Налоговая система государства и пути ее реформирования в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 14:33, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является:
- выделить характерные черты современной налоговой системы Р.Ф;
- показать противоречия действующей налоговой системы РФ;
- отметить основные направления совершенствования налоговой системы нашей страны;
- выделить основные цели развития налоговой политики России в будущем.

Содержание

Введение ------------------------------------------------------------------------- 3.
Глава 1. Теоретические основы налогов
1.1. Функции налогов ----------------------------------------------------------- 6.
1.2. Виды налогов ---------------------------------------------------------------- 10.
1.3. Налогооблагаемая база --------------------------------------------------- 14.
Глава 2. Налоговая система России
2.1. Экономические условия введения новой налоговой системы ----- 17.
2.2. Основные налоги Российской Федерации
Индивидуальный подоходный налог ------------------------------- 22.
Налог на прибыль ------------------------------------------------------ 24.
Налог на добавленную стоимость ----------------------------------- 25.
Налог на имущество предприятия ----------------------------------- 28.
Налог на имущество физических лиц ------------------------------- 29.
Налог с имущества в порядке наследования или дарения ------- 29.
Социальные взносы ------------------------------------------------------ 29.
2.2.1. Положение законодательства, ограничивающие уклонение
от уплаты и занижении налогов --------------------------------------------- 30.
2.2.2. Штрафы и пени ---------------------------------------------------------- 31.
2.2.3. Специальные налоговые режимы ----------------------------------- 32.
2.3. Налоговые доходы федерального бюджета Р.Ф. ------------------- 33.
Глава 3. Противоречия действующей налоговой системы Р.Ф.
3.1. Основные проблемы налоговой системы России ------------------ 35.
3.2. Результаты налоговой реформы за период 2000-2005 г. ---------- 37.
3.3. Развитие налоговой системы Р.Ф. в 2006-2007 г. ------------------ 40.
3.4. Основные направления налоговой политики на 2008-2010 г. ---- 43.
3.5. Совершенствование налоговой системы на 2011 год и на плановый период 2012-2013 г. ------------------------------------------------------------ 45.
Заключение ---------------------------------------------------------------------- 47.
Список использованной литературы --------------------------------------- 49.
Приложение --------------------------------------------------------------------- 50.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа по макроэкономике.docx

— 126.40 Кб (Скачать файл)

 В-пятых, почти всюду действует  система покрытия убытков компании  за счет ее прибылей нескольких предшествующих лет или за счет ее будущих прибылей. В первом случае разрешается вычитать из ранее полученной прибыли потери текущего года (так называемый перенос убытков назад), в результате чего выплаченная ранее фирмой сумма налогов оказывается чрезмерно высокой и это превышение компенсируется за счет снижения текущих налогов. Во втором случае (перенос убытков вперед) убытки текущего года вычитаются из будущей прибыли. Например, в Нидерландах разрешается перенос убытков назад на три года и перенос убытков вперед на восемь лет.

В США, Великобритании, Италии и некоторых  других странах размеры налога на прибыль определяются исключительно  ее величиной. В ФРГ,     Франции, Японии, Швеции часть налога на прибыль  взимается независимо от ее размера.

 В дополнение ко всему необходимо  выделить  объекты   налогообложения и  льготы по налогам согласно законом.

"Объектами  налогообложения   являются  доходы  (прибыль),   стоимость отдельных  товаров,   отдельные    виды    деятельности   налогоплательщика, операции с  ценными бумагами, пользование   природными  ресурсами,   имущества  юридических  и  физических  лиц, передача  имущества,  добавленная   стоимость продукции, работ и  услуг и другие  объекты,  установленные   законодательными актами".

    "По  налогам   могут  устанавливаться  в   порядке   и   на   условиях, законодательными актами, следующая льгота:

      - необлагаемый  минимум объекта налога;

      - изъятие  из обложения определенных элементов   объекта налога;

      - освобождение  от  уплаты  налога  отдельных   лиц   или    категории  плательщиков;

      - понижение  налоговых ставок;

      - вычет   из   налогового   оклада ;

      - целевые  налоговые  льготы,   включая   налоговые  кредиты   (отсрочку  взимания налогов);

 - прочие налоговые льготы".5

 

Глава 2. Налоговая система России.

2.1. Экономические условия введения новой налоговой системы

Прежде чем начать  оценивать экономическую целесообразность новой налоговой системы, введённой  в России с 1 января 1992 года, обратимся к истории налогообложения в России и СССР. В Советском Союзе считалось, что между государственными предприятиями и государством в рамках единой социалистической собственности не может быть налоговых отношений, «поскольку чистый доход, созданный в государственном секторе, полностью принадлежит государству». Однако появление во второй половине 1980-х гг. в СССР предприятий других форм собственности (акционерных, кооперативных, с участием иностранного капитала, «совместных» и других), разрушают прежние идеологические установки. С 1 января 1991 г. был введён в действие Закон СССР «О налогах с предприятий, объединений и организаций».6 Принятию закона предшествовала длительная дискуссия о целесообразности введения «ступенчатой» или «плоской» шкалы ставок налога на прибыль, в ходе которой был преодолён соблазн использовать американскую ступенчатую систему налогообложения (такая система была принята, к примеру, в Эстонии, но от неё быстро отказались).7

Таким образом, основой налогообложения предприятий  с 1991 года стал налог на прибыль. Максимальная ставка налога составляла 45%, из которых 22% направлялись в союзный бюджет. Платежи, поступающие в республиканские и местные бюджеты, вносились как в виде налога на прибыль, так и в форме платежей за трудовые и природные ресурсы. Общая сумма платежей не должна была превышать 23% облагаемой прибыли. В случае превышения предельного нормативного уровня рентабельности на прибыль, соответствующую этому превышению, устанавливались повышенные ставки обложения.

