Налоговые инструменты регулирования внешней торговли России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 12:56, реферат

Краткое описание

Основной целью вмешательства государства во внешнеэкономическую деятельность является обеспечение экономических и политических интересов страны. В то же время государство само склонно принимать на себя осуществление ряда видов внешнеэкономических действий, приносящих доходы или требующих государственного участия.

Содержание

Введение 2
1.Таможенные пошлины 3
2.Таможенные тарифы 8
3.Нетарифные барьеры. Государственная монополия внешней торговли 12
Заключение 15
Библиографический список 16

Вложенные файлы: 1 файл

налоговые инструменты регулирования внешней торговли России..docx

— 33.33 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение 2

1.Таможенные пошлины 3

2.Таможенные тарифы 8

3.Нетарифные барьеры.  Государственная монополия внешней торговли 12

Заключение 15

Библиографический список 16

 

 

  Введение

Роль государства в регулировании  внешнеторговой деятельности состоит  в том, чтобы поддерживать баланс интересов различных социальных групп и слоев населения в  процессе развития и функционирования внешнеторговых отношений. Либеральный  постулат, гласящий, что государство  не должно вмешиваться в экономику, что рынок сам во всем разберется, является неприемлемым ввиду отсутствия современного, цивилизованного, социально  ориентированного рынка.

Внешнеэкономическая функция государства  является продолжением его внутрихозяйственной  функции, но реализуется в несколько  отличной форме.

Основной целью вмешательства  государства во внешнеэкономическую  деятельность является обеспечение  экономических и политических интересов  страны. В то же время государство  само склонно принимать на себя осуществление  ряда видов внешнеэкономических  действий, приносящих доходы или требующих государственного участия.

В современных условиях любое государство  тем или иным образом регулирует, стимулирует или ограничивает практически  все сферы международных экономических  связей. Государственное регулирование  распространяется на внешнюю торговлю, международное движение капитала, валютные и кредитные отношения, научно-технический  обмен, международное перемещение  рабочей силы.

Государственное регулирование внешнеторговых связей — это совокупность используемых государственными органами и службами форм, методов и инструментов воздействия на экономические отношения между странами в соответствии с государственными и национальными интересами, целями, задачами. Регулирующее воздействие государства осуществляется посредством принятия законов и иных государственных актов, постановлений и решений правительства.

Применительно к международной  торговле, как главному объекту регулирования, правительства используют такие  инструменты и способы воздействия, как таможенные тарифы, налоги, ограничительные  условия, межгосударственные договоры и соглашения, мероприятия по стимулированию экспорта и импорта.

 

Инструменты регулирования  международной торговли

    1.Таможенные пошлины

Таможенные платежи – это  налоги, взимаемые государством с  провозимых через национальную границу  товаров по ставкам, предусмотренным  таможенным тарифом.

Таможенная пошлина – это  косвенный налог, который взимается  за товар, ввозимый или вывозимый  из таможенной территории и который  не может изменяться в зависимости  от двух факторов:

1) от общего уровня налогообложения;

2) от стоимости услуг, оказываемых  таможней.

Поскольку таможенная пошлина является косвенным налогом, она влияет на цену товара. В таможенной практике товаром называется только движимое материальное имущество. Таможенная территория – это территория, на которой  контроль за экспортом и импортом осуществляет единое таможенное учреждение. Границы таможенной территории могут  не совпадать с границей государства. Например, при таможенных союзах нескольких государств. Или когда но географическим условиям установление таможенного  контроля не представляется возможным  или удобным. Границы таможенной территории устанавливаются правительством каждой страны.

Таможенная пошлина имеет два  существенных признака.

Во-первых она может изыматься  только государством. И поэтому поступает  в государственный (федеральный), а  не местный бюджет.

Во-вторых, импортная пошлина применяется  к товарам иностранного происхождения. А экспортная (хотя и нетипичным вид пошлины) – к товарам отечественного производства. В этой связи важной проблемой в таможенной практике является правильное и точное определение  страны происхождения товара.

По способу установления пошлины  бывают:

- Адвалорные;

- специфическая;

- комбинированные.

Адвалорная пошлина – таможенная пошлина, устанавливаемая с исключительной целью получения доходов в  бюджет государства. Устанавливаются  в процентах от таможенной стоимости  товара.

Специфическая пошлина – вид  пошлины, которая начисляется в  установленном размере за единицу  облагаемых товаров. Устанавливается  в зависимости от единиц измерения, ставка с объема, веса и т.д. (за 1т., за 1 шт., за 1см3 и т.п.).

