Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 11:14, курсовая работа
В России вопросы сбалансированности бюджета стали более насущными, на мой взгляд, именно после кризиса ”съевшего” все сбережения Стабилизационного фонда, и оставившего страну без ”подушки безопасности” и с дефицитом бюджета. Появилась необходимость анализа сложившейся ситуации, поскольку вероятность повторения кризиса всегда возможна, и необходимо выработать меры по смягчению последствий на экономику не только за счет накопленных государством средств. Поскольку эти средства могли стать капитальными вложениями в экономику страны, некоторые экономисты склонны думать, что политика предыдущих лет, основанная на накоплении, была неверной, и требует изменения.
Введение ………………………..
1. Теоретические и нормативно-правовые основы федерального
бюджета …………………………
1.1.Понятие и сущность федерального бюджета ………………
1.2. Формирование доходов федерального бюджета ……………..
1.3. Расходы федерального бюджета …………………..
2. Проблема сбалансированности бюджета ………………….
2.1. Принципы сбалансированности …………………
2.2. Методы сбалансированности при профиците бюджета ……………
2.3. Методы сбалансированности при дефиците бюджета ………….
3. Направления развития методов сбалансированности и перспектива сокращения дефицита федерального бюджета ………………..
Заключение
Таблица 1. Динамика доходов и расходов федерального бюджета России | ||||||||||
в млрд.руб. | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 |
доходы | 3428,9 | 5127,2 | 6276,3 | 7779,1 | 9275,9 | 6956,9 | 7874,9 | 8844,5 | 9503,4 | 10379,8 |
расходы | 2698,9 | 3514,3 | 4281,3 | 5983,0 | 7570,9 | 9917,8 | 10256,4 | 10658,5 | 11237,9 | 12175,5 |
профицит, дефицит (-) | 730,0 | 1621,8 | 1995,0 | 1796,1 | 1705,0 | -2960,9 | -2381,5 | -1814,0 | -1734,5 | -1795,7 |
Для покрытия дефицита бюджета государству потребуются привлечения внешних и внутренних заимствований, крайний предел которых установлен в законе.
Основным источником покрытия дефицита федерального бюджета в 2011-2013 годах будет являться выпуск государственных ценных бумаг на внутреннем рынке. Объемы чистых внутренних заимствований по прогнозу будут превышать 1 трлн. рублей в год.[8]
Помимо заимствований для покрытия дефицита бюджета введены изменения в налоговом законодательстве. В 2010г. ЕСН был заменен страховыми взносами в Пенсионный фонд, ФСС, ФОМС. В первый год работы взносов общая выплачиваемая работодателями сумма равнялась 26 процентам (в ПФ 20%, в ФСС 2,9%, ФФОМС – 1,1%, ТФОМС – 2%). С 2011г. идет повышение ставок взносов до 34 процентов. Но в марте этого года президент Дмитрий Медведев поручил разработать вариант возврата к прежней ставке. И с целью поддержания поступлений в бюджет, выдвигается идея о замене снижения до 26% ставки страховых взносов (сейчас 34%) повышением до 24% налога на прибыль (сейчас 20%).
С 2015г. отменяются все льготы, все страхователи будут уплачивать взносы по одинаковым ставкам. Доля поступлений в Пенсионный фонд за счет таких структурных изменений должна увеличиться.
Планируется создание эффективной системы налогообложения недвижимости, Введение налога на недвижимость взамен действующих земельного налога и налога на имущества физических лиц увеличение налога на имущество и увеличение земельного налога.
По оценке Минфина России, если российская экономика в ближайшее десятилетие будет расти на 4%, а дефицит федерального бюджета будет поддерживаться на уровне 3%, то к 2020 году государственный долг достигнет 33% к ВВП против нынешних 10% ВВП. При этом процентные расходы федерального бюджета вырастут до 3-4% к ВВП при ставках заимствования 6-8%.
Сокращение дефицита федерального бюджета частично может быть обеспечено за счет увеличения доходной базы. По прогнозу Минфина России, запланированные изменения в налоговом и таможенном законодательстве Российской Федерации приведут к увеличению доходов федерального бюджета в 2011 г. на 0,5% к ВВП, в 2012 г. - на 0,8% к ВВП, в 2013 г. – на 1,1% к ВВП.
В качестве одного из неинфляционных источников покрытия дефицита бюджета в 2011-2013 гг. можно рассматривать средства от приватизации имущества, находящегося в федеральной собственности (в объеме 298 млрд. рублей в 2011 году, 276 млрд. рублей – в 2012 году и 309 млрд. рублей в 2013 году). Успешное проведение приватизации позволит снизить объем заимствований на внутреннем долговом рынке и в дальнейшем уменьшит процентную нагрузку.
