Налоги в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 17:22, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является определение направлений совершенствования налоговой системы Республики Беларусь. Задачи курсовой работы следующие:
- определить сущность налоговой системы государства и принципы построения налоговых систем;
-проанализировать соответствие налоговой политики социально экономическим параметрам развития национальной экономики, необходимость реформирования национальной налоговой системы и определить основные направления совершенствования налоговой системы Республики Беларусь.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...…4
1 Налоговая система и ее значение для экономического развития страны….…..5
1.1 Сущность налоговой системы государства…………………………………….5
1.2 Принципы построения налоговых систем …………………………………….8
2 Анализ налоговой системы Республики Беларусь……..…………..…………..14
2.1 Оценка соответствия налоговой политики социально-экономическим
параметрам развития национальной экономики ………………………………...14
2.2 Анализ недостатков налоговой системы Республики Беларусь ..………..…17
2.3 Направления совершенствования налоговой системы в Республике
Беларусь……………………………………………………………………….........27
Заключение…………………………………………………………………...…….33
Список использованных источников.……………………………………….........35

Вложенные файлы: 1 файл

курсовой по макроэкономике.docx

— 111.51 Кб (Скачать файл)

при исчислении соответствующего налога. Так, для поземельного налога в зарубежных странах действует земельный кадастр, при составлении которого

типичные  участки земли группируются в зависимости от качества, местоположения, использования. Для каждой группы устанавливается средняя доходность на единицу площади за ряд лет. остальные земельные участки приравниваются к той или иной категории. Земельные кадастры устанавливаются государственными органами.

         В земельном кадастре Беларуси представлен систематизированный перечень (свод) сведений о земле как средстве производства, о земельных угодьях, приводится описание земельных угодий, участков, указывается их площадь и место расположения, конфигурация, качество, оценка стоимости. Однако такой подход к составлению земельного кадастра не лишен недостатков. Во-первых, его составление требует длительного времени, во- вторых, данные кадастровых оценок быстро устаревают вследствие изменения

ценности  земли и инфляции. В прошлом  кадастры широко использовались для

переписи  лиц при обложении подушным налогом.

         Второй способ (декларационный) предусматривает подачу налогоплательщиком в налоговые органы официального заявления о величине

объекта обложения, в которую, как правило, включают данные о доходах и расходах плательщика, источниках доходов, налоговых льготах и порядке исчисления оклада налога. Этот способ учитывает недостатки предыдущего, но

создает условия для уклонения от уплаты налога, поскольку контроль финансовых органов за субъектом ослабевает.

          Третий способ (административный) предполагает исчисление и изъятие налога у источника образования объекта обложения, обычно осуществляемые

7

бухгалтерией  предприятия или другим органом, который выплачивает налог.

Таким путем взимается подоходный налог, налог с доходов по ценным бумагам

и др. В данном случае налог удерживается бухгалтерией до выплаты дохода,

что исключает возможность уклонения  от его уплаты. Сумма изъятого налога

переводится сборщиком-предприятием в бюджет. В современных условиях этот способ часто сопровождается последующей подачей декларации в налоговые органы.

       Применяют следующие методы уплаты налога:

      • наличный платеж, когда плательщик вносит в казну государства

определенную  сумму денег в наличной форме;

      • безналичный платеж, когда происходит перечисление через банк со счета клиента на счет бюджета;
      • расчет гербовыми марками, то есть с помощью покупки плательщиком специальных марок и наклеивания их на официальный документ вступает в законную силу [2, с.33].

