Налоговая система: сущность, структура, противоречия. Налоговая реформа в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 19:28, курсовая работа

Краткое описание

Налоги и налоговая система - это не только источники бюджетных поступлений, но и важнейшие структурные элементы экономики рыночного типа. Очевидно, что без формирования рациональной налоговой системы, не угнетающей предпринимательскую деятельность и позволяющей проводить эффективную бюджетную политику, невозможны полноценные преобразования экономики России.

Содержание

Введение……………………………………………………………..….3
1. Теоретические аспекты формирования налоговой системы………...4
1.1. Налог: понятие, виды, функции………………………………...6
1.2. Налоговая система: сущность, структура, функции в экономике……………………………………………………….16
1.3. Оценка налоговой системы и её влияния на рыночное хозяйство………………………………………………………..28
2. Налоговая система РФ: проблемы и пути оптимизации…………....31
2.1. Формирование налоговой системы Российской Федерации...32
2.2. Пути реформирования налоговой системы России…………..34

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая экон.docx

— 93.64 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Уральский государственный экономический  университет

Кафедра политической экономии

 

 

Курсовая  работа

по  макроэкономике         

 

Тема: Налоговая система: сущность, структура, противоречия.        Налоговая реформа в России.

 

 

 

                                                     Исполнитель: студент гр. ЭП-13

                                                                         Воробьева Е.И.

                                                                 Руководитель: профессор Илюхин А.А.

 

 

 

Екатеринбург

2013

 

Содержание:

 

Введение……………………………………………………………..….3

    1. Теоретические аспекты формирования налоговой системы………...4
      1. Налог: понятие, виды, функции………………………………...6
      2. Налоговая система: сущность, структура, функции в экономике……………………………………………………….16
      3. Оценка налоговой системы и её влияния на рыночное хозяйство………………………………………………………..28
    2. Налоговая система РФ: проблемы и пути оптимизации…………....31
      1. Формирование налоговой системы Российской Федерации...32
      2. Пути реформирования налоговой системы России…………..34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

''Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований''. Иными словами, налоги - это законодательно оформленное взимание средств с юридических и физических лиц государством, для обеспечения развития экономики и содержания непроизводственной, социальной сферы. Отсюда можно сделать вывод, что налоговая система - это совокупность предусмотренных налогов и обязательных платежей, взимаемых в государстве, а также принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, уплаты, взимания, контроля.

Налоги  и налоговая система - это не только источники бюджетных поступлений, но и важнейшие структурные элементы экономики рыночного типа. Очевидно, что без формирования рациональной налоговой системы, не угнетающей предпринимательскую  деятельность и позволяющей проводить  эффективную бюджетную политику, невозможны полноценные преобразования экономики России.

В течение  ряда последних лет Российская Федерация  переживает величайший экономический  эксперимент - переход от планового  управления народным хозяйством к использованию  рыночных механизмов экономического развития.

В настоящее  время практически всеми признается, что эффективная реформа налоговой  политики и системы налоговых  органов в стране - ключевой фактор успеха в деле перевода экономики  на рыночные рельсы.

Проблема  налогов - одна из наиболее сложных  в практике осуществления проводимой в нашей стране экономической  реформы. Пожалуй, нет сегодня другого  аспекта реформы, который подвергался  бы такой же серьезной критике  и был бы предметом таких же жарких дискуссий и объектом анализа  и противоречивых идей по реформированию. С другой стороны, налоговая система  это важнейший элемент рыночных отношений и от неё во многом зависит  успех экономической сферы.

 

 

 

 

 

 

  1. Теоретические аспекты формирования налоговой системы.

В укреплении экономической  позиции России налоги играют немалую  роль. Им отводится важное место  среди экономических рычагов, при  помощи которых государство воздействует на рыночную экономику. С помощью  налогов определяются взаимоотношения  предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных  инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

В условиях перехода от административно-директивных  методов управления к экономическим резко возрастает роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства, через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.

В формировании налоговой  системы в России можно выделить 3 этапа:

1 этап (1991-1993) - принятие закона  об основах налоговой системы  РФ.

Налоговая система в Российской Федерации практически была создана  в1990г., когда в декабре этого  года был принят пакет законопроектов о налоговой системе, устанавливающий  перечень идущих в бюджетную систему  налогов, сборов, пошлин и других платежей, определяющий плательщиков налогов, их права и обязанности, а также  права и обязанности налоговых  органов. Налоги выражают обязанность  всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в  формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают  важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.

С одной стороны, нужно  ослабить налоговое давление на предприятия  и организации, особенно на отечественных  производителей. Необходимо создать  им предпосылки для восстановления утраченных оборотных фондов, для  повышения уровня выпуска продукции, чтобы впоследствии начать новый  подъем.

С другой стороны, стоит проблема сбалансирования текущего бюджета  по доходам и расходам, сокращения его дефицита, снижения внешнего долга, обеспечения финансирования федеральных, региональных и местных потребностей. Ее решение требует роста налоговых  поступлений. Основным курсом налоговой  реформы было снижение федеральных  налогов, перенос их центра тяжести  с производителей на потребителей, упорядочение взаимоотношений между  налогоплательщиками и государством.

2 этап (1994-1998) - характеризуется  внесением большого количества  изменений и дополнений, что, безусловно, создавало нестабильность налоговой системы.

Сложившийся в конце 90-х  гг. в России экономический и финансовый кризис требовал от Правительства РФ проведения реформ и разработки стабилизационной программы.