Заключение
В заключение хотелось бы сделать некоторые выводы из всего выше изложенного.
Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий. Бюджет является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.
Наиболее удачный вариант государственного бюджета – это бездефицитный бюджет, однако, на практике добиться сбалансированности бюджета не всегда удается. В результате возникает такое явление, как бюджетный дефицит, что в свою очередь приводит к появлению государственного долга.
Бюджетный дефицит является неоднозначным экономическим явлением и поэтому прежде чем решиться на политику, направленную на дефицитность бюджета, следует очень четко определить задачи и цели, которые преследуются данной политикой. Ни законодательная, ни исполнительная власть не обладает полным контролем над величиной бюджетного дефицита. Реальная величина бюджетного дефицита или избытка изменяется как под влиянием фискальной политики, так и под влиянием экономической ситуации в стране.
Проблема дефицитного бюджета не является столь смертельной для экономики страны, так как на современном этапе в мировой практике нет, почти ни одного государства, не столкнувшегося с дефицитом бюджета. Многие процветающие страны сталкиваются с этой проблемой, однако, она не влияет кардинально на экономическую ситуацию страны в целом. Для выполнения бюджета следует повысить контроль за сборами доходов в полном объеме, а также провести необходимые экономические реформы, особенно налоговую.
Когда доходы бюджета становятся больше расходов, это превышение называется профицитом бюджета или положительным сальдо бюджета. Бюджетный дефицит (отрицательное сальдо) существует при превышении расходов над доходами.
Сбалансированность бюджета – один из основополагающих принципов формирования и исполнения бюджета, состоящий в количественном соответствии (равновесии) бюджетных расходов источникам их финансирования. В России принцип сбалансированности бюджета определен в Бюджетном кодексе в качестве одного из основных принципов построения бюджетной системы.
Основными элементами, с помощью которых государство выравнивает федеральный бюджет, являются налоги, займы и эмиссия денег.
Первоначально при возникновении дефицита бюджета появляется мысль об усилении налогового бремени, но в тех случаях, когда повышение налоговой нагрузки на экономику становится неэффективным и даже невозможным, а социально-экономические условия страны требуют финансовой поддержки, то появляется необходимость государственного займа.
С помощью государственных займов правительства привлекают в государственный бюджет дополнительные финансовые ресурсы из временно свободных внутри своей страны, перераспределяя национальный доход между территориями, отраслями и секторами экономики – внутренние государственные займы; а также перераспределяя национальные доходы между странами – внешние займы.
Эффективность такого перераспределения средств зависит от того на какие цели берется заем. Если он будет направлен на финансирование реального сектора экономики, т.е. инвестиции, это позволит государству увеличить национальный доход страны и впоследствии вернуть долг и уплатить по нему проценты. Если же он будет использован на потребление, то в дальнейшем вновь возникнет необходимость прибегать к займам, поскольку не будет средств выплатить долг и уплатить проценты.
В чрезвычайных условиях, когда государство не может увеличить ни налоговые доходы, ни займы, оно прибегает к третьему механизму получения доходов в государственный бюджет – эмиссия бумажных денег. Этот метод имеет множество самых тяжелых последствий для экономики страны, начиная инфляцией и заканчивая общей социальной нестабильностью в стране. Поэтому страны с развитой экономикой не прибегают к этому методу, заменяя его займами.
Список использованной литературы и ресурсов Интернет
Нормативные акты
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. – Москва: Проспект, КноРус, 2010. – 288 с.
2. Федеральный закон от 13 декабря 2010 г. № 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов".
3. Основные направления бюджетной политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов.
Учебники
1. Подъяблонская Л.М., Государственные и муниципальные финансы. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 559 с.
2. Поляк Г.Б. Финансы. – М.: ЮНИТА-ДАНА, 2007. – 703 с.
3. Парыгина Е.В. Бюджетная система РФ. - М., Феникс, 2008. - 544 с.
4. Романовский М.В. Бюджетная система Российской Федерации. - М., Юрайт, 2006. - 838
5. Сорокина Т.В. "Государственный бюджет".Издательство "Инфра–М", 2004г. 289с.
6. Якобсон Л. И. Экономика общественного сектора: Основы теории государственных финансов: учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 2006 г. с. 319
Публикации периодической печати
1. Хадонов Е.Е. О путях устранения дефицита бюджета России // Финансы 2009, № 4, с.38-40.
2. Павлова А.А. Источники формирования бюджетного дефицита: проблемы и тенденции // Экономист 2008, № 3, с.40.
