Муниципальная экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 17:42, лекция

Краткое описание

Цель – изучить основные элементы муниципальной экономики, рассмотреть особенности ее функционирования и развития.
Задачи :
- изучить систему экономических отношений на муниципальном уровне;
- проанализировать основные цели муниципальной экономики и структуру ее ресурсного потенциала;
- рассмотреть систему противоречий развития муниципальной экономики;
- раскрыть сущность и содержание муниципальной собственности, выявить ее отличительные признаки;
- определить роль муниципальной и немуниципальной собственности в социально-экономическом развитии территории;
- проанализировать организационные основы регулирования муниципальной экономики и определить пути их дальнейшего совершенствования;
- раскрыть сущность и содержание муниципальной экономической политики, проанализировать ее составные элементы.

Вложенные файлы: 1 файл

Otvety_po_ME.doc

— 160.00 Кб (Скачать файл)

Роли местного правительства в  разных странах существенно различаются. Эти отличия прежде всего зависят  от сложившейся социально-политической системы, взаимоотношений местных  правительств с национальным. C точки  зрения разделения полномочий с национальными правительствами теория местных сообществ выделяет три основных типа местных правительств.

Первый тип — администрация. В этом случае местное правительство рассматривается как низший уровень системы государственного управления. Местные органы власти фактически являются отделениями центрального правительства на местах, которые поручают им исполнение определенных функций. Национальное правительство осуществляет полный контроль за деятельностью местного правительства, включая назначение руководителя и финансирование, и в любой момент может вмешаться в жизнь местного сообщества. Иными словами, право принятия решений, касающихся жизни местного сообщества, в конечном счете принадлежит центральному правительству. В наиболее ярком виде этот тип местного правительства был представлен в советской системе.

Второй тип — агентство. В этом случае создаются местные органы с некоторой финансово-административной самостоятельностью. Центральное правительство делегирует свои полномочия этим органам власти, передает им определенные функции. Эти органы получают определенную степень самостоятельности в своей деятельности, но остаются подконтрольными центру. В определенном смысле это — переходная форма от административного типа организации местного правительства к автономному.

Третий тип — автономия. Здесь речь идет не столько о “претворении  в жизнь” установленных центром задач (как в случае администрации) или выполнении функций, определенных центральным правительством, сколько о передаче права принятия решений, постановки задач, соответствующих ресурсов на места и создании автономных, не зависимых от национального правительства органов местной власти. Эти органы избираются демократическим путем и представляют интересы конкретного местного сообщества (района, города, станицы и т.д.).

Модели МХ

Три модели муниципального хозяйства:

    • Коммунальная модель.

Жители сами оплачивают поставщикам  индивидуально потребляемые ими  муниципальные услуги, в том числе  социально значимые, а затраты  на финансирование общественных услуг несут в форме уплаты налогов.

Муниципалитет не участвует в хозяйственной  деятельности и не имеет имущества, приносящего доход. Конкурентный рынок  муниципальных услуг настолько  развит, что задачей муниципальной  власти является лишь выявление оптимальных поставщиков услуг по соотношению показателей цены и качества.

    • Коммунально-рентная модель отличается от предыдущей тем, что предусматривает участие органов местного самоуправления в оказании жителям ряда бесплатных или частично оплачиваемых услуг, в основном социальных.

Более высокая потребность муниципалитета в финансовых средствах в данной модели обеспечивается тем, что налоговые  доходы дополняются рентными платежами. Для этого в муниципальную  собственность передаются основные экономические ресурсы территории: земля и объекты недвижимости.

Однако в прямой хозяйственной  деятельности муниципалитет не участвует. Муниципальных предприятий, как  и при коммунальной модели, быть не должно.

    • . Муниципально-рентная модель характеризуется тем, что органы местного самоуправления несут значительную часть финансового бремени по решению вопросов жизнеобеспечения населения. Для этого они должны иметь в качестве источников доходов не только налоговые доходы и рентные платежи, но и крупные доходы от хозяйственной деятельности муниципальных предприятий и, следовательно, должны быть полноценными хозяйствующими субъектами на своих территориях.

Очевидно, что коммунальная модель муниципального управления возможна лишь в экономически развитых странах  с высоким жизненным уровнем  населения.

Для России эта модель преждевременна, ибо «низкая платежеспособность и менталитет населения вынуждают  муниципальную власть предоставлять  жителям большое количество частично оплачиваемых либо вовсе не оплачиваемых ими услуг, что характерно для  муниципально-рентной модели.

