Направления повышения эффективности свободных экономических зон в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 13:07, курсовая работа

Краткое описание

Главная цель образования свободных экономических зон — решение стратегических задач развития государства в целом или отдельной территории: внешнеторговых, общеэкономических, социальных, региональ-ных и научно-технических задач. Создание СЭЗ дает возможность задействовать неиспользуемые производственные площади, являющиеся тяжелым бременем для неблагополучных предприятий и вложить средства иностранного и отечественного инвестора непосредственно в производство (оборудование, сырье, материалы), а не начинать инвестиционный проект со строительства сооружений и коммуникаций.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………..………………...... 3
1 РОЛЬ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ ………………………………………………………..………….…5
1.1 Сущность и цели создания свободных экономических зон ..……….. 5
1.2 Классификация свободных экономических зон…………….….……..10
2 ОПЫТ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН ЗАРУБЕЖОМ . …………………………..………….....................................14
2.1 Опыт функционирования свободных экономических зон в Китае…………………………………………………………………………14
2.2 Опыт функционирования свободных экономических зон в Российской Федерации………..………………..…….………………...…..23
3 НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……………………..29
3.1 Особенности становления и развития свободных экономических зон в Республике Беларусь……………………………………………………..29
3.2 Проблемы функционирования свободных экономических зон Республики Беларусь………………………………………………..…...…36
3.3 Направления повышения эффективности функционирования свободных экономических зон Республики Беларусь ……………….…..39

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ №1.doc

— 714.00 Кб (Скачать файл)

Еще одна модель финансирования отрабатывается зоне «Хайнань». Там практикуется выделение крупных участков земли для освоения зарубежными инвесторами, которые сами создают необходимую им инфраструктуру. А землю и постройки используют по своему усмотрению.

Стремительный рост экономики Китая в последние  три с половиной десятилетия  не имеет аналогов в мире. С тех  пор как Китай принял политику «открытых дверей» и начал  проводить реформы в 1978 году, валовой внутренний продукт Китая стал расти в среднем на 9% ежегодно. Темпы роста ВВП отражены на рисунке 3 [29].

 

 

 

Рисунок 3 – Динамика роста валового внутреннего продукта Китая

 

Еще боле быстрыми темпами возрастал объем экспорта государства. Значительно вырос и показатель ВВП на душу населения. Это видно на рисунке 4 [29].

 

 

 

Рисунок 4 – Динамика роста валового внутреннего продукта на душу населения в Китае

 

По итогам 2011 года объем мирового экспорта товаров  составил    18197 млрд. долларов, при этом, 10,4% от этого объема приходится на Китай. В 2000 году доля Китая в общемировом экспорте товаров составляла 3,86%, а в 1978 году, когда начало осуществляться реформирование Китая – всего лишь 0,75%. То есть, за 33 года доля государства в экспорте товаров в мире возросла в 14 раз.

Привлекая иностранный  капитал к развитию страны, власти Китая ставили всяческие барьеры  на пути импорта в страну устаревших или второстепенных технологий, а  также всячески стимулировали создание иностранными корпорациями научных и исследовательских центров непосредственно на территории КНР.

Такие признанные авторитеты в области ИТ как Motorola, IBM, Lucent Technologies, Hewlett-Packard, Microsoft, Nokia, Cisco, AT &T и др. создают в середине 90-х годов в крупнейших городах Китая собственные исследовательские центры, в которых работают и обучаются работе с новейшими технологиями десятки тысяч китайских инженерно-технических работников и учёных.  Иностранные корпорации не жалеют средств на различные некоммерческие программы, фонды, гранты, щедро финансируют обучение китайских специалистов в ведущих учебных заведениях Старого и Нового света.

