Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 14:43, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование и анализ классификации мотивов и классификации стимулов. Задачи исследования: - Рассмотреть процесс формирования, функции и классификацию мотивов трудовой деятельности; - Рассмотреть классификация стимулов. Объектом исследования являются мотивы и стимулы трудовой деятельности.
Предмет исследования: понятие,классификация мотивов и стимулов трудовой деятельности.
Введение
1. Мотивы трудовой деятельности
1.1. Процесс формирования и функции мотивов трудовой деятельности
1.2. Классификация мотивов трудовой деятельности
2. Стимулы трудовой деятельности.
2.1. Классификация стимулов трудовой деятельности
2.2. Материальные стимулы
2.3. Нематериальные стимулы
Заключение
Список использованной литературы
Особенностью этих стимулов является не только то , что они отсрочены по времени, но и то, что работник выступает в их материальном обеспечении долевым участником. При этом медицинское и пенсионное обеспечение почти всегда является «программой трех субъектов»: самого работника, фирмы и государства.
Отсроченное материальное стимулирование - своеобразная форма партнерских отношений персонала и работодателя, выступающих в качестве инвесторов, которая одновременно является и выплатами, обеспечивающими будущее персонала.
Все указанные разновидности материального неденежного стимулирования в настоящее время используют главным образом крупные, частично средние и совсем редко малые предприятия, поскольку последние не обладают для этого достаточными финансовыми средствами. Однако малые предприятия достаточно широко используют своеобразные коллективные формы льготирования своих работников, такие как оплата членства в профессиональных организациях, участи е в сберегательных фондах, различных частных и муниципальных фондах по профессиональному обучению и повышению квалификации.
В современных условиях предприятие, которое хочет быть лидером на рынке по качеству производимых товаров и предполагаемых услуг, должно разрабатывать социальную политику в отношении своих сотрудников, которая должна быть ориентирована на успех предприятия на рынке. А поэтому отношения между наемным работником и работодателем не могут рассматриваться только как отношения «деньги за работу». Социальные льготы, которые предоставляет предприятие своим сотрудникам, должны быть привлекательны и выгодны для обеих сторон - для предприятия, и для наемного работника.
2.3. Нематериальные стимулы
Кроме материальных стимулов существуют так же еще и нематериальные стимулы.
Смысл понятия «нематериальный стимул» объединяет в себе все то, что, обязательно отразившись в чувствах человека и мысленных образах, реально затрагивает потребности и интересы личности. Нематериальное стимулирование базируется на знании психологических основ поведения человека в труде и понимании значимости трудовой деятельности в удовлетворении высших потребностей человека - как отдельного работника, так и персонала в целом.
В качестве потенциальных нематериальных стимулов могут рассматриваться все имеющиеся в распоряжении субъекта управления моральные, нравственно-психологические, социальные и организационные ценности, которые являются адекватными социально-обусловленным потребностям личности. К нематериальным могут быть отнесены любые стимулы трудовой деятельности, за исключением денежного и неденежного материального вознаграждения персонала.
Основные направления нематериального стимулирования персонала – моральное стимулирование, организационное стимулирование и стимулирование свободным временем. Исходя из этого, в структуре нематериального стимулирования выделяют следующие стимулы (см. таблицу 5).
Таблица 5 - Нематериальные стимулы
Нематериальное стимулирование трудовой деятельности |
Назначение |
Стимулы |
1 |
2 |
3 |
Моральное стимулирование |
Регулирование поведения работников на основе предметов и явлений, отражающих общественное признание |
Награждение (медали, знаки
отличия, предметы личного пользования
с дарственной или благодарстве |
Информирование о заслугах и достижениях | ||
Управление взаимоотношениями индивидуумов, групп | ||
Организационное стимулирование |
Регулирование поведения работника на основе изменения чувства его удовлетворенности работой в организации |
Повышение качества трудовой жизни |
Управление карьерой | ||
Вовлечение персонала в процесс управления | ||
Организация соревнований | ||
Стимулирование свободным временем |
Регулирование поведения работников на основе изменения времени его занятости |
Дополнительные выходные дни (отгулы) |
Возможность выбора времени
отпуска в удобное для | ||
Сокращение длительности рабочего дня за счет высокой производительности труда | ||
Перераспределение рабочего времени самим работником (гибкая занятость, надомная работа, работа на домашнем телефоне и агентская работа) |
Среди нематериальных стимулов, активно используемых в практике стимулирования персонала российских и зарубежных организаций, широко распространены:
- официальное признание заслуг: награждение почетными грамотами, значками, медалями, помещение на доску почета; объявление благодарности, вручение подарков «за заслуги», присвоение званий: почетного работника, ветерана предприятия, передовика в какой-либо профессии или в типе поведения (активность, новаторство, преданность);
- предоставление возможностей для творчества: освобождение от рутинных обязанностей; перевод на более интересный участок работы; выделение ресурсов под творческую задачу (людских, материальных, денежных); назначение руководителем проекта нововведений и т.д.;
- привлечение работников к управлению: вопросы к сотрудникам на предмет внесения предложений по решению различных проблем предприятия; делегирование полномочий; привлечение к работе комитетов и комиссий по решению каких-либо задач предприятия; включение в рабочие группы проектов изменений в организации;
- изменение статуса работника: назначение на руководящую должность (продвижение); включение в кадровый резерв на продвижение; присвоение категории; перемещение в другое подразделение; предоставление дополнительных полномочий и т.д.;
- улучшение условий труда и режима работы: улучшение психофизиологических и эргономических условий труда; внедрение новых технологий, учитывающих человеческий фактор; предоставление свободного графика работы и т.д.;
- совершенствование стиля руководства и методов управления: неформальное использование стимулирующих воздействий, коммуникаций, эмоциональной окраски делового общения;
- формирование организационной культуры. Так же как стиль управления, организационная культура относится к нематериальным стимулам. Стимулирующее воздействие организационной культуры происходит очень медленно, но имеет огромную стимулирующую силу. Кроме того, изменение организационной культуры - очень сложная задача, выполняемая обычно в течение нескольких лет и даже десятилетий.
