Направления повышения эффективности свободных экономических зон в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 13:07, курсовая работа

Краткое описание

Главная цель образования свободных экономических зон — решение стратегических задач развития государства в целом или отдельной территории: внешнеторговых, общеэкономических, социальных, региональ-ных и научно-технических задач. Создание СЭЗ дает возможность задействовать неиспользуемые производственные площади, являющиеся тяжелым бременем для неблагополучных предприятий и вложить средства иностранного и отечественного инвестора непосредственно в производство (оборудование, сырье, материалы), а не начинать инвестиционный проект со строительства сооружений и коммуникаций.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………..………………...... 3
1 РОЛЬ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ ………………………………………………………..………….…5
1.1 Сущность и цели создания свободных экономических зон ..……….. 5
1.2 Классификация свободных экономических зон…………….….……..10
2 ОПЫТ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН ЗАРУБЕЖОМ . …………………………..………….....................................14
2.1 Опыт функционирования свободных экономических зон в Китае…………………………………………………………………………14
2.2 Опыт функционирования свободных экономических зон в Российской Федерации………..………………..…….………………...…..23
3 НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……………………..29
3.1 Особенности становления и развития свободных экономических зон в Республике Беларусь……………………………………………………..29
3.2 Проблемы функционирования свободных экономических зон Республики Беларусь………………………………………………..…...…36
3.3 Направления повышения эффективности функционирования свободных экономических зон Республики Беларусь ……………….…..39

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ №1.doc

— 714.00 Кб (Скачать файл)

Слабое звено  в деятельности российских СЭЗ –  отсутствие эффективной системы  управления зонами на федеральном и  местном уровнях. С одной стороны, эта система должна учитывать потребности и интересы местных территорий в привлечении иностранных капиталов, заинтересованность местных властей в развитии управляемых ими территорий, в обеспечении их успешного выхода на мировой рынок. С другой стороны, предоставляя финансовые ресурсы в пользу зональных территорий, федеральное Правительство заинтересовано не только в обеспечении местных, но и общенациональных интересов. Поэтому одним из ключевых вопросов образования СЭЗ является создание такой системы управления, в которой сочетался бы баланс этих взаимосвязанных интересов. Однако до настоящего времени подобная система управления зонами не создана.

Зоны экспортного  производства, созданные в России, в основном ограничивают свои производственные функции сборкой продукции из импортных компонентов. Изначально создававшиеся как экспортные промышленно-производственные СЭЗ в Калининградской области и Находке использовались прежде всего для вывоза из РФ различных видов сырья, а также продукции, собранной из импортных компонентов. В конце 2008 года Генпрокуратура проводила проверку деятельности РосОЭЗ. По ее итогам она направила в Минэкономразвития представление, в котором указывалось, что в пяти из семи ОЭЗ туристско-рекреационного типа до сих пор не зарегистрировано ни одного инвестора, не создано рабочих мест, а объем частных инвестиций равен нулю.

Вместе с  тем это не означает, что у российских СЭЗ совсем нет будущего. Некоторые  из них имеют право на существование  при проведении корректировки своей  политики и функциональной направленности. Перспективными представляются СЭЗ Санкт-Петербурга и Выборга, особенно первая, если создать на ее основе несколько небольших припортовых и технологических зон. Например, как это сделано в зоне свободного предпринимательства Ленинградской области, где одна большая зона разделена на 13 субзон. Хорошие перспективы у СЭЗ «Шерризон» –российского варианта СЭЗ «Шеннон». Пока здесь многое находится в процессе становления, но активно ведущееся обустройство прилегающей к международному аэропорту «Шереметьево» территории, быстро и масштабно осуществляемые работы по созданию общей инфраструктуры, складских помещений и экспортоориентированных производств в сочетании с продуманным технико-экономическим обоснованием проекта обещают ему в будущем успех. Создание и успешное функционирование «Шерризон» может повлечь за собой образование аналогичных зон в районе аэропортов «Домодедово» и «Внуково».

Потенциальные зарубежные инвесторы проявляют  все больший интерес к возможностям вкладывать ресурсы в создающиеся в России особые экономические зоны. Новые законодательные инициативы Правительства РФ привлекают внимание к процессам, происходящим сейчас в области создания СЭЗ в России, со стороны представителей зарубежных деловых кругов, промышленников и предпринимателей, а также крупных компаний – потенциальных резидентов российских СЭЗ. Минэкономразвития России совместно с РосОЭЗ уже заключило соглашения о взаимодействии с рядом зарубежных государств - Сингапуром, Чехией, Китаем, Кореей.

 Перспективной формой СЭЗ могут быть технопарки, что в значительной степени объясняется особенностями взаимоотношений науки и производства в нашей стране. Российская наука занимает приоритетные позиции в ряде высокотехнологичных отраслей, в особенности в фундаментальных исследованиях. Однако до сих пор остается неразрешимой проблема интеграции науки и производства. В этих условиях связующим звеном между наукой и производством могут быть технологические парки с исследовательскими центрами различной ведомственной принадлежности, в которых будут заняты десятки тысяч высококвалифицированных специалистов, обладающих многолетним опытом в важнейших областях знаний.

