Муниципальная экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 17:42, лекция

Краткое описание

Цель – изучить основные элементы муниципальной экономики, рассмотреть особенности ее функционирования и развития.
Задачи :
- изучить систему экономических отношений на муниципальном уровне;
- проанализировать основные цели муниципальной экономики и структуру ее ресурсного потенциала;
- рассмотреть систему противоречий развития муниципальной экономики;
- раскрыть сущность и содержание муниципальной собственности, выявить ее отличительные признаки;
- определить роль муниципальной и немуниципальной собственности в социально-экономическом развитии территории;
- проанализировать организационные основы регулирования муниципальной экономики и определить пути их дальнейшего совершенствования;
- раскрыть сущность и содержание муниципальной экономической политики, проанализировать ее составные элементы.

Вложенные файлы: 1 файл

Otvety_po_ME.doc

— 160.00 Кб (Скачать файл)

Благоустройство, занятость, доходы достигаются через развитие местного хозяйства.

Ресурсы развития

Экономическое развитие местного сообщества связывается не просто с наличием ресурсов, но и  с определенным их сочетанием —  комбинацией ресурсов. При отсутствии  одного из них развитие невозможно, даже если другие ресурсы имеются в избытке.

К стратегическим ресурсам относят следующие:

физический капитал;

”человеческий капитал”;

социальный капитал;

рынки

финансовые ресурсы;

управление.

Физический  капитал. Физический капитал включает как природные ресурсы, так и созданные человеком оборудование, производственную инфраструктуру: дороги, порты, энергетические системы, здания и т.п. Природные ресурсы (почвы, недра, климат, водные запасы, животный и растительный мир, географическое местоположение) ограничены.

”Человеческий капитал”. ”Человеческий капитал” —  это оценка воплощенной в индивидууме потенциальной способности приносить доход. Человеческий капитал включает врожденные способности и таланты, а также полученное образование и приобретенную квалификацию. Величина совокупного “человеческого капитала” в определенном местном сообществе зависит от численности работоспособного населения, желания и способности людей трудиться.

Социальный  капитал. С недавнего времени социальный капитал рассматривается как жизненно важный фактор экономического развития местных сообществ1. В отличие от  физического или человеческого капитала, влияющих на индивидуальную производительность, социальный капитал имеет отношение к общественной организации.

Социальный капитал — это социальные сети/сети сотрудничества, социальные нормы и доверие, складывающиеся в рамках сообществ по интересам и способные передаваться из одной ситуации в другую.

Рынки. Их можно определить как совокупность условий, благодаря которым покупатели и продавцы товара (услуги) вступают в отношения друг с другом с целью купли-продажи этого товара(услуги).

Объем спроса зависит  от числа людей или организаций, желающих приобрести товар; качества товара; цены, по которой он предлагается; информированности потенциальных потребителей о качестве, цене, наличии товара.

Объем спроса на определенный товар(услугу) не остается постоянным. Изменения в структуре и характеристиках  населения, в его ценностных ориентациях  и социальных отношениях, изменения  в национальной и мировой экономике могут вести к изменению потребностей и формированию потенциальных потребителей товара.

Финансовые  ресурсы. Деньги, необходимые для реализации практически любого проекта, обычно вызывают “головную боль” у большинства местных органов управления или организаций по развитию. Чаще всего поиск денег воспринимается ими как выделение денежных средств, а не как финансирование. В общественном секторе выделение средств означает получение всех финансовых ресурсов, необходимых для разработки проекта/программы или управления процессом их реализации. В этом случае речь идет о средствах, собранных в виде налогов и используемых для поддержания общественной активности, независимо от того, какой доход она  приносит. Финансирование же связано с поиском источников капитала (в основном частного), которые используются для обеспечения проекта финансовыми ресурсами. При этом предполагается, что реализация проекта обеспечит получение достаточной прибыли и соответственно самоокупаемость проекта.

Финансирование проекта требует больше воображения, чем реальных денег. Подтвержденный документально спрос на услуги или право на использование площадей, принадлежащих местным органам власти, прав на использование других ресурсов может позволить местному сообществу реализовать проект, не прибегая к налоговым инструментам. Хорошие идеи — ключ к развитию.

Управление.

Успех программы экономического развития напрямую связан с эффективной  координацией между предпринимателями  и правительством, между различными организациями и органами управления. Одной из важнейших целей управленческих усилий является обеспечение поддержки со стороны членов местного сообщества и их участия в реализации проектов развития.

