Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2012 в 12:14, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследовать механизмы защиты конкуренции в условиях концентрации предприятий.
Объект исследования – национальная экономик Республики Беларусь.
Предмет исследования – механизм защиты конкуренции.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
- определение теоретических основ защиты конкуренции в условиях концентрации предприятий, в том числе:
- сущность, формы и показатели экономической концентрации;
- преимущества и последствия концентрации;
- задачи и условия развития конкуренции в экономике
Введение 3
1 Теоретические основы защиты конкуренции в условиях концентрации предприятий 5
1.1 Сущность, формы и показатели экономической концентрации 5
1.2 Преимущества и последствия концентрации 9
1.3 Задачи и условия развития конкуренции в экономике 12
2 Анализ концентрации предприятий белорусской промышленности и эффективности антимонопольного законодательства Республики Беларусь 16
2.1 Государственная антимонопольная политика в Республике Беларусь 16
2.2 Анализ концентрации предприятий белорусской промышленности. Проблемы в развитии конкуренции 18
2.3 Анализ эффективности антимонопольной политики 22
3 Направления оптимизации экономической концентрации и совершенствования антимонопольного законодательства в Республике Беларусь 26
Заключение 31
Список использованных источников 35
Наибольшая экономическая концентрация, как показало проведенное исследование, наблюдается в машиностроении и металлообработке, а по удельному весу в выпускаемой продукции предприятиями-монополистами лидируют химическая и нефтехимическая, стекольная и фарфорово-фаянсовая промышленность, черная металлургия.
Для успешного осуществления антимонопольной политики первостепенное значение имеет всемерное развитие конкуренции. В результате процессов реформирования собственности, демонополизации экономики в республике сформировались товарные рынки с конкурентной структурой. Вместе с тем некоторые товарные рынки по своей природе остаются монополизированными. Одной из важнейших составляющих конкурентной политики является обеспечение контроля за экономической концентрацией. Основой государственного контроля за экономической концентрацией являются такие принципы, как единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и денежных средств, поддержка конкуренции, недопущение деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. В рамках преодоления концентрации производства количество хозяйствующих субъектов рынка должно приблизиться к уровню насыщения и не являться ограничением для развития рыночных отношений.
Конкуренция не измеряется однозначно в категориях «хорошо» или «плохо». Всегда есть и первое, и второе. К сожалению, у нас получила широкое распространение практика другой конкуренции. Ее основной признак — отраслевой лоббизм с целью получения льготных конкурентных преимуществ на стадии производства. Ее формы: покрытие из госбюджета убытков от хозяйственной деятельности, льготное долгосрочное финансирование, включая кредитование проектов предприятий, включенных в различные госпрограммы, под половину ставки рефинансирования. Сильнейшим тормозом на пути конкуренции является административное распределение рыночных ресурсов и связанное с ним их квотирование. Много нареканий у предпринимателей по поводу квотирования мясного, молочного сырья, полиэтилена высокого давления, стекла, цемента и многого другого. Другая проблема — региональный протекционизм. Не улучшает конкурентную среду стремление некоторых чиновников упрощенным методом «довести» до всех прогнозные показатели. Такие явления значительно искажают истинную конкуренцию, кардинально отличаются от ее естественной, рыночной формы. Следствием такой конкуренции являются отсталость экономики, высокая инфляция, коррупция, монополизм и отрицательное сальдо внешней торговли. В целом, антимонопольные органы Республики Беларусь проводят большую работу по защите конкуренции в национальной экономике. Однако, это не снимает проблем в этой сфере, которые были обозначены и которые необходимо решить в ближайшее время.
Для снижения экономической концентрации необходима структурная трансформация белоруской экономики с проведением реорганизаций белорусских предприятий. Для защиты конкуренции, в первую очередь, нужно заменить все механизмы, приводящие к недобросовестной конкуренции: усовершенствовать проведение тендеров. Необходимо срочно перейти от административного к рыночному способу распределения сырьевых ресурсов. Для более тонкой настройки конкурентной среды предназначены структуры в правовой части. Они устанавливают правила добросовестного поведения на своих рынках. По своей природе они саморегулируемые, их ядро — сам бизнес этого сектора рынка. Это могут быть отраслевые, профессиональные ассоциации, другие. На первых порах эту функцию могли бы выполнять общественно-консультационные советы при министерствах и органах государственной власти. Важным и актуальным направлением регулирования отношений на конкурентных рынках является предупреждение и пресечение недобросовестной конкуренции. Одним из направлений антимонопольной политики является работа по созданию условий для ликвидации самих возможностей злоупотребления монопольным положением хозяйствующих субъектов, освобожденных от ценового регулирования. При этом остается необходимость регулирования цен (тарифов) на продукцию, обеспечивающую национальную, продовольственную, экологическую безопасность.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