Управленческая деятельность в области нематериального стимулирования должна быть направлена на привлечение в организацию высококвалифицированных кадров, молодых специалистов; обеспечение организации кадрами требуемого качества, количества и в нужное время; снижение текучести кадров; формирование благоприятного социально-психологического климата и продуктивной рабочей обстановки в первичных коллективах и в целом в организации; формирование (упрочение) имиджа организации как благоприятного работодателя; формирование и поддержание организационной культуры.
Материальные и нематериальные стимулы хорошо сочетаются и активно дополняют друг друга. При этом важно понимать, что нематериальное стимулирование персонала будет действенным в тех случаях, когда оно основано на совокупности правовых норм, закрепляющих управленческие методы и средства воздействия на персонал в целях усиления мотивации правомерного поведения и поощрения развития нужных для организации (и/или общества) форм решений.
Заключение
В заключении следует сказать, что правильность выбора мотивов и стимулов в управлении деятельностью персонала исключительно важна для эффективной работы организации. Это объясняется тем, что стимулы и мотивы в процессе управления призваны изменить поведение человека и сделать его соответствующим тем задачам, которые он профессионально решает на своем рабочем месте.
При этом система мотивов и стимулов труда должна опираться на определенную базу (нормативы трудовой деятельности). Вступление работника в трудовые отношения предполагает, что он за предварительно оговоренное вознаграждение должен выполнять некоторые обязанности.
При этом, работник должен знать, какие требования к нему предъявляют, какое вознаграждение он получит при их неукоснительном соблюдении, какие санкции последуют в случае их нарушения.
Для эффективного функционирования любой организации, необходимо, чтобы было выполнено одно важное условие - обеспечено использование каждого работника во всём многообразии проявления психофизиологического и мотивационного потенциалов.
В исследованиях современных зарубежных менеджеров понятие мотивации и стимулирования идентичны и можно утверждать, что основная роль в деле стимулирования труда, а значит, в четком и бесперебойном функционировании мотивации, принадлежит определенным кадровым механизмам, которыми в совершенстве должен владеть руководитель.
Для управления активизацией персонала необходимо постоянно контролировать процесс использования методов стимулирования на предприятии. Руководитель, который хочет управлять не «на ощупь», а делать это экономически грамотно, должен постоянно иметь перед собой точную характеристику производственных взаимоотношений на предприятии.
Такую характеристику, возможно, получить только на основе анализа использования методов стимулирования и выявление наиболее эффективных форм мотивации труда для повышения заинтересованности персонала в работе предприятия.
Использование различных форм и методов стимулирования позволит сформировать руководству фирмы действенную мотивацию кадров к эффективной деятельности, что, в свою очередь, будет способствовать не только функционированию, но и развитию предприятия. Поэтому хозяйственная деятельность предприятия во многом зависит от правильной организации финансовой и управленческой работы на предприятии.
Успех любой фирмы во многом зависит от того, на сколько полно и точно было проанализировано реальное состояние дел в области управления предприятием. Экономические реформы предполагают утверждение таких условий хозяйствования, при которых работники получают реальную возможность проявить свою инициативу и чтобы эти условия пробудили у них интерес к трудовой деятельности.
Сегодня обостряется необходимость решения проблем заинтересованности каждого человека в качественной и творческой работе во благо предприятия и общества.
Список использованной литературы
Приложение 1.
Рисунок 1 - Процесс формирования мотива