Для отдельных  плательщиков были установлены другие размеры ставок.

Для государственных  специализированных и коммерческих банков — 55%; для совместных предприятий при доле иностранного участника в уставном фонде более 30% ставка налога на прибыль составляла - 30%; прибыль иностранных юридических лиц от деятельности в СССР подлежала обложению также по ставке - 30%. Стимулирование развития отдельных предприятий и отраслей, использование прибыли на цели расширения производства осуществлялись через систему льгот по налогу на прибыль8.

Налог на экспорт и импорт представлял  собой форму изъятия государством дохода, образующегося в результате различий в уровнях внешнеторговых и внутренних цен. Налог мог исчисляться по ставкам в процентах к внешнеторговой стоимости товаров или в виде разницы между ценами.

Налог, регулирующий расходование средств, направляемых на потребление, был введен вместо налога на прирост фонда оплаты труда. Его  цель состояла в урегулировании пропорций  между накоплением и потреблением на предприятиях. Обложению подлежало превышение средств, направляемых на потребление, по сравнению с необлагаемым минимумом. Необлагаемый размер исчислялся путем умножения величины хозрасчетного дохода текущего периода на долю этих средств за соответствующий период в предыдущем году с учетом коэффициента, обеспечивающего опережающий рост хозрасчетного дохода.

Доходы, получаемые предприятиями, объединениями  и организациями от принадлежащих  им акций, облигаций, других ценных бумаг и от долевого участи в совместных предприятиях, облагались по ставке 15%.   

 Таким образом, Россия «в наследство от СССР» получила определенный, довольно противоречивый, но «задел» для создания собственной налоговой системы. Важно, что к налогообложению прибыли стала привыкать огромная армия предпринимателей, бухгалтеров и финансистов.9

Введение  Закона «О налогах с предприятий, объединений и организаций» по сути дела совпало с процессом распада  СССР. Налоговая база резко сокращалась, возрастало количество убыточных предприятий, разрывались сложившиеся хозяйственные связи. Отказ от перечислений налогов республиками, входившими в состав СССР, обескровил союзный бюджет, выпадающие доходы при неизменных расходах покрывались за счет «печатного станка», что привело к быстрому росту инфляции.

По расчетам специалистов, общая масса денег  по состоянию на декабрь 1991 г. была настолько велика, что при действующих тогда ценах (при курсе 1 руб.=$0,7) для удовлетворения выраженного в рублях «платежеспособного спроса» населения СССР не хватило бы запасов товаров всего мира. Это и предопределило необходимость установления свободного рыночного ценообразования на подавляющую массу продукции, товаров и услуг с 1 января 1992 года.10 В таблице 1 приведены некоторые статистические данные, характеризующие динамику экономики Р.Ф. в 1990-1993 года.                                                                                                               

Следует отметить, что в течение длительного  периода государственный бюджет СССР практически (по официальным данным) не имел дефицита. Однако, начиная с конца 1980-х гг., дефицит стал стремительно, расти.

Все это  в значительной степени предопределило распад СССР, а перед правительством России встала сложнейшая задача — в кратчайший срок сформировать самостоятельную новую налоговую систему страны.

В конце 1991 г. был принят и введен в действие, начиная с 1992 г., закон РФ от 27.12.1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой  системы в РФ»11. Этот документ определил принципиально новую налоговую систему, которая коренным образом отличалась от советской системы платежей в бюджет. Указанный закон был определяющим налоговым документом вплоть до 1999 г., когда почти все его статьи были отменены, за исключением статьей, устанавливающих перечень налогов России.

 

Окончательно  закон прекратил свое действие с 2005 г.

За период 1992-1999 гг. в России был принят огромный пакет налоговых нормативных правовых документов, включая законы и подзаконные акты, которые зачастую содержали противоречия, произвольное толкование отдельных налоговых норм, поэтому уже с 1995 г. шла речь о принятии единого кодифицированного акта — Налогового кодекса РФ. Однако первая попытка его принятия в Государственной думе Федерального собрания РФ (1996 г.) не увенчалась успехом. Только в 1998 г. была принята первая часть Налогового кодекса РФ.12

Первая  часть Кодекса состоит из 7 разделов и 20 глав. В них последовательно  устанавливаются:

1) виды  налогов и сборов, взимаемых в  Российской Федерации;

2) основания  возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

3) принципы  установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов Российской Федерации и местных налогов и сборов;

4) права  и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

5) формы  и методы налогового контроля;

6) ответственность  за совершение налоговых правонарушений;

7) порядок  обжалования актов налоговых  органов и действий (бездействия)  их должностных лиц.

