Налоги в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 17:22, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является определение направлений совершенствования налоговой системы Республики Беларусь. Задачи курсовой работы следующие:
- определить сущность налоговой системы государства и принципы построения налоговых систем;
-проанализировать соответствие налоговой политики социально экономическим параметрам развития национальной экономики, необходимость реформирования национальной налоговой системы и определить основные направления совершенствования налоговой системы Республики Беларусь.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...…4
1 Налоговая система и ее значение для экономического развития страны….…..5
1.1 Сущность налоговой системы государства…………………………………….5
1.2 Принципы построения налоговых систем …………………………………….8
2 Анализ налоговой системы Республики Беларусь……..…………..…………..14
2.1 Оценка соответствия налоговой политики социально-экономическим
параметрам развития национальной экономики ………………………………...14
2.2 Анализ недостатков налоговой системы Республики Беларусь ..………..…17
2.3 Направления совершенствования налоговой системы в Республике
Беларусь……………………………………………………………………….........27
Заключение…………………………………………………………………...…….33
Список использованных источников.……………………………………….........35

Вложенные файлы: 1 файл

курсовой по макроэкономике.docx

— 111.51 Кб (Скачать файл)

         - не допускается устанавливать дополнительные налоги или повышенные

либо  дифференцированные ставки налогов в зависимости от форм собственности, организационно-правовой формы хозяйствующих субъектов, гражданства физического лица.

        Перечисленные принципы налогообложения были учтены при формировании налоговой системы Беларуси, адекватной рыночным преобразованиям. В течение последних лет серьезные изменения вносились в механизм налогообложения и структуру налогов. При этом, однако, неоднократно нарушался принцип определенности: вносимые изменения утверждались законодательными актами задним числом.

       Требует рассмотрения еще один принцип построения налоговой системы

- стимулирование   развитие  хозяйствующих    субъектов.   Необходимость

11

  выделения такого принципа обусловлена склонностью государства возлагать

налоговую нагрузку на хозяйствующие субъекты. Она не учитывает эффективности работы предприятия (налоги с оборота и есть результат такой склонности), что порождает незаинтересованность государства в эффективной

работе  хозяйствующих субъектов. Выполнение данного принципа будет обеспечиваться стремлением установить прямую пропорциональную зависимость между суммой налоговых отчислений и получаемым доходом (прибылью). Это позволит предприятиям легче перенести кризисные ситуации, связанные с временным отсутствием прибыли, а государству – пристальнее заботиться об эффективности работы хозяйствующих субъектов, а не об объемах производства.

        Построение налоговой системы с учетом принципа существования стимула для государства в повышении эффективности работы хозяйствующих субъектов позволит избежать необоснованного налогообложения издержек предприятия.

        Промышленно развитые страны с социально ориентированной экономикой ставит перед собой новые целевые установки и принципы налогообложения, отвечающие особенностях и уровню их развития:

- создание условий инвестирования  сбережений корпораций и частных лиц для формирования новых рабочих мест;

- обеспечение конкурентоспособности  продукции путем стимулирования НИОКР и внедрения в практику новейших технологий;

- проведение протекционистской политики, способствование отраслевому и территориальному переливу капитала;

- стимулирование накопления капитала  и сбережений, сдерживание личного потребления капитала;

- обеспечение социальных потребностей  всех слоев населения.

         Характерным признаком научной обоснованности и устойчивости национальных систем налогообложения является совпадение провозглашённых

в законе и реально действующих  налоговых норм.

         В целом основные принципы налогообложения заключаются в следующем:

      1) уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, т. е. уровня доходов (принцип равномерности (равно напряженности));

      2) необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов носило однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала

недопустимо. Примером осуществления этого принципа служит замена в развитых странах налога с оборота, где обложение оборота происходило по нарастающей кривой, на НДС, где вновь созданный чистый продукт облагается

налогом всего один раз вплоть до его реализации (принцип однократности уплаты налога);

      3) обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа (принцип обязательности);

12

      4) система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги (принцип подвижности);

      5) налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям (принцип эффективности);

      6) налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП и быть эффективным инструментом государственной экономической политики .

      Вывод. Основные принципы налогообложения заключаются в следующем: 1) уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, т. е. уровня доходов (принцип равномерности (равно напряжённости)); 2) необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов носило однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала недопустимо. Примером осуществления этого принципа служит замена в развитых странах налога с оборота, где обложение оборота происходило по нарастающей кривой, на НДС, где вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации (принцип однократности уплаты налога); 3) обязательность уплаты налогов, налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа (принцип обязательности); 4) система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги (принцип подвижности): 5) налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям (принцип эффективности); 6) налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП и быть эффективным инструментом государственной экономической политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13

     2Анализ налоговой системы Республики Беларусь

 

     2.1 Оценка соответствия налоговой политики социально-

экономическим параметрам развития национальной экономики

 

       Эффективная организация налогообложения на территории отдельного государства должна учитывать показатели экономического и социального развития экономического пространства, его потенциал, отраслевые и национальные особенности. На специфику построения национальных налоговых систем существенное влияние оказывают основные экономические параметры (ВВП, уровень инфляции, среднедушевой доход и т.п.), формирующие базу и условия для налогообложения. Поэтому оценка этих показателей и их сопоставимости должна проводиться для обоснования возможных путей реформирования национальной налоговой системы.