Однако муниципально-рентная модель противоречит проводимому государством курсу на ограничение хозяйственной  деятельности муниципалитетов. Поэтому  само собой напрашивается вывод, что для России наиболее приемлемой является промежуточная - коммунально-рентная модель.

Модель МХ

 

В рыночной экономике местные хозяйства  как и фирмы связаны друг с  другом отношениями конкуренции. Описывая местное хозяйство в роли субъекта конкуренции, следует однако выделить его специфические характеристики.

Во-первых, местное сообщество связано с остальным миром движением товаров и услуг.

С точки зрения интересов местного сообщества движение товаров и услуг  местного производства за его пределы  означает дополнительные рабочие  места для населения, а для предпринимателей — возможности расширения производства за пределы спроса, предъявляемого на местном рынке.

В то же время закупки товаров  и услуг за пределами сообщества позволяют предпринимателям компенсировать недостаток местных ресурсов. Для местных покупателей ввозимых потребительских товаров это означает более полное удовлетворение потребностей, расширение выбора товаров, экономию времени и часто сокращение денежных расходов, связанных с покупками за пределами сообщества.

С другой стороны, детальный анализ товарной структуры местного импорт и экспорта может высветить и слабые стороны в экономической деятельности сообщества. Например, преобладание сельскохозяйственного сырья в экспорте чаще всего отражает  отсталую структуру экономики и слабость конкурентных позиций местного сообщества. Как известно, поставщики сельскохозяйственной продукции являются ценополучателями. Рабочие места в этом секторе экономики обычно относятся к категории “плохих”.

Во-вторых, местное производство товаров и услуг зависит от ресурсов, местных и получаемых извне.

Характеризуя местные ресурсы, следует обратить внимание на следующие  важные обстоятельства:

обеспеченность ресурсами зависит  не только от их количества, но и от способа их использования и применяемой технологии;

мобильность и доступность ресурсов не менее важны чем просто их количество;

в современной экономике роль ресурсов, создаваемых в процессе деятельности людей (труд, управление, технология, капитал) значительно выше, чем природных  ресурсов (земля, вода, полезные ископаемые);

качество ресурсной базы зависит  не только от наличия или недостатка тех или иных ресурсов, но и от их комбинации.

В-третьих, экономическая активность в местном сообществе зависит от разности между притоком доходов извне и объемом местных доходов, реализуемых за пределами сообщества.

Необеспеченность потребительского спроса  товарами местного производства заставляет граждан расходовать  свои деньги за пределами сообщества. В результате сокращаются доходы местного бюджета, упускаются возможности повышения деловой активности в розничной торговле. С другой стороны, продажи местных товаров и услуг за пределами сообщества увеличивают его совокупные финансовые ресурсы, которые могут быть использованы в целях развития.

В-четвертых, действия местных лидеров как в общественном, так и в частном секторах могут придать импульс развитию местного сообщества или затормозить его. В частности, при соответствующей организации взаимодействия субъектов местной экономики появляются возможности расширения экономических границ сообщества (ареала торговли, ареала трудовых ресурсов).

Таким образом, смысл экономической  деятельности местного сообщества заключается  в эффективном использовании  местных ресурсов и преимуществ  в конкуренции с другими сообществами с целью более полного удовлетворения потребностей населения.

Содержание муниципального экономического развития

Экономическое развитие - последовательная, проходящая определенные стадии деятельность для достижения частных и групповых  интересов путем эффективного управления имеющимися ресурсами. Специфика экономического развития заключается в том, что это, прежде всего действия, которые ведут к повышению производительности, расширению выбора товаров и услуг для производителей и потребителей. Развитие как рост означает  структурные изменения,  ведущие к технологическому прогрессу, повышению качества продукции и улучшению распределения товаров и услуг. Рост означает повышение экономической активности, в то время как развитие может быть достигнуто и за счет снижения экономической активности.

Развитие  как улучшение означает  социальные перемены,  обеспечивающие равные возможности широкому кругу людей воспользоваться общественными благами — образованием, здравоохранением, жильем, участием в принятии политических решений.

Источником  изменений могут быть как внешние, так и внутренние импульсы.