        Вывод. Налоговая система - совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков - юридических и физических лиц на территории страны. Существует три вида

налоговых систем: глобальная, дифференцированная и смешанная. В налогообложении действует три способа взимания налогов, касающиеся учета и

оценки  объекта налога: кадастровый, декларационный, административный у источника образования объекта. Эффективность налоговой систем определяется двумя факторами: полнота выявления источников в целях обложения их налогом; минимизация расходов по взиманию налогов. Главная

функция налоговой системы - фискальная (формирование доходной части государственного бюджета). Но так же существуют и другие функции: ослабление дифференциации общества по доходам; воздействие на структуру и

объем производства через механизм спроса и предложения; стимулирование научно-технического прогресса; регулирование внешнеэкономической деятельности.

 

 

      1.2 Принципы построения налоговых систем

 

 

          Современное общественное развитие далеко от идеального. Каждое государство развивается по собственным внутри национальным законам хозяйствования, которые существенно отличаются от законов государств- соседей. Различны, следовательно, и принципы построения налоговых систем.

В промышленно развитых странах они  наиболее приближены к классическому

варианту. В странах, вступающих на путь рыночных преобразований, применение классических принципов построения налоговых систем затруднено.

       Весь комплекс принципиальных положений для системы  налогообложения

8

разграничивается  на две подсистемы:

    1)классические, или межнациональные принципы. Они и идеальны, и, если налоговая система строится строго на основе их использования, то ее можно считать оптимальной;

    2)организационно-экономические, или внутринациональные принципы. На их основе создаются налоговые концепции и задаются условия действия налогового механизма применительно к типу государства, политическому региону и возможностям экономики, сложившимся социальным условиям развития общества.

       С развитием национальных экономик меняются и системы налогообложения, все больше приближаясь к классическим принципам. Вместе

с тем, национальные системы налогообложения не теряют своей индивидуальности. Определяемые наукой в настоящее время принципы налогообложения можно разделить на две группы.

       Первая группа включает всеобщие, или функциональные принципы, которые, так или иначе используются в налоговых системах всех стран. Это и

есть  подсистема межнациональных принципов построения системы взаимоотношений налогоплательщиков и государства (фундаментальные (классические) принципы налогообложения):

           1) принцип равномерности (равнонапряженности) требует, чтобы граждане каждого государства принимали материальное участие в обеспечении

правительства соразмерно тем доходах, которые они получают под покровительством этого правительства. Данное правило называют еще принципом справедливости, требующим, чтобы обложение было достаточно жестким для богатых лиц и щадящим для социально слабо защищенных слоев

населения;

           2) принцип определенности гласит, что точные суммы, способ и время

платежа должны быть заранее известны плательщику;

            3) принцип удобства предполагает, что налог должен взиматься в такое

время и таким способом, которые наиболее удобны для плательщика, то есть государство должно устранить формальности и упростить акт уплаты налога, а

также приурочить налоговый платеж ко времени  получения дохода;

          4) принцип экономности (экономичность (эффективность)) означает необходимость сокращения издержек взимания налогов: расходы по сбору налогов должны быть минимальными.

          Общепризнанно, что при всей важности каждого из этих принципов главным из них является принцип справедливости, однако понимается он по- разному. Проблема здесь заключается в том, что справедливость - категория,

прежде  всего социальная, нравственно-этическая; в экономике же она является

«чужеродным»  элементом, понятием весьма относительным, субъективным по

своей сути и поэтому далеко неоднозначным. Различные понятия о справедливости вызывают различные понятия экономической и налоговой справедливости.

        В настоящее время в мировой   налоговой   теории имеются две основные

точки    зрения  на  справедливость  налогов;  остальные  мнения    обычно

9

приближаются  либо к той, либо к другой позиции. Первая состоит в том. Что налоги должны строиться на основе вертикального и горизонтального равенства, т.е. должны быть равными для всех налогоплательщиков независимо

от объема их доходов, условий их получения и каких-либо других факторов,

уровень налоговых ставок должен быть при этом минимальным (низким, насколько это возможно), льготы также должны быть сведены к минимуму, а в

идеале - их не должно быть совсем.

