Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 12:56, реферат
Основной целью вмешательства государства во внешнеэкономическую деятельность является обеспечение экономических и политических интересов страны. В то же время государство само склонно принимать на себя осуществление ряда видов внешнеэкономических действий, приносящих доходы или требующих государственного участия.
Введение 2
1.Таможенные пошлины 3
2.Таможенные тарифы 8
3.Нетарифные барьеры. Государственная монополия внешней торговли 12
Заключение 15
Библиографический список 16
Иногда тарифы в действительности оказываются выше, чем это кажется на первый взгляд. Предположим, что какой-то продукт производится только в двух странах. Для его производства обе страны по одинаковой стоимости закупают необходимые импортные материалы; затраты на эти материалы составляют половину конечной цены товара на внутреннем рынке. Другая половина цены внутреннего рынка представляет собой стоимость, добавленную в процессе производства. Одна из этих стран ввела тариф на импорт данного товара из другой страны в размере 10% от его цены. Однако принявшая протекционистские меры страна фактически облагает налогом добавленную стоимость в товаре конкурента по "реальной" ставке 20%; ставка тарифа в 10% является всего лишь "номинальной". Естественно, национальные производители этой страны не упустят возможности поднять цену на свою продукцию на величину, равную 20% от добавленной стоимости.
Чем выше уровень тарифа, тем более надежно он защищает национальные фирмы. Но для того, чтобы понять, кого персонально защищает тариф, необходимо рассмотреть структуру производства.
Тариф на товар какой-либо отрасли является защитой, но только в отношении фирмы, производящей его на территории страны. Он защищает также доходы рабочих и служащих, занятых в этих фирмах и создающих "добавленную стоимость". Кроме того, тариф защищает доходы отраслей, поставляющих данной отрасли сырье и материалы.
Таким образом, тариф на товар поддерживают не только фирмы по их производству, но и рабочих фирм, поставщиков деталей.
После второй мировой воины роль
нетарифных методов стала возрастать.
Это объясняется несколькими
причинами. Во-первых, начиная с 50-х
годов в результате многосторонних
переговоров удались
Во-вторых, усиление конкуренции на
мировых рынках вынудило многие страны
принять меры по защите отечественных
производителей. Во-вторых, резкий рост
импорта во многих странах увеличил
пассив торгового баланса, что серьезно
ухудшило финансовое положение этих
стран. В-четвертых, обострение проблемы
безработицы также
Меры нетарифного
Наиболее распространенным видом
нетарифных барьеров являются импортные
квоты. "Импортная квота – это
количество иностранного товара, которое
может быть ввезено в страну в
течение определенного периода
времени". Например, импортная квота
на японские автомобили в США – 2,3
млн. штук в год. Кроме того, в США
существуют импортные квоты на мясомолочные
продукты, табак. Во-первых, квота позволяет
фиксировать затраты на импорт. Особенно
это важно при жесткой
Влияние квот на конъюнктуру внутреннего рынка зависит от уровня спроса и объема производства отечественных производителей. Если квоты не покрывают общий спрос на внутреннем рынке, то она не только снижает импорт, но и ведет к росту внутренних цен по сравнению с мировыми.
Кроме квот, в настоящее время довольно широко применяются специальные барьеры: жесткие требования к технической безопасности товаров, санитарные и экологические стандарты, требования к таре и упаковке. Сегодня под действие нетарифных барьеров попадает около 27% всего импорта промышленно развитых капиталистических стран, в США – 42% импорта.
Особое место в системе
В отношении стимулирования экспорта
чаше всего применяется политика
субсидирования. Экспортные субсидии
позволяют фирмам удешевить экспорт
и усилить свои позиции на рынках
других стран. Государство осуществляет
также затраты но стимулированию
сбыта экспортных товаров, организуя
рекламу и предоставляя другие маркетинговые
услуги. Налоговая система также
может предусматривать
Кроме субсидирования, к числу методов внешнеторговой политики относится демпинг. Демпинг – это международная дискриминация в ценах. В этой ситуации экспортирующая фирма продает свой товар на каком-либо одном зарубежном рынке дешевле, чем на другом. Разбойничьим демпингом называется временное установление низких цен, направленное на вытеснение конкурента с данного рынка, с последующим восстановлением уровня цен. Постоянный демпинг продолжается неограниченное время.