Состояние бюджета зависит, главным образом, от трех групп факторов. Во-первых, от уровня развития экономики, особенно отечественной промышленности и торговли. Во-вторых, от соответствия налогового законодательства экономической  ситуации. И, в-третьих, от того, насколько  сильна налоговая служба страны.

Кризис выявил крупные  недостатки в налоговом законодательстве России. Такие как: нестабильность, фискальная направленность, не позволяющая  стимулировать отечественных производителей, противоречивость отдельных положений  законов и инструкций, применение слишком жестких финансовых санкций  даже за неумышленные нарушения, наличие  возможности уклонения от налогообложения. Все это подчеркнуло необходимость  осуществления налоговой реформы, которая должна была решать две главные  задачи, причем противоречащие друг другу.

3 этап (1998-наше время) - этап  введения в действие единого  документа по налогам.

Первый проект кодекса  был внесен в Государственную  Думу еще в начале 1996 года Распоряжением  Правительства РФ от 02.02.96 N 114-р. При  этом к тому времени в правительстве  была закончена разработка только первой (общей) части Налогового кодекса. После  многомесячного обсуждения в комиссии и комитетах парламента летом  следующего года кодекс был впервые  вынесен на обсуждение палаты в целом.

Окончательно первая часть  кодекса была принята Думой уже  в период правления кабинета Сергея Кириенко. Одновременно с рассмотрением  антикризисного налогового пакета в  Думе состоялось второе и третье чтение кодекса.3 июля 1998 года кодекс был принят во втором чтении, уже 16 июля - в третьем  чтении. Сразу на следующий день в Совете Федерации состоялось номинальное  голосование (Постановление N 370-СФ) и 17 июля 1998 года документ ушел на подпись  Президенту РФ. Президент РФ подписал документ 31 июля 1998 года за номером 146-ФЗ.6 августа вышел сдвоенный выпуск "Российской газеты" - официального издания, в котором и была впервые  официально опубликована Первая часть  Налогового кодекса Российской Федерации.

21 июля 1998 года документ  был направлен Госналогслужбой  России для ознакомления и  использования в работе во  все инспекции.

1 января 1999 года Первая часть Налогового кодекса РФ вступила в силу.

Вторая часть Налогового Кодекса принята Государственной  Думой 19 июля 2000 года, одобрена Советом  Федерации 26 июля 2000 года.

 

 

 

 

    1. Налог: понятие, виды и функции.

Понятие налога.

Налог - форма принудительного отчуждения результатов деятельности субъектов, реализующих свою налоговую обязанность, в государственную или коммунальную собственность, который вносится в бюджет соответствующего уровня (или целевой фонд) на основании закона (или акта органа местного самоуправления) и выступает как обязательный, нецелевой, безусловный, безвозмездный и безвозвратный платеж.

В статье 2 Закона Украины "О системе  налогообложения" определяется понятие  налога и сбора (обязательного платежа), отдельного же определения налога законодатель не дает ни в одном акте. Избирается упрощенный, формальный путь закрепления  исчерпывающего перечня налогов  и сборов. И в этом перечне обязательных платежей чисто на формальном уровне разделяются налоги и сборы. В  чем кроется их существенное отличие - не понятно, чем они отличаются от обязательных платежей - также не ясно. Видимо, необходимо при этом исходить из того, что обязательные платежи - родовое понятие, а налоги и сборы - его видовые формы.

Определение, данное в Законе, представляется неудачным, поскольку не раскрывает важных правовых признаков налога и  не дает никаких юридических критериев  для отличия налогового платежа  от неналогового. В частности, если сравнить правовую природу налогов в общепринятом их понимании (налог на доход, налог на землю и другие) и, например, отчисление в Пенсионный фонд, таможенную пошлину, экологические платежи и финансовые санкции, то любые принципиальные отличия между ними в свете ст.2 Закона будут более чем относительными.

Каждый закон должен конкретизировать следующие элементы налога:

1) объект налога - это имущество  или доход, подлежащие обложению;

2) субъект налога - это налогоплательщик, то есть физическое или юридическое  лицо;

3) источник налога - т.е. доход,  из которого выплачивается налог;

4) ставка налога - величина налога  с единицы объекта обложения;

5) налоговая льгота - полное или  частичное освобождение плательщика  от налога.

Налоги могут взиматься следующими способами:

1) кадастровый - (от слова кадастр - таблица, справочник), когда объект налога дифференцирован на группы по определенному признаку. Перечень этих групп

транспортных средств. Он взимается  по установленной ставке от мощности транспортного средства, не зависимо от того, используется это транспортное средство или простаивает.

2) на основе декларации. Декларация - документ, в котором налогоплательщик приводит расчет дохода и налога с него. Характерной чертой такого метода является то, что выплата налога производится после получения дохода и непосредственно лицом, получающим доход. Примером может служить налог на прибыль.

3) у источника. Этот налог вносится лицом, получающим доход. Поэтому, оплата налога производится до получения дохода, причем получатель дохода получает его уменьшенным на сумму налога. Например, подоходный налог с физических лиц. Этот налог выплачивается предприятием или организацией, на которой работает физическое лицо. Т.е. до выплаты, например, заработной платы из нее вычитается сумма налога и перечисляется в бюджет. Остальная сумма выплачивается работнику.

Виды налогов

Налог на добавленную стоимость - форма изъятия в бюджет части  добавленной стоимости, создаваемой  на всех стадиях производства и обращения  и определяемой как разница между  стоимостью реализованных товаров (работ, услуг) и стоимостью материальных затрат, относимых на издержки производства и обращения этих товаров.

Информация о работе Налоговая система: сущность, структура, противоречия. Налоговая реформа в России