         Мировая теория и практика выработали ряд экономических показателей,

позволяющих реально оценить уровень развития национальной экономики. Развитие национальной экономики можно оценить, прежде всего, по темпам экономического роста. Экономический рост очень важен для страны, поскольку

позволяет эффективнее реализовывать поставленные экономические цели и обеспечивать более высокий уровень жизни населения. Достижение высоких темпов экономического роста возможно только при оптимальном распределении всех видов национальных ресурсов по отраслям, сферам производства и регионам экономического пространства. Взаимозависимость и

близость  изменений темпов роста ВВП и  налогов (доходов) бюджета позволяет

сделать вывод об эластичности национальной налоговой системы и, как следствие, ее фискальной эффективности (таблица 2.1)

 

Таблица 2.1 - Динамика поступлении в бюджет Республики Беларусь налогов, доходов и темны poста ВВП в 2009-2011гг., % к предыдущему году в сопоставимых ценах

Показатель

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Темп роста ВВП

108,6

110,2

100,2

Доходы консолидированного бюджета

111,1

112,3

95,6

Налоговые поступления

112,9

112,3

88,2


Примечание - Источник: собственная разработка.

 

       Одним из направлений модернизации национальной налоговой системы определено совершенствование структуры налогов с ориентацией на значительное повышение роли прямого подоходного налогообложения. Увеличение прямого налогообложения больше соответствует инновационному типу развития экономики, позволяет снизить темпы инфляции, использовать преимущества регулирующей функции налогообложения.

        Анализ структуры налоговых платежей за время реализации программных мероприятий покачал их недостаточную эффективность. По-прежнему  остается незначительной доля прямых налогов (налог на прибыль и доходы, подоходный налог, налог на недвижимость, единый налог с индивидуальных

14

предпринимателей и иных физических лиц, налог на игорный бизнес, местные

налоги, исчисленные из прибыли), косвенные  налоги (НДС, акцизы, налог с продаж, налоги на внешнюю торговлю, прочие налоги на товары и услуги от выручки от реализации товаров работ и услуг) по сравнению с прямыми налогами на доходы и прибыль сохраняют лидирующее положение - более 60 % всех налоговых поступлений (таблица 2.2)

 

Таблица 2.2 - Динамика структуры доходов консолидированного бюджета за

2009-2011 годы, %

Показатель

2009 г.

2010 г.

2011 г.

1 Налоговые доходы - всего

71,3

71,3

65,7

                                      в том числе

1.1 Налоги на доходы и прибыль  (прямые налоги)

15,5

17,0

15,3

в т.ч. – подоходный налог

6,4

6,4

6,9

            - налог на прибыль

-

9,1

7,3

1.2 Налоги на собственность(прямые налоги)

3,2

3,1

2,6

1.3 Налоги на товары и услуги(косвенные налоги)

35,0

31,2

31,7

в т.ч. - НДС

18,0

17,4

19,2

          -акцизы

6,3

5,9

5,8

1.4 Налоговые доходы от внешнеэкономической  деятельности( косвенные налоги)

13,1

16,2

12,7

2 Взносы на государственное социальное страхование

23,4

22,1

25,2

3 Неналоговые доходы

5,3

6,6

9,1

Итого доходов

100

100

100


Примечание - Источник: собственная разработка.

 

        Следует учитывать, что между налогами и инфляцией существует многосторонняя связь, когда рост налогов, особенно косвенных, может усилить

инфляцию, так как ведет к росту цен  на потребительские товары. В результате инфляция обесценивает доходы не только населения, но и государства, что усиливает налоговое давление на население.

         Основными доходными источниками консолидированного бюджета остаются НДС, доходы от внешнеэкономической деятельности, налог на прибыль и акцизы.

       При этом 19,2 % всех поступлений в бюджет в 2011 г. обеспечено за счет налога на добавленную стоимость. 12.7 % - налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности - косвенные налоги. Взносы на государственное социальное страхование составили 25,2 % всех доходов консолидированного бюджета.

       В структуре самих налоговых доходов доля НДС в 2011 г. составила 29.3

%, доходы от внешнеэкономической  деятельности - 19,3 %, налог на прибыль  -

11,2 %, подоходный налог - 10,4 %, акцизы - 8,8 %, налоги на собственность 3,9 %, прочие налоги (земельный и экологический налоги, отчисления в инновационные фонды и т.д.) - 17,1 %.

15

Рисунок 2.1 - Структура доходов консолидированного бюджета Республики Беларусь, контролируемых налоговыми органами, в разрезе видов налогов за 2010 г.

 

 

 

Примечание - Источник: собственная разработка.

       С 1 января 2010 года Фонд социальной защиты населения Министерства

труда и социальной защиты Республики Беларусь выведен из состава республиканского бюджета. Его показатели на 2010 год утверждены Законом

Республики  Беларусь от 29 декабря 2009 года № 70-3 «О бюджете государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь на 2010 год» и

в 2010 году не входит в состав республиканского и консолидированного бюджетов. В целях сопоставимости данных показатели республиканского и консолидированного бюджетов за 2009 год также приведены без ФСЗН.

Вывод. Взаимозависимость и близость изменений темпов роста ВВП и налогов (доходов) бюджета позволяет сделать вывод об эластичности национальной налоговой системы и, как следствие, ее фискальной эффективности, так как рост ВВП приводит к росту налогов (доходов) бюджета. Анализ структуры налоговых платежей за время реализации программных мероприятий показал их недостаточную эффективность. По-прежнему остается незначительной доля прямых налогов (налог на прибыль и доходы, подоходный налог, налог на недвижимость, единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц. налог на игорный бизнес, местные налоги, исчисленные из прибыли), косвенные налоги (НДС, акцизы, налог с продаж, налоги на внешнюю торговлю, прочие налоги на товары и услуги от выручки от реализации товаров работ и услуг) сравнению с                                                                                                                                                   16

Информация о работе Налоги в Республике Беларусь