Свободные экономические  зоны, сыграли свою роль в выходе Китая на мировой рынок, в производстве товаров с экспортной ориентацией. В то же время в их функционировании выявились и ряд проблем. В частности:

  • подавляющее большинство вкладов (около 80% иностранных инвестиций) в СЭЗ вложено лицами китайского происхождения, прежде всего из Гонконга. Инвестиции транснациональных корпораций, способных на создание крупномасштабных технически современных предприятий,  пока направляются главным образом в другие районы Китая;
  • невысокий уровень внедряемой зарубежной технологии, низкая квалификация китайской рабочей силы и недостаток специалистов;
  • рост издержек на аренду земли и рабочей силы, что влияет на темпы привлечения иностранного капитала. По оценкам специалистов, создание и содержание совместных предприятий в СЭЗ обходится в среднем в 5 раз дороже, чем во внутренних районах КНР;
  • дефицит сырья и энергии;
  • отсутствие единого закона по СЭЗ.
  • злоупотребления со стороны инвесторов: китайские организации занижают стоимость госимущества, передаваемого вновь создаваемым СП, иностранные предприниматели до 90% средств вкладывают в виде оборудования (часто устаревшего или низкокачественного) по завышенным ценам;
  • сверхэксплуатация работников совместных предприятиях.

Тем не менее, к настоящему времени в Китае сложилась стройная, многоярусная и многоканальная система открытости внешнему миру по всем направлениям, обеспечивающая сочетание интересов страны и отдельных ее регионов со всеми внутренними районными страны. Каждое из звеньев этой системы выполняет особые конкретные функции, в совокупности они постепенно и неуклонно «открывают» иностранному капиталу, передовой технике, технологиям, мировым достижениям научно-технического прогресса огромную по масштабам и в целом невысокоразвитую страну, выравнивая уровень и темпы развития отдельных регионов.  Главные звенья этой системы – свободные экономические зоны. Это комплексные, анклавные свободные экономические зоны. Они сочетают функции экспортно-производственной торговли и научно-производственные, но имеют в своем распоряжении существенные отличия от каждой из них в отдельности. Эти отличия проявляются в налоговом, таможенном, пропускном режиме, представляемых инвесторам в части перемещения их капиталов, а также в части передвижения рабочей силы. Существенна и такая особенность свободных экономических зон в Китае, как исключительная ориентированность производства предприятий в зонах на внешние рынки. Реализация на внутреннем рынке может осуществляться только с разрешения Комитета управления свободными экономическими зонами, а товары, поступающие на внутренний рынок, облагаются таможенными пошлинами в обычном порядке. В свободных экономических зонах предусматривается интенсивное развитие практически полного народнохозяйственного комплекса, таким образом, свободные экономические зоны в Китае являются дополнительными каналами установления мирохозяйственных связей в самых различных сферах.

Свободные экономические  зоны в КНР в целом являются экспериментом по использованию  рыночных отношений в условиях преобладания государственной собственности.

 

2.2 Опыт функционирования свободных  экономических зон в Российской Федерации

 

В России системное  развитие свободных (особых) экономических зон началось в 2005 году, с момента принятия Федерального Закона об ОЭЗ 22.07.2005г. С 2006 года по 2012 год в свободные экономические зоны России пришло более 300 инвесторов, в том числе 44 иностранные компании. «Нужны условия, при которых можно было бы свободную экономическую зону создать. У нас они функционируют, функционируют неплохо. В некоторых местах, не везде правда, но, в основном, работают успешно», ― отмечает президент Российской Федерации Владимир Путин [29].

Управлением свободных экономических зон в России занимается  ОАО «Особые экономические зоны». Организация была создана в 2006 году с целью внедрения лучшей мировой практики в развитии и управлении СЭЗ и привлечения прямых иностранных инвестиций в Россию. Как рассказал генеральный директор ОАО «Особые экономические зоны» Олег Костин, «по состоянию на 1 января 2012 г. резидентами российских СЭЗ являлись 306 компаний, 44 из которых ― иностранные компании из 20 стран». По его мнению, повлиять на эффективность СЭЗ в будущем, могут: конкуренция как с зарубежными СЭЗ, так и с частными индустриальными парками России, такими как парки в Калуге и Нижнем Новгороде; разделение СЭЗ по отраслевому признаку, например, производство, туризм, инновации, портовая деятельность (такое разделение, по мнению эксперта, означает, что производственная отрасль не будет взаимодействовать с инновационным сектором, что уменьшает экономическую гибкость); недостаток квалифи-цированной рабочей силы.