 Технопарки  с участием иностранного капитала  могли бы дать значительный  народнохозяйственный эффект: обеспечить  дополнительный приток валютных средств за счет экспорта высокотехнологичной продукции; способствовать развитию отечественной промышленности, которая, будучи неспособной первой интегрировать достижения науки и техники в производство, воспользуется плодами деятельности технопарков, приобретая на внутреннем рынке их высокотехнологичную продукцию; поможет ослабить «утечку умов».

 Другое  стратегически оправданное направление  – реализация транспортно-географического  положения России и потенциала  ее при-портовых территорий. Создание здесь широкой сети свободных таможенных зон не только бы ускорило интеграцию России в мировую экономику, но и притянуло бы к ней крупные потоки товаров и капиталов, которые ныне направляются в аналогичные зоны зарубежных стран Черноморья и Азиатско-Тихоокеанского региона.

 Наконец,  богатые природными ресурсами,  но не имеющие особого выигрышного  положения зоны (Кемеровская область,  Алтайский и Забайкальский край) могут быть преобразованы в  ряд крупных концессионных участков. Основное внимание здесь следует уделять не столько традиционным для СЭЗ налоговым льготам для иностранных инвесторов, сколько заключению долгосрочных инвестиционных контрактов на разработку минеральных ресурсов с гибкой шкалой раздела продукции, что способствовало бы притоку иностранного капитала в другие отрасли местной промышленности и социальной сферы.

Экономическая ситуация с неопределенностью в правах собственности, недоступностью долгосрочных финансовых средств, высоким налоговым бременем в секторах, производящих несырьевую продукцию, продолжает оставаться неблагоприятной для проведения инновационной политики. Исходя из этого отдельными мерами поддержки экономики обойтись нельзя. Необходимы комплексные улучшения в законодательной, административной и регуляторной сферах, которые сегодня могут быть в полном объеме реализованы только в рамках зон с особыми экономическими режимами, создаваемых на принципах, предусматривающих наряду с применением налоговых и таможенных льгот государственное финансирование инфраструктуры и снижение административных барьеров.

 

3  НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

3.1 Особенности становления  и развития свободных экономических  зон в Республике Беларусь

 

Более чем  десятилетний опыт функционирования СЭЗ на территории Республики Беларусь свидетельствует о своевременности и необходимости в составе национальной экономики таких структур. Они способствуют развитию регионов и рассматриваются как объекты инновационной деятельности, позволяющие апробировать новые организационно-управленческие механизмы, возможность привлечения инвестиций в развитие приоритетных отраслей и производств с использованием высоких и ресурсосберегающих технологий.

На территории Беларуси действует шесть свободных  экономических зон: «Брест», «Гомель-Ратон», «Минск», «Витебск», «Гродно-Инвест», «Могилев». В них созданы благоприятные условия для привлечения иностранных инвестиций, наращивания экспортного потенциала, внедрения высоких технологий, содействия международной интеграции и сотруд-ничества.

Законодательством установлены критерии, которые необходимо соблюдать субъектам хозяйствования для того, чтобы получить статус резидента СЭЗ. Обратимся к Указу  Президента от 9 июня 2005 г. № 262 «О некоторых  вопросах деятельности свободных экономических зон на территории Республики Беларусь». В соответствии с этим документом для регистрации предприятия в качестве резидента СЭЗ следует подготовить инвестиционный проект. В нем необходимо предусмотреть объем инвестиций эквивалентный не менее 1 млн. евро. В соответствии с бизнес-планом этот проект в обязательном порядке должен предусматривать создание и (или) развитие производства, которое ориентировано на экспорт и (или) импортозамещение [3].

На 1 января 2012 года в качестве резидентов СЭЗ зарегистрированы 524 организации, из них действующими являются 350 организаций. Ими реализуются проекты с привлечением инвестиций на сумму свыше 560 млн. долларов. США из более чем сорока стран мира. Резиденты СЭЗ обеспечивают высокие темпы роста производства и экспорта. По итогам прошлого года объем промышленного производства увеличился в 2,1 раза (20 887,3 млрд. руб.), а экспорт составил 231 % к уровню 2010 года             (11 549,7 млрд. руб.). В промышленности занято 80-85% всех действующих предприятий СЭЗ, из них 90% и более – в машиностроении и металлообработке, химической и нефтехимической, лесной, дерево-обрабатывающей, целлюлозно-бумажной, легкой и пищевой отраслях.

С целью дополнительного  стимулирования процесса привлечения  инвестиций и создания производств, ориентированных на экспорт, на территориях СЭЗ предусмотрен специальный льготный режим налого-обложения. Для резидентов установлен ограниченный перечень налогов и неналоговых платежей, подлежащих уплате. По основным налогам действуют льготные ставки.

На резидентов СЭЗ распространяются гарантии прав инвесторов и защиты инвестиций, предусмотренные  законодательством об инвестицион-ной деятельности.

