Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 13:07, курсовая работа
Главная цель образования свободных экономических зон — решение стратегических задач развития государства в целом или отдельной территории: внешнеторговых, общеэкономических, социальных, региональ-ных и научно-технических задач. Создание СЭЗ дает возможность задействовать неиспользуемые производственные площади, являющиеся тяжелым бременем для неблагополучных предприятий и вложить средства иностранного и отечественного инвестора непосредственно в производство (оборудование, сырье, материалы), а не начинать инвестиционный проект со строительства сооружений и коммуникаций.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………..………………...... 3
1 РОЛЬ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ ………………………………………………………..………….…5
1.1 Сущность и цели создания свободных экономических зон ..……….. 5
1.2 Классификация свободных экономических зон…………….….……..10
2 ОПЫТ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН ЗАРУБЕЖОМ . …………………………..………….....................................14
2.1 Опыт функционирования свободных экономических зон в Китае…………………………………………………………………………14
2.2 Опыт функционирования свободных экономических зон в Российской Федерации………..………………..…….………………...…..23
3 НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……………………..29
3.1 Особенности становления и развития свободных экономических зон в Республике Беларусь……………………………………………………..29
3.2 Проблемы функционирования свободных экономических зон Республики Беларусь………………………………………………..…...…36
3.3 Направления повышения эффективности функционирования свободных экономических зон Республики Беларусь ……………….…..39
Слабое звено в деятельности российских СЭЗ – отсутствие эффективной системы управления зонами на федеральном и местном уровнях. С одной стороны, эта система должна учитывать потребности и интересы местных территорий в привлечении иностранных капиталов, заинтересованность местных властей в развитии управляемых ими территорий, в обеспечении их успешного выхода на мировой рынок. С другой стороны, предоставляя финансовые ресурсы в пользу зональных территорий, федеральное Правительство заинтересовано не только в обеспечении местных, но и общенациональных интересов. Поэтому одним из ключевых вопросов образования СЭЗ является создание такой системы управления, в которой сочетался бы баланс этих взаимосвязанных интересов. Однако до настоящего времени подобная система управления зонами не создана.
Зоны экспортного производства, созданные в России, в основном ограничивают свои производственные функции сборкой продукции из импортных компонентов. Изначально создававшиеся как экспортные промышленно-производственные СЭЗ в Калининградской области и Находке использовались прежде всего для вывоза из РФ различных видов сырья, а также продукции, собранной из импортных компонентов. В конце 2008 года Генпрокуратура проводила проверку деятельности РосОЭЗ. По ее итогам она направила в Минэкономразвития представление, в котором указывалось, что в пяти из семи ОЭЗ туристско-рекреационного типа до сих пор не зарегистрировано ни одного инвестора, не создано рабочих мест, а объем частных инвестиций равен нулю.
Вместе с тем это не означает, что у российских СЭЗ совсем нет будущего. Некоторые из них имеют право на существование при проведении корректировки своей политики и функциональной направленности. Перспективными представляются СЭЗ Санкт-Петербурга и Выборга, особенно первая, если создать на ее основе несколько небольших припортовых и технологических зон. Например, как это сделано в зоне свободного предпринимательства Ленинградской области, где одна большая зона разделена на 13 субзон. Хорошие перспективы у СЭЗ «Шерризон» –российского варианта СЭЗ «Шеннон». Пока здесь многое находится в процессе становления, но активно ведущееся обустройство прилегающей к международному аэропорту «Шереметьево» территории, быстро и масштабно осуществляемые работы по созданию общей инфраструктуры, складских помещений и экспортоориентированных производств в сочетании с продуманным технико-экономическим обоснованием проекта обещают ему в будущем успех. Создание и успешное функционирование «Шерризон» может повлечь за собой образование аналогичных зон в районе аэропортов «Домодедово» и «Внуково».
Потенциальные
зарубежные инвесторы проявляют
все больший интерес к
Перспективной формой СЭЗ могут быть технопарки, что в значительной степени объясняется особенностями взаимоотношений науки и производства в нашей стране. Российская наука занимает приоритетные позиции в ряде высокотехнологичных отраслей, в особенности в фундаментальных исследованиях. Однако до сих пор остается неразрешимой проблема интеграции науки и производства. В этих условиях связующим звеном между наукой и производством могут быть технологические парки с исследовательскими центрами различной ведомственной принадлежности, в которых будут заняты десятки тысяч высококвалифицированных специалистов, обладающих многолетним опытом в важнейших областях знаний.
Технопарки
с участием иностранного
Другое
стратегически оправданное
Наконец,
богатые природными ресурсами,
но не имеющие особого
Экономическая ситуация с неопределенностью в правах собственности, недоступностью долгосрочных финансовых средств, высоким налоговым бременем в секторах, производящих несырьевую продукцию, продолжает оставаться неблагоприятной для проведения инновационной политики. Исходя из этого отдельными мерами поддержки экономики обойтись нельзя. Необходимы комплексные улучшения в законодательной, административной и регуляторной сферах, которые сегодня могут быть в полном объеме реализованы только в рамках зон с особыми экономическими режимами, создаваемых на принципах, предусматривающих наряду с применением налоговых и таможенных льгот государственное финансирование инфраструктуры и снижение административных барьеров.