Комбинированная таможенная пошлина  – вид ставок пошлин, сочетающий два вида таможенного обложения (два вида ставок пошлин) – адвалорный и специфический. То есть с одного товара взимаются две пошлины  – адвалорная и специфическая.

По направлению движения товара пошлины могут быть

- экспортными,

- импортными,

- транзитными.

Экспортная таможенная пошлина  – денежный сбор, взимаемый при  экспорте товаров. Она является средством  увеличения доходов государственного бюджета за счет развития экспорта и стимулирует поставки товара на внутренний рынок за счет снижения прибылей при экспорте. От экспортной таможенной пошлины освобождаются  иностранные товары и продукты их переработки.

Импортная таможенная пошлина –  денежный сбор, взимаемый государством при импорте товаров. Она является средством повышения цен на импортные  товары внутри страны и снижения их конкурентоспособности по сравнению  с местными товарами; поступает в  доход государственного бюджета.

Транзитная таможенная пошлина  взимается при переходе иностранного груза через границу данной страны, следующего через ее территорию для  потребления в третьей стране.

По направлению действия пошлин:

- преференциальные

- дискриминационные.

Преференциальные пошлины –  предпочтительные таможенные пошлины, устанавливаемые государством с  целью создания особо благоприятного режима для одного или нескольких государств при ввозе всех или  отдельных групп импортируемых  товаров.

Дискриминационная пошлина – таможенная пошлина, уровень которой для  одинаковых товаров изменяется в  зависимости от страны происхождения  товаров или других факторов. Данная таможенная пошлина устанавливается  в повышенных размерах для той  или иной страны в качестве дискриминации.

В зависимости от уровня цен на товары выделяют особые виды таможенных пошлин, которые могут временно применяться  к ввозимым товарам в целях  защиты экономических интересов  РФ:

- компенсационные пошлины;

- антидемпинговые пошлины.

Компенсационная таможенная пошлина  – пошлина, взимаемая в случаях  ввоза на таможенную территорию страны товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии, если такой ввоз наносит  или может нанести ущерб отечественным  производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров.

Антидемпинговая таможенная пошлина  – дополнительная импортная пошлина; применяется в случаях ввоза  на таможенную территорию страны товаров  по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в стране вывоза в момент этого ввоза, если такой ввоз наносит  или может нанести материальный ущерб отечественным товаропроизводителям либо препятствует организации или  расширению производства подобных товаров.

В зависимости от того, производится или не производится товар в данной стране, – пошлины считаются фискальными, если они взимаются с товаров, не производимых в данной стране; протекционистские  пошлины устанавливаются на товары, производимые в данной стране.

Отдельно выделяют сезонную, возвратную и специальную таможенную пошлину.

Сезонная таможенная пошлина –  это пошлина, применяемая в целях  оперативного регулирования ввоза  и вывоза отдельных товаров. При  этом ставки таможенных пошлин, предусмотренные  таможенным тарифом, не применяются. В  Российской Федерации сезонные пошлины  устанавливаются Правительством РФ, причем срок их действия не может превышать 6 мес. за один год.

Возвратная таможенная пошлина  – сумма ввозных таможенных пошлин, подлежащая возврату плательщику при  вывозе готовой продукции, полученной в результате обработки или переработки  ранее ввезенных и оплаченных пошлиной товаров. Основания и порядок  выплаты возвратных таможенных пошлин определяются национальным законодательством.

Специальная таможенная пошлина –  это таможенный платеж, который применяется  при введении специальных защитных мер и взимается федеральным  органом исполнительной власти, на который возложено непосредственное руководство таможенным делом в  РФ, сверх ставки таможенной пошлины. Данная пошлина применяется в  качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию данной страны в количествах и на условиях, наносящих  или могущих нанести ущерб  отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих  товаров. Данный вид пошлин может  использоваться в качестве ответной меры на дискриминационные или иные негативные действия других государств или их союзов.

Наконец существует таможенный сбор за таможенное оформление – это  дополнительная плата, взимаемая таможней сверх таможенных пошлин, связанная  с таможенным оформлением грузов. Таможенный сбор – это плата за таможенное оформление транспортных средств  и товаров, взимаемая в национальной или иностранной валюте.

Ставки таможенных пошлин связаны  с различными режимами внешне-торговой деятельности. Минимальная ставка (называемая базисной) устанавливается на товары, происходящие из стран, с которыми есть договор о режиме наибольшего  благоприятствования в торговле (РНБ). Максимальная – для стран, с которыми не заключено соглашение о РНБ.