3. Илларионов А.М. Теория "денежного дефицита" как отражение платежного кризиса в российской экономике // Вопросы экономики 2008, № 10, с.18.
Ресурсы Интернета
1. Федеральный закон от 13 декабря 2010 г. № 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов", www.minfin.ru
2. Основные направления бюджетной политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов, www.minfin.ru
4. Екатерина Шохина ” Бюджет на проверку”, www.expert.ru
В марте президент Дмитрий Медведев поручил разработать вариант возврата к прежней ставке (было 26%, сейчас — 34%). К 1 июня правительство должно согласовать способ снижения ставки. Но решение выработать не удалось, и между правительством и Кремлем возник спор. Правительство хотело бы уменьшить ставки взносов только для неторгового малого бизнеса с 2012 г. до 16-18% и отложить решение по общей ставке на год, чтобы пересчитать пенсионную формулу. Президент настаивал на снижении ставки до прежнего уровня для всех групп плательщиков. Совещание о страховых взносах у президента должно пройти на этой неделе. Представитель администрации это подтвердил. Одна из идей, которая обсуждается, — повысить налог на прибыль на 4 процентных пункта, т. е. вернуть его на докризисную ставку — 24%, рассказывают два участника обсуждения. Эту идею предлагает помощник президента Аркадий Дворкович, рассказывает один из них. Дворкович не стал комментировать «Ведомостям» возможность увеличения налога на прибыль. Сейчас ставка налога на прибыль — 20% (18% — в региональные бюджеты, 2% — в федеральный). Налог на прибыль был снижен на те самые 4 пункта в 2009 г. — это была антикризисная мера. Минэкономразвития и Минфин категорически против повышения налога на прибыль, рассказывают сотрудники этих ведомств. Рокировка не имеет смысла, считает чиновник Минфина: для одних групп налогоплательщиков нагрузка будет снижена, для других — повышена. Минздравсоцразвития согласно с любым компромиссом, но предупреждает: серьезные изменения взносов приведут к изменению в пенсионном обеспечении, обязательном медицинском и социальном страховании, рассказывает еще один участник обсуждения. Снижение ставки взносов до прежнего уровня приведет к выпадению доходов бюджета в размере 1,8% ВВП, а увеличение налога на прибыль на 4 процентных пункта даст только 1%, подсчитал Владимир Назаров из Института Гайдара, но предупредил, что это очень грубая оценка. Снижение взносов приводит к увеличению базы по прибыли, НДФЛ и снижению расходов государства на зарплаты бюджетникам, продолжает Назаров, поэтому можно говорить об адекватной замене снижения до 26% ставки страховых взносов повышением до 24% налога на прибыль. От такой замены выиграют отрасли, где прибыль низка, а доля затрат на труд высока, рассуждает Назаров, а проиграют сырьевые отрасли. Для технологического сектора размен выгоден, зарплата — большая часть издержек, говорит президент IBS Group Анатолий Карачинский. Повышение налога на прибыль — барьер для ее реинвестирования, считает председатель совета директоров группы «Каскол» Сергей Недорослев, но для высокотехнологичных несырьевых компаний лучше больше заплатить с прибыли, чем с зарплат. К тому же капитализация компании в меньшей степени зависит от прибыли и в большей — от EBITDA, полагает Недорослев, а она снижается из-за высокой нагрузки на зарплаты. Назаров думает, что повышение налога на прибыль — не лучший вариант компенсации выпадающих доходов: поступления от него неустойчивы, корпорации давно научились уходить от этого налога через трансфертные цены. Не стоит трогать универсальные налоги — на прибыль и НДС, это удар по публичным прозрачным компаниям, а для тех, кто в тени, — повод там и оставаться, согласен совладелец ГК «Виктория» Николай Власенко. Сейчас страны конкурируют друг с другом через налог на прибыль, снижая его, полагает Назаров: Великобритания и Германия в последние три года снизили этот налог. Если и увеличивать нагрузку, то на сырьевые отрасли, а также через акцизы — на вредные товары, говорит Антон Данилов-Данильян из «Деловой России», но в целом следует не налоги повышать, а госрасходы сокращать. «Нужно считать налоговое бремя в целом, нелогично одной рукой давать, другой — забирать, это вариант выбора между гильотиной и повешением», — считает Власенко. Правильная мера, уверен Александр Федоров, владелец «Дикой орхидеи» (производит и продает белье): страховые взносы сейчас очень высокие и не позволяют адекватно развивать бизнес, а налог на прибыль уплачивается по достижении результата, его повышение выглядит верным.