Вторая  часть Налогового кодекса, или специальная часть, формирование которой началось с 2000 г. и пока продолжается, состоит из глав, начиная с 2-й, посвященных конкретному налогу или сбору.13  Таким образом, Налоговый кодекс РФ является актом прямого действия, регламентирующим правила взимания налогов и сборов в стране.

 На современном этапе в России общую линию налогового законодательства определяет Государственная Дума, Совет Федерации, Президент РФ и Правительство РФ. Государственная Дума рассматривает вопросы налогового законодательства и принимает законы о налогообложении, которые с одобрения Совета Федерации после подписи Президента РФ вступают в силу.

Законодательные органы субъектов Федерации принимают  законы о налогах и сборах и  иные правовые акты в сфере налогового законодательства в рамках Налогового кодекса РФ, принятого Законодательным  Собранием РФ.

Органы  местного самоуправления, в лице представительных органов, принимают правовые акты в  сфере налогового законодательства в рамках НК РФ и законов, принятых соответствующим законодательным  органом данного субъекта РФ.14

  От того, насколько   правильно  построена  система   налогообложения, зависит  эффективное  функционирование всего народного  хозяйства. В связи   с этим  необходимо,  чтобы  налоговая   система  России  была  адаптирована  к новым  общественным   отношениям,  соответствовала  мировому  опыту. 

В настоящее  время во всем мире наблюдается тенденция  к упрощению налоговой системы. Чем проще налоговая система, тем проще определять экономический результат, меньше забот при составлении отчетных документов и тем больше остается времени y предпринимателей на обдумывание того, как снизить себестоимость продукции, а не на то, как снизить налоги. Налоговым же органам проще следить за правильностью уплаты налогов, что позволяет уменьшить число работников в финансовых органах. Такая тенденция подтверждается тем, что в некоторых странах вообще существует один единственный налог на добавленную стоимость. В нашей же стране система налогов имеет очень сложную структуру. В ней присутствуют различные налоги, отчисления, акцизы и сборы, которые, по сути, почти ничем друг от друга не отличаются. Однако такая масса платежей приводит к тому, что бухгалтерия предприятий очень часто ошибается при отчислениях налогов, в результате чего предприятие платит пени за несвоевременную уплату налога.

Кроме того, многие законы, в которых установлены  ставки налогов, и доходы из которых они отчисляются, очень не однозначно указывают все необходимые элементы налогов. Поэтому, спустя несколько месяцев, после опубликования Закона (который тоже не всегда можно найти) начинают появляться инструкции Министерства Финансов с разъяснениями того, как этот налог правильно считать.15

 

2.2. Основные налоги Российской Федерации.

Из всех налогов, действовавших  последние годы в России (по разным оценкам, их  было от 30 до 150), наиболее серьезное значение имеют: НДС, налог на прибыль, акцизы, подоходный налог на физических лиц, налог на имущество предприятий, налог на имущество физических лиц, социальные взносы, налог с имущества переходящего в порядке наследования или дарения, платежи за недра и природные ресурсы, которые дают более 70% налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. Остальные можно вводить или отменять - от этого на федеральном уровне ничего принципиально не изменится (Приложение 1).

Индивидуальный  подоходный налог (налог на личные доходы) является вычетом из доходов (обычно годовых) налогоплательщика — физического лица. Это один из основных видов прямых налогов. Существующий порядок налогообложения физических лиц определяется законом РФ от 7 декабря 1991 года "О подоходном налоге с физических лиц". Плательщиками подоходного налога являются физические лица, как имеющие, так и не имеющие постоянного местожительства в Р.Ф., включая иностранных граждан, так и лиц без гражданства. Объектом налогообложения физических лиц является совокупный доход, полученный в календарном году.

Законом предусматривается довольно обширный перечень доходов, не подлежащих налогообложению. Например, не подлежат налогообложению  государственные пособия по социальному страхованию и по социальному обеспечению (кроме пособий по временной нетрудоспособности). Не подлежат налогообложению все виды пенсий, назначенных в порядке, установленном пенсионным законодательством РФ. Не включаются в совокупный доход также доходы в денежной и натуральной форме, полученные от физических лиц в порядке наследования и дарения; стоимость подарков, полученных от предприятий, учреждений и организаций в течение года в виде вещей или услуг, не превышающая сумму двенадцатикратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда. Не облагаются налогом суммы, полученные физическими лицами и перечисленные ими на благотворительные цели. Предусматривается уменьшение налогооблагаемого дохода с учетом различного кратного минимального уровня оплаты труда в месяц для различных категорий лиц. Совокупный доход, полученный физическими лицами в налогооблагаемый период, уменьшается также на суммы расходов на содержание детей и иждивенцев в пределах установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда за каждый месяц с учетом возраста. Определение совокупного годового дохода осуществляется на основе декларации, заполняемой самостоятельно физическим лицом и представляемой налоговому органу по месту постоянного жительства не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным.

Информация о работе Налоговая система государства и пути ее реформирования в России