Направления развития методов сбалансированности и перспектива сокращения дефицита федерального бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 11:14, курсовая работа

Краткое описание

В России вопросы сбалансированности бюджета стали более насущными, на мой взгляд, именно после кризиса ”съевшего” все сбережения Стабилизационного фонда, и оставившего страну без ”подушки безопасности” и с дефицитом бюджета. Появилась необходимость анализа сложившейся ситуации, поскольку вероятность повторения кризиса всегда возможна, и необходимо выработать меры по смягчению последствий на экономику не только за счет накопленных государством средств. Поскольку эти средства могли стать капитальными вложениями в экономику страны, некоторые экономисты склонны думать, что политика предыдущих лет, основанная на накоплении, была неверной, и требует изменения.

Содержание

Введение ………………………..
1. Теоретические и нормативно-правовые основы федерального
бюджета …………………………
1.1.Понятие и сущность федерального бюджета ………………
1.2. Формирование доходов федерального бюджета ……………..
1.3. Расходы федерального бюджета …………………..
2. Проблема сбалансированности бюджета ………………….
2.1. Принципы сбалансированности …………………
2.2. Методы сбалансированности при профиците бюджета ……………
2.3. Методы сбалансированности при дефиците бюджета ………….
3. Направления развития методов сбалансированности и перспектива сокращения дефицита федерального бюджета ………………..
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

курсач 2011-защита.doc

— 209.00 Кб (Скачать файл)

      увеличить расходы бюджета, в том числе за счет передачи части доходов бюджетам других уровней.

Если проводить перечисление меры нецелесообразно, следует сократить налоговые доходы бюджета путем внесения изменений и дополнений в налоговое законодательство РФ.

Если профицит бюджета обнаружится в процессе исполнения бюджета, то и здесь его наличие не может быть оценено однозначно положительно.

Профицит бюджета, возникающий в результате более экономного и эффективного использования бюджетных средств при 100% -ном финансировании предусмотренных по бюджету расходов, - явление положительное.

Однако, если более высокие доходы бюджета были получены лишь в результате выгодно сложившейся экономической конъюнктуры, явились следствием экономии, бума или недофинансирования расходов и тому подобное, то положительно оценивать профицит бюджета нет оснований. Но какой бы ни была причина образования профицита бюджета, необходимо принять меры к сохранению бюджетных средств, не предназначенных для расходования в рамках утвержденного бюджета. Как правило, средства, полученные при профиците бюджета, направляются на пополнение резервов, на дополнительное погашение долговых обязательств, на покрытие расходов, предусматриваемых в бюджете на очередной финансовый год.

 

2.3. Методы сбалансированности при дефиците бюджета

Бюджетный дефицит не относится к числу финансовых явлений, носящих чрезвычайный характер. Он встречается в бюджетах многих государств, причем причинами его образования могут выступать:

      рост государственных расходов в связи с необходимостью структурной перестройки экономики и увеличением инвестиций;

      чрезвычайные обстоятельства (крупные стихийные бедствия, войны и т.п.), вызывающие такой рост непредвиденных расходов государства, что на их покрытие не хватает обычных резервов и приходится прибегать к источникам особого рода;

      кризисные явления в экономике, ее развал, неэффективность финансовой системы, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране.

Бюджетный дефицит, вызванный ростом бюджетных инвестиций, - явление положительное и с экономической точки зрения оправданное, поскольку используемые для этих целей государственные займы в определенных пределах позволяют более равномерно распределять налоговое бремя во времени.

Исключая чрезвычайные обстоятельства, бюджетный дефицит, вызванный ростом текущих расходов в результате кризисных явлений в экономике, неэффективным функционированием финансовой системы, - явление негативное. В этом случае государство должно принимать жесткие меры, направленные на устранение возникших явлений и сокращение дефицита бюджета, чтобы не произошло нарастание государственного долга со всеми вытекающими из этого отрицательными социально-экономическими последствиями.

В статье 92 Бюджетного кодекса РФ указаны некоторые ограничения дефицита федерального бюджета, а именно:

1.      Дефицит федерального бюджета, утвержденный федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, не может превышать размер ненефтегазового дефицита федерального бюджета.