Экономическое содержание муниципальной собственности: понятие, особенность.

Муниципальная собственность — это ключевой элемент муниципальной экономики. Именно она лежит в основе удовлетворения общественных потребностей населения МО.

В современной науке  существует два подхода к анализу  муниципальной собственности: правовой и экономический. С правовой точки зрения  муниципальная собственность - это имущество, в отношении которого МО обладает правами владения, пользования и распоряжения. 

Экономисты рассматривают  собственность как систему экономических отношений. С экономической точки зрения собственность — это отношения между людьми по поводу определения субъектной принадлежности тех или иных материальных благ. В соответствии с этим подходом собственность возникает  в результате акта присвоения  имущества субъектами собственности.

Субъекты муниципальной собственности имеют сложный, многоуровневый характер. В соответствии с Конституцией РФ в роли собственника первого уровня выступает население МО. Именно ему принадлежат права владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью. В то же время в качестве собственника муниципального имущества население МО выступает опосредованно. Оно лишь владеет и отчасти пользуется муниципальной собственностью, передавая право распоряжения ею ОМС. Это субъект права муниципальной собственности второго уровня. Население МО и выступающее от его имени ОМС образуют исходные  субъекты-носители права муниципальной собственности. Но муниципальная собственность имеет и производные субъектные уровни. К таким уровням могут быть отнесены МУП и учреждения, которые владеют, пользуются и распоряжаются вверенным им имуществом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Структура, состав объектов муниципальной собственности  и их классификация

Объекты муниципальной  собственности многофункциональны и задействованы в решении широкого круга местных вопросов. В структуру муниципальной собственности входят: средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды; имущество ОМС; муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности; МУП и организации;  муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения; различные муниципальные учреждения; другое движимое и недвижимое имущество.

В соответствии с ФЗ № 131 за каждым уровнем местного самоуправления закрепляется имущество, предназначенное для решения соответствующих вопросов местного значения.

Многообразие объектов муниципальной собственности обусловливает необходимость ее классификации.

В зависимости от возможности  физического перемещения все  объекты муниципальной собственности могут быть поделены на движимое и недвижимое имущество.

В зависимости от особенностей функционирования выделяют:

      • объекты муниципальной собственности, необходимые для реализации качественных функций собственника и непосредственно управляемые им самим;
      • объекты муниципальной собственности, входящие в систему муниципального хозяйства (МУП), которым имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения;
      • муниципальные учреждения, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления.

Формирование муниципальной  собственности осуществляется различными способами, которые можно подразделить на административные и гражданско-правовые. Административный способ формирования муниципальной собственности предполагает проявление воли только одной стороны — государства и реализуется при издании органом государственной власти соответствующего нормативного акта. По Постановлению РФ  «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик и муниципальную собственность» происходит разделение собственности по признаку функционального назначения имущественных объектов в соответствии с разграничением предметов ведения и полномочий органов власти различных уровней.

В большей степени интересам местного самоуправления отвечают такие способы перехода прав на объекты собственности, как гражданско-правовые договоры и сделки, которые МО вправе заключать с другими субъектами гражданских прав. При этом учитывается воля обеих сторон, что ставит ОМС в равное положение с контрагентом.

     Право муниципальной  собственности прекращается: в случае  гибели или уничтожения имущества;  при отчуждении имущества другим  лицам, в том числе при приватизации; при разграничении муниципальной собственности; в случае обращения взыскания на имущество по обязательствам МО в порядке, предусмотренном законодательством РФ или договором; по иным основаниям, предусмотренным законами РФ.

ОМС обязаны вести  учет наличия и изменения состава  муниципального имущества. С этой целью ведется реестр муниципального имущества, представляющий собой информационную систему, построенную на единой по всей стране классификации, методологической основе и программной базе.

     ОМС могут  осуществлять с объектами муниципальной собственности операции купли-продажи, обмена, дарения, аренды. Выбор способа использования осуществляется исходя из целей и задач развития МО.

      До недавнего  времени управление муниципальной  землей и управление муниципальным недвижимым имуществом рассматривались МО как две различные задачи, решение которых возлагалось на разные органы: земельный комитет и комитет по управлению имуществом. Раздельное управление несло  много недостатков в управлении собственностью. Переход к единой системе управления муниципальной недвижимостью обеспечивает: создание цивилизованного местного рынка недвижимости, гарантии имущественных прав на недвижимость, а также привлечение инвестиций в недвижимость и, как следствие, увеличение доходов бюджета.

