочее время, готовясь к экзамену или болтая с другом по телефону, хотя его ожидает работа. Сокрытие предприятиями информации, необходимой для разработки планов центральными планирующими органами, было общераспространенным явлением при социализме. Предприятия завышали свои потребности в ресурсах и занижали свои производственные возможности. Это сокрытие информации было необходимо им, чтобы избежать установления слишком напряженных плановых заданий. В компании Форда на одном из заводов менеджер на производстве тайно уменьшил деревянные планки, которые отделяли на конвейере одну автомобильную раму от другой, для того, чтобы произвести дополнительное количество автомобилей, которые скрывались от центрального управления компанией в Детройте. Назначение этих дополнительных автомобилей (которые назывались «Китти») заключалось в том, чтобы создать скрытый резерв автомобилей, который позволял бы избегать наказания за невыполнение слишком напряженных производственных заданий при неблагоприятных условиях. Тем самым максимальные производственные возможности в хорошие времена скрывались от руководства компании. Ведь если ли бы они стали известны, то были бы установлены в качестве плановых заданий [Miller, 1992, p. 141].

   Некоторые ресурсы  в большей степени подвержены  моральному риску, чем другие. Ресурсы или капиталовложения  называются пластичными, если  использование ресурса по назначению  трудно проконтролировать, а законных способов его использования может быть много. Лицо, которое принимает решение (управляет использованием пластичного ресурса) в данном случае имеет больше возможностей тайно повлиять на ожидаемые результаты в своих интересах. Если контроль использования пластичного ресурса требует больших издержек, то в этом случае и возникает опасность морального риска. Ресурсы, которые не являются пластичными, не требуют контроля над своим использованием [Alchian, Woodward, 1987].

   Примером отрасли  с невысокой степенью пластичности ресурсов могут служить железные дороги, предприятия коммунальной сферы, авиалинии, нефтепереработка (в отличие от геологической разведки нефтяных месторождений). Наиболее пластичным ресурсом является человеческий капитал. Поэтому исследовательские компании и предприятия, где основную роль играет человеческий капитал, например, индустрия моды, юридические конторы, предприятия, занимающиеся созданием компьютерных программ, архитектурные мастерские и т.д. в наибольшей степени подвержены моральному риску.

   Деньги также  высокопластичный ресурс. Поскольку  кредиты могут использоваться  не по назначению, что ставит  под удар их возврат, а контроль  действий заемщиков достаточно  сложен и требует больших издержек, то опасность морального риска  в этой сфере весьма серьезная.

   Частным случаем  морального риска является проблема, которая носит название проблема  приципала-агента (заказчика- исполнителя)  или проблема агентских отношений  (agency). Идея, которая стоит за этими  понятиями, очень проста. Агент  действует по поручению принципала, но принципалу трудно проконтролировать действия своего агента. То, что принципал может наблюдать — это в основном результаты. Если принципал — это владелец фирмы, то управляющий — это агент, а результатом будет прибыль в конце года. Если бы не возникало никаких внешних обстоятельств, которые могли бы повлиять на результаты, то принципал мог бы оценить результаты работы фирмы и сделать выводы о поведении агента (об уровне его усилий). Однако если внешние обстоятельства могли повлиять на результаты, в этом случае у агента могут быть серьезные аргументы в свое оправдание. Он объяснит плохие результаты неблагоприятными внешними условиями и принципал не сможет точно определить, что явилось причиной плохих результатов. Любой контракт с агентом будет неполным контрактом.

   Проблема здесь  возникает из-за асимметрии информации, которая складывается при наличии  двух условий:

   — деятельность  агента не поддается непосредственному  наблюдению принципала;

   — о деятельности  агента невозможно судить по ее конечным результатам.

   Принципал может  оказаться перед угрозой серьезных  потерь. Благополучие его зависит  от действий агента. Издержки  в агентских отношениях [Jensen, Meckling, 1976] складываются из следующих  компонентов:

   — издержек  контроля со стороны принципала;

   — издержек  исполнителя, связанных с добровольным  принятием более жестких условий,  например, издержки по внесению  залога;

   — остаточных  потерь, т.е. потерь принципала  от решений агента, отклоняющихся  от решений, которые принял бы сам принципал, если бы обладал информацией и способностями агента.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.   СПОСОБЫ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ МОРАЛЬНОГО РИСКА.

 

Как можно решить проблему морального риска? Существует несколько  путей ее решения.