Основные  преференции в СЭЗ:

  • освобождение прибыли резидентов СЭЗ, полученной от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства от налога на прибыль в течение 5 лет с даты объявления ими прибыли, а после истечения указанного срока – резидент СЭЗ уплачивает налог на прибыль по ставке, уменьшенной на 50 процентов. При этом уменьшенная ставка не может быть больше 12 процентов;
  • обороты по реализации резидентами СЭЗ на территории Республики Беларусь товаров собственного производства, которые произведены ими на территории СЭЗ и являются импортозамещающими в соответствии с перечнем импортозамещающих товаров облагаются налогом на добавленную стоимость по ставке в размере 10 процентов. Эта ставка налога на добавленную стоимость применяется в отношении товаров, отгруженных с 1 января 2011 года.
  • освобождаются от налога на недвижимость по зданиям и сооружениям (в том числе сверхнормативного незавершенного строитель-ства), расположенным на территории соответствующих СЭЗ, независимо от направления их использования.
  • освобождены от государственной пошлины за выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства специальных разрешений на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь (применяется с 01.01.2012 для резидентов СЭЗ, зарегистрированных с 01.01.2012, и с 01.01.2017 для резидентов СЭЗ, зарегистрированных до 01.01.2012);
  • освобождены от земельного налога земельные участки в границах СЭЗ, предоставленные резидентам СЭЗ, зарегистрированным в качестве таковых с 1 января 2012 года, для строительства объектов - на период проектирования и строительства этих объектов, но не более пяти лет с даты указанной регистрации. Резиденты СЭЗ, зарегистрированные в качестве таковых до 1 января 2012 года, вправе применять указанную льготу в период проектирования и строительства объектов, для строительства которых предоставлены земельные участки, но не ранее чем с 1 января 2017 года и не более пяти лет с указанной даты;
  • финансирование расходов на создание инженерной и транспортной инфраструктуры, требуемой для реализации инвестиционного проекта резидента СЭЗ с заявленным объемом инвестиций в размере, эквивалентном сумме более 10 млн. евро, осуществляется за счет средств, предусматриваемых в Государственной инвестиционной программе и местных бюджетах на очередной финансовый год для соответствующей СЭЗ, в первоочередном порядке.

Особенности налогообложения в СЭЗ не распространяются на:

  • общественное питание, деятельность в сфере игорного бизнеса, деятельность по организации и проведению электронных интерактивных игр, торговую и торгово-закупочную деятельность, операции с ценными бумагами;
  • реализацию товаров (работ, услуг), производство (выполнение, оказание) которых осуществляется полностью или частично с использова-нием основных средств, находящихся в собственности или ином вещном праве резидента СЭЗ, и (или) труда работников резидента СЭЗ вне ее территории;
  • банки и страховые организации.

В свободных  экономических зонах постепенно наращиваются объемы производства, растет выручка от реализации товаров, работ  и услуг. Так,           в 2010 году эта выручка приблизилась к 10,7 трлн. рублей, в 1,44 раза превысив показатель 2009 года. При этом доля реализации продукции собственного производства составила  81%. За пределы страны ее поставлено 51,3%. В специальном правовом режиме реализовано 74,6% продукции собственного производства, в том числе на экспорт – 65,2%, на внутреннем рынке импортозамещающей продукции – 33,6%, поставлено другим резидентам СЭЗ 1,2%.

За 2010 год  экспортировано товаров в стоимостном  выражении на   1560,4 млн. долларов. США или в 1,33 раза больше, чем за 2009 год.

Следует отметить, что за 2006-2010 годы на финансирование развития инфраструктуры СЭЗ и содержание администраций было выделено из республиканского бюджета около 152 млрд. рублей. Вместе с тем, только за 2010 год резиденты СЭЗ уплатили в бюджет налогов, сборов и других отчислений на 890,5 млрд. рублей. Эта сумма в 1,4 раза больше, чем в 2009 году.

По состоянию  на 1 января 2011 года резидентами СЭЗ  привлечено иностранных инвестиций на сумму 374,6 млн. долларов. США. Крупнейшие зарубежные инвесторы – организации из 11 государств, на которые приходится 85,9% общего объема привлеченных вложений. Среди стран лидируют: Германия – 18,1%, Соединенное Королевство – 16,8%, Кипр – 12%, Россия – 6,4%, Польша – 6%, Австрия – 5,5%,  США – 4,8%, Виргинские острова, Британские – 4,48%, Нидерланды – 4,43%, Иран – 3,9%, Китай – 6% [10, c.20].

В связи с  тем, что более 90% резидентов СЭЗ  производят промышленную продукцию, сравнение  основных показателей проводятся с  показателями промышленности республики (см. таблицу 1) [8, c.26]. Данные свидетельствуют, что производство товарной продукции на одного занятого  в СЭЗ на 0,8% больше; инвестиции – на 6,2%, что является явно недостаточным преимуществом при наличии значительных льгот; прибыль – на 36,9%, экспорт – в 5,6 раза. Средняя заработная плата значительно меньше, чем в целом по промышленности – 83,9%.

Информация о работе Направления повышения эффективности свободных экономических зон в Республике Беларусь