Цель создания особых экономических зон — развитие высоко-технологичных отраслей экономики, импортозамещающих производств, туризма и санаторно-курортной сферы, разработка и производство новых видов продукции, расширение транспортно-логистической системы.

К промышленно-производственным зонам относятся территории Елабужского района Республики Татарстан и Грязинского района Липецкой области. Кроме того, в 2010 г принято решение о создании СЭЗ подобного типа в Самарской области и ОЭЗ «Титановая долина» на территории Верхнесалдинского городского округа Свердловской области. Основные направления деятельности, которые развивают в рамках промышленных зон: производство автомобилей и автокомпонентов; производство строительных материалов; производство химической и нефтехимической продукции; производство бытовой техники и торгового оборудования и др.

Инновационные (технико-внедренческие, или технологические  парки) расположены в научно-образовательных центрах с богатыми научными традициями и признанными исследовательскими школами. Инвестирование в проекты открывает возможности для развития инновационного бизнеса и наукоемкого производства. На территории РФ функционируют четыре инновационные зоны, расположенные на территории Томска, Санкт-Петербурга, Москвы и Дубны (Московская область).

Туристические (туристско-рекреационные) зоны располагаются в самых красивых регионах России, пользующихся спросом со стороны туристов, и предлагают благоприятные условия для организации туристического, спортивного, рекреационного и аналогичных видов бизнеса.

Портовые (портово-логистические) зоны располагаются вблизи основных глобальных транзитных коридоров. Их положение позволяет инвесторам получить доступ к быстрорастущему рынку портово-логистических услуг на Дальнем Востоке и в центральной части России. На Питерском экономическом форуме Масао Фудзита, председатель правления Komatsu CIS LLC, выразил сожаление по поводу того, что «на Дальнем Востоке относительно мало индустриальных и экономических зон».

В 2007 году в  Калужской области было создано ОАО «Корпорация развития Калужской области», региональный институт развития, государ-ственный оператор индустриальных парков Калужской области. За несколько лет работы Корпорация привлекла большое количество иностранных инвесторов (см. рисунок 5 [29]). Инвестиции, в созданные в результате работы Корпорации развития Калужской области индустриальные парки, превысили 152,7 млрд. рублей. В области было создано более 17,5 тыс. рабочих мест.

В настоящее  время в Калужской области  работают несколько индустриальных парков.

 

 

 

Рисунок 5 – Динамика роста валового регионального продукта на душу населения (в текущих ценах)

 

Одной из самых  последних специальных экономических зон, созданных на территории России, является СЭЗ промышленно-производственного типа «Титановая долина». ОЭЗ «Титановая долина» создана на территории Верхнесалдинского городского округа Свердловской области постановлением Правительства РФ от 16.12.10 г. «Титановая долина» вошла в федеральный реестр программ, направленных на развитие Уральского федерального округа до 2020 года. Федеральный статус проекта СЭЗ гарантирует защиту от неблагоприятного изменения законодательства РФ на срок действия СЭЗ.

Основная цель этой свободной экономической зоны – создание предприятий, использующих наиболее современные технологии при производстве продукции в области машиностроения, авиастроения, химической и фармацевтической промышленности, стройиндустрии. Планируется, что за весь срок существования СЭЗ будет привлечено 50 резидентов, которые обеспечат 10 тысяч рабочих мест. Согласно оценкам экспертов, на реализацию проекта потребуется около 27 млрд. рублей. Преимущества «Титановой долины» в том, что она находится на территории Свердловской области, являющейся одним из наиболее экономически развитых регионов России. Рядом с «Титановой долиной» находится крупнейший в мире производитель полуфабрикатов из титановых сплавов аэрокосмического назначения Корпорация «ВСМПО-АВИСМА».