 

Контроль за действиями агента

Стимулирующие контракты

Моральный риск в отношениях между адвокатом и его клиентом и форма вознаграждения адвоката

Добровольное принятие агентом более жестких условий (bonding)

Принцип «сделай сам»

 

Агенты могут добровольно  ставить себя в более жесткие  условия, стесняя свободу своих будущих действий. Они как бы вносят залог, который теряют, если обнаруживается, что их поведение отклоняется от интересов принципала. Строительные подрядчики депонируют определенную сумму, которой они могут лишиться, если проект не будет завершен в срок или будет выполнен некачественно.

   Здесь речь  идет о явном, прямом залоге, но залог может быть и косвенным.  Так, управляющие компаний связывают  себя залогом, когда берут кредит  в банке, поскольку кредит нужно  возвращать, а если фирма обанкротится, то пострадает репутация управляющего.

   Другим примером  может служить форма оплаты  труда, которая имитирует эффект  залога. Работник мог бы предоставить  явный залог работодателю. Если  залог будет больше, чем выгоды  от «отлынивания», то работник  будет опасаться лишиться залога, будет старательно выполнять задания, и «отлынивания» не будет Полезность, которую работник получает от отлынивания, — это снижение стресса, связанного с трудовыми усилиями, получением времени на собственные нужды и т.д. Выгоды от «отлынивания» могут быть большими, а вероятность быть пойманным на «отлынивании» — низкой. Поэтому, чтобы сдерживание от отлынивания было достаточно эффективным, явный (например, денежный) залог должен быть достаточно большой величины, а у работника не хватит средств на него.

   Но можно использовать  схему заработной платы, которая  имитируют эффект залога и  заставляет работника ценить  свою работу и работать добросовестно.  Как правило, оплата труда увеличивается  с возрастом по мере накопления  опыта работы. Мы обсуждали эту схему оплаты труда в качестве средства предотвращения неблагоприятного отбора. Другое объяснение было предложено Эдвардом Лейзером, который рассматривает эту схему как своего рода связывание залогом в целях предотвращения морального риска работников [Lazear, 1979].

   Фирмы платят  работникам в начале их карьеры  заработную плату, которая меньше, чем их предельный продукт,  и по мере приближения возраста, когда начинает выплачиваться  более высокая заработная плата,  последняя начинает играть роль залога, который рабочий может потерять, если будет работать недобросовестно. Чтобы этот механизм был эффективным, должны выполняться два условия. По достижении пенсионного возраста работники обязательно должны уходить на пенсию, поскольку в пожилом возрасте работники получают заработную плату большую, чем ценность производимого ими продукта. Кроме того, должен действовать механизм, который делал бы обещание фирмы заслуживающим доверия. Этим механизмом может быть принцип учета выслуги лет при увольнении работников, т.е. для того, чтобы уволить работника, в течение длительного времени работающего на фирме, фирма должна уволить всех тех работников, которые пришли на фирму позже него.

   Почему агенты  добровольно соглашаются связать  себе руки, ставя себя в более жесткие условия? Дело в том, что использование заложников выгодно обеим сторонам. Работодатель, который видит, что у работника связаны руки и отлынивание ему невыгодно готов заплатить работнику более высокое вознаграждение.

   Во франчайзинговых  сделках рента, которую франчайзи надеется получить в будущем, служит в качестве «заложника», создает для него стимулы к отказу от оппортунистического поведения и делает соглашение между сторонами самовыполняющимся. Однако угроза наказания — расторжение договора в случае оппортунистического поведения франчайзи — будет действенной только, если закон не затрудняет прекращение сделки с недобросовестным франчайзи, защищая его как слабую сторону [Blair, Lafontaine, 2005, p. 135].

 

 

И, наконец, четвертый  способ предотвращения морального риска — это принцип «сделай сам», изменение структуры собственности и организационная перестройка. Моральный риск в агентских отношениях можно преодолеть, если отказаться от услуг агента и сделать все самому, однако это не всегда возможно (вы не можете сами сделать себе операцию) или вы потеряете выгоды от специализации труда. Бороться с моральным риском можно, изменив структуру собственности. Если с поставщиком существуют регулярные и сложные отношения, а он ведет себя оппортунистически и не следит за качеством поставляемой продукции, то для потребителя может оказаться выгодным приобрести фирму-поставщика. В данном случае вертикальная интеграция решит проблему морального риска в отношениях с агентом. Так, во франчайзинговых сетях наблюдается высокая доля собственных точек франчайзера, если ценность брэнда высока. Подобным образом франчайзер решает проблему морального риска со стороны недобросовестных франчайзи [Blair, Lafontaine, 2005, p. 135].

Информация о работе Моральный риск и способы его предотвращения