    Особый интерес представляет создание при департаменте недвижимости   муниципального учреждения - имущественное казначейство, которое является единым многофункциональным балансодержателем всех объектов муниципальной собственности МО, кроме жилищного фонда и призвано  в комплексе решать все вопросы управления муниципальной собственностью и обеспечивать повышение эффективности ее использования.

      Земля   является одним из важнейших  экономических ресурсов МО и  имеет двойственную природу. С одной стороны, это природный ресурс и физическая подоснова городской (сельской) планировки. С другой стороны, это стоимость.  Формирование муниципальной собственности на землю не завершено. Установление муниципальной собственности на земли поселений позволит создать предпосылки для превращения МО в полноценного собственника и равноправного участника земельных отношений,  сформировать новую систему налоговых отношений, проводить активную имущественную и земельную политику.

Согласно Конституции  РФ, земли поселений могут находиться в государственной, муниципальной, частной и иных формах собственности. Они могут быть объектом купли-продажи, т. е. менять форму собственности. Предпочтительной формой собственности на землю служит такая форма, при которой собственник объекта недвижимости является и собственником соответствующего земельного участка. Муниципальная власть заинтересована в том, чтобы максимальное количество земель поселений было отнесено в процессе разграничения к муниципальной форме собственности.

Право собственности  на земельные участки у МО возникает с момента государственной регистрации.

Ограничителем права  собственности на землю является существующая во всем мире система публичных и частных сервитутов.

В соответствии с законодательством  органы местного самоуправления вправе изымать земельные участки для  муниципальных нужд.

      Использование  земли в РФ является платным  и регулируется ФЗ «О плате за землю». Формами платы за использование земли являются: земельный налог и арендная плата.

Для целей налогообложения  устанавливается кадастровая стоимость  земли, порядок определения которой утверждается Правительством РФ. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Кадастровая стоимость земельного участка может устанавливаться в процентах от рыночной.

Местные органы власти вправе устанавливать в соответствии с  Земельным кодексом РФ размер арендной платы за муниципальные земли, условия и сроки ее внесения.

Факторы, влияющие на стоимость  земельных участков и размер арендной платы: транспортная доступность; плотность заселения прилегающих территорий; наличие сервитутов; наличие неудобных территорий; загрязненность окружающей среды; обеспеченность инженерными коммуникациями. Действие факторов зависит от назначения земельного участка, что сказывается на уровне цены участка и размере арендной платы. Для определения обоснованных размеров платежей за землю и их дифференциации в первую очередь необходима полная инвентаризация земель.

     Самой распространенной  формой землепользования является  аренда. Для муниципальных земель ОМС выполняет функции арендодателя. Арендатором может быть любое физическое и юридическое лицо.

    ОМС имеют  право получать арендную плату  от муниципальных земель, сдаваемых  в аренду, и земельный налог  от иных собственников земельных  участков на территории муниципального  образования. 

      Согласно  ФЗ 2003 г., из прочих природных ресурсов в муниципальной собственности могут находиться обособленные водные объекты и леса, расположенные в границах населенных пунктов. ОМС в соответствии с федеральными и региональными законами получают плату, в т. ч. в натуральной форме, от пользователей природными ресурсами, которые добываются на территории МО.

    Являясь формой  общественной собственности, муниципальная  собственность принципиально отличается от собственности частной. Сложнее провести различие между государственной и муниципальной собственностью как двумя видами общественной собственности.

  Одна часть движимого  и недвижимого имущества, находящегося  в муниципальной собственности, пepeдается в управление МУП и учреждениям, другая входит в состав муниципальной казны.  Муниципальную казну составляют средства местного бюджета и имущество, не закрепленное за МУП и учреждениями.

К муниципальным хозяйствующим  субъектам относятся МУП и  муниципальные учреждения. Унитарным предприятием называется коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество.  Унитарными могут быть только государственные и муниципальные предприятия.  Разновидностью унитарного предприятия является казенное предприятие, которое создается ОМС, если преобладающая или значительная часть производимой им продукции предназначена для МО либо для осуществления отдельных дотируемых видов деятельности или ведения убыточных производств. Муниципальное учреждение — это организация, созданная ОМС для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.   

Информация о работе Муниципальная экономика