2.      Кредиты Центрального банка Российской Федерации, а также приобретение Центральным банком Российской Федерации государственных ценных бумаг Российской Федерации при их размещении не могут быть источниками финансирования дефицита бюджета.[7]

В пояснение к первому пункту ст.92, в ст. 96.6. объясняется что относится к нефтегазовым доходам федерального бюджета:

К нефтегазовым доходам федерального бюджета относятся доходы федерального бюджета от уплаты:

      налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья, газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья);

      вывозных таможенных пошлин на нефть сырую;

      вывозных таможенных пошлин на газ природный;

      вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти.

Затем в ст. 96.7 объясняется, что именно подразумевается под ненефтегазовым дефицитом федерального бюджета:

1. Ненефтегазовый дефицит федерального бюджета представляет собой разницу между объемом доходов федерального бюджета без учета нефтегазовых доходов федерального бюджета и доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния и общим объемом расходов федерального бюджета в соответствующем финансовом году.

2. Ненефтегазовый дефицит федерального бюджета не может превышать 4,7 процента прогнозируемого в соответствующем финансовом году валового внутреннего продукта, указанного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

В мировой практике считается, что если дефицита бюджета составляет 3% от ВВП и если государственный долг не превышает ½ ВВП, то государство контролирует положение экономики.

Источники финансирования дефицита федерального бюджета изложены в статье 94 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
1. В состав источников внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета включаются:

      разница между средствами, поступившими от размещения государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации, и средствами, направленными на их погашение;

      разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в валюте Российской Федерации бюджетными кредитами, предоставленными федеральному бюджету другими бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

      разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в валюте Российской Федерации кредитами кредитных организаций;

      разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в валюте Российской Федерации кредитами международных финансовых организаций;

      изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета в течение соответствующего финансового года;

      иные источники внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета.

В состав иных источников внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета включаются:

      поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности Российской Федерации;

      поступления от реализации государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, уменьшенные на размер выплат на их приобретение;

      курсовая разница по средствам федерального бюджета;

      объем средств, направляемых на исполнение государственных гарантий Российской Федерации в валюте Российской Федерации, в случае, если исполнение гарантом государственных гарантий Российской Федерации ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу либо обусловлено уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу;

      разница между средствами, полученными от возврата предоставленных из федерального бюджета юридическим лицам бюджетных кредитов, и суммой предоставленных из федерального бюджета юридическим лицам бюджетных кредитов в валюте Российской Федерации;

      разница между средствами, полученными от возврата предоставленных из федерального бюджета другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации бюджетных кредитов, и суммой предоставленных из федерального бюджета другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации бюджетных кредитов в валюте Российской Федерации;

      разница между суммой средств, полученных от возврата бюджетных кредитов за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований), предоставленных внутри страны, и суммой предоставленных внутри страны бюджетных кредитов за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований);

      разница между суммой средств, полученных от возврата предоставленных внутри страны прочих бюджетных кредитов (ссуд), и суммой предоставленных внутри страны прочих бюджетных кредитов;

      прочие источники внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета.

2.В состав источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета включаются:

      разница между средствами, поступившими от размещения государственных займов, которые осуществляются путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации и номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, и средствами, направленными на их погашение;

      разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в иностранной валюте кредитами иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), с учетом средств, перечисленных из федерального бюджета российским поставщикам товаров и (или) услуг на экспорт в счет погашения государственного внешнего долга Российской Федерации, международных финансовых организаций, иных субъектов международного права и иностранных юридических лиц;

      разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в иностранной валюте кредитами кредитных организаций.

В состав иных источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета включаются:

      объем средств, направляемых на исполнение государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте, в случае, если исполнение гарантом государственных гарантий Российской Федерации ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу либо обусловлено уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу;

      разница между средствами, поступившими в федеральный бюджет в погашение основного долга иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией, и средствами, направленными на предоставление государственных финансовых и государственных экспортных кредитов;

      прочие источники внешнего финансирования дефицита федерального бюджета.