В августе 2011 года была одобрена регистрация первого  резидента СЭЗ «Титановая долина» – ООО «ВСМПО-Новые технологии», в декабре 2011 года – второго резидента СЭЗ – ООО «Синерсис». В июле 2012 года были одобрены проекты еще двух резидентов, готовых к строительству производства в «Титановая долине». Около десяти компаний с планируемым объемом инвестиций более 100 млн. евро готовы «переехать» в СЭЗ, но пока находятся в ожидании, когда власти смогут предоставить инфраструктуру.

Недавно премьер-министр  РФ Дмитрий Медведев подписал постановление  о создании промышленно-производственной особой экономической зоны в Псковской области. На ее создание из федерального бюджета в 2013-2015 годах будет выделено 2 881,5 млн. руб. Бюджет Псковской области выделит на создание инфраструктуры 467,8 млн. рублей.

Две особые экономические  зоны могут появиться в Ступинском районе Московской области в рамках проекта документа «Стратегия инновационного развития Ступинского муниципального района на период до 2025 года». Порядка десяти резидентов ждут решения, когда появятся эти особые экономически зоны, и когда они смогут стартовать. На территории одной СЭЗ смогут разместиться около 20 предприятий, на территории другой планируется размещение 30 предприятий.

Несмотря  на короткий срок существования российских СЭЗ, можно подвести предварительные  итоги их деятельности. Они сводятся к тому, что деятельность большинства СЭЗ в России, если придерживаться между-народных стандартов, не эффективна. Экспертная оценка практики функционирования свободных экономических зон в России, проведенная международной ассоциацией развития СЭЗ, показывает, что предполагаемые цели создания СЭЗ не достигнуты. При отсутствии надежной правовой базы по созданию СЭЗ деятельность этих территориальных объединений не способствует решению приоритетных для страны проблем в области стабилизации и подъема экономики, регионального развития и укрепления федерализма, развития внешнеэкономических связей.

 Вместо  инструмента модернизации экономики  и привлечения в страну иностранных  инвестиций зональные льготы  стали средством скрытого субсидирования  отдельных лоббистских группировок и способом перво-начального накопления капиталов, впоследствии утекающих за рубеж.

Площадь первых одиннадцати зон в России превышала  территории таких европейских государств, как Франция и Испания, вместе взятых. В России целые области и края получили статус СЭЗ без учета предпосылок и возможностей эффективной деятельности на внешних рынках. Даже технически невозможно установить в масштабах краев и областей таможенный режим. Исходя из мировой практики, для нормального обустройства 1 км. кв. зоны экспортного производства требуются вложения порядка 45-50 млн. долларов, свободной таможенной зоны – 15-20 млн. долларов. Одни затраты на обустройство специального таможенного режима намного превысили бы возможные будущие доходы.

Большинство СЭЗ находится во внутренней части страны. Однако, успешность функционирования СЭЗ во многом зависит от ее экономико-географического положения, важной составляющей которого является близость к основным транспортным магистралям и мирохозяйственным центрам, что в большинстве случаен, обеспечивается за счет приграничного расположения.

Известны  случаи отрицательного воздействия СЭЗ на экономику региона. Ярким примером такого рода является ситуация в Калининградской области, где предприятиям-импортерам было предоставлено право неограниченного ввоза па территорию области товаров иностранного производства с освобождением от всех видов таможенных платежей. Льготы, действовавшие на территории СЭЗ, негативно сказались на состоянии местных промышленных предприятий, неспособных конкурировать с дешевой, практически беспошлинной импортной продукцией. В результате, поданным Госкомстата РФ, падение физического объема производства промышленной продукции в Калининградской области в 1991 – 1998 гг. составило 71,2%. Это один из самых худших показателей в Российской Федерации: в среднем но стране падение производства за данный период было равно 49,7%.

Информация о работе Направления повышения эффективности свободных экономических зон в Республике Беларусь