Льготная или преференциальная ставка является самой низкой и устанавливается  на товары, происходящие из ряда развивающихся  стран. Кроме того, согласно мировым внешнеторговым правилам, существует группа беднейших стран, сельхозпродукция и сырье которых вообще не облагается таможенными пошлинами.

 

                               

                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                              

 

    2.Таможенные тарифы

Таможенный  тариф – свод ставок таможенных пошлин (таможенного тарифа), применяемых  к товарам, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации и  систематизированным в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической  деятельности.

 

Ставки таможенных пошлин – денежные суммы в российской или иностранной  валюте, устанавливаемые в определенном соотношении к таможенной стоимости  товара, перемещаемого через таможенную границу. Согласно Закону РФ "О таможенном тарифе" от 21 мая 1993 г. ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению, за исключением случаев, предусмотренных самим законом. Ставки ввозных таможенных пошлин определяются Правительством РФ. Ставки вывозных таможенных пошлин и перечень товаров, в отношении  которых они применяются, устанавливаются  Правительством РФ и являются исключительно  мерами оперативного регулирования  внешнеэкономической деятельности на территории РФ.

Ставки таможенных пошлин являются едиными и одинаково применяются  к товарам, имеющим одинаковые коды товарной номенклатуры внешнеэкономической  деятельности, и не подлежат изменению  в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу  РФ, видов сделок или иных обстоятельств.

Ставки ввозных таможенных пошлин устанавливаются Правительством РФ. Предельные ставки ввозных налоговых  пошлин, применяемые в отношении  товаров, происходящих из стран, в торгово-политических отношениях с которыми РФ применяет  режим наиболее благоприятствуемой нации. устанавливаются Федеральным  Собранием РФ. В отношении товаров, происходящих из стран, торгово-политические отношения с которыми не предусматривают  режим наибольшего благоприятствования, либо страна происхождения которых  не установлена, ставки ввозных таможенных пошлин, увеличиваются вдвое, за исключением  случаев предоставления РФ тарифных льгот (преференций).

 

Порядок формирования и применения таможенного тарифа в Российской Федерации, а также правила обложения  перемещаемых товаров пошлинами  установлены законом РФ "О таможенном тарифе", действующим на единой таможенной территории РФ.

Таможенный тариф РФ применяется  к товарам, систематизированным  в соответствии с товарной номенклатурой  внешнеэкономической деятельности РФ, устанавливая:

- ставки пошлин, виды ставок, порядок  установления;

- характер и порядок применения  сезонных и особых пошлин;

- систему и методы определения  таможенной стоимости товара  и порядок их применения;

- принципы определения страны  происхождения товара;

- тарифные льготы, преференции.

Основными целями таможенного тарифа, выступающего инструментом торговой политики и государственного регулирования  внутреннего рынка товаров РФ при его взаимосвязи с мировым  рынком, являются:

1. рационализация товарной структуры  ввоза товаров в РФ;

2. поддержание рационального соотношения  вывоза и ввоза товаров, валютных  доходов и расходов на территории  РФ;

3. создание условий для прогрессивных  изменений в структуре производства  и потребления товаров в РФ;

4. защита экономики РФ от неблагоприятного  воздействия иностранной конкуренции;  обеспечение условий для эффективной  интеграции РФ в мировую экономику.

 

Таможенные тарифы представляют собой  налоги на импортные товары, выраженные в процентах от их стоимости (стоимостные) либо в виде фиксированного сбора  с единицы товара безотносительно  к его стоимости (специфические). Такие налоги поступают в казну  и используются на покрытие государственных  расходов, однако они, как правило, не вводятся исключительно в целях пополнения бюджета. Повышая цены на товары, поступающие из-за рубежа, тарифы помогают национальным производителям с более высокими по сравнению с иностранными соперниками издержками производства успешно конкурировать с ними на национальных рынках. Объем производства и занятость в защищенных отраслях повышаются за счет сокращения импорта, что способствует улучшению торгового баланса страны. Кроме того, потребление в стране продукции защищенных отраслей обычно падает, поскольку она является более дорогой. В результате происходит перераспределение дохода от потребителей к национальным производителям. Что же касается мирового хозяйства в целом, то конечным результатом протекционизма становится сокращение объема торговли и, как следствие, снижение эффективности использования ресурсов и падение уровня жизни.

Информация о работе Налоговые инструменты регулирования внешней торговли России