Характеристики  экономического развития: Во-первых, экономическое развитие — последовательная, проходящая определенные стадии деятельность в целях достижения частных и групповых интересов путем эффективного управления имеющимися ресурсами. Во-вторых, экономическое развитие предполагает: постановку целей; определение состава участников, характера и порядка их взаимодействия; оценку сложившейся ситуации и возможных последствий принимаемых решений; поиск новых комбинаций имеющихся ресурсов и возможностей вовлечения новых ресурсов. В-третьих, поскольку участниками экономического развития являются конкретные люди, то и способы достижения целей, и организационные формы развития обусловлены  сложившимися правилами игры.

Развитие  местного хозяйства подразделяется на два типа: эндогенное и экзогенное (в зависимости от того, куда идут и как распространяются импульсы и волны развития).

Под эндогенным развитием понимается развитие, вызываемое внутренними причинами; экзогенное развитие - это развитие под воздействием внешних причин. Также выделяют интенсивный и экстенсивный типы развития местного хозяйства, ускоренный и замедленный.

 

Цели развития муниципальной экономики

В наиболее общем виде целью и результатом развития местного сообщества является благосостояние его населения. Это понятие включает следующие основные элементы:

продукты (услуги);

занятость;

”внешние эффекты”;

благоустройство местного сообщества.

Продукты (услуги). Благосостояние населения — это главный “продукт” развития местного сообщества, который материализуется в конкретных видах продуктов и услуг,  выражающих потребности местного населения и приносящих выгоды в результате их производства. Поэтому цели развития связаны с тем, чтобы выявить нужды местного сообщества в товарах и услугах и разработать стратегические проекты  их реализации. Определение потенциальных потребителей, выявление того какого рода товары им нужны и по какой цене они готовы приобрести товар(услугу), расширение возможностей информирования населения о товарах(услугах) — вот некоторые вопросы, которые должны быть изучены на стадии предварительных маркетинговых исследований и которые позволят сформулировать цели развития местного сообщества в области производства товаров и услуг, предлагаемых как предприятиями, так и местным правительством.

Занятость и доходы. Создание рабочих мест является одной из важнейших стратегических целей развития местного сообщества. При этом важно соотношение новых создаваемых рабочих мест с профессиональными характеристиками и/или запросами тех членов местного сообщества, которые в них нуждаются. В этом контексте дополнительные возможности увеличения занятости связаны со следующими разновидностями рабочих мест:

рабочие места под существующие человеческие ресурсы;

новые рабочие места, занятие которых  предполагает переподготовку кадров;

рабочие места, занятие которых  связано для конкретных людей  с изменением рода деятельности.

“Внешние эффекты”. В ходе реализации мер по развитию возникают сопутствующие результаты, так называемые “внешние эффекты”. По общепринятому определению, “внешние эффекты” представляют собой не отраженные в рыночных ценах товаров и услуг воздействия на третьих лиц, не участвующих в рыночных сделках. “Внешние эффекты” могут быть и положительными, и отрицательными. Примером положительного эффекта может служить утилизация различного рода отходов, которая приносит выгоду не только продавцам, но и покупателям этой услуги. Напротив, химический комбинат, загрязняющий атмосферу, создает внешний отрицательный эффект производства.

Привлечение фирм, ранее действовавших  за пределами местного сообщества, расширение или создание новых местных  фирм, деятельность которых связана  с основными направлениями экономической активности местного сообщества, как правило, оказывает на последнее более благоприятное воздействие, чем воздействие фирм, не связанных со сложившейся экономикой. Социально-экономические связи новых фирм с местной экономикой могут включать, например, следующие:

использование местного сырья;

использование в качестве ресурсов товаров и услуг местного производства;

продажа производимых товаров (услуг) на местном рынке;

привлечение новых капиталовложений;

привлечение новых работодателей.

Проекты, усиливающие внутреннюю экономическую интеграцию местного сообщества, обычно создают и конкурентные преимущества.

Благоустройство как  цель деятельности местного сообщества и результат местного хозяйствования предполагает обеспечение благосостояния, т.е. удовлетворение социальных, материальных и духовных потребностей местного населения, причем в первую категорию входят экологическое оздоровление городов, сел, станиц, здравоохранение, обеспечение продовольственными и другими потребительскими товарами и услугами, социальное обеспечение, а также проблема безопасности (пожарная охрана, борьба с наводнениями и другими стихийными бедствиями), а во вторую — народное образование, культура и отдых, эстетика и общественная нравственность.

Информация о работе Муниципальная экономика