3 НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1 Особенности становления
и развития свободных
Более чем десятилетний опыт функционирования СЭЗ на территории Республики Беларусь свидетельствует о своевременности и необходимости в составе национальной экономики таких структур. Они способствуют развитию регионов и рассматриваются как объекты инновационной деятельности, позволяющие апробировать новые организационно-управленческие механизмы, возможность привлечения инвестиций в развитие приоритетных отраслей и производств с использованием высоких и ресурсосберегающих технологий.
На территории Беларуси действует шесть свободных экономических зон: «Брест», «Гомель-Ратон», «Минск», «Витебск», «Гродно-Инвест», «Могилев». В них созданы благоприятные условия для привлечения иностранных инвестиций, наращивания экспортного потенциала, внедрения высоких технологий, содействия международной интеграции и сотруд-ничества.
Законодательством
установлены критерии, которые необходимо
соблюдать субъектам
На 1 января 2012 года в качестве резидентов СЭЗ зарегистрированы 524 организации, из них действующими являются 350 организаций. Ими реализуются проекты с привлечением инвестиций на сумму свыше 560 млн. долларов. США из более чем сорока стран мира. Резиденты СЭЗ обеспечивают высокие темпы роста производства и экспорта. По итогам прошлого года объем промышленного производства увеличился в 2,1 раза (20 887,3 млрд. руб.), а экспорт составил 231 % к уровню 2010 года (11 549,7 млрд. руб.). В промышленности занято 80-85% всех действующих предприятий СЭЗ, из них 90% и более – в машиностроении и металлообработке, химической и нефтехимической, лесной, дерево-обрабатывающей, целлюлозно-бумажной, легкой и пищевой отраслях.
С целью дополнительного стимулирования процесса привлечения инвестиций и создания производств, ориентированных на экспорт, на территориях СЭЗ предусмотрен специальный льготный режим налого-обложения. Для резидентов установлен ограниченный перечень налогов и неналоговых платежей, подлежащих уплате. По основным налогам действуют льготные ставки.
На резидентов СЭЗ распространяются гарантии прав инвесторов и защиты инвестиций, предусмотренные законодательством об инвестицион-ной деятельности.
Основные преференции в СЭЗ:
Особенности налогообложения в СЭЗ не распространяются на:
В свободных экономических зонах постепенно наращиваются объемы производства, растет выручка от реализации товаров, работ и услуг. Так, в 2010 году эта выручка приблизилась к 10,7 трлн. рублей, в 1,44 раза превысив показатель 2009 года. При этом доля реализации продукции собственного производства составила 81%. За пределы страны ее поставлено 51,3%. В специальном правовом режиме реализовано 74,6% продукции собственного производства, в том числе на экспорт – 65,2%, на внутреннем рынке импортозамещающей продукции – 33,6%, поставлено другим резидентам СЭЗ 1,2%.
За 2010 год экспортировано товаров в стоимостном выражении на 1560,4 млн. долларов. США или в 1,33 раза больше, чем за 2009 год.
Следует отметить, что за 2006-2010 годы на финансирование развития инфраструктуры СЭЗ и содержание администраций было выделено из республиканского бюджета около 152 млрд. рублей. Вместе с тем, только за 2010 год резиденты СЭЗ уплатили в бюджет налогов, сборов и других отчислений на 890,5 млрд. рублей. Эта сумма в 1,4 раза больше, чем в 2009 году.
По состоянию на 1 января 2011 года резидентами СЭЗ привлечено иностранных инвестиций на сумму 374,6 млн. долларов. США. Крупнейшие зарубежные инвесторы – организации из 11 государств, на которые приходится 85,9% общего объема привлеченных вложений. Среди стран лидируют: Германия – 18,1%, Соединенное Королевство – 16,8%, Кипр – 12%, Россия – 6,4%, Польша – 6%, Австрия – 5,5%, США – 4,8%, Виргинские острова, Британские – 4,48%, Нидерланды – 4,43%, Иран – 3,9%, Китай – 6% [10, c.20].
В связи с тем, что более 90% резидентов СЭЗ производят промышленную продукцию, сравнение основных показателей проводятся с показателями промышленности республики (см. таблицу 1) [8, c.26]. Данные свидетельствуют, что производство товарной продукции на одного занятого в СЭЗ на 0,8% больше; инвестиции – на 6,2%, что является явно недостаточным преимуществом при наличии значительных льгот; прибыль – на 36,9%, экспорт – в 5,6 раза. Средняя заработная плата значительно меньше, чем в целом по промышленности – 83,9%.