К демпингу часто прибегают во время
международных экономических
Государственная монополия внешней торговли – это сосредоточение в руках государства руководства всей внешней торговлей страны. Государственная монополия внешней торговли была установлена в СССР.
Основная функция монополии
внешней торговли – обеспечение
в сфере внешних торговых связей
общегосударственных интересов. Монополия
внешней торговли способствует достижению
максимально эффективных
Существенные черты монополии внешней торговли:
- осуществление
- определение органов
- планирование внешней торговли;
- валютное регулирование
- установление порядка
Опыт СССР в осуществлении монополии внешней торговли используется другими странами, в которых установлена монополия государства на внешнюю торговлю.
Усиление роли государства во внешней
торговле характерно для развивающихся
стран и особенно для стран
социалистической ориентации. В одних
странах эта роль ограничивается
государственным регулированием и
контролем экспортно-импортных
Таким образом, таможенные тарифы и таможенные пошлины служат инструментами регулирования внешней торговли страны. Они могут быть направлены как на снижение доли импортируемых товаров и увеличения экспорта, так и наоборот. В то же время возможно использование таможенных тарифов и пошлин для стимулирования ввоза необходимых товаров из определенных стран и ограничения импорта из других.
Нетарифные барьеры преследуют те же цели, что и тарифы и пошлины, но используют другой подход. Он обеспечивается косвенным влиянием на деятельность компаний, осуществляющих международную торговлю.
Государственная монополия
внешней торговли обеспечивает интересы
экономики страны в целом, не разделяя
ее на отдельные хозяйствующие
Нормативно-правовые акты
1. Закон РФ 5003-1 от 21.05.93 "О таможенном тарифе" (в ред. Федеральных законов от 07.08.1995 N 128-ФЗ, от 25.11.1995 N 185-ФЗ, от 27.12.1995 N 211-ФЗ, от 05.02.1997 N 25-ФЗ, от 10.02.1999 N 32-ФЗ, от 04.05.1999 N 95-ФЗ, от 27.05.2000 N 74-ФЗ, от 08.08.2001 N 126-ФЗ, от 29.12.2001 N 190-ФЗ, от 29.05.2002 N 57-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 06.06.2003 N 65-ФЗ, от 07.07.2003 N 124-ФЗ, от 08.12.2003 N 159-ФЗ, от 07.05.2004 N 33-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 21.07.2005 N 112-ФЗ, от 08.11.2005 N 144-ФЗ, от 20.12.2005 N 168-ФЗ, от 27.07.2006 N 145-ФЗ, с изм., внесенными Федеральными законами от 27.12.2000 N 150-ФЗ, от 30.12.2001 N 194-ФЗ, от 24.12.2002 N 176-ФЗ, от 23.12.2003 N 186-ФЗ)
Учебники и монографии
2. Бард В.С. Государственное
3. Зверев Ю.М. Мировая экономика и международные экономические отношения. – М.: Инфра-М, 2005.
4. Иохин В.Я. Экономическая
5. Мамедов О.Ю. Современная экономика: – Ростов-на-Дону, изд-во Феникс, 2005.
6. Сидорович А.В. Курс экономической теории. – М.: ДИС, 2005.
7. Цыпин И.С., Веснин В.Р. Мировая экономика: учебник. – М.: Велби, 2007.
8. Шамхалов Ф. Государство и экономика: основы взаимодействия. – М.: Экономика, 2006.
Периодические издания
9. Аблаев И.М. Тень и краски российской экономики // Экономика и организация промышленного производства. – 2004. – №8. – С.21-29
10. Богатырев А.А. Рыночная система / Маркетинг в России и за рубежом. – 2000. – №2. – С. 15-25.
11. Миляева Л. Внешнеторговая деятельность России: анализ, прогнозы и тенденции. // Вопросы экономики – 2006. – №12. – С. 45-51
Информация о работе Налоговые инструменты регулирования внешней торговли России