3.      Утвержденный федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период общий объем источников финансирования дефицита федерального бюджета, не связанных с использованием средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, не может превышать 1 процент прогнозируемого валового внутреннего продукта, указанного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Указанное ограничение может быть превышено на сумму бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации, не использованных в отчетном финансовом году.

До 1 января 2008 года в России существовал Стабилизационный фонд, средства которого частично были потрачены на ликвидацию последствий кризиса. Стабилизационный фонд являлся частью механизма в формировании доходов федерального бюджета РФ. Он аккумулировал поступления средств вывозной таможенной пошлины на нефть и налога на добычу полезных ископаемых (в частности нефть и нефтепродукты). Управление средствами Фонда вело Министерство финансов Российской Федерации, в свою очередь, порядок управления определялся Правительством Российской Федерации. После указанной даты Стабфонд был упразднен, а средства теперь зачисляются в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. Средства Резервного фонда предназначены для финансирования дефицита бюджета, а также могут использоваться для досрочного погашения государственного внешнего долга Российской Федерации. Средства ФНС обеспечивают софинансирование добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации, а также для обеспечивают сбалансированность (покрытие дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

 

3. Направления развития методов сбалансированности и перспектива сокращения дефицита федерального бюджета

 

В заключительной главе своей работы хотелось бы показать общие тенденции развития бюджетного процесса в России, который непосредственно влияет на сбалансированность бюджета, а также выделить некоторые изменения, связанные с необходимостью сокращения дефицита федерального бюджета.

Поскольку на сбалансированность бюджета влияют два основных фактора: доходы и расходы бюджета, то и направления развития методов сбалансированности и борьбы с дефицитом бюджета необходимо рассматривать с двух позиций: повышение эффективности государственных расходов и увеличение доходной части бюджета.

С целью повышения результативности бюджетных расходов Правительство Российской Федерации своим постановлением одобрило Концепцию реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 гг. Ядром новой организации бюджетного процесса должна стать широко применяемая в мире концепция (модель) ”бюджетирования, ориентированного на результаты в рамках среднесрочного финансового планирования” (БОР). Ее суть – распределение бюджетных ресурсов между администраторами бюджетных средств и (или) реализуемыми ими бюджетными программами с учетом или в прямой зависимости от достижения конкретных результатов (предоставления услуг) в соответствии со среднесрочными приоритетами социально-экономической политики и в пределах прогнозируемых на долгосрочную перспективу объемов бюджетных ресурсов.

Также хотелось бы отметить, что с 2000-х годов федеральный бюджет России был профицитным, ”излишки” накапливались в Стабилизационном фонде, пока Россию не коснулся мировой финансовый кризис. С 2008 года Стабфонд был преобразован в ФНБ и Резервный фонд. В 2009г. большая часть средств из Резервного фонда ушла на покрытие дефицита бюджета. Для сохранения бюджетных резервов в форме средств Фонда национального благосостояния в 2010-2012гг. повышается доля государственных заимствований в финансировании дефицита федерального бюджета. В 2009г. на срок до 1 января 2013г. приостановлена норма Бюджетного кодекса Российской Федерации, ограничивающая общий объем иных источников финансирования дефицита федерального бюджета одним процентом прогнозируемого ВВП. Начиная с 2010г. страна находится на рынке внешних заимствований.

В федеральном законе ”О федеральном бюджете на 2011 и плановый период 2012 и 2013 годов”, определены цифры дефицита федерального бюджета на 2011-2013 гг. В 2011 году дефицит составит 1814 млрд. руб. (3,6% ВВП), в 2012 г. – 1734,5 млрд. руб. (3,1% ВВП), 2013г. – 1795,7 млрд. руб. (2,9% ВВП). Эти данные можно сравнить с данными предыдущих лет показанных в таблице №1. Начиная с 2010 года, федеральный бюджет стал дефицитным. Заметим, что в 2013 году прогнозируется снижение дефицита на 24,5% по сравнению с 2010 годом, но по заявлениям правительства уже к 2015 году бюджет будет бездефицитным, а учитывая, что темпы сокращения дефицита бюджета колеблются в районе 3-5 % в год, то становится понятным, что к 2015 году бюджет не станет бездефицитным.

Информация о работе Направления развития методов сбалансированности и перспектива сокращения дефицита федерального бюджета