         В соответствии с другой позицией, напротив, считается, что минимальный уровень налоговых ставок не имеет принципиального значения и может быть весьма высоким). Налоги же должны содержать разветвленную сеть льгот и дифференциацию налоговых ставок в зависимости от уровня хода. В данном случае провозглашаются принципы горизонтальной и вертикальной справедливости, соблюдение которых достигается путем выравнивания доходов налогоплательщиков.

         В соответствии с этими двумя позициями принцип справедливости формулируется в первом случае как принцип вертикального и горизонтального

равенства налогов, основанный на пропорциональном обложении доходов при

постоянной налоговой ставке, независящей от величины облагаемого дохода.

         Во втором случае принцип справедливости понимается как сочетание их принципов:

     - принципа вертикальной справедливости, в соответствии с которым объекты, находящиеся в различных условиях, должны трактоваться налоговыми законами по-разному:

    - принципа горизонтальной справедливости - субъекты, находящиеся в одинаковых условиях, должны трактоваться налоговыми законами одинаково.

         Реализация этого принципа достигается путем прогрессивного налогообложения, при котором налоговые ставки увеличиваются в зависимости

роста уровня облагаемого дохода налогоплательщика.

        Та и другая позиция в налоговой теории обосновываются достаточно аргументирование, поэтому каждая из них имеет право на существование. Если

обратиться к практике развитых стран, то налоговые системы строятся большей частью на принципах вертикальной и горизонтальной справедливости, дифференциация ставок основных налогов - явление широко распространенное: как в прямой форме - в виде прогрессивных налоговых ставок в зависимости от уровня доходов (как, например, взимаются основные подоходные налоги в США), так и в скрытой - преимущественно через систему г, иногда в прямой и скрытой форме одновременно.

          Наряду с общими (классическими) принципами построения налоговых

систем в налоговой теории разработан ряд специальных (частных) принципов:

       -принцип всеобщности, т.е. предъявление равных финансовых требований к налогоплательщикам независимо от организационно-правовых хозяйствования и видов собственности;

       - однократность взимания налогов;

       - стабильность налоговой системы в течение длительного периода времени (стабильность налогового законодательства);

10

       - оптимальность налоговых изъятий (налоговых ставок) и обоснованность системы налоговых льгот, то есть обеспечение государства налоговыми доходами при относительно небольшом количестве налогов и справедливой тяжести обложения юридических и физических лиц;

      - оптимальное сочетание налоговых функций (прямых и косвенных налогов в доходах бюджета) и др.

         Каждый из этих принципов (в литературе встречаются другие их формулировки) относится к тому или иному элементу налоговой системы, поэтому их перечень можно многократно расширить. В совокупности же они составляют принцип эффективности и оптимальности налоговой системы. Принципы построения налоговой системы в своей совокупности должны создавать условия для эффективного выполнения налогами своих функций.

          Вторая сфера принципов налогообложения включает в себя экономические и организационно-правовые принципы построения налоговой системы в конкретных условиях общественно-политического и социально- экономического развития страны. Данная совокупность принципиальных требований относится к подсистеме внутринациональных принципов, на основании которых принимается закон о налоговой системе конкретной страны

на  определенный период времени. Эта система демонстрирует, какие фундаментальные принципы налогообложения в полной мере применимы в этой стране, какие - лишь частично, а какие вовсе не вписываются в систему налоговых отношений налогоплательщиков с государством.

          Что касается налоговой системы Республики Беларусь, то в ней имеются

характерные для экономики республики внутринациональные принципы, отвечающие мировым стандартам и получившие свое развитие в свете сложившихся социально-экономических отношений в государстве.

          В частности:

         -не допускается установление налогов, нарушающих единое экономическое пространство и единую налоговую систему государства;

         - не допускается вводить налоги, которые прямо или косвенно ограничивают свободное перемещение в пределах республики капитала, товаров, денежных средств, или затруднять законную деятельность налогоплательщиков:

Информация о работе